Особенности развития наркопреступности и борьба с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:29, дипломная работа

Краткое описание

В последние годы резко обострилась проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Наркопреступность расширяет свои географические, возрастные и иные границы, действия наркодельцов становятся все изощреннее. По своей «сверхрентабельности» «наркобизнес» превосходит другие виды организованной преступности. Учитывая, что в среднем один наркоман привлекает к потреблению наркотиков не менее пяти новичков, можно прогнозировать, что при сохраняющихся темпах роста (на самом же деле темпы не только не сохраняются, но и увеличиваются) в ближайшие годы наркомания может поглотить значительную часть населения России. Цель исследования: провести теоретический анализ уголовно – правовой характеристики организованной наркопреступности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Наркопреступность Коновалов МВД.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

— пресечение деятельности организованных преступных сообществ, занимающихся незаконным оборотом наркотиков;

— принятие действенных мер по пресечению фактов контрабанды наркотиков через государственную границу Российской Федерации.

Несомненно, все вышеперечисленные организационные  меры государства, способствовавшие налаживанию межведомственного противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, в 1991-1995 гг. принесли положительные результаты. Например, были укреплены кадрами и обеспечены дополнительным материально-техническим оснащением органы внутренних дел и таможенные органы, специализирующиеся на борьбе с наркобизнесом. Созданы антинаркотические подразделения в пограничной и службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности. Стали более активно разрабатываться проекты соответствующих нормативных актов.

Тем не менее, с 1991 по 1993 г. статистические данные МВД России о состоянии наркопреступности свидетельствовали о значительном (в 2,5 раза) росте криминала в рассматриваемой сфере.

Не  уменьшились темпы прироста зарегистрированных уголовных деяний, связанных с наркотиками, и в последующие годы, вплоть до текущего времени. Так, за десять лет (1987-1996 гг.) количество наркопреступлений увеличилось в 5,2 раза, а за последние пять лет (1992-1996 гг.) — в 3,2 раза. Схожие темпы прироста отмечаются официальной статистикой в среде лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, число которых сегодня перевалило далеко за 200 тыс. человек.

     Эти цифры могут создать впечатление, что рассмотренные выше организационные и правовые меры государства по контролю над наркотиками не достигают поставленных перед ними целей.

Разумная  критика здесь возможна. Однако при  этом не следует забывать и другое. А именно то, что рост зарегистрированных наркопресгуплений и лиц, допускающих немедицинский прием наркотиков, вызван не только обострением наркоситуации в России, но и наращиванием активности государства в борьбе с наркобизнесом и наркоманией. Одно только увеличение штатной численности УНОН МВД России с 0,5 тыс. до 3,3 тыс. человек за последние пять лет позволило создать, не лишенную недостатков, но в целом эффективно функционирующую вертикальную систему специализированной службы криминальной милиции МВД России.

Вполне  понятно, что повышение профессионального  мастерства этого корпуса специалистов, научное, финансовое и материально-техническое обеспечение их деятельности, налаживание взаимодействия с отечественными и зарубежными правоохранительными и иными ведомствами, соприкасающимися с данной проблемой, и в дальнейшем окажутся факторами, способствующими уменьшению латентности наркопреступности и наркомании, а следовательно — росту регистрации выявленных и пресеченных преступных деяний. В 1997 г. было зарегистрировано свыше 185 тыс. наркопресгуплений, выявленных только органами внутренних дел.

В этой связи кратко остановимся на перечне и функциях тех организационных структур из числа правоохранительных органов и спецслужб, на которые в наши дни выпадает основная нагрузка в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Министерство  внутренних дел РФ включает в себя, как уже отмечалось, службу Криминальной милиции, отвечающую за противодействие наркобизнесу — Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. МВД России организует борьбу с незаконным оборотом наркотиков в самом тесном контакте с другими правоохранительными органами и спецслужбами страны, а равно зарубежными партнерами.

Федеральная служба безопасности РФ располагает в структуре Управления экономической контрразведки специальным антинаркотическим подразделением.

Надо  отметить, что еще по предписанию  СНК РСФСР от 31 июля 1918 г. «О борьбе со спекуляцией кокаином», на органы ВЧК — службу государственной безопасности начального периода Советской власти — возлагалась функция борьбы со спекуляцией кокаином внутри России. В структуре ВЧК был создан специальный антинаркотический подотдел. Чуть позднее, осенью 1918 г., предписанием СНК РСФСР «О контрабанде опиумом» перед ВЧК и НКВД (в частности, уголовным розыском), была поставлена задача пресечения транснационального наркобизнеса.

С тех  пор органы федеральной безопасности провели немало успешных операций против международных наркомафий, триад, картелей и иных транснациональных преступных сообществ. В 1997 г. их выявлено и обезврежено несколько сотен.

Государственный таможенный комитет РФ вот уже не первый год формирует собственную вертикальную структуру специализированной антинаркотической службы, входящей в Управление по борьбе с таможенными правонарушениями. На счету таможенников внушительный реестр перехваченной контрабанды наркотиков.

Федеральная пограничная служба РФ, как и ТК РФ, лишь относительно недавно начала создавать центральное и региональные антинаркотические подразделения.

Служба  внешней разведки РФ наращивает темпы в борьбе с транснациональным наркобизнесом. Информация, поступающая от российских разведчиков из-за рубежа о замыслах южноамериканских кокаиновых баронов, опиумных воротил из «Золотого треугольника» и «Золотого полумесяца», западноевропейских дельцов подпольного производства синтетических наркотиков, нигерийской и иных наркомафий — многократно находила свое подтверждение. Полученные сведения содействовали пресечению преступных вылазок дельцов наркобизнеса, стремящихся крупно заработать на здоровье россиян.

Все это позволяет отметить повышение результативности государственной политики контроля над наркотиками в сложных условиях переходного периода.

       Стратегия организации глобального контроля над наркотиками, в котором участвует новая Россия, берет начало с XIX века. Первым органом, которому мировое сообщество поручило заниматься этой проблемой, стала Международная комиссия по опиуму.

После Второй Мировой войны и создания ООН полномочия и функции, прежде выполнявшиеся Лигой Наций, Протоколом 1946г. взяты на себя ООН. Последующие Протоколы ООН 1948 г. и 1953 г. ввели под международный и национальный контроль оборот не только наркотиков растительного происхождения, как это имело место в прошлые десятилетия, но и некоторые синтетические препараты, вызывающие привыкание.

     Развитие мирового сообщества потребовало корректировки сложившейся в 40- 50-е гг. системы контроля над наркотиками. В 1961 г. эта система была модернизирована вследствие принятия Единой конвенции о наркотических средствах. Центральный постоянный комитет по опиуму и Контрольный орган по наркотическим средствам объединились в известный ныне Международный комитет по контролю над наркотиками. В ООН учреждены также другие организационные структуры — Комиссия по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета ООН, являющаяся высшим органом в этой области, и Отдел по наркотическим средствам Секретариата ООН, выполняющий чисто практические функции. Функции Комиссии Комитета и Отдела не пересекаются.

В целом  этот документ, несколько расширенный  и усиленный принятием Протокола 1972 г. о поправках к Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., несомненно послужил серьезным толчком к активизации усилий, нацеленных на предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотиков, профилактику злоупотребления ими. Он обратил внимание мирового сообщества на важность просвещения в области лекарственных средств, мер для обеспечения лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов, предложил стандарты ответственности сторон в связи с международными договорами о контроле над наркотиками. От имени нашей страны Единая Конвенция 1961 г. подписана (с критическими оговорками, касающимися п. 1 ст. 40) 31 июня 1961 г., а ратифицирована 14 декабря 1963 г.

Прошло  более четверти века. За этот период международным сообществом была принята Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 г., Международная стратегия борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами 1981 г., Всеобъемлющий междисциплинарный план по борьбе против злоупотребления наркотическими средствами 1987 г., Конвенция ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, ряд иных важных документов глобального масштаба.

Конвенцией 1988 г. разработан новый понятийный аппарат  и  откорректирован действовавший  прежде. Например, появились термины коммерческий перевозчик, конфискация, контролируемая поставка, замораживание доходов и др. Если по п. «1» ст.1 Единой конвенции 1961 г. понятие незаконный оборот означало «культивирование или любое действие по сбыту наркотиков», то в п. «м» ст.1 и п. 1-2 ст.3 Конвенции 1988 г. его содержание включает изготовление, производство, экстрагирование, приготовление, продажу, поставку на любых условиях, распространение оборудования, конверсию собственности, пособничество, подстрекательство и еще около 40 деяний. Заложенные в нее правовые меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими частично вошли в УК РФ (например, ч.2 ст. 188, ч.5 ст.228, ст.231).

