Лишение свободы как вид уголовного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что наказание в виде лишения свободы содержит в себе целый ряд противоречий как в плане теоретическом, так и на стадии его применения. Так, требует большей конкретизации само определение содержания этого вида наказания, поскольку именно от этого правильного определения зависит возможность достижения целей, поставленных перед ним. В частности, как уже было сказано ранее, более преемлемым, нежели в настоящем УКРФ, является определение данного вида наказания как заключение в исправительном учреждении, состоящее в изоляции осужденного от общества в специальное учреждение, где он находится под постоянной вооруженной охраной и наблюдением, в условиях жесткой регламентации всей жизни установленным для этих учреждений режимом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 4
ПАРАГРАФ 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ. 4
ПАРАГРАФ 2 ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. 8
ПАРАГРАФ 3 СРОКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И МЕСТА ОТБЫВАНИЯ
НАКАЗАНИЯ. 16
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РОССИИ 22
ПАРАГРАФ 1 ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В РУССКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ПРАВЕ 22
ПАРАГРАФ 2 ТЮРЬМЫ САМОДЕРЖАВНОЙ РОССИИ. 27
ПАРАГРАФ 3 ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В
ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ И ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ. 30
ПАРАГРАФ 4 ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА. 39
ГЛАВА 3 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 44
ПАРАГРАФ 1 УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. 44
ПАРАГРАФ 2 РЕЖИМ И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В
ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. 49
ПАРАГРАФ 3 МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ И ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ……………………………………………………………………......66
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………...

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом - Лишение свободы как вид уголовного наказания.doc

— 676.50 Кб (Скачать документ)

         Несовершеннолетние  в трудовых домах делились  на две категории: несовершеннолетние  с признаками правонарушителей-рецидивистов  и остальные несовершеннолетние  правонарушители. Каждая из этих категорий обособлялась одна от другой как на работах и во время школьных занятий, так и в остальное время. Каких-либо различий в режиме содержания для этих категорий не было, за исключением того, что заключенным второй категории могли предоставляться на две недели отпуска после отбытия не менее шести месяцев срока наказания.

         Управление  трудовым домом осуществлял директор. Под его председательством состоял  педагогический совет. В целях  воспитания общественных навыков  в трудовых домах организовывались самоуправления из числа несовершеннолетних правонарушителей.

         В учреждения  для применения мер социальной  защиты медицинского характера  направлялись заключенные, признанные  больными в судебном порядке, а заболевшие в местах лишения  свободы – в административном порядке признавались подлежащими направлению в такие учреждения.

         Первый  советский ИТК более глубоко  и конкретно классифицировал  заключенных. Все лица, находящиеся  в местах лишения свободы, подразделялись:

  • по возрасту: взрослые, несовершеннолетние правонарушители в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, правонарушители в возрасте от шестнадцати до двадцати лет из числа рабочих и крестьян.
  • по полу;
  • по виду содержания: следственные, срочные, пересыльные;
  • по степени общественной опасности: лишенные свободы со строгой изоляцией, “профессиональные” преступники, все остальные;
  • по сроку наказания: лишенные свободы на срок свыше шести месяцев, лишенные свободы на срок свыше шести месяцев со строгой изоляцией, лишенные свободы до пяти лет без строгой изоляции;
  • по социальному положению: преступники из класса трудящихся, преступники из враждебного класса;
  • по образованию: неграмотные, малограмотные и грамотные;
  • по режиму содержания: подлежащие содержанию в начальном, среднем и высшем разрядах;
  • по наличию специальности: имеющие и не имеющие ее;
  • по мотивам совершенных преступлений: совершившие преступление в силу классовых привычек, взглядов или интересов; совершившие преступление по несознательности, в первый раз, совершившие преступление преступления вследствие тяжелых материальных условий.    

По мере укрепления Советского государства все более углублялся процесс перехода от тюрем к воспитательным учреждениям. И проявлялся он, прежде всего, в развитии исправительно-трудовых колоний с промышленным и сельскохозяйственным производством. Если в 1919 году на территории РСФСР насчитывалось только десять колоний, то в следующие годы их число заметно возрастает. В 1920 году их уже 15, а в 1921 году – 26, 1922 году – 32, в 1923 году – 33, в 1930 году – 57 и в 1931 году – 76 колоний разного типа70. 

         Одной из  первых промышленных колоний  можно назвать Лианозово-Крюковскую  колонию в Московской области, созданную на базе четырех  кирпичных заводов в 1923 году. Заключенные  в этой колонии были заняты производством кирпича и довели его выпуск  с 3млн. штук в 1923 году до 20 млн. штук в 1926 году71. 

         Большое  значение для развития исправительно-трудовых  учреждений имело постановление  ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 года “О карательной политике и состоянии мест заключения”72. Данное постановление закрепило существовавшие виды мест лишения свободы и классифицировало преступников на две основные группы: преступники из числа классовых врагов и деклассированных преступников-рецидивистов, с одной стороны, и преступников из числа рабоче-крестьянской молодежи, а также взрослых преступников, совершивших преступления  случайно, с другой стороны.

         30 октября 1929 года постановлением ВЦИК и  СНК73 были упразднены распределительные комиссии, которые, не смотря на их большую роль в работе исправительно-трудовых учреждений по борьбе с преступностью, имели ряд недостатков, главным из которых можно назвать формализм в принятии решений. Этим же постановлением были расширены права наблюдательных комиссий.

         6 октября 1929 года постановлением ЦИК и СНК СССР74 было отменено наказание в виде лишения свободы со строгой изоляцией. Одновременно был предусмотрен новый вид лишения свободы – исправительно-трудовой лагерь в отдаленных местностях СССР, куда подлежали направлению осужденные на срок свыше трех лет.

         В 1930-1932 годах  в различных районах страны  был организован ряд исправительно-трудовых  лагерей, наиболее известные из  них – Беломоро-Балтийский, Казахстанский, Сибирский, Дмитровский, Печерский, Воркутинский и Ухтинский. 8 апреля 1930 года в районе Колымы был организован Северо-Восточный исправительный лагерь. На исправительно-трудовые лагеря была возложена задача охраны общества от особо социально опасных правонарушителей через их изоляцию, соединенную с общественно полезным трудом, и содержания этих правонарушителей в условиях трудового общежития.

         Управление  лагерями осуществлялось объединенным  государственным политическим управлением (ОГПУ).

         В лагерях  применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный.

         Осужденные, содержащиеся на первоначальном  виде режима, использовались на  общих работах, проживали в пределах  лагеря в специальных помещениях, не имели права свободного  выхода из этих помещений и  направлялись на работу по общему списку.

         Осужденные  облегченного режима имели право  свободного передвижения. Содержащиеся  на льготном виде режима имели  право на выход за пределы  лагеря и на занятие административных  должностей в управлении лагеря  и производством.

         Новый этап  в развитии системы исправительно-трудовых  учреждений начался с принятием 1 августа 1933 года второго ИТК  РСФСР. Согласно ему, местами лишения  свободы являлись: изоляторы для  подследственных, пересыльные пункты, исправительно-трудовые колонии фабрично-заводского и сельскохозяйственного типа, исправительно-трудовые колонии массовых работ, штрафные исправительно-трудовые колонии.

         Для несовершеннолетних  правонарушителей ИТК были предусмотрены  школы фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых являлась подготовка из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства. В эти школы направлялