Преступления против основ общественной безопасности в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов уголовной ответственности за преступления против основ общественной безопасности в уголовном законодательстве Республики Беларусь. Задачами исследования выступают:
- общая характеристика преступлений против основ общественной безопасности;
- рассмотрение признаков отдельных составов преступлений против основ общественной безопасности;
- выявление сложных вопросов квалификации и рекомендация путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Общая характеристика преступлений против основ общественной
безопасности……………………………………………………………….
1.1. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности………………………………………………………………….
1.2. Объективные и субъективные признаки преступлений против основ общественной безопасности………………………………………………...
2. Преступления против основ общественной безопасности, связанные с организацией и деятельностью преступных сообществ…………………..
2.1. Создание преступной организации либо участие в ней………………
2.2. Бандитизм ………...…………………………………………………...
2.3. Создание незаконного вооруженного формирования ………...……
2.4. Принуждение лица к участию в преступной деятельности ………..
3. Преступления против основ общественной безопасности террористической направленности………………………….….
3.1. Терроризм ………...………………………………………………...
3.2. Уголовная ответственность за угрозу совершением акта терроризма и финансирование террористической деятельности..………………..
3.3. Захват заложника, зданий и сооружений…………………………….
3.4. Массовые беспорядки ……………………………………………...
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная по уголовному праву.doc

— 332.00 Кб (Скачать документ)

- наличие у группы оружия (признак  вооруженности был дан выше  в составе бандитизма);

- незаконность вооруженного формирования. Незаконными следует признавать формирования как не имеющие нормативной базы своего появления, так и создаваемые на основе иных нормативных правовых актов [31, c. 147];

- отсутствие цели совершения  нападения на предприятия, учреждения, организации или на граждан,  поскольку при наличии указанной  цели вооруженное формирование будет представлять собой банду [30, c. 506].

Предназначение незаконного  вооруженного формирования не имеет  значения для квалификации (кроме  цели совершения нападений). Такое формирование может быть создано при общественных объединениях, коммерческих организациях, государственных органах; отдельными группами граждан; при преступных сообществах как с оборонительными (охранными) целями, так и в экстремистских, в том числе в политической сфере, целях.

Объективная сторона данного преступления характеризуется совершением любого из следующих действий: создание незаконного вооруженного формирования; руководство незаконным вооруженным формированием; участие в незаконном вооруженном формировании.

Под созданием как элементом  объективной стороны следует  понимать любые действия, результатом  которых стала организация незаконного вооруженного формирования. Организационная деятельность может выражаться в принятии решения о создании формирования и издании в связи с этим соответствующих нормативных актов, в разработке структуры формирования и утверждения штатного расписания, в подборе кадров, назначении лиц, ответственных за конкретные участки деятельности формирования, в решении вопросов финансирования, материального обеспечения необходимыми ресурсами и т.д. Как частный случай создания формирования следует рассматривать и реорганизацию законно действующего формирования в незаконное, например, из охранных агентств в группировку, фактические цели деятельности которой принципиально меняется [30, c. 147]. Преступление в данной форме будет оконченным по завершении организационного процесса и достижении его результата – объединении нескольких лиц в незаконное вооруженное формирование. При этом не имеет значения, приступили ли участники формирования к выполнению своих функций или нет (обучение, несение дежурств и т.п.) [30, c. 507].

Руководство незаконными вооруженными формированиями означает выполнение организационно-распорядительных функций по управлению членами незаконного  вооруженного формирования, принятие решений и обеспечение их исполнения. Руководство может выражаться в форме издания приказов и распоряжений по текущим вопросам и контроле за их исполнением, в осуществлении кадровой политики, решении финансовых вопросов, вопросов взаимоотношений с органами власти и управления, в руководстве конкретными операциями и т.д. [21, c. 462].

Участие в незаконном вооруженном  формировании означает вступление в него и осуществление каких-либо действий в соответствии с планами и задачами соответствующего формирования (обучение военному делу, проведение тренировок, несение дежурств, выполнение разовых поручений или каких-либо работ, связанных с хозяйственным обеспечением деятельности формирования, и т.п.). От участия в незаконном вооруженном формировании следует отличать соучастие путем оказания содействия, которое может выражаться в предоставлении технических средств, вербовки новых членов, финансового обеспечения и т.п. В таком случае виновное лицо привлекается к ответственности за пособничество незаконному вооруженному формированию или участию в нем.

