Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:08, дипломная работа
Целью работы является исследование вопросов уголовной ответственности за преступления против основ общественной безопасности в уголовном законодательстве Республики Беларусь. Задачами исследования выступают:
- общая характеристика преступлений против основ общественной безопасности;
- рассмотрение признаков отдельных составов преступлений против основ общественной безопасности;
- выявление сложных вопросов квалификации и рекомендация путей их решения.
Введение…………………………………………………………………….
1. Общая характеристика преступлений против основ общественной
безопасности……………………………………………………………….
1.1. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности………………………………………………………………….
1.2. Объективные и субъективные признаки преступлений против основ общественной безопасности………………………………………………...
2. Преступления против основ общественной безопасности, связанные с организацией и деятельностью преступных сообществ…………………..
2.1. Создание преступной организации либо участие в ней………………
2.2. Бандитизм ………...…………………………………………………...
2.3. Создание незаконного вооруженного формирования ………...……
2.4. Принуждение лица к участию в преступной деятельности ………..
3. Преступления против основ общественной безопасности террористической направленности………………………….….
3.1. Терроризм ………...………………………………………………...
3.2. Уголовная ответственность за угрозу совершением акта терроризма и финансирование террористической деятельности..………………..
3.3. Захват заложника, зданий и сооружений…………………………….
3.4. Массовые беспорядки ……………………………………………...
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...
Для субъективной стороны захвата заложника характерно наличие специальной цели – понудить государство, международную организацию, юридическое или физическое лицо или группу лиц совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Характер требований, предъявляемых виновным к государству, какой-либо организации (международной, коммерческой, некоммерческой и т.п.), а также гражданину, значения для квалификации не имеет.
При квалификации захвата заложника по п. 7 ч. 2 ст. 291 УК следует иметь в виду, что в данном случае обязательными признаками субъективной стороны являются как специальная цель, так и наличие специального мотива, которым являются корыстные побуждения [23, c. 24].
Захват заложника в отношении двух или более лиц (п. 6 ч. 2 ст. 291 УК) предполагает наличие единого умысла на захват двух или более лиц либо захват двух или более лиц по вновь возникшему умыслу, но в рамках реализации единого преступления. Если умысел на совершение данного преступления всякий раз возникает заново, действия лица при отсутствии других квалифицирующих признаков образуют совокупность преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 291 УК [30, c. 518].
Мотивы действий виновных при захвате заложника на квалификацию влияния не оказывают. Однако в случае захвата заложника по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение данное обстоятельство в соответствии с п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 63 УК может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее ответственность.
Смежными составами преступлений, близкими к составу захвата заложника являются составы похищения человека (ст. 182 УК) и незаконного лишения свободы (ст. 183 УК). Различие названных составов состоит, прежде всего, в том, что захват заложников относится к преступлениям международного характера и борьба с ним ведется на основе Международной конвенции о захвате заложников. Похищение человека и незаконное лишение свободы к таким преступлениям не относятся.
Одним из критериев разграничения смежных составов является объект преступного посягательства. Объектом захвата заложников является общественная безопасность, похищения человека и незаконного лишения свободы – свобода личности. Вместе с тем, в качестве дополнительного объекта при захвате заложника выступает личная свобода человека, которая в похищении человека является непосредственным объектом [27, c. 185].
Разграничение рассматриваемых составов преступлений проводится также по объективной стороне их совершения. При захвате заложников требования предъявляются, как правило, к государственным, общественным организациям, неопределенному кругу лиц, при этом главным условием освобождения заложников является удовлетворение определенных требований (например, доставка оружия, денег, освобождение заключенных и т.п.). При похищении человека различные требования предъявляются к потерпевшему и близким ему лицам. При незаконном лишении свободы виновный никаких требований не предъявляет и не перемещает лицо из одного места в другое.
Местом завладения лицом
в случаях похищения человека
и незаконного лишения свободы,
чаще всего, являются безлюдные места;
при захвате заложника
Факт совершения преступления при похищении человека и незаконном лишении свободы скрывается от граждан, кроме тех, кому предъявляются требования, а также от правоохранительных органов. Местонахождение же заложника в большинстве случаев не скрывается от правоохранительных органов, предается широкой огласке, в том числе через средства массовой информации [11, c. 194].
