Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:08, дипломная работа
Целью работы является исследование вопросов уголовной ответственности за преступления против основ общественной безопасности в уголовном законодательстве Республики Беларусь. Задачами исследования выступают:
- общая характеристика преступлений против основ общественной безопасности;
- рассмотрение признаков отдельных составов преступлений против основ общественной безопасности;
- выявление сложных вопросов квалификации и рекомендация путей их решения.
Введение…………………………………………………………………….
1. Общая характеристика преступлений против основ общественной
безопасности……………………………………………………………….
1.1. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности………………………………………………………………….
1.2. Объективные и субъективные признаки преступлений против основ общественной безопасности………………………………………………...
2. Преступления против основ общественной безопасности, связанные с организацией и деятельностью преступных сообществ…………………..
2.1. Создание преступной организации либо участие в ней………………
2.2. Бандитизм ………...…………………………………………………...
2.3. Создание незаконного вооруженного формирования ………...……
2.4. Принуждение лица к участию в преступной деятельности ………..
3. Преступления против основ общественной безопасности террористической направленности………………………….….
3.1. Терроризм ………...………………………………………………...
3.2. Уголовная ответственность за угрозу совершением акта терроризма и финансирование террористической деятельности..………………..
3.3. Захват заложника, зданий и сооружений…………………………….
3.4. Массовые беспорядки ……………………………………………...
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...
- использование ядовитых или отравляющих веществ;
- устройство крушений
или аварий транспортных
- разрушение зданий, сооружений (мосты, плотины и т.п.), средств коммуникаций, жизнеобеспечивающих предприятий;
- загрязнение окружающей среды;
- технологический терроризм – использование ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов [30, c. 510–511].
Террористические действия могут быть совершены как путем действия (например, взрыв поезда), так и путем бездействия (например, не перевод железнодорожной стрелки, вызвавший столкновение поездов).
Оконченным терроризм считается с момента совершения указанных деяний. К актам терроризма следует относить взрывы и тому подобные действия только в том случае, если они заведомо создают угрозу наступления указанных в статье последствий, что характеризует степень общественной опасности деяния. Реальность наступления последствий определяется на основе анализа времени, места, обстановки и иных обстоятельств совершения деяний [30, c. 511].
Возможными последствиями акта терроризма в ст. 289 УК названы:
- гибель людей (причинение
смерти хотя бы одному
- телесные повреждения;
- ущерб в крупном размере (ущерб на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления);
- иные тяжкие последствия (распространение эпидемий, заражение воды, почвы или воздуха, прерывание деятельности предприятий, учреждений, работы объектов жизнеобеспечения и т.п.).
Часть 1 ст. 289 УК охватывает причинение актом терроризма вреда здоровью людей, имущественного ущерба в размере, не превышающем тысячу базовых величин и иных нетяжких последствий. Фактическое наступление тяжких последствий служит основанием для квалификации терроризма по ч. 2 или 3 данной статьи.
Субъективная сторона терроризма характеризуется двумя обязательными признаками. Вина может быть выражено только прямым умыслом, при котором виновный сознает, что совершает разрушительные действия, чреватые наступлением тяжких последствий, и желает действовать подобным образом.
Целями терроризма (ст. 289 УК) могут являться: дестабилизация общественного порядка; устрашение населения («террор» от латинского terror – страх, ужас); оказание воздействия на принятие решений государственными органами; воспрепятствование политической или иной общественной деятельности.
Наличие указанных целей совершения общеопасных действий является основанием для отграничения терроризма от преступлений против мира и безопасности человечества, личности, собственности и государства [30, c. 512]. Специфика собственно терроризма состоит в том, что здесь устрашающее воздействие осуществляется посредством совершения общеопасных действий, могущих повлечь гибель людей или иные тяжкие последствия [8, c. 50]. Основу терроризма составляет элемент терроризирования. Согласно толковым словарям термин «терроризирование» означает: преследовать, угрожать расправой, держать в состоянии страха [13, c. 27].
Отличительные признаки терроризирования:
1) насильственные и иные действия виновного не являются самоцелью, а служат средством достижения других целей;
2) обстановка страха
возникает не вследствие
3) достижение конечного результата осуществляется не за счет действий самого виновного лица, а за счет действий тех лиц (физических или юридических), в отношении которых направлено устрашающее воздействие;
4) насильственные и
другие преступные действия
Субъект терроризма общий, ответственность наступает с 16 лет.
Квалифицированный состав терроризма (ч. 2 ст. 289 УК) предполагает совершение этого преступления: группой лиц по предварительному сговору; с причинением ущерба в особо крупном размере (ущерб на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления); с причинением иных тяжких последствий.
Особо квалифицированный состав терроризма в дополнение к признакам основного и квалифицированного состава содержит в качестве отягчающих обстоятельств: сопряженность терроризма с убийством человека; совершение терроризма организованной группой. Убийство человека в ходе совершения акта террора не требует дополнительной квалификации по ст. 139 УК [30, c. 512].
Примечание к ст. 289 УК содержит поощрительную норму, согласно которой лицо, участвовавшее в подготовке действий, предусмотренных этой статьей, освобождается от уголовной ответственности за указанное преступление, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом предотвратило акт терроризма.
Сложными являются вопросы разграничения составов терроризма (ст. 289 УК) и бандитизма (ст. 286 УК). Анализ этих составов показывает, что между ними имеются различия как по объективным, так и по субъективным признакам. Если терроризм объективно выражается в совершении взрыва, поджога и иных общеопасных действий, могущих повлечь неопределенное количество случайных жертв, то бандитизм выражается в создании банды, руководстве бандой, участии в банде или совершаемых ею нападениях, а жертвами бандитизма становятся те, на кого непосредственно направлены акты насилия, их количество находится в прямой зависимости от конкретных насильственных действий банды, то есть в той или иной мере определено деятельностью самой банды [16, c. 53].
