Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на 130 вопросов по дисциплине "Философия".
6) наличие развитого
7) верховенство и прямое
8) установление в законе и
осуществление на деле
9) правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было.
На основе естественно-правового подхода творец теории правового государства Иммануил Кант сформулировал ряд постулатов.
1) каждое лицо является
2) существует некий закон, не
связанный ни с какими
3) о праве речь идет только
тогда, когда индивиды могут
свободно следовать
4) необходима реальная сила, которая
бы обеспечивала проведение
5) право мыслилось Кантом как:
а) естественное, представляющее собой совокупность априорных аксиом (очевидных истин);
б) положительное, составляющее законодательную волю;
в) справедливое, которое напоминает моральные нормы, не обеспеченные законом.
Государство следует естественному праву и вместе со всеми выполняет общеобязательные законы.
6) в установлении верховного
правопорядка участвует народ.
В конституции выражается его
воля. Кант вслед за Руссо
7) реализация категорического
75. «Проект вечного мира» И. Канта.
Сочинение Канта «К вечному миру» начинается с горькой иронии, содержащейся в названии трактата. «Вечный мир» в немецком языке тождествен «вечному покою». Поэтому Кант справедливо замечает, что если человечество не заключит договор о вечном мире, то этот мир все равно настанет – но уже на всеобщем кладбище человечества. Вследствие этого основной принцип мирного мирового устройства, по Канту, должен быть выражен в суждении: «Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основа новой войны»[6].
Действительно, если мирный договор является всего лишь перемирием, то как он может устранить те противоречия, из-за которых разгорелся конфликт? А ведь бывает так, что мирный договор не только не разрешает старые противоречия, но еще создает и новые, как это было в случае Версальского мирного договора.
Это положение кантовского трактата вытекает из общей парадигмы всей его морально-правовой философии, согласно которой нормы морали и права должны быть признаны значимыми не только потому и тогда, когда они отвечают чьим-либо прагматическим интересам, но просто в силу абсолютности и безусловности их требований. Этим мораль как раз и отличается от неморали.
Еще одним немаловажным отличием мира будущего, в котором, будем надеяться, воцарится все-таки вечный мир, а не вечный покой, является устранение постоянных армий. Ведь наличие постоянно боеготовых соединений оправдано только в том случае, если не знаешь, что ждать от соседа.
Ведь если предположить, что будет установлено такое соглашение между государствами, которое предоставит возможность доверять соседям, то какой тогда смысл тратить огромные средства не на развитие гражданской инфраструктуры, медицины, образования и науки, а на дорогостоящие оборонные НИОКР? К тому же, как известно, если ружье висит на стене, оно обязательно выстрелит. Само наличие оружия, желание его показать, продемонстрировать силу, может спровоцировать конфликт или катастрофу, как это было в случае бомбардировок Токио, Хиросимы и Нагасаки в 1945-м.
Кант, конечно, не предлагает тут же разоружаться и расформировывать войска. Этот процесс должен быть максимально осторожным и сбалансированным со всех точек зрения, иначе не избежать новых конфликтов. Однако, по мнению Канта, «нанимать людей, для того чтобы они убивали или были убиты, – значит использовать их как простые машины или орудия в руках другого (государства), а это несовместимо с правами человека, присущими каждому из нас»[7].
Это также несовместимо и со вторым
практическим принципом категорического
императива Канта, согласно которому запрещается
рассматривать человека только как
средство и этому запрету
Вообще все три практических
принципа категорического императива
Канта, вкупе с его учением
о вечном мире, служат своеобразной
универсальной основой, на базе которой
можно сформулировать понятие справедливости
и справедливого общества. Справедливость,
по Канту, это прежде всего такое
гражданско-правовое состояние общества,
в котором все законы установлены
в соответствии с универсальным
и всеобщим понятием о личности,
свободе и достоинстве
Иными словами, эти законы должны быть проверены на совместимость неотъемлимым естественными правам личности путем процедуры универсализации. Справедливость означает как раз такое равенство, при котором возможна реализация всех трех практических принципов категорического императива:
– первого практического принципа категорического императива: «поступай всегда согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;
– второго практического принципа категорического императива: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели»;
– третий практический принцип категорического
императива: «принцип воли каждого
человека как воли, всеми своими
максимами устанавливающий
То же самое относится, по-видимому,
и к международному праву. Здесь
категорический императив играет центральную
роль, однако фигурирует уже под
названием «формального принципа свободы».
Из этого принципа вытекает следующее
положение трактата, в котором
постулируется, что вечный мир возможен
только между государствами
Таким образом, Кант провозглашет одну весьма понятную и простую истину: вечный мир между государствами возможен только в том случае, если эти государства, во-первых, приобретут вид правовых государств и, во-вторых, если будет установлена легитимная общепланетарная властная инстанция. «Покуда ее нет, – пишет Э.Ю. Соловьев, – все рассуждения о вечном мире рискуют остаться всего лишь благонамеренными разговорами, а мирные договора – всего лишь соглашениями о перемириях».
Мир, как мы видим в последнее время, скрипя, но все-таки движется в направлении, указанном ему Канту. Однако это движение осуществляется пока исключительно на основе чисто прагматической парадигмы – «война – это вредно и дорого». Реформа ООН, возможно, поможет укрепить глобальную стабильность и мир на Земле, имея в качестве своей предпосылки именно эту парадигму. Но при этом следует понимать, что пока эта парадигма не исчерпает себя, пока не будет четко осознано, что война не только вредна, но еще и аморальна и нелегальна, вечный мир на земле будет невозможен. Судя по всему, должно пройти еще немало лет и пролиться немало крови, пока возобладает в корне другая – именно кантианская – парадигма.
76. Учение Гегеля о государстве и праве: предмет и метод.
Исходным методологическим принципом
его доктрины являлось положение
о том, что истинное (абсолютное)
знание может быть достигнуто лишь
в рамках философской системы, раскрывающей
содержание всех своих категорий
и понятий в их логической взаимосвязи.
"Истинное действительно только
как система", - подчеркивал философ.
Целостность такой системы
Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала свою совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько" учений.
Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.
"Наука о праве есть часть
философии. Поэтому она должна
развить из понятия идею, представляющую
собой разум предмета, или, что
то же самое, наблюдать
В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и государства как сугубо умозрительные, априорные конструкции разума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тождество субъективного (познавательного) и объективного моментов. "Истиной в философии называется соответствие понятия реальности". Или в другой формулировке: идея есть понятие, адекватное своему предмету.
Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства. "Наше произведение, - писал Гегель в "Философии права", - поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть..."
Свое понимание предмета и метода
философии права Гегель выразил
в знаменитом афоризме, который воспринимался
многими последующими теоретиками
как квинтэссенция его
В политической литературе XIX в. это
суждение Гегеля вызвало прямо противоположные
интерпретации. Представители леворадикальных
течений нередко использовали его
при обосновании идей переустройства
общества на разумных началах, тогда
как идеологи консервативных сил
усмотрели в нем принцип, позволяющий
оправдать существующие порядки. Совершенно
иной смысл вкладывал в это
положение Гегель. Под действительностью
здесь понимается не все существующее
в обществе, а лишь то, что сложилось
закономерно, в силу необходимости.
Действительность, пояснял философ,
"выше существования". В произведениях
Гегеля речь шла о том, что за всеми
исторически преходящими и