Преступления против основ общественной безопасности в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов уголовной ответственности за преступления против основ общественной безопасности в уголовном законодательстве Республики Беларусь. Задачами исследования выступают:
- общая характеристика преступлений против основ общественной безопасности;
- рассмотрение признаков отдельных составов преступлений против основ общественной безопасности;
- выявление сложных вопросов квалификации и рекомендация путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Общая характеристика преступлений против основ общественной
безопасности……………………………………………………………….
1.1. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности………………………………………………………………….
1.2. Объективные и субъективные признаки преступлений против основ общественной безопасности………………………………………………...
2. Преступления против основ общественной безопасности, связанные с организацией и деятельностью преступных сообществ…………………..
2.1. Создание преступной организации либо участие в ней………………
2.2. Бандитизм ………...…………………………………………………...
2.3. Создание незаконного вооруженного формирования ………...……
2.4. Принуждение лица к участию в преступной деятельности ………..
3. Преступления против основ общественной безопасности террористической направленности………………………….….
3.1. Терроризм ………...………………………………………………...
3.2. Уголовная ответственность за угрозу совершением акта терроризма и финансирование террористической деятельности..………………..
3.3. Захват заложника, зданий и сооружений…………………………….
3.4. Массовые беспорядки ……………………………………………...
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная по уголовному праву.doc

— 332.00 Кб (Скачать документ)

Непосредственным объектом бандитизма является общественная безопасность, поскольку это преступление представляет реальную угрозу как для личной безопасности граждан и их имущества, так и для нормального функционирования государственных, общественных и иных организаций и объединений [30, c. 502].

Бандитизм включает в  себя следующие формы его проявления: создание банды; руководство бандой; участие в банде; участие в совершаемых бандой нападениях.

Банда является разновидностью организованной группы и представляет собой двух или более лиц, предварительно объединившихся в вооруженную управляемую  устойчивую группу для нападения на предприятия, учреждения, организации. Исходя из этого, можно выделить несколько обязательных признаков банды:

1. Участие в группе  двух и более лиц, которые  обладают признаками субъекта  преступления и достигли возраста 16 лет.

2. Предварительное   объединение участников группы, которое означает достижение участниками группы соглашения о совершении вооруженных нападений до начала их осуществления.

3. Устойчивость группы, которая подразумевает относительно  постоянный состав ее участников; наличие цели совершить ряд нападений либо осуществить одно, но требующее длительной подготовки масштабное преступление (например, ограбление крупного банка); тесную взаимосвязь между участниками; сплоченность; постоянство форм и методов преступной деятельности, которые отличаются специфичностью [31, c. 159]. Поясним на примерах.

Осуждая Г. и Л. По ст. 74 УК БССР и признавая их виновными  в организации вооруженной банды, судебная коллегия Гомельского областного суда в приговоре указала, что осужденными банда была создана с целью нападений на квартиры граждан и завладения их имуществом. Группа из двух человек была стабильной, совершала нападения по заранее разработанному плану, распределив предварительно роли [13, c. 26].

Судебная коллегия по уголовным делам Минского городского суда в приговоре по делу по обвинению братьев Ц., М. и Л., опровергая доводы подсудимых о том, что их группа не являлась бандой, указала на устойчивость и вооруженность группы. Это выражалось в том, что подсудимые в составе постоянной группы на протяжении длительного времени совершили ряд тяжких преступлений, похищенным распоряжались совместно [13, c. 26].

4. Управляемость группы  – согласованность действий участников  группы на основе подчинения ее членов единому решению, принятому совместно всеми членами группы, их частью или единоличным руководителем.

5. Вооруженность как признак  состава бандитизма означает  объективный момент наличия оружия у банды и субъективное осознание участниками банды как этого обстоятельства, так и возможности применения оружия. Для квалификации не имеет значения вид оружия, количество единиц и даже то, на законном или на незаконном основании им владеет участник банды. В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 года № 9 разъяснено, что вооруженность банды предполагает наличие любого оружия, признаваемого таковым в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2001 года «Об оружии», а также боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, как заводского производства, так и изготовленных самодельным способом, хотя бы у одного из участников банды при осведомленности об этом остальных ее членов.

В соответствии с п. 3 постановления  Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 3 апреля 2008 года № 1 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с незаконными действиями в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 294–297 УК)» вопрос о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами те или иные предметы, судам следует разрешать с учетом заключения эксперта.

Не может рассматриваться  в качестве признака вооруженности  использование при нападении непригодного к целевому применению оружия или его макетов, даже если такие предметы воспринимались потерпевшими как реальное оружие.

5. Наличие у группы  специальной цели – совершения  нападения на предприятия, учреждения, организации или на граждан.  Нападение может выражаться: в  применении участниками банды  с использованием оружия физического или психического насилия, в уничтожении имущества, строений, помещений (взрывы, поджоги), в захвате зданий или транспортных средств независимо от наличия на этих объектах людей [31, c. 160]. В специальной литературе и среди практических работников достаточно широкое распространение получила точка зрения о содержании нападения как угрозы убийством или применением насилия, опасного для жизни и здоровья, причинения телесных повреждений, умышленного убийства при отягчающих и без отягчающих обстоятельствах. Однако такое решение без достаточных оснований суживает границы нападения, которое в составе бандитизма употребляется в широком смысле и охватывает различные по характеру действия [12, c. 107].

Решающее значение для  отнесения организованной группы к  банде является ее вооруженность  и наличие цели осуществить нападение на предприятия, учреждения, организации или на граждан. Наличие у членов организованной группы оружия не превращает автоматически такую группу в банду, если только они не намеревались использовать оружие для нападения. Аналогично решается вопрос и при наличии у членов организованной группы оружия в процессе совершения каких-либо иных, кроме нападений, преступлений и намерении использования оружия для избежания задержания [30, c. 503].

Состав преступления является формальным, а при совершении его в форме создания банды – еще и усеченным.

Объективную сторону  бандитизма образует совершение любого из альтернативных действий: создание банды; руководство бандой; участие  в банде; участие в совершаемых бандой нападениях. Эти формы относительно самостоятельны.

Создание банды заключается  в объединении двух и более  лиц в устойчивую вооруженную группу в целях совершения нападений. При этом под созданием банды понимается не процесс, направленный на ее создание, а результат предпринимаемых виновными усилий. Действия по созданию банды заключаются в подборе и вербовке участников, добывании оружия, финансировании, планировании совершения нападений, распределении ролей между участниками банды и т.п. Преступление в данной форме считается оконченным преступлением с момента создания банды, независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею преступления. В тех случаях, когда действия, направленные на создание организованной устойчивой вооруженной группы, в силу их пресечения правоохранительными органами либо по другим обстоятельства, не зависящим от воли создателей, не привели к сформированию банды, они должны квалифицироваться как покушение на ее создание [31, c. 161].

Руководство бандой выражается в определении направлений деятельности уже созданной банды. Оно может выражаться в планировании и выборе объектов нападений, вербовке новых членов, распределение обязанностей между соучастниками в процессе деятельности банды либо во время нападений, даче указаний и распоряжений членам банды, определении местонахождения оружия, руководстве совершением конкретных акций, распределении похищенных средств и тому подобных действиях. Как правило, создатели и руководители банды – это одни и те же лица, однако возможны и другие ситуации, когда одни лица создают банду, а другие осуществляют руководство ею [13, c. 27].

Основной формой бандитизма является участие в банде. Участие  в банде предполагает вхождение  в состав банды и осуществление  каких-либо действий в интересах банды: участия в нападениях, осуществляемых бандой; обеспечение деятельности банды. Участником банды может быть лицо, ее финансирующее, разрабатывающее планы нападений, поставляющее информацию о возможных объектах нападения, системе их охраны, предоставляющее для других участников банды хотя бы и во временное пользование оружие, боеприпасы, транспортные средства, устраняющее препятствия в проникновении к объектам нападения, ликвидирующее следы нападения с целью затруднить его расследование, помогающее скрыть участников нападения, орудия преступления и предметы, добытые преступным путем. Эта деятельность должна быть активной и подчиненной интересам банды. Например, У., состоявшая в банде, выполняла порученную ей роль хранительницы оружия. При осуществлении нападений на водителей частных такси с целью завладения автомашинами она создавала у намеченных жертв мнение о добропорядочности пассажиров, желающих ехать в такси. Эти действия У. судебная коллегия по уголовным делам Гродненского областного суда обоснованно квалифицировала как оконченный состав бандитизма, поскольку У. знала о преступных намерениях банды, согласилась на вступление в нее и выполняла ее поручения [13, c. 27].

Вступление в банду, если лицо не совершило каких-либо действий в интересах банды, квалифицируется как покушение на участие в банде.

Участие в совершаемых бандой нападениях означает, что лицо, не являющееся членом банды, принимает непосредственное участие в процессе совершаемого бандой нападения и при этом сознает, что действует совместно с бандой. При неосознании участвующим в нападении лицом, что оно действует совместно с бандой, такое лицо привлекается к ответственности за фактически совершенное преступление, но не за бандитизм [30, c. 504].

От членства в банде  следует отличать пособничество  бандитизму, когда лицо эпизодически оказывает содействие членам банды в ее деятельности. Чаще всего это выражается в однократных актах по предоставлению транспорта либо иных предметов, в том числе и орудий совершения преступления, в доставке соучастников к месту совершения нападения, совершении иных подобных действий, не связанных с непосредственным нападением. Действия лица, оказавшего содействие преступной деятельности организованной группы или банды, но не входившего в их состав и не принимавшего непосредственного участия в совершенных преступлениях, следует расценивать как пособничество и квалифицировать по ч. 6 ст. 16 и соответствующей части Особенной части УК (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 25 сентября 2003 года № 9). Вместе с тем, если такое содействие носит постоянный характер, то пособничество перерастает в участие в банде.

