Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:29, дипломная работа
В последние годы резко обострилась проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Наркопреступность расширяет свои географические, возрастные и иные границы, действия наркодельцов становятся все изощреннее. По своей «сверхрентабельности» «наркобизнес» превосходит другие виды организованной преступности. Учитывая, что в среднем один наркоман привлекает к потреблению наркотиков не менее пяти новичков, можно прогнозировать, что при сохраняющихся темпах роста (на самом же деле темпы не только не сохраняются, но и увеличиваются) в ближайшие годы наркомания может поглотить значительную часть населения России. Цель исследования: провести теоретический анализ уголовно – правовой характеристики организованной наркопреступности.
В 1996 г. были перехвачены крупные партии наркотиков (1739 и 1753 кг гашиша), следовавшие в контейнерных перевозках из Афганистана транзитом через Россию в Нидерланды.
Обращаясь к международной деятельности России на уровне регионов мира, можно заметить, что здесь борьба с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими разворачивается не так интенсивно, как на глобальном. Например, с ХОНЛЕА — главами национальных правоохранительных органов по борьбе с наркотиками сотрудничество протекает неадекватно потокам поступающих в нашу страну наркотических средств. Россия тесно сотрудничает с Европейским ХОНЛЕА, а с Азиатским, Африканским и Южноамериканским ХОНЛЕА взаимодействие практически отсутствует.
Между тем, азиатское направление контрабанды наркотиков в Россию и через ее территорию надо признать лидирующим — свыше 70% от всего незаконного оборота этих средств извне. Тревожнее год от года становится южноамериканский наркотрафик, примелькались в России африканские (нигерийские) контрабандисты «тяжелых» наркотических средств. По-видимому, настало время пересмотреть подходы к региональным направлениям отечественной политики по проблеме наркотиков.
Аналогичное пожелание о пересмотре подходов следует высказать и относительно расширения деловых контактов России с учреждениями Совета Европы, прямо или косвенно занимающимися проблемой наркотиков. За период существования Совета Европы с 5 мая 1949 г. к нему присоединились и намерены это сделать в ближайшее время свыше 40 стран. Государствами-участниками Совета Европы разработано более 160 Конвенций и Соглашений, среди которых есть региональные документы, посвященные континентальной борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими. Один из них — Соглашение о незаконном обороте на море от 31 января 1995 г., принятое во исполнение ст. 17 Конвенции ООН 1988 г.
Набирает темпы взаимодействие некоторых учреждений России с Группой Помпиду, основанной в 1971 г. по инициативе Жоржа Помпиду (1911-1974 гг.), Президента Французской Республики. Группа Помпиду — межведомственный орган сотрудничества на уровне министров, созданный для научно-методического обеспечения борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими
НИИ наркологии Минздрава России не первый год сотрудничает с Группой Помпиду. Ученые из НИИН проводят исследования по вопросу оценки ситуации, связанной с потреблением наркотиков в городах России, в сравнении с другими городами Европы. Очевидно, настала пора организации совместных научных работ в крупных и сверхкрупных городах Европы и России, Группой Помпиду и научными учреждениями Российской Федерации под эгидой Совета Европы.
Группа ТРЕВИ— программа Европейского Союза по борьбе с терроризмом, организованной и наркопреступностью — так и не стала объектом тесного сотрудничества для России.
Помимо указанных учреждений и организаций в Совете Европы и Европейском Союзе имеются также иные структуры, в той или иной мере занятые в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими:
В Совете Европы — Конференция министров, Конференция министров юстиции СЕ, Комитет наркокоординаторов, Спецгруппа по проблемам наркомании и др.
В Европейском Совете — Экспертная группа в рамках Комитета по таможенному законодательству, Экспертная группа «Север-Юг» по сотрудничеству в области наркотиков, Рабочая группа по наблюдению за банками и др.
Параллельно налаживанию партнерских связей с Советом Европы наше государство инициирует международное взаимодействие по проблеме наркотиков на субрегиональном уровне — со странами СНГ. К сожалению, из 1300 принятых странами СНГ с 1991 по 1996 гг. межгосударственных Соглашений только незначительное число направлено на решение конкретных вопросов интеграции. Одним из конкретно определяющих содержание сотрудничества документов является Соглашение о сотрудничестве между Министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заключенное 21 октября 1992 г. в Киеве (Украина).
Реализация Киевского соглашения повлекла за собой ряд субрегиональных мероприятий, направленных на евразийскую интеграцию усилий государств Содружества по борьбе с наркобизнесом и наркоманией. Помимо ежегодно проводимых на эту тему научно-практических Конференций в рамках СНГ, надо отметить такие важные вехи как:
— решение Совещания министров внутренних дел государств СНГ о проведении совместных научных исследований от 25 октября 1995 г. (Ереван, Армения);
— решение Совета министров внутренних дел от 17 апреля 1996 г. о мерах по активизации взаимодействия органов внутренних дел государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Душанбе, Таджикистан);
— решение Совета глав государств СНГ от 17 мая 1996 г. о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ на период до 2000 года (Москва, Россия).
Хорошо зарекомендовала себя практика заключения международных договоров между нашей страной и государствами Содружества, в которых тема наркотиков оговаривается специально. Например, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном в ст. 18 записано: «Высокие договаривающиеся Стороны будут активно сотрудничать в мероприятиях по борьбе с организованной и международной преступностью, незаконным оборотом наркотиков...».
