Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 22:25, дипломная работа
С момента заключения Федеративного договора, а так же принятия новой Конституции Российской Федерации, которые распространили принцип федерализма на всей территории России, субъекты федерации получили право на собственное законодательство. Это, в свою очередь, привело к значительному расширению законодательной базы конституционного права Российской Федерации, которую в связи с изменившимися условиями требуется теперь тщательно изучать. Отсюда можно сделать вывод об актуальности и значимости рассмотрения проблем конституционного и уставного законодательства субъектов РФ.
Введение. 3
Глава 1 Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации в системе источников права. 5
1.1 Принципы федерализма в Российской Федерации. 5
1.1.1 Общая характеристика и конституционные принципы федерализма в Российской Федерации. 5
1.1.2 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов. 11
1.2 Система источников конституционного права Российской Федерации. 16
1.3 Конституции и уставы субъектов как источник конституционного права. 19
1.4 Структура конституций, уставов субъектов Российской Федерации 23
Глава 2 Содержание Конституций и Уставов. 28
2.1 Институт прав и свобод человека и гражданина в конституционном и уставном законодательстве субъектов Российской Федерации 28
2.2 Основы конституционного строя в учредительных актах субъектов РФ 32
2.3 Система органов государственной власти субъектов РФ 34
2.3.1 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ 34
2.3.2 Органы исполнительной власти субъектов РФ 37
2.3.3 Судебная власть субъектов РФ 41
2.3.4. Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации 45
Глава 3 Конституционная защищенность. 51
3.1 Порядок изменения и внесения поправок в Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации. 51
3.2 Конституционное правосудие в субъектах РФ. 55
3.3 Проблемы становления и развития конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации 59
3.4 Процесс толкования конституций и уставов субъектов РФ 63
Заключение. 68
Список использованных источников и литературы: 73
Теоретический анализ совокупности правовых норм Конституции РФ, относящихся к основам конституционного строя и федеративному устройству России, проведенный А.Б. Каягиным, дает возможность сделать вывод о неделимости государственного суверенитета, и вести речь в этой связи об остаточном государственном суверенитете республик не приходится.11 Суверенитет России не может сочетаться с суверенитетом республик, так как эта категория применима только для независимых государств.
Признание того, что Россия — это исторически общая форма государственного самоопределения всех народностей, провозглашает статья 3 ч. 1 Конституции Российской Федерации («носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»).12 Равным образом государственность субъекта Федерации есть форма самоопределения не только этноса, давшего название республике, автономии, но и всего полиэтнического населения, проживающего на данной территории.13 Таким образом, Конституции и уставы субъектов, развивая идеи, заложенные в Конституции РФ и федеральном законодательстве, закрепляют принцип равноправия и самоопределения народов, населяющих регионы. В них подчеркивается национальный характер государственности.
К примеру, статья 51 Конституция Адыгеи провозглашает, что Республика образована в результате реализации права адыгского народа на самоопределение и исторически сложившейся общности людей, проживающих на ее территории. Статьей 10 признается право возвращения на историческую Родину проживающих за пределами Российской Федерации соотечественников – адыгской диаспоры, уроженцев и их потомков, независимо от их национальной принадлежности.14
Если говорить о принципе единства системы государственной власти, то можно его кратко охарактеризовать, перечислив те положения, которые он предполагает, а именно:
Одним из важнейших принципов любого федеративного государства, который более подробно будет рассмотрен в следующем параграфе дипломной работы, является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов.
Как известно, в Российской Федерации существует сложная трехуровневая система органов публичной власти: во-первых, это федеральный уровень; во-вторых, региональный; а в-третьих, муниципальный. Федерализм предполагает поиск рационального распределения властных полномочий между центром, регионами и муниципалитетами. Правовой базой решения данного вопроса является Конституция РФ, федеральное законодательство, основы законодательства по различным сферам государственной жизнедеятельности, а также региональные конституции и уставы.16
Так же в конституциях и уставах субъектов значительное внимание уделено принципу юридического равенства субъектов Федерации. Данный принцип обычно закрепляется либо в Преамбуле основного регионального закона, либо в его первом разделе (главе).
Юридическое равноправие субъектов Российской Федерации проявляется в равном объеме прав, т.е. каждый субъект может:
Однако равноправие субъектов Российской Федерации проявляется не только в равном объеме прав, но и равной конституционной ответственности.
Юридическое равноправие субъектов Российской Федерации нельзя отождествлять с их фактическим равенством. Все субъекты Федерации существенно отличаются друг от друга, не только по размерам территории и численности населения, но и экономическому потенциалу. Поэтому одной из задач национальной стратегии России обозначено выравнивание экономического уровня субъектов.17
Конституционные принципы российского федерализма представляют собой системное единство. Они органически взаимосвязаны и действуют одновременно, раскрывая свое содержание во взаимодействии федерального, регионального законодательства и правоприменительной техники.
Предметы ведения и полномочия субъектов субъекта Российской Федерации это сфера общественных отношений, которые разрешаются регионами совместно с Федерацией либо ими самостоятельно.
Вопросы разграничения полномочий между Федерацией и регионами являются сложной проблемой. Это связано с тем, что часто субъекты Федерации считают себя суверенными государствами или государственными образованиями с ограниченным суверенитетом (т.е. обладают своей конституцией (уставом), гражданством и т.д.).18
Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектами заложены Конституцией РФ, а именно в главе 3 «Федеративное устройство».
Конституция РФ предусматривает три разных способа регулирования вопросов, которые отнесены к исключительному ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, собственному ведению субъектов Российской Федерации. Однако в законодательстве, правоприменительной практике, конституционной теории отсутствуют четкие критерии разделения названных сфер. Они зачастую пересекаются. К примеру, п. «н» п.1 ст. 72 Конституции РФ относит к сфере совместного ведения установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов власти.19
Предметы ведения и полномочия Федерации являются исключительными. Это означает, во-первых, что Федерация строго ограничена только этими предметами ведения и полномочиями, объем которых не подлежит расширительному толкованию.
Во-вторых, исключительность предметов ведения и полномочий означает, что за исключением этого перечня (и перечня предметов и полномочий совместного ведения) субъекты Федерации могут решать все оставшиеся вопросы.
В-третьих, исключительные предметы ведения и полномочий являются необходимыми и достаточными для нормального существования Федерации.
В-четвертых, предметы ведения и полномочий выражают и одновременно обеспечивают единство правовой системы Федерации.20
Проблема разграничения полномочия полномочий органов государственной власти особенно актуальна для сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»21 исходит из того, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Федерации и субъектов находятся:
Многие субъекты Российской Федерации в своих конституциях и уставах дублируют положения статьи 72 Конституции России. Это, к примеру, республика Бурятия, Удмуртия, Чеченская Республика, а так же Тверская и Томская области.23
По предметам совместного ведения
Федерации и субъектов органами государственной
власти Российской Федерации принимаются
федеральные законы, в соответствие с
которыми органы государственной власти
субъектов осуществляют правовое регулирование
в пределах собственной компетенции, включая
принятие законов и иных нормативно-правовых
актов. С другой стороны федеральные и
региональные органы публичной власти
могут заключить соглашения о взаимном
делегировании полномочий. Однако, делегирование
недопустимо в сфере исключительных полномочий
Российской Федерации и ее субъектов.
К примеру, Федерация не может передать
субъектам право объявлять войну и заключать
мир, решать вопросы оборонной стратегии,
освоения космоса, а субъекты, в свою очередь,
не могут передавать Федерации право утверждать
региональный основной закон и решать
вопросы административно-
В тоже время, субъекты Российской Федерации имеют право опережающего правотворчества по предметам совместного ведения Федерации и субъектов. Это означает, что до принятия федерального закона в конкретной форме регион вправе осуществлять собственное правовое регулирование, которое после принятия соответствующего федерального закона приводится в соответствие с ним и действует в части, не противоречащей федеральному закону. Однако, этот институт не лишен недостатков. Законодательно не определены пределы опережающего правового регулирования субъектов. Несомненно, оно не может затрагивать предметы исключительного ведения Федерации, ущемлять права и свободы личности, нарушать единство экономического пространства, устанавливать нормы, имеющие особое значение для всей Федерации.24
Собственное ведение субъектов Российской Федерации дано в ст. 73 Конституции РФ не в виде перечня, а определено по остаточному признаку.
«Каждый субъект Федерации обладает всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов».25
Данная формулировка означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входит всё то, что не отнесено к ведению Федерации, а также к полномочиям Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральная Конституция не приводит перечень предметов ведения исключительно субъекта Федерации, подобно тому, как это сделано в отношении предметов исключительного ведения Федерации, поскольку объем и разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велики и разнообразны, что перечислить всё, чем они обязаны заниматься и за что они ответственны, практически невозможно. Более того, приведение такого списка не нужно, поскольку субъекты Федерации оказались бы в ряде случаев вынужденными ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.26
Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации четко обозначены региональными основными законами. Таким образом, в исключительном ведении субъектов Федерации находятся:
Информация о работе Конституции и уставы субъектов Российской Федерации