Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:16, дипломная работа
Целью настоящего исследования является изучение актуальных проблем уголовно-правовой борьбы с наркоманией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать историю развития российского уголовного законодательства, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
2. Выделить международно-правовые акты, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
3. Рассмотреть уголовно-правовую регламентацию, связанную с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в других странах.
4. Привести обзор современного российского уголовного законодательства, призванного бороться с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
5. Провести юридический анализ основных составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ч.1 ст. 228 УК РФ, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ).
6. Раскрыть квалифицирующие признаки составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ч.2 ст. 228 УК РФ, ч.2,3 ст. 228.1 УК РФ).
7. Предложить пути совершенствование российского уголовного законодательства, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Введение 3
Глава 1. Исторические и международно-правовые аспекты развития уголовного законодательства, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. 9
§1. История развития российского уголовного законодательства, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 9
§2. Международно-правовые акты, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 17
§3. Уголовно-правовая регламентация, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в других странах 26
§4. Современное российское уголовное законодательство, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 38
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ, ст. 228.1 УК РФ) 49
§1.Юридический анализ основных составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ч. 1 ст. 228 УК РФ, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ) 49
§2. Квалифицирующие признаки составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ч. 2 ст. 228 УК РФ, ч. 2,3 ст. 228.1 УК РФ) 56
§3. Совершенствование российского уголовного законодательства, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 61
Заключение 79
Список литературы 83
Очень важным фактором увеличения угрозы транзита наркотиков через Польшу являются большие и неконтролируемые пространства, на которых выращивается мак и конопля в некоторых государствах, возникших в результате распада СССР. Их выращивание представляет собой серьезную базу для производства наркотиков, а самая короткая дорога на западноевропейские рынки сбыта пролегает именно через Польшу.
В Польше действующий с 1997 г. закон о противодействии наркомании предусмотрел ответственность за хранение наркотиков (ст. 48). Однако не привлекался к ответственности субъект данного преступления, у которого находились наркотические или психотропные вещества в незначительных количествах для собственного потребления (абз. 400 ст. 48).
Такое регулирование порождало сомнение и опасение. Прежде всего, формулировка «незначительное количество» наркотиков была слишком неопределенной. Как отмечает Ласковска К., на практике это означало, что «полицейский, установивший факт хранения наркотиков, не был уверен в том, имеет он дело с преступлением или нет»32. Он исполнял ряд процессуальных действий, а суд дело прекращал. Надо было приглашать экспертов для решения вопросов о том, является ли обнаруженное количество наркотиков «незначительным» либо норма превышена и лицо полежит уголовной ответственности. Трудности возникали и при доказывании того, предназначен ли обнаруженный наркотик для собственного потребления или нет. Известно, что дилеры, распространяющие наркотики, обычно имеют при себе только одну-две их порции. Поэтому данная норма не облегчала борьбу с торговцами наркотиками.
Одной из основных проблем было доказывание целей, для которых лицо хранит наркотики. В большинстве западных стран был введен критерий количества наркотиков, позволяющий разграничить потребителей от торговцев и производителей. Понятие «незначительное количество» оставляло практике и суду свободу его интерпретации. По моему мнению, лица, хранящие любое количество наркотиков, независимо от того, собираются ли они торговать ими или употреблять их лично, должны быть привлечены к уголовной ответственности. Но вид и размер наказания при этом должны быть индивидуализированы в зависимости от обстоятельств дела. Таким образом, должна быть обеспечена неотвратимость наказания. Допущение исключений в системе наказаний может привести к тому, что эта система будет малопригодной и неэффективной. На практике это может привести к злоупотреблению уголовным законом, произвольному его толкованию и применению.
Ошибочным было и предложение установить «железную» порцию наркотика, предназначенную для собственного потребления наркозависимым, за хранение которой субъект не нес бы ответственности. На самом деле это не такой простой вопрос. Может случиться, что избегнет наказания «акула» торговли, если ему повезет и в момент задержания полиция обнаружит у него только «железную» порцию наркотика, и наоборот.
В месте лишения свободы может оказаться наркоман, который в момент задержания будет иметь при себе больше одной порции, и они предназначены действительно для его собственного потребления. Кроме того, следует отдавать отчет, что преследование мелких обладателей (мелких торговцев) может содействовать установлению крупных. Возможно, именно благодаря этому удастся разорвать узы солидарности между теми и другими.
После года действия закона многие потребовали изменения его норм. Это и произошло в октябре 2000 г33. Было отменено предписание о ненаказуемости за обладание незначительного количества наркотика для собственных нужд. С этого времени хранение любого количества наркотического средства или психотропного вещества является преступлением.
Во Франции незаконный оборот наркотических средств относится к посягательствам на физическую и психическую неприкосновенность человека, поскольку данная группа преступных деяний причиняет вред прежде всего здоровью человека. Понятие наркотиков в УК не раскрывается. Согласно ст. 222-41 наркотиками являются вещества или растения, классифицированные как наркотики в порядке применения ст. L. 627 Кодекса законов о здравоохранении. В указанной статье данного Кодекса речь идет о «ядовитых веществах или растениях, классифицированных в качестве наркотиков регламентами»34.
Законодатель существенно усилил уголовную ответственность за этот вид преступной деятельности. Установлена ответственность за незаконное производство или изготовление, ввоз или вывоз, транспортировку, хранение, предложение, передачу, приобретение и использование наркотиков. Равная ответственность предусмотрена за незаконный оборот наркотиков, совершенный как с целью сбыта, так и без таковой. К примеру, 20 годами лишения свободы и штрафом в размере 7,5 млн евро карается любое независимо от цели незаконное изготовление наркотических средств.
Незаконное употребление наркотиков наказуемо (ст. L. 628 Кодекса законов о здравоохранении) одним годом тюремного заключения и (или) штрафом. Трибунал предписывает конфискацию наркотиков, а также оборудования и любого имущества, прямо или косвенно служившего совершению преступного деяния. Такая конфискация назначается и во всех других случаях незаконного оборота наркотиков. Наличие нормы об ответственности за простое употребление наркотиков вызывает сильное недовольство определенных кругов Франции, которые заявляют о необходимости депенализации употребления «легких» наркотиков. Несмотря на это, Кассационный суд Франции постановил, что лишение права на употребление каннабиса не образует посягательства на свободу открыто выражать свои убеждения, предусмотренную ч. 1 ст. 9 Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (решение Палаты по уголовным делам от 5 февраля 1998 г.). В Кодексе законов о здравоохранении предусмотрена уголовная ответственность и за склонение к употреблению наркотиков или торговле ими.
Наравне с лицами, участвующими в незаконном обороте наркотиков, караются те, кто облегчает каким бы то ни было способом незаконное потребление наркотиков, добывает их посредством фиктивных рецептов или попустительства другого лица либо выдает их по таким рецептам, если ему известен фиктивный характер последних или то, что они получены по попустительству иного лица.
Самостоятельная ответственность установлена на отмывание доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков: за способствование ложной легализации доходов или имущества, принадлежащих лицу, совершившему какое-либо преступное деяние, связанное с незаконным оборотом наркотиков, или за оказание помощи в любой операции по размещению, сокрытию или обращению полученного в результате какого-либо из этих преступных деяний. При этом наказание в виде штрафа может быть увеличено вплоть до половины стоимости имущества или капиталов, в отношении которых производились операции по отмыванию.
Повышенная уголовная ответственность в виде пожизненного заключения и штрафа в размере 7,5 млн евро предусмотрена за руководство группировкой или организацию группировки, имеющей целью производство, изготовление, ввоз, вывоз, транспортировку, хранение, предложение, передачу, приобретение или незаконное употребление наркотиков.
Усилена ответственность тех лиц, которые предлагают или передают наркотики для личного потребления несовершеннолетним лицам в образовательных или воспитательных учреждениях либо в административных зданиях.
Серьезнейшей остается борьба с наркобизнесом в Италии. Закон № 162 от 26 июня 1990 г., вошедший в Единый текст законов о наркотических и психотропных веществах, утвержденный Декретом Президента Республики № 309 от 9 октября 1990 г., специально выделил новый вид преступного сообщества — преступную организацию, созданную для осуществления незаконного оборота наркотических и психотропных веществ35.
Статья 14 Закона № 162 (ст. 74 Единого текста законов о наркотических и психотропных веществах) устанавливает уголовную ответственность, если трое или более лиц объединяются с целью совершения преступлений, связанных с наркотиками. Такими преступлениями являются выращивание, производство, вывоз, очищение, продажа, передача или получение на любом основании, распространение, торговля, закупка, транспортировка, экспорт, импорт, добывание для других лиц, пересылка транзитом, поставка для какой-либо цели без законного разрешения либо незаконное хранение наркотических и психотропных веществ. Лица, которые для совершения перечисленных преступлений учреждают, организуют, управляют или финансируют такую организацию, наказываются лишением свободы на срок не менее 20 лет.