Субъективная сторона  бандитизма характеризуется только умышленной виной в виде прямого  умысла. Цель совершения нападения  является обязательным признаком банды, однако цели и мотивы действий конкретных членов банды не влияют на квалификацию. При этом сознанием виновных лиц должны охватываться: а) для организаторов и руководителей банд – организация или руководство деятельностью организованной устойчивой и вооруженной группы лиц, имеющей целью совершение нападений; б) для участников банды – совершение нападений в составе вооруженной устойчивой группы или участие в иной форме в ее деятельности; в) для участников отдельных нападений – участие в нападениях в составе устойчивой вооруженной группы [12, c. 107].

Субъект бандитизма общий, ответственность наступает с 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет отвечают лишь за преступления, совершенные в составе банды, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста. Участие в банде должностных лиц, использующих в преступных целях свои служебные полномочия, влечет дополнительную ответственность за преступления против интересов службы.

Если какое-либо лицо принуждалось к участию в банде  способами, указанными в ст. 288 УК, то виновный привлекается к ответственности  по указанной статье за принуждению к участию в преступной деятельности.

В процессе деятельности банды ее участники помимо нападений  могут совершать и другие преступления (хищение имущества, причинение физического вреда здоровью потерпевших, хищение оружия и т.д.). Когда такие действия совершаются самостоятельно, вне связи с планами и намерениями банды, они должны квалифицироваться по совокупности преступлений как бандитизм и соответствующее преступление. Квалификация по совокупности сохраняется даже в тех случаях, когда члены банды сознают факт совершения преступления отдельными членами вне рамок банды [31, c. 162].

Организаторы и руководители банды несут ответственность  за все совершенные бандой преступления, если эти преступления охватывались их умыслом, иные участники банды – только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Если, например, лицо помимо того, что оно является участником банды, принимало участие в трех нападения, то ему и следует вменить участие в банде и трех нападениях, хотя другие участники банды принимали участие в четырех и более нападениях [13, c. 28].

Бандитизм близок к такому преступлению, как разбой. Если разбойное нападение совершается организованной группой лиц, то отграничение может проходить только по признаку наличия предметов, используемых в качестве оружия, что не свойственно бандитизму. Определение законодателем в качестве основного признака организованной группы устойчивости логично привело к тому, что нападение, совершаемое организованной вооруженной группой, можно квалифицировать и как разбой, и как бандитизм. Такое положение не соответствует принципам законности и справедливости уголовного права, поскольку данные преступления различаются как по характеру, так и по степени общественной опасности, отраженных в санкциях соответствующих статей [31, c. 163]. В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 года № 9, если нападение с использованием оружия было совершено для непосредственного завладения имуществом группой, которая создавалась и действовала не с целью нападения на предприятия, учреждения, организации или граждан, а для совершения других преступлений (например, контрабанды, подделки денег), и если это явилось лишь одним из эпизодов преступной деятельности, такое нападение следует квалифицировать как разбой, совершенный организованной группой (ч. 3 ст. 207 УК), а не как бандитизм.

Если банда участвовала  в преступной организации, то ответственность  ее членов должна наступать по совокупности преступлений – по ст. 285 и 286 УК.

Таким образом, бандитизм  представляет собой преступление, достаточно сложное для квалификации в практической деятельности правоохранительных органов, имеющее много особенностей в  связи с многообразием преступных проявлений.

 

2.3. Создание незаконного вооруженного формирования

 

Создание незаконного  вооруженного формирования при отсутствии признаков бандитизма, либо руководство таким формированием, либо участие в нем являются преступлением, направленным против основ общественной безопасности, которая и является непосредственным объектом этого преступления.

Для защиты интересов  государства, общества, жизни, здоровья и прав граждан могут создаваться  специальные вооруженные структуры. Однако основы и организация их деятельности, полномочия органов государственной власти по осуществлению контроля и надзора за деятельностью этих структур должна определяться законами Республики Беларусь. Существование же незаконных вооруженных формирований нарушает стабильность и равновесие между различными ветвями и уровнями власти, создает угрозу неконституционного, насильственного разрешения проблем государственного строительства и власти, а неконтролируемые действия значительного числа вооруженных людей придают социальную напряженность в обществе, содержат в себе потенциально высокую возможность причинения вреда личности, человеческих жертв, существенного материального ущерба [31, c. 146].

Незаконное вооруженное формирование является разновидностью организованной преступной группы. Юридическое значение имеют следующие признаки такого формирования:

- наличие в составе формирования  как минимум нескольких участников, обладающих признаками субъекта  преступления. Формирование может  представлять собой объединение, отряд, дружину или иную группу. Понятие «формирование» в законе не дается. В специальной литературе под формированием понимаются воинская часть или близкая к ней по основным параметрам (числу членов, вооруженности, дисциплине и подготовленности к ведению боевых операции) вооруженная организация [27, c. 86]. Вместе с тем, по смыслу закона (ст. 18 УК) группа лиц предполагает участие в преступлении двух или более исполнителей без предварительного сговора. Поэтому в количественной характеристике данное преступление не отличается от бандитизма и преступной организации;

- управляемость и устойчивость  как признаки всякой организованной  группы;

Информация о работе Преступления против основ общественной безопасности в РБ