Развитие уголовного права России в XI-XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:13, дипломная работа

Краткое описание

Активная роль права в укреплении феодального базиса обусловила то, что государственно-политическая централизация сопровождалась созданием общерусской правовой системы и перестройкой феодального суда. В России XV - первой половины XVII в. были составлены обширные правовые кодексы – Судебники 1497 г., 1550 г., 1589 гг., принят Стоглав 1551 г., сыгравший немалую роль в развитии светского законодательства, и Уложение 1649 г. Последний памятник права, отразивший создание общерусской правовой системы, вошел в Свод законов Российской империи, действовавший до Великой октябрьской революции 1917 г. Целью настоящего исследования является комплексное историко-правовое изучение развития уголовного законодательства и права XI-XVII вв.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Уголовное право по Русской правде……………………………………...5
1.1. Преступления по Русской правде……………………………………………...5
1.2. Цели и виды наказаний по Русской правде………………………………….13
Глава 2. Уголовное право России по Псковской судной грамоте 1467 г……….23
2.1. Система преступлений по Псковской судной грамоте……………………...23
2.2. Цели и виды наказаний по Псковской судной грамоте……………………..31
Глава 3. Преступление и наказание по Судебникам 1497 и 1550 гг……………34
3.1. Уголовное право по Судебнику 1497 г……………………………………….34
3.2. Особенности уголовного права России по Судебнику 1550 г……………...38
3.3. Цели и виды наказаний по Судебникам 1497 и 1550 гг…………………….40
Глава 4. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 года……..45
4.1. Составы преступлений по Соборному Уложению…………………………..45
4.2. Система уголовных наказаний по Соборному Уложению………………….56
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованных источников……………………………………………...67

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Развитие уголовного права России в XI-XVII вв[1]..doc

— 366.50 Кб (Скачать документ)

Соборное Уложение предусматривало  отсрочку исполнения смертной казни. К примеру, подлежащие смертной казни воры и разбойники в целях покаяния помещались на шесть недель в тюрьму. После истечения этого срока смертная казнь приводилась в исполнение. Предоставлялась отсрочка и беременным женщинам. До рождения ребенка они содержались в тюрьме, а через шесть недель после рождения ребенка подвергались назначенной казни57.

Уложение 1649 г. также закрепляло в своих нормах принцип неравной ответственности - в зависимости от сословной принадлежности. За одно и то же преступление, согласно его установлениям, крестьянин и холоп карались телесными наказаниями, а помещик подвергался тюремному заключению «до государевого указу» (гл. XXI, ст. 71, 72, 89), которое, как правило, не длилось особенно долго58.

Вместе с тем Уложение содержало и прогрессивные изменения, касающиеся ответственности. Оно впервые в российском уголовном законодательстве ввело индивидуальную ответственность за общественно опасные посягательства. Уложение не распространяет уже ответственность на ближайших родственников преступника, если они не были причастны к совершенному им деянию (даже когда речь шла о государственных преступлениях, в отношении которых дольше всего существовала коллективная ответственность). Близкие родственники изменника, например, могли привлекаться к ответственности в том случае, если они «про ту его измену ведали» (гл. II, ст. 6, 7, 8, 10).

Провозглашение начал  индивидуальной ответственности обусловило развитие теоретических положений о вине. Уложение различало неумышленное, умышленное и случайное совершение деяния, в зависимости от чего дифференцировало ответственность за содеянное (ст. 198 гл. Х; гл. ХХII и др.).13 Оно впервые в российском уголовном законодательстве стало различать случаи, когда отпадала необходимость в привлечении к ответственности лица за содеянное, в частности в случае самообороны хозяина дома, на который совершено нападение. Даже если при этом совершено убийство кого-либо из нападавших, виновный в убийстве к ответственности не привлекался. Но в Уложении устанавливалась ответственность лиц, совершивших убийство или нанесших ранение задержанному вору (татю) или разбойнику, которые в связи с этим уже перестали быть опасными, т. е. за самосуд59.

Появление в российском уголовном праве подобных норм отвечало возросшим потребностям феодального общества, а также росту правосознания, прежде всего господствующего класса. Уголовный закон данного периода, решая вопросы об ответственности за общественно опасные посягательства, полнее учитывал формировавшийся веками опыт общественного развития и придавал все большее значение защите «общечеловеческих ценностей» (жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан).

Таким образом, окрепшее феодальное государство при установлении ответственности все меньше значения придает частному вреду, выдвигая на первый план общественно-государственные интересы.

Для системы наказаний  Соборного Уложения 1649 г. были характерны следующие признаки:

1. Индивидуализация наказания.  Жена и дети преступника не  отвечали за совершенное им  деяние. Однако пережитки архаической  системы наказаний были еще  живы и выразились в сохранении института ответственности третьих лиц: помещик убивший чужого крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого крестьянина; сохранялась процедура "правежа", в значительной мере поручительство походило на ответственность поручителя за действия правонарушителя (за которого он поручался).

2. Сословный характер  наказания. Он выражался в том, что за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность (так, за аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин кнутом, гл.Х).

3. Неопределенность в  установлении наказания. Этот  признак был связан с целью наказания - устрашением. В приговоре мог быть указан не сам вид наказания и использовались такие формулировки: "как государь укажет", "по вине" или "наказать жестоко". Если даже вид наказания был определен, неясным оставался способ его исполнения ("наказать смертью") или мера (срок) наказания (бросить "в тюрьму до государева укай"). Принцип неопределенности дополнялся принципом множественности наказаний. За одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний: битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества. За кражу наказания устанавливались по нарастающей: за первую кражу - битье кнутом и урезание уха, два года тюрьмы и ссылка; за вторую - битье кнутом, урезание уха, четыре года тюрьмы: за третью смертная казнь. Неопределенность в установлении наказания создавала дополнительное психологическое воздействие на преступника. Целям устрашения служила особая символика наказаний: преступнику заливали горло расплавленным металлом, к нему применяли то наказание, которое он желал бы для оклеветанного им человека ("ябедничество"), т.е. применяли архаический принцип талиона, "эквивалентного возмездия". Публичность казней имела социально-психологическое назначение.

В Соборном Уложении применение смертной казни предусматривалось почти в 60 случаях (даже курение табака наказывалось смертью). Смертная казнь делилась на квалифицированную (сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю) и простую (отсечение головы, повешение).

Членовредительные наказания  включяли отсечение руки, ноги. урезание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как дополнительные или как основные. Увечащие наказания, кроме устрашения, выполняли функцию означивания преступника, выделения его из окружающей массы людей.

К болезненным наказаниям относилось сечение кнутом или батогами в публичном месте (на торгу).

Тюремное заключение как специальный вид наказания  могло устанавливаться сроком от трех дней до четырех лет или на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания (иногда как основной) назначалась ссылка (в отдаленные монастыри, остроги, крепости или боярские имения).

В самом общем плане  в Уложении можно выделить применение лишения свободы в отношении двух категорий правонарушителей: профессиональных (в гл. XXI о разбойных и "татиных " делах) и непрофессиональных преступниках. В первом случае государства стремилось лишить виновного всех материальных благ, соединяя тюремное заключение с наказанием кнутом. Сроки тюремного заключения непрофессиональных преступников редко были длительными. Краткосрочное заключение нарушителей непрофессионалов - один из важнейших принципов русского средневекового уголовного права60.

Как дополнительный вид  наказания (иногда как основной) назначалась  ссылка (в отдаленные монастыри, остроги, крепости или боярские имения).

К представителям привилегированных  сословий применялся такой вид наказания, как лишение чести и прав, варьирующийся от полной выдачи головой (т.е. превращение в холопа) до объявления "опалы" (изоляции, остракизма, государевой немилости). Обвиненного могли лишить чина, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд (условно говоря, это напоминало частичное объявление вне закона).

Широко применялись  имущественные санкции (гл. Х Уложения в семидесяти четырех случаях устанавливала градацию штрафов "за бесчестье" в зависимости от социального положения потерпевшего). Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника.

Наконец, в систему  санкций входили церковные наказания: покаяние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др.

Система наказания Уложения весьма жестока: часто встречается  различного вида смертные казни, изувечения, и телесные наказания. Вообще можно сказать, что наказания разделялись на гражданские и церковные: к первым принадлежали: смертная и телесная казни, конфискация,лишение чести и др.; к церковным: отлучение от церкви, покаяние и т.п. (XXII. 3. "А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год, приходити им к церкви божии, и у церкви божим обьявляти тот свой грех всем людем в слух").

Смертная казнь имела  четыре вида и производилась сожжением (II. 4. "А будет кто умышлением и изменою город зажжет, или после того зажигальщик изыман будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зажечь безо всякого милосердия "), залитием горла металлом (V.1. "Которые денежные мастеры учнут делати медные или оловянные, или укладные деньги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавляти медь или олово или свинец, и тем государеве козне учнут чинити убыль, и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло "), вешанием (VII.20. "А будет кто, будет на государеве службе в полкех, учнет изменою ис полков переезжати в неприятельския полки, и в неприятельских полкех сказывали про вести и про государевых ратных людей, и в том и на него кто известит и сыщется про то допряма, и такова переезщика казнити смертию, повести против неприятельских полъков, а поместья его и вотчины и животы взяти на государя ") и закапыванием в землю (XXII.14. "А будет жена ученит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то до пряма, и ея, то подмети, живу окопати в землю, и казнити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, то не похоронят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет"). Приговоренный к смерти преступник сажался в особую избу на шесть недель для покаяния и потом подвергался казни (XXI.34. "А которые тати и разбойники доведутся казнити смертью, и их для покаяния посадити в тюрьме и в и(ы)збу на шесть недель, и как им отойдут урочные дни, и таких татей и разбойников казнити"). Приговоренный к смерти не имел права доноса; ему ни в чем не верили(XXI.93. "А на которых людей языки учнут говорить с первые и з другие пытки, а с третьие пытки тех языков доведется казнить, и те языки, идучи к казни, учнут с тех людей на кого они говорили, зговаривать, и тому их зговору не верить"). Беременная женщина не наказывалась и содержалась под стражей в тюрьме до рождения ребенка (XXII.15. "А которая жонка приговорена будет к смертной казни, а в тепоры она будет беременна, и тоя жонки, покаместа она родит, смертно не казнити, а казнити ея втепоры, как она родит, а до тех мест держати ея в тюрьме, или за крепкими приставы, чтобы она не ушла")61.

Болезненные наказания  имели несколько видов. Под торговым понимается наказание преступника кнутом публично. (I.5. "А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинути в тюрьму на месяц, да на нем же взяти раненому за увечье бесчестие вдвое"). По свойству своему, торговая казнь была простая или нещадная (VII.28. "А будет кто, будучи на службе в полкех, у кого украдет ружье, и того бити кнутом нещадно, а что украл, что на нем доправить и отдать тому, у кого он украл"). Она производилась на торгах или у приказа при многих свидетелях. Все сословия подвергались торговой казни и телесному наказанию. Битье кнутом могло длиться до трех дней, число ударов оставалось на усмотрение судьи. Этот вид наказания сохранился до середины XIX в. На практике обычно наносили тридцать-пятьдесят ударов, часто это наказание приводило к смерти. Иногда в приговоре прямо предписывалось: "забить до смерти". Битье батогом (тонким гибким прутом) также бывало простым и нещадным. Эта процедура называлась "правеж" и первоначально являлась средством принуждения к исполнению судебного решения по имущественным искам. Длительность "правежа" зависила от искомой суммы долга (обычно за 100 рублей на правеж стояли месяц). На правеж ставился ответчик, либо его поручитель, либо зависимые от ответчика люди (крестьяне и холопы).

Хотя в 1649 году русские  не знали слова конфискация, но такое наказание уже существовало и во многих случаях имение преступника отбиралось в пользу царя (II.5. "А поместия и вотчины и животы изменничьи взяти на государя"). Порядок конфискации регламентирован в Соборном Уложении: конфискации подвергалось как движимое, так и недвижимое имущество, имущество жены политического преступника и его взрослого сына. Все поступало в государственную казну.

Что же касается членовредительских наказаний, то они производились  с удивительным зверством: отрубали руки (III.4. "А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружие, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука"), уши, носы, ноги, губы (XXII.10. "А будет кто не бояся бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учинит под кем нибудь мучительское поругательство, отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы обожжет, или глаза выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его наругательство самому ему то же учинити, да на нем же взяти из вотчин его из животов тому, над ним такое наругательство учинит, будет отсечет руку, и за руку пятдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу 50 же рублев, а за нос, и за ухо, и за губы, и за глас, по тому же за всякую рану, по пятдесят рублев"). Посягавшие на имущество, честь и здоровье частных лиц наказывались по Уложению наказывались штрафом.

Размеры платы за бесчестие  были дифференцированы: было бесчестие  простое, двойное и тройное. К  этому добавлялась сложная шкала  штрафных санкций за каждый вид телесного  повреждения.

Надо отметить, что  исполнители казней выбирались из вольных людей, содержались они правительством (XXI.96. "А в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками, и государево им жалование давать из государевы казны из Разбойного приказу"); но тюрьмы строились и содержались на общественный счет.

В Уложении 1649 года тюремное заключение упоминается более сорока раз и как мера предварительная, и как основное наказание. Срок наказания  колеблется от трех дней до пожизненного заключения. Тюрьмы были земляные, деревянные и каменные, монастырские и опальные (для политических заключенных). В монастырских тюрьмах, как и в других, осуществялись охрана заключенных и их использование на тюремных работах, в политических тюрьмах полностью исключались любые контакты с заключенными. Церковные наказания производились духовной властью.

 

Заключение

 

Итак, сделаем выводы. Первые известные нам уголовно-правовые нормы Древней Руси были закреплены в договорах с Византией 907, 911, 944 годов и в Русской правде.

Информация о работе Развитие уголовного права России в XI-XVII вв