Лицо, которое участвует в такой организации, наказывается лишением свободы на срок не менее 10 лет.
Наказание увеличивается, если количество членов такой организации составляет 10 и более человек либо если среди участников есть лица, пристрастившиеся к потреблению наркотических или психотропных веществ.
Как для любой преступной организации, предусмотренной итальянским законодательством, для организации, созданной в целях совершения преступлений, связанных с наркотиками, выделяется такой квалифицирующий признак, как вооруженность. Организация считается вооруженной, если ее участники имеют в своем распоряжении оружие или взрывчатые вещества, даже если они сокрыты или находятся в специальном хранилище.
Если преступная организация вооружена, то лица, которые учреждают, организуют, управляют или финансируют такую организацию, наказываются лишением свободы на срок не менее 24 лет. Такое же наказание применяется к участникам вооруженной преступной организации, если их количество составляет 10 или более человек либо среди них есть лица, пристрастившиеся к употреблению наркотических или психотропных веществ. Простые участники вооруженной преступной организации, связанной с оборотом наркотиков, наказываются лишением свободы на срок не менее 12 лет36.
Законом № 96-392 от 13 мая 1996 г. была введена уголовная ответственность для тех лиц, которые не могут обосновать источники существования, соответствующие своему образу жизни, при наличии систематических отношений с одним или несколькими лицами, занимающимися какой-либо деятельностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков, либо с несколькими лицами, их употребляющими. Срок тюремного заключения увеличивается, если одно или несколько лиц, указанных выше, являются несовершеннолетними.
Совершение любого преступного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотиков, влечет обязательное назначение физическому лицу периода надежности даже тогда, когда срок тюремного заключения, назначенного судом, меньше 10 лет, что не допускается в других случаях. В Кодексе прямо указывается на наказуемость покушения на совершение любого из проступков рассматриваемой группы (покушение на преступление преследуется в любом случае).
За незаконный оборот наркотиков к уголовной ответственности могут быть привлечены не только физические, но и юридические лица. Для последних предусмотрены огромные штрафы, а также полная ликвидация юридического лица, закрытие любого предприятия или учреждения, открытого для посещения людей и причастного к совершению преступного деяния, конфискация всего или части принадлежащего юридическому лицу имущества и др.
Вместе с тем Кодекс предусматривает возможность смягчения наказания при деятельном раскаянии лица. Так, наказание в виде лишения свободы будет сокращено наполовину, если исполнитель или соучастник указанных деяний, известив административные или судебные органы, «позволил добиться прекращения преступных действий и установить в случае необходимости других виновных» (ст. 222-43). Включение этой компромиссной нормы должно способствовать повышению эффективности борьбы с наркобизнесом, пресечению преступлений и проступков данной группы, а также поиску и привлечению к ответственности виновных лиц.
Своеобразно решена в законодательства проблема противодействия организованной наркопреступности в ведущей стране Евросоюза – в Германии.
Здесь существует норма, по которой есть деликты создания вооруженных групп, преступных и террористических сообществ.
Таких дел очень мало. В год судами рассматривается примерно 10 таких дел, хотя все они, как правило, заканчиваются обвинительным заключением. Эта группа уголовно-правовых запретов затрагивает весьма чувствительную сторону жизни любого общества, находясь в напряженном отношении, с одной стороны, между необходимостью борьбы с терроризмом и с тем, что по господствующему мнению именуют организованной преступностью, а с другой — с необходимостью охраны конституционных прав и свобод. Специфика правовых конструкций данных деликтов выявляется из сопоставления норм о соучастии, норм о совершении преступлений бандой и данной группы норм.
Целесообразно напомнить следующее: а) в Общей части УК Германии нет нормы, аналогичной ст. 35 УК РФ, и нет понятия соответствующих групп, преступного сообщества (преступной организации), однако есть составы совершения кражи, вымогательства или разбоя либо иных деяний бандой; б) деяния, которые рассматриваются ниже, регламентированы только в Особенной части Уголовного кодекса Германии и состоят именно в создании группы (сообщества), но не в совершении преступлений, причем понятие банды здесь не используется. Большая часть этих деликтов является менее тяжким уголовно наказуемым деянием, т. е. не образует преступлений в узком смысле.
Создание преступных сообществ.
Этот запрет выражен в обширном тексте, что, как всегда, отражает его нетрадиционность и отсутствие хорошо разработанной теории. По § 129:
(1) Кто создает сообщество, цели и деятельность которого направлены на совершение преступных деяний, или кто является членом подобного сообщества, вербует в это объединение или поддерживает его деятельность, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом.