Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:26, дипломная работа
Цель данной работы состоит в комплексном анализе проблемных аспектов уголовно-правовой регламентации и охраны социально-экономических прав и свобод личности.
Задачами исследования являются:
анализ истории становления уголовной ответственности за преступления против социально-экономических прав и свобод личности;
анализ места расположения преступлений против социально-экономических прав и свобод в системе преступлений против конституционных прав и свобод личности;
анализ составов преступлений, связанных с посягательством на право на труд и социальное обеспечение;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В РОССИИ………6
Глава 2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД В СИСТЕМЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И
СВОБОД ЛИЧНОСТИ.……………………………………………..………...17
Глава 3. СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ..……………………....31
2.1. Преступные посягательства на право на труд и социальное
обеспечение (ст.ст. 143, 145, 145.1 УК РФ)………….……………………...…31
2.2. Преступные посягательства на интеллектуальные права личности
(ст.ст. 146-147 УК РФ)………………...………………………………..…...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...79
ПРИЛОЖЕНИЯ………….……………………………………………………..88
Таким же образом должен решаться вопрос и с принципом равноправия, который определяет равенство прав и свобод каждого человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (пола, расы, национальности и т. д.). Следовательно, он характеризует личный спектр правовых возможностей любого субъекта общественных отношений, и нет необходимости отделять его от иных личных составляющих правового статуса индивида.23
Видимо, те авторы, которые выделяют
принцип равноправия в
Дискуссия касается и ст.144 УК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». В одном случае ее рассматривают как посягательство на трудовые права, в другом – как преступление, направленное на нарушение политических прав.25
Сторонники первой позиции обосновывают свой подход тем, что ст.144 УК можно отнести к группе преступлений, посягающих на трудовые права, поскольку в ней речь идет о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов при выполнении последними своих служебных, трудовых обязанностей.
Вместе с тем, на наш взгляд, данным преступлением под угрозу ставится не право на труд, что в соответствии со ст.37 Конституции РФ подразумевает в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а гарантированная Основным Законом свобода массовой информации. Следовательно, более убедительна вторая позиция, включающая ст.144 УК в группу преступлений против политических прав и свобод.
Рассмотрев спорные моменты и предложив свой подход к решению проблемы по группировке уголовно наказуемых деяний, хочется остановиться на вопросе формулировок заглавий указанных подгрупп. Как было отмечено, большинство специалистов в области уголовного права остановились на следующей классификации преступлений, предусмотренных главой 19 УК:
1) преступления против личных (гражданских) прав;
2) преступления против политическ
3) преступления против трудовых прав.
Представляется, что предложенные формулировки не являются безупречными для уголовного права с точки зрения толкования охранительных функций, включенных в каждую из уголовно-правовых норм. На наш взгляд, использование формулировки «личные (гражданские) права» объясняется тем, что она была заимствована напрямую из конституционного права. Однако в Основном Законе перечисленные права входят в полный перечень охраняемых законом прав, и предложенное название полностью отражает суть включенных в эту группу прав, а в главе 19 УК содержится только часть из них, наряду с нормами, расположенными в других разделах и главах. Так, Т.Н. Нуркаева к числу личных (гражданских) прав относит: право на жизнь и здоровье, право на достоинство личности, на честь и доброе имя; право на свободу и личную неприкосновенность и др.26 С таким подходом никто не будет спорить, указанные права – это действительно личные права каждого человека. Тогда возникает вопрос: насколько правомерно называть подобным образом объединенные в группу нормы, охраняемые одной главой 19 УК, если она не претендует охватить своей юрисдикцией все личные права, охраняемые Уголовным кодексом?
Сложность этого вопроса заключается в том, что невозможно подобрать какой-либо другой правовой термин, который смог бы с точностью охарактеризовать включенную в главу 19 УК группу преступлений против ограниченного круга личных прав, гарантированных Конституцией РФ. Видимо, этот вопрос еще долго будет предметом дискуссии специалистов российской уголовно-правовой науки.27
Вместе с тем нельзя согласиться с теми учеными, которые указанную подгруппу называют «Преступления против гражданских прав и свобод». Дело в том, что гражданские права принадлежат только гражданам государства, и они значительно уже по своему объему личных прав и свобод, принадлежащих любому человеку.28 Необходимо отметить, что глава 19 УК в равной мере охраняет наряду с правами граждан РФ и права иных лиц (иностранцев и апатридов). Сказанное напрямую касается, например, ст.136 УК РФ.
Требует корректировки и используемое в уголовном праве такое название подгруппы преступлений, как «Преступления против трудовых прав».
Дело в том, что в указанную группу включается ст.145.1 УК «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат». Если невыплата заработной платы, безусловно, является посягательством на трудовые права, то невыплата пенсий, стипендий, пособий и ряда иных выплат к трудовым отношениям не относится, т. к. потерпевшие не являются работниками учреждений, которые производят их выплату (пенсионеры, студенты, неработающие женщины, получающие пособие на новорожденных и т. д.). Следовательно, название подгруппы не отражает в полной мере объем охраняемых указанной нормой интересов.
В конституционном праве трудовые права включены в более широкий подраздел, называемый «Социально-экономические права». Ряд специалистов использует именно такое название и в уголовном праве.29 На наш взгляд, выделять группу с таким названием в главе 19 УК представляется неверным, поскольку многочисленные нормы уголовного закона, объектом которых являются экономические права, содержатся в разделе 8 УК «Преступления в сфере экономики». Подобное название не соответствовало бы охраняемым правам, включенным в указанную группу, делало бы его существенно шире реального объекта уголовно-правовой охраны.
Решение данного вопроса, думается,
заключается в изменении
Не менее спорным моментом является отнесение ст.146 УК «Нарушение авторских и смежных прав» и ст.147 УК «Нарушение изобретательских и патентных прав» большинством ученых к преступлениям против трудовых прав (или, как уже было отмечено выше, к преступлениям против социальных прав), но указанные деяния ровным счетом к ним никакого отношения не имеют. Например, о каких трудовых и даже социальных отношениях может идти речь в случае написания лицом книги, стихов, диссертации и других произведений? Более того, уголовный закон, в свою очередь, охраняет не только имущественные права авторов и изобретателей, но и их личные неимущественные права. Авторское право распространяется на отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Смежные с авторскими права распространяются на права исполнителей, производителей, организаций эфирного вещания, организаций кабельного вещания. Наряду с авторскими и смежными правами законодательство охраняет и права на объекты промышленной собственности: изобретение, полезную модель, промышленный образец.
Единственным правильным решением, на наш взгляд, является выделение указанных деяний в самостоятельную группу преступлений. Согласно названию включаемых в нее статей указанную группу можно озаглавить «Преступления против авторских, смежных, изобретательских и патентных прав».
Учитывая, что диспозиция ст.ст. 146 и 147 УК имеет бланкетный характер, предлагаем для решения поставленной задачи обратиться к соответствующей области права, регулирующей сферу указанных правоотношений. Например, в ст.44 Конституции РФ для их характеристики используется такая формулировка, как интеллектуальная собственность. Ст.138 ГК РФ дает легальное определение интеллектуальной собственности: «...в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.)».31
В юридической литературе встречаются утверждения о том, что традиционная терминология «интеллектуальная собственность» неудачна, так как влечет смешение с правом собственности на материальные объекты, которое имеет совершенно другое юридическое содержание.32 Поэтому права на результаты творческой деятельности предлагается объединить одним термином – «интеллектуальные права», который будет охватывать все виды прав на результаты интеллектуальной деятельности33, который мы и будем использовать для характеристики объекта преступлений, предусмотренных ст.ст. 146 и 147 УК. Следовательно, указанную группу преступлений можно озаглавить как «Преступления против интеллектуальных прав».
Таким образом, можно говорить о том, что преступления, включенные в главу 19 УК, следует разделить на следующие группы:
1) преступления против личных прав (ст.ст. 136-140, 148 УК);
2) преступления против политических прав (ст.ст. 141-142.1, 144, 149 УК);
3) преступления против социальных прав (ст.ст. 143, 145, 145.1 УК);
4) преступления против интеллектуальных прав (ст. 146, 147 УК).
В анализируемой главе сконцентрированы статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ.
Родовым объектом данных преступлений являются гарантированные Конституцией РФ права и свободы. Непосредственными объектами уголовно-правовой охраны выступают права и свободы, касающиеся различных сторон жизни и деятельности человека и гражданина: равноправие граждан, право на безопасные условия труда, свободу выборов во все представительные органы и т.д.
Потерпевшими от преступлений являются граждане России, чьи права были нарушены.
Объективная сторона преступлений, входящих в анализируемую главу, выполняется в большинстве случаев путем действий (например, нарушение неприкосновенности жилища, нарушение неприкосновенности частной жизни, фальсификация избирательных документов). Вместе с тем ряд преступлений совершается путем бездействия (отказ в предоставлении гражданину информации, необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщине и др.).
Из статей, входящих в эту главу, некоторые сконцентрированы как формальные составы, другие – как материальные. По материальным составам виновные наказываются не только за нарушение прав и свобод граждан, но и за те последствия, которые наступают в итоге преступления. По формальным составам последствия, как известно, лежат за их пределами, однако следует отметить, что моральный вред потерпевшим причиняется всеми без исключения преступлениями, ответственность за которые установлена главой 19 УК. Этот вид вреда необходимо иметь в виду при оценке степени общественной опасности того или иного деяния и индивидуализации наказания.
Нарушения прав и свобод, сопряженные с применением или с угрозой применения насилия, выделены в квалифицированные составы с усилением наказания за их совершение (п.2 ст.139 УК, ст.149 УК).
С субъективной стороны абсолютное большинство деяний совершается умышленно. Мотивы могут быть различными. В качестве обязательного признака субъективной стороны они выделены в ст.137 УК, в остальных учитываются при индивидуализации наказания.
Мотив преступления является обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 136, 145, 145.1 УК. В составах преступлений, предусмотренных ст.ст. 138, 138.1, 141, 141.1, 146 УК РФ, обязательным признаком субъективной стороны является цель совершения преступления.
Субъектами преступлений в большинстве случаев являются должностные лица, злоупотребляющие своим служебным положением либо превышающие полномочия, предоставленные им законом и служебными инструкциями.
При анализе статей, входящих в данную главу, необходимо иметь в виду, что по признаку субъекта – должностного лица – статьи находятся в конкуренции со ст.285 УК, причем эта статья является общей, а статьи главы 19 УК – специальными составами. При конкуренции статей предпочтение отдается специальным составам. При квалификации, следовательно, надо вменять статьи данной главы без ссылки на ст.285 УК. При реальной совокупности вменяются обе нормы.34
Анализируя статистику зарегистрированных преступлений с 2001 г. по 2011 г.35, следует отметить, что число зарегистрированных преступлений, предусмотренных гл. 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», за период с 2001 по 2011 г. возросло с 6354 до 18738, т.е. почти в три раза. Рост произошел преимущественно за счет таких преступлений, как нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137 УК) – с 6 преступлений в 2001 г. до 84 – в 2011 г., нарушение тайны переписки и сообщений (ст.138) – со 138 до 284 нарушений, нарушение неприкосновенности жилища (ст.139) – с 3760 до 10802, невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных выплат (ст.145.1) – с 51 до 825, нарушение авторских и смежных прав (ст.146) – с 810 до 6118. Учитывая, что значительная часть преступлений, демонстрирующих в статистике рост, влечет уголовное преследование по жалобе потерпевшего, можно констатировать наличие позитивной тенденции укрепления значимости прав человека в общественном сознании, и как следствие, возрастание объемов претензий граждан России к государству в части их обеспечения.
Статистические данные по рассматриваемой группе преступлений в последние годы (2008-2011 гг.) свидетельствуют о том, что отдельные нормы практически не применяются (в частности, ст.148 УК РФ) (см. Приложение 1).
Возникает вопрос, почему, например, в 2008 году по ст.146 УК РФ было выявлено 7245 преступлений, а раскрыто всего 4115, или в 2010 г. по ст.145.1 УК РФ зарегистрировано 381 нарушение, а выявлено лиц по 171 нарушению? Ответы могут быть разные: названные моменты могут свидетельствовать о некачественной работе по выявлению лиц, совершивших преступления, либо об ошибках, допущенных при расследовании и рассмотрении дел в судах, либо о недостаточности судебного толкования норм главы 19 УК РФ и т.п.
В пользу последней причины
свидетельствует наличие в
Информация о работе Преступления против социально-экономических прав и свобод личности