Состав преступления формальный, с  несколькими альтернативными действиями. С точки зрения законодательной конструкции, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем сформулированы по типу усеченного состава преступления. Такая конструкция обычно применяется при повышенной общественной опасности конкретного преступления. Следовательно, ответственность за оконченное преступление должна наступать уже в случае создания незаконного вооруженного формирования. Для лиц, которые не участвовали в его создании, ответственность наступает с момента выполнения каких-либо действий по руководству таким формированием либо по участию в нем. То обстоятельство, что формирование или его члены не успели совершить в соответствии с целями формирования какие-либо акции, на квалификацию не влияет. Действия, направленные на создание незаконного вооруженного формирования, но не завершившиеся по причинам, не зависящим от виновного, должны квалифицироваться как покушение на создание незаконного вооруженного формирования. Лицо, давшее согласие на участие в формировании, но не успевшее приступить к исполнению обязанностей его члена, также привлекается к ответственности за покушение на преступление [31, c. 148].

С субъективной стороны  организация незаконного вооруженного формирования характеризуется виной в форме прямого умысла. В случаях участия в деятельности формирования при отсутствии сознания его незаконности (добросовестное заблуждение в законности действий) лицо не может привлекаться к ответственности по ст. 287 УК. Мотивы, которыми руководствовалось виновное лицо, и цели, которые оно преследовало, не имеют значение для квалификации данного преступления. Однако мотивы и цели подлежат обязательному установлению, поскольку создание незаконного вооруженного формирования может преследовать совершение иных преступлений (наемничество, терроризм, бандитизм, захват государственной власти неконституционным путем, диверсия и т.д.) [30, c. 507]. В специальной литературе некоторыми авторами высказывается мнение, что отсутствие в диспозиции статьи, устанавливающей ответственности за создание незаконного вооруженного формирования, указания на характер цели является пробелом в законе и существенно затрудняет отграничение данного преступления от смежных составов. Создавая незаконное вооруженные формирования, виновные лица в гораздо большей степени преследуют непреступные цели, поскольку иначе невозможно будет отграничить анализируемое преступление от заговора с целью захвата власти, бандитизма и организации преступной организации. В качестве таких целей они называют поддержание общественного порядка, охрану учреждений, организаций и граждан, борьбу с преступностью и т.п. [21, c. 463].

Субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет.

В примечании к ст. 287 УК содержатся особые основания освобождения от уголовной ответственности за участие в незаконном вооруженном  формировании. Такими основаниями являются добровольное прекращение участия в формировании и сдача оружия. При этом мотивы, в силу которых лицо принимает такое решение, значения не имеют. Если же освобождаемое лицо незаконного вооруженного формирования совершило какое-либо иное преступление, то оно привлекается к ответственности за это иное преступление, но не за участие в незаконном вооруженном формировании. Сдача оружия участником незаконного вооруженного формирования одновременно освобождает и от ответственности за незаконный оборот оружия, кроме случаев его сбыта [30, c. 508].

От создания преступной организации организация незаконного вооруженного формирования отличается целями деятельности и обязательным наличием вооруженности. Незаконное вооруженное формирование организуется в первоначальном варианте с непреступными целями. Для преступной организации наличие оружия не является обязательным, как для незаконного формирования. Вместе с тем, не исключена возможность перерастания незаконного вооруженного формирования при приобретении соответствующих признаков (формировании банды и совершении нападений) в бандитизм и организацию преступной организации. Поскольку бандитизм и организация преступной организации обладают более высокой степенью общественной опасности, постольку в случаях перерастания создания незаконного вооруженного формирования достаточно квалификации по ст. 285 или ст. 286 УК.

От заговора с целью  захвата власти (ст. 357 УК) анализируемое  преступление отличается субъективным признаком (отсутствие цели захвата или удержания государственной власти неконституционным путем)

Завершая рассмотрение данного преступления, необходимо отметить, что в уголовном законодательстве Республики Беларусь значительно расширена сфера применения уголовной ответственности за действия, связанные с функционированием незаконных вооруженных формирований.

 

 

2.4. Принуждение  лица к участию в преступной деятельности

 

В ч. 1 ст. 288 УК предусмотрена  ответственность за принуждение  лица к совершению преступления либо к участию в организованной группе, банде или преступной организации  под угрозой применения насилия  к нему или его близким, уничтожения или повреждения имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне.

Основным непосредственным объектом преступления является общественная безопасность. В качестве альтернативных объектов выступают здоровье, честь и достоинство личности, а также собственность. В качестве потерпевшего выступает лицо, принуждаемое к участию в преступной деятельности.

Основной состав преступления формальный. Объективная сторона  данного преступления образуется одновременным совершением двух действий: предъявлением требования принять участие в преступной деятельности; применение психического насилия с целью склонения лица к участию в преступной деятельности [30, c. 508]. Понятие преступной деятельности раскрывается непосредственно в диспозиции данной статьи и подразумевает: совершение преступления (вид и степень тяжести преступления, стадии его совершения и формы участия в нем не имеют значения для квалификации); участие в организованной группе, банде или преступной организации.

Психическое насилие  может выражаться в следующих  формах: угроза применением насилия  к потерпевшему или его близким; угроза уничтожением или повреждением имущества потерпевшего или его  близких; шантаж: угроза распространением клеветнических или оглашением иных сведений, которые потерпевший или его близкие желают сохранить в тайне. При этом независимо от степени тяжести предполагаемого вреда угроза охватывается данным составом преступления.

Насилие как способ принуждения (насильственный способ склонения) другого лица к участию в преступлении является обязательным признаком данного преступления. Применение ненасильственных способов склонения (просьбы, уговоры, подкуп и т.п.) образует подстрекательство, которое является соучастием в совершении преступления и не влечет ответственности по данной статье [30, c. 509].

Квалифицированный состав принуждения к участию в преступной деятельности (ч. 2) имеет место в  случае, если это действие соединено  с насилием или уничтожением или повреждением имущества. Если в результате насилия причинен вред здоровью, не более опасный, чем умышленные менее тяжкие телесные повреждения, то содеянное не требует дополнительной квалификации по статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья. Тяжкие телесные повреждения, заражение СПИД-ом, сексуальное насилие, квалифицированные виды незаконного лишения свободы и убийство данным составом не охватываются и квалифицируются по совокупности преступлений. Совокупность преступлений будет и в том случае, если уничтожение имущества имеет вид особо квалифицированного состава (ч. 3 ст. 218 УК).

Психическое и физическое насилие в данном преступлении являются средством принуждения лица к участию в преступной деятельности. Если же насилие применяется в качестве мести за отказ от участия в преступной деятельности, то ответственность по данной статье исключается и может наступать уже за преступления против личности.

Привлечение к ответственности  за принуждение к участию в  преступной деятельности не освобождает виновного от ответственности за подстрекательство к совершению преступления. Вопрос об ответственности принужденного лица за совершенное им преступление решается по правилам крайней необходимости. Если потерпевший освобождается от уголовной ответственности за совершенное под принуждением преступление, то принудившее ее лицо признается исполнителем такого преступления (опосредованное исполнение). Если же потерпевший не освобождается от ответственности, то в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 63 УК совершение им преступления под влиянием принуждения признается обстоятельством, смягчающим ответственность [30, c. 509].

Субъективная сторона  преступления характеризуется виной  в форме прямого умысла. Мотивы и цели совершения преступления могут  быть различными и на квалификацию влияния не оказывают.

Субъект преступления – общий, лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Принуждение лица к участию  в преступной деятельности следует  отличать от случаев вовлечения несовершеннолетнего  в совершение преступления. Ст. 288 УК применяется только, если принуждение к участию в преступной деятельности осуществляется лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лиц любого возраста, а также к принуждению к совершеннолетних совершеннолетними. Принуждение же совершеннолетним несовершеннолетнего влечет ответственность по ст. 172 УК (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления). При этом необходимо учитывать: вид применяемого насилия (ст. 172 УК не охватывает угрозу уничтожением имущества и шантаж); к кому виновный угрожает применить насилие (ст. 288 УК, в отличие от ст. 172 УК, охватывает угрозу насилия или насилие в отношении близких склоняемого к преступлению лица); а также момент окончания преступления. При этом следует учитывать общее правило квалификации (если каждая из статей охватывает лишь часть деяния, то применению подлежит только та статья, которая с наибольшей полнотой охватывает признаки содеянного) [30, c. 510].

Следует отметить, что  ст. 288 УК, являясь новеллой в уголовном  законодательстве Республики Беларусь, требует дальнейшего совершенствования вопросов уголовной ответственности.

 

3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

 

3.1. Терроризм

 

Терроризм представляет собой совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, причинения ущерба в крупном размере или наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации общественного порядка, либо устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности (ч. 1 ст. 289 УК).

Основным непосредственным объектом данного преступления является общественная безопасность. В качестве дополнительного объекта могут  выступать жизнь и здоровье человека, собственность и порядок управления.

Основной состав терроризма является усеченным. Объективную сторону  этого преступления образует совершение деяний, создающих опасность жизни  и здоровью людей, причинения ущерба в крупном размере или наступления иных тяжких последствий. К «иным действиям» можно отнести:

Информация о работе Преступления против основ общественной безопасности в РБ