Все
перечисленные документы
Проблема наркотиков, оставаясь в первую очередь актуальной для государств Содружества, и особенно — республик Средней Азии и Казахстана — привлекает внимание и тщательно анализируется специалистами из стран Дальнего зарубежья. К сожалению, то же самое не всегда удается сказать о российской стороне. Например, на III Международной конференции по проблемам борьбы с организованной преступностью, проходившей с 29 сентября по 3 октября 1996 г. в Ташкенте (Узбекистан), Россия была представлена 3 участниками, США — 19 делегатами. На конференции рассматривался широкий круг вопросов об организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, анализировался наркопотенциал азиатских стран СНГ, обсуждалось финансирование проектов ООН о технической помощи государствам Центральной Азии, дискутировались иные стороны проблемы наркотиков в этом субрегионе.7
2. НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ
КАК ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ
2.1. Понятие организованной наркопреступности
Существует несколько
Интересной в отношении понимания рисков, связанных с наркоторговлей, является работа Л.М. Тимофеева, в которой предпринята попытка теоретического осмысления экономических явлений на рынке наркотиков, возникающих в условиях юридического запрета, и выявления глубинных закономерностей общественного и экономического развития.3
Продолжая проводить параллель с экономическими явлениями, Л.М. Тимофеев заключает, что наркобизнес в России так же, как и любая деятельность в сфере экономики, подчиняется общеэкономическим законам развития, результатом которого является стремление к естественной монополии.
Примечательно, что с точки зрения А.Н. Волобуева, Е.Б. Галкина и В.Д. Пахомова организованная преступность помимо других отличительных признаков характеризуется наличием монополизации и расширением сфер противоправной деятельности с целью получения максимальных материальных доходов.
Американский криминолог Колдуэлл среди прочих характеристик организованной преступности также называет наличие экспансионистских и монополистических тенденций. Ученые Г. Барнз и Н. Титерз утверждают, что «…преступление, подобно бизнесу, переросло в форму глубокого индивидуализма и развивается в направлении сияющих вершин монополии».
Другими словами, наблюдаемый в последнее время в РФ процесс формирования организованной наркопреступности – многопрофильной структуры, включающей организацию производства, переработки, транспортировки и распространения наркотических средств в общенациональных масштабах, является закономерностью.
Исторически сложилось так, что преступность, связанная с наркотиками, всегда была организованной: один человек сеял мак, другой собирал урожай, третий перерабатывал, четвертый перевозил, пятый – сбывал наркотические средства и т.д.
Существование организованных преступных групп, занимающихся торговлей наркотиками на территории нашей страны и имеющих международные связи, еще в 60 – 70-е годы отмечал в своих работах А.А. Габиани.10 Профессионально организованную форму, по мнению Г.М. Меретукова11, российский наркобизнес начинает приобретать в основном с 1986г.
Нельзя отождествлять функционально организованную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, какой она была в своем зарождении, и организованную преступность сегодня. К концу ХХ в. образовалась «система систем» организованной преступности, причем такая интеграция не является простым арифметическим сложением существовавших ранее группировок, а характеризуется их возрастанием в геометрической прогрессии. К тому же становится все труднее обозначать ее границы и выделять в ней, как в целом в преступности, отдельные направления: организованная преступность в сфере экономики, организованная преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, оружия и т.д. Организованная преступность сегодня – это особое явление, образ жизни, профессиональное занятие.
Деятельность преступных формирований, занимающихся наркобизнесом, не сводится только к манипуляциям с наркотиками, она включает коррупцию, насилие, легализацию преступных доходов, незаконный оборот оружия и т.д.
Безусловно, подобный размах деятельности выходит за рамки одного государства. Значительная часть отечественных криминальных сообществ интегрируется с международными наркокартелями и оформляется в качестве их неотъемлемой части.
Например, по оценке сенатора Д. Керри, наряду с итальянской мафией, японской якудза, китайскими триадами и колумбийскими наркокартелями российские группировки уже входят в ядро новой глобальной преступной организации, образованной пятеркой наиболее могущественных организованных преступных сообществ мира. В частности, летом 1992г. результатом нескольких встреч лидеров русских и итальянских группировок стало принятие решения о формировании стратегического альянса с четким распределением ролей: итальянцы занимаются приобретением и сбытом наркотиков, а русские обеспечивают безопасность транзитных путей и торговой сети на территории СНГ.
По экспертным оценкам, в
К числу наиболее опасных для
экономики России преступлений
относится «отмывание», или
Важным звеном в механизме «отмывания» денег, полученных от незаконной торговли наркотиками, являются предприятия банковской сферы. Легализованные фонды обычно содержатся на банковских счетах, часто открываемых на имя подставных лиц. Масштабный процесс утечки криминальных капиталов за границу также осуществляется через банки.
Следственным управлением ГУВД г. Москвы было расследовано уголовное дело, которое является ярким примером «отмывания» незаконных доходов.
Руководители афганской коммерческой фирмы «Шерзад ЛТД» гр. М. и Р. вступили в сговор с руководителем одного из российских коммерческих банков гр. Х. Последний в обход существующих правил зарегистрировал в одном из помещений банка пункт обмена валюты, где и организовал обмен полученных от фирмы «Шерзад ЛТД» «наркорублей» на доллары США с выдачей поддельных справок на вывоз валюты за границу.12
Информация о работе Особенности развития наркопреступности и борьба с ней