При совершении бандитизма
виновные вступают в непосредственное
соприкосновение с
Если участники банды достигают своих целей в ходе самих нападений за счет собственных действий, то террористы достигают своих целей на фоне создания обстановки страха за счет действий третьих лиц (органов государственной власти, управления и т.д.), на которых и призваны оказать воздействие устрашающие население общеопасные действия [16, c. 54].
Обстановка страха в том или ином населенном пункте может возникнуть в результате действий какой-либо дерзкой банды, но это страх, возникающий без намерений его создать и использовать в своих целях, тогда как действия террористов направлены именно на создание обстановки страха среди населения и использование этого обстоятельства в достижении других, далеко идущих целей.
Таким образом, если бандитизм завершается актом насилия, то терроризм с этого только начинается. Поэтому бандитизм вообще нельзя отнести к преступлениям террористического характера. Каким бы тяжким ни было преступление и какой бы общественный резонанс оно ни получило, действия участников банды не могут быть квалифицированы как террористические, если совершенные в ходе данного преступления насильственные действия были конечной целью, а обстановка страха возникла независимо от намерений лиц, их совершивших [16, c. 54].
Близким к терроризму является террористический акт. Однако с позиции уголовного права это далеко не идентичные категории, поскольку, во-первых, терроризм может выражаться и в насильственных действиях, и в угрозах осуществления таких действий, во-вторых, насильственные действия и угрозы при совершении терроризма направлены в отношении неопределенного количества жертв, тогда как жертва насилия при совершении террористического акта строго персонифицирована, и, в-третьих, терроризм совершается всегда общеопасным способом (взрывы, поджоги и т.п.) и влечет за собой не только жертвы, но и материальный или иной вред, а террористический акт – способом, опасным лишь для конкретного лица, но не для окружающих [13, c. 27].
Терроризм следует отграничивать и от диверсии, поскольку по объективным признакам во многих случаях они могут выглядеть одинаково. Тем не менее, в ст. 360 УК довольно четко определены объекты при совершении диверсии (здания, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи) и цель нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь. Поэтому сложности в отграничении терроризма от диверсии могут возникнуть не столь часто.
Основные различия терроризма и диверсии заключаются в следующем: во-первых, если, если диверсия объективно выражается лишь в совершении взрывов, поджогов и иных общеопасных действий, то терроризм подобными действиями не исчерпывается. Во-вторых, если при совершении диверсии действия виновных направлены на само причинение того или иного вреда, то при совершении терроризма – на устрашение населения или его части, создание и поддержание обстановки страха. В-третьих, целью диверсионных актов является ослабление государства, подрыв его экономической безопасности и обороноспособности, тогда как цели актов терроризма состоят в устрашении населения, в оказании воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него. В-четвертых, диверсанты действуют тайно и не афишируют свои действия, тогда как террористы обычно действуют открыто, демонстративно с предъявлением своих требований и амбиций [16, c. 54].
Терроризм следует отграничивать от умышленного уничтожения или повреждения имущества (ст. 218 УК). Действия, предусматриваемые диспозициями этих статей, очень схожи – предусматривается «умышленные уничтожение либо повреждение имущества, совершенные общеопасным способом» (ст. 218 УК), а по ст. 289 УК – «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность … причинения ущерба в крупном размере или наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации общественного порядка, либо устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствование политической или иной общественной деятельности». Как можно заметить, терроризм отличается от уничтожения имущества только специфическими целями. Если о таких целях преступники не заявляют во всеуслышание, то становится крайне трудно проводить разграничение составов, так как цель – единственный критерий дифференциации, от цели зависит и выявление действительного объекта посягательства – собственности или общественной безопасности [25,c. 6].
Определенное сходство с угрозой совершением акта терроризма (ст. 290 УК) имеют:
- по возможной направленности действий – угроза опасным использованием радиоактивных материалов (ст. 324 УК);
- по характеру возможных действий – заведомо ложное сообщение об опасности (ст. 340 УК).
Разграничение данных преступлений проводится по объекту посягательства, так как при угрозе опасным использованием радиоактивных материалов (ст. 324 УК) объектом посягательства является здоровье населения; при заведомо ложном сообщении об опасности (ст. 340 УК) – общественный порядок.
Таким образом, квалификация терроризма представляет значительные трудности в связи со спецификой этого преступления и разнообразием способов совершения этого преступления в последние годы.
3. 2. Уголовная ответственность за угрозу совершением акта
терроризма и финансирование террористической деятельности
Угроза совершение акта терроризма (ст. 290 УК) и финансирование террористической деятельности (ст. 2901 УК) представляют собой разновидность преступлений террористической направленности.
Угроза совершением акта терроризма в ст. 290 УК определяется как угроза совершением взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, причинения ущерба в крупном размере или наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации общественного порядка, либо устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности.
Основной состав преступления формальный. Его объективную сторону образует совершение активных действий – высказывание угрозу совершением акта терроризма. Угроза представляет собой сообщение о намерении совершить акт терроризма. Уголовно наказуемая угроза должна отвечать следующим признакам.
Прежде всего, угроза
должна содержать информацию о намерении
лица совершить общеопасные
Угроза, к тому же, должна быть реальной. Это означает, что содержащаяся в сообщении информация является достаточным основанием для возникновения беспокойства граждан либо для принятия решения о реализации мер по предотвращению возможных тяжких последствий. Реальность угрозы оценивается исходя из ее восприятия получателями сообщения, а не исходя из намерения виновного реализовать угрозу. Даже в том случае, если виновный не желал фактические привести угрозу в исполнение, он подлежит ответственности по данной статье.
Информация о работе Преступления против основ общественной безопасности в РБ