При совершении похищения человека преступники, как правило, выбирают лицо, которое собираются похитить и им обычно является человек, за которого, по мнению похитителей, его близкие будут готовы заплатить выкуп; конкретный должник; лица, предназначенные после похищения выполнять какую-либо определенную работу. При захвате заложников их личность преступников не интересует и ими, как правило, являются случайные лица [12, c. 105].
При захвате заложника имеют место случаи, когда человек добровольно
соглашается играть роль заложника (например, когда одно лицо предлагает взять себя в заложники вместо захваченного лица). При похищении же человека согласие самого человека на завладение им исключает состав преступления, предусмотренный ст. 182 УК.
Имеются различия и в субъективной стороне рассматриваемых преступлений. Все они совершаются с прямым умыслом. Вместе с тем, при захвате заложников целью виновных лиц является понуждение государства, международной организации, юридического или физического лица или группы лиц совершить либо воздержаться от совершения каких-либо действий как условия освобождения заложника. Отсутствие такой цели означает отсутствие состава захвата заложников и влечет необходимость квалификации действий виновного по ст. 182 или 183 УК [27, c. 190].
Ст. 292 УК предусматривает ответственность за захват зданий, сооружений, путей или средств сообщения и связи, иных коммуникаций либо их удержание, соединенные с угрозой их уничтожения или повреждения либо с угрозой убийством граждан или причинением им телесных повреждений, с целью понудить государственный или иной орган, юридическое или физическое лицо либо группу лиц совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия невыполнения угрозы.
Основным непосредственным объектом данного преступления являются основы общественной безопасности, а в качестве дополнительных объектов могут выступать собственность, жизнь и здоровье людей, порядок управления и иные социальные ценности [30, c. 518].
Основной состав преступления – формальный, усеченный с двумя обязательными действиями. Объективную сторону преступления образует совершение двух взаимосвязанных действий: захват зданий или сооружений и (или) их удержание; угроза уничтожением или повреждением зданий или сооружений либо угроза убийством граждан или причинением им телесных повреждений
Захват и удержание означают насильственное завладение указанными в
статье объектами, установление над ними контроля и препятствование правомерному доступу на эти объекты законным владельцам и иным лицам. Захват может быть осуществлен как путем насильственного или с использованием обмана вторжения на объект, так и путем установления контроля над объектом лицами, которые правомерно находились на захваченном объекте. Способы захвата могут быть различными и не влияют на квалификацию. Если в процессе захвата или удержания применяется насилие к гражданам, то причинение им вреда, не более опасного, чем умышленные менее тяжкие телесные повреждения, охватывается данной статьей, а причинение большего физического вреда квалифицируется по совокупности преступлений [30, c. 519].
Угроза уничтожением или повреждением зданий или сооружений либо угроза убийством граждан или причинением им телесных повреждений в данном составе представляет собой способ понуждения государственных или иных органов, юридических или физических лиц либо групп лиц совершить действие либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия невыполнения угрозы.
Характер требования при совершении указанных действий такой же, как и при захвате заложника, – совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия, правда, не как условия освобождения захваченного или удерживаемого объекта, а как условия выполнения угрозы. Адресатом требования являются государственный или иной орган, юридическое или физическое лицо либо группа лиц.
Субъективная сторона преступления характеризуется двумя обязательными признаками: виной и целью Вина выражается в виде прямого умысла, а цель преступления – понудить государственный или иной орган, юридическое или физическое лицо либо группу лиц совершить действие либо воздержаться от совершения какого-либо действия.
Субъект преступления общий, лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный состав данного преступления образуют те же
действия, если они: совершены организованной группой; повлекли по неосторожности смерть человека; причинили ущерб в особо крупном размере (на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления); причинили иные тяжкие последствия.
Рассматриваемый состав преступления имеет определенное сходство с составом преступления захватом заложников. Отличие проводят по предмету (в данном случае осуществляется захват зданий и сооружений, а не человека), характеру требования (не как условия освобождения захваченного или удерживаемого объекта, а как условия выполнения угрозы). Захват зданий и сооружений вместе с людьми в качестве заложников квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 291 и 292 УК.
3.4. Массовые беспорядки
Общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что они способны парализовать деятельность органов государственной власти и управления, привести к масштабным нарушениям общественного порядка, поставить под угрозу общественную безопасность, повлечь за собой человеческие жертвы, нанести серьезный экономический ущерб государству, обществу либо конкретной личности. Криминальные действия большого количества людей (толпы) отличаются, как правило, агрессивностью, сильным взаимовлиянием, использованием таких ситуаций преступным элементом [16, c. 184].
Массовые беспорядки представляют собой совершаемые толпой людей агрессивные действия, сопровождающиеся: насилием над личностью; погромами, поджогами, уничтожением имущества; вооруженным сопротивлением представителям власти.
В ч. 1 ст. 293 УК предусмотрена ответственность за организацию массовых беспорядков, которая может выражаться в собирании толпы для учинения беспорядков, в подстрекательстве толпы людей на совершение насильственных действий, направлении агрессии толпы на определенные объекты, руководстве совершением конкретных агрессивных действий и т.п. Сами организаторы могут и не принимать участия в погромах, поджогах и иных действиях. Способы осуществления организационных действий могут быть самыми разнообразными: обращение к толпе, подача тревожных сигналов, оглашение различных петиций, листовок, воззваний, разработка ролей среди своих помощников, разработка плана действий толпы с учетом настроения людей и т.д. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам означают обращение к толпе с целью воздействия на сознание, волю, эмоции присутствующих, чтобы толкнуть их на совершение указанных выше деяний [25, c. 8].
Организация массовых беспорядков считается оконченным преступлением с момента начала посягательств толпой людей. Если же призывы и иные организационные действия не привели к агрессии толпы, содеянное квалифицируется как покушение на организацию массовых беспорядков [30, c. 520].
Участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 293 УК) может выражаться только в: непосредственном совершении насилия над личностью, погромах, поджогах, уничтожении имущества, вооруженном сопротивлении представителям власти. Пассивные участники массовых беспорядков ответственности по данной статье не подлежат.
Судебная практика относит к массовым беспорядкам факты насильственного освобождения толпой лиц, находящихся в местах лишения свободы, либо арестованных, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.
Под погромами понимаются насильственные посягательства на материальные ценности и граждан.
Насилие над личностью в ходе совершения массовых беспорядков охватывает причинение умышленных менее тяжких телесных повреждений либо причинение телесных повреждений любой тяжести или смерти по неосторожности. Причинение умышленных тяжких телесных повреждений, квалифицированное незаконное лишение свободы (ч. 2 ст. 183 УК), сексуальное насилие, убийство квалифицируются по совокупности преступлений [30, c. 520].
Причинение имущественного вреда в результате погромов – механического повреждения или уничтожения зданий, сооружений, транспортных средств и т.п., поджогов (повреждения или уничтожения имущества огнем), – охватывается ст. 293 УК, кроме случаев квалифицированного и особо квалифицированного уничтожения или повреждения имущества (ч. ч. 2 и 3 ст. 218 УК).
Вооруженное сопротивление представителям власти означает воспрепятствование осуществлению органами власти своих функций с использованием оружия, то есть с угрозой его применения (словесная угроза, демонстрация оружия, производство выстрелов вверх и т.п.); совершение действий, создающих реальную опасность для жизни или здоровья представителей власти; попытка применения либо реальное использование оружия для причинения вреда жизни или здоровью представителей органов власти [30, c. 521]. Дополнительной квалификации таких действий по статьям об ответственности за преступления против порядка управления не требуется, кроме случаев убийства сотрудников органов внутренних дел (ст. 362 УК).
Участие в массовых беспорядках будет считаться оконченным преступлением с момента начала осуществления соответствующих действий безотносительно к наступлению последствий и тяжести причиненного ущерба.
В ч. 3 ст. 293 УК состав преступления
предусматривает
Информация о работе Преступления против основ общественной безопасности в РБ