Всемирная программа  действий в области международного сотрудничества против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ (далее – Программа) была принята 23 февраля 1990 г. на семнадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Основная цель программы заключается в совместном и единовременном осуществления государствами, входящими в систему ООН, максимально полного перечня мер и действий в ходе борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом.

Одно из принципиальных положений  программы – налаживание непрерывного отслеживания (мониторинга) наркоситуации на национальном уровне. В перечень задач такого мониторинга входит установление контроля над торговлей и утечкой веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков. Другим важным пунктом Программы является пропаганда создания централизованных контролируемых фондов или аналогичных механизмов, позволяющих использовать конфискованные собственность и средства или их часть для проведения мероприятий по пресечению незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Не меньшее внимание в программе уделяется проблемам лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов, контролю за распространением наркотиков, пресечению наркобизнеса и наркомании, ряду иных актуальных вопросов.

Еще одной, и далеко не последней, формой участия России в осуществлении глобального контроля над наркотиками традиционно является работа в Конференциях и Конгрессах ООН, посвященных или затрагивающих принципиальные вопросы этой проблемы, а также проведение совместных исследований под эгидой научно-исследовательских институтов ООН. Из Конференций и Конгрессов такого рода назовем два события недавних лет —  Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 29 апреля — 5 мая 1995 г.) и Всемирную конференцию ООН на уровне Министров по организованной транснациональной преступности (Неаполь, 21—23 ноября 1994 г.). Всемирная конференция на уровне Министров организовывалась как подготовительный этап к проведению IX Конгресса ООН. На обоих международных форумах незаконное распространение наркотиков квалифицируется как крупный источник доходов, индустрия с отдельными стадиями производства и торговли на оптовом и розничном уровнях. Следствием индустрии наркобизнеса, как подчеркивается в документах Всемирной конференции и IX Конгресса, стало развитие деятельности по отмыванию денег. Именно доходная часть незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими стимулирует дальнейшее расширение практики незаконного распространения наркотиков. Торговля этим видом нелегального товара, по экспертным оценкам, привела в 1996 г. к отмыванию 500 млрд. долл. США, из которых 6-7 млрд. долл. или 1,2-1,4% пришлось на долю России.

Доклады, прозвучавшие на Всемирной конференции  и IX Конгрессе, раскрывают тесную связь наркобизнеса с торговлей оружием, терроризмом и коррупцией, что позволяет транснациональным преступным организациям обезопасить условия своей криминальной деятельности в местах базирования. И в первую очередь — для функционирования механизма легализации преступных доходов. Подробное обсуждение этих вопросов с привлечением материалов Всемирной конференции и IX Конгресса нашло отражение в трудах отечественных криминологов, например, А.Н. Коннова, В.И. Куликова, B.C. Овчинского и др.

Расширение международных контактов нашей страны требовало новых организационных подходов в борьбе с транснациональной организованной наркопреступностью. В связи с этим постепенно сформировалась практика заключения межправительственных и межведомственных Соглашений. На начало 1997 г. Россия являлась участницей свыше 40 таких целевых международных документов только по линии Правительства и МВД  страны.

К первому  из межправительственных соглашений подобного  рода следует отнести Меморандум о взаимопонимании между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области предотвращения незаконного производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими от 15 февраля 1988 г. Затем последовало аналогичное оформление отношений с США (08.01.89 г.), Францией (04.07.89 г.), Канадой (18.11.89 г.), Италией (30.11.89 г.) и иными правительствами зарубежных государств. Одним из последних событий в этой области стало подписание Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими от 25 апреля 1996 г.

Наряду  с межправительственными меморандумами и соглашениями в РФ стала практиковаться такая форма международного сотрудничества как межведомственные соглашения. Эти акты составляются и заключаются между конкретными ведомствами, занятыми в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. Так, МВД РФ и Федеральным МВД Австрийской Республики 5 января 1990 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. В последующие годы такие же Соглашения заключены с МВД Болгарии, Вьетнама, Монголии, Турции, Швейцарии и других государств мира.

Партнерство России с правоохранительными органами разных стран мира способствует перехвату наркотических средств, как поступающих в нашу страну из-за рубежа, так и следующих через территорию России транзитом. Только в 1995 г. таможенными органами Российской Федерации совместно с зарубежными коллегами было проведено 20 мероприятий по контролю поставок наркотических средств, в результате которых изъято свыше 2,5 т наркотиков (в 1994 г. — 17 мероприятий, общий вес изъятых наркотиков — 53,9 кг).

Информация о работе Особенности развития наркопреступности и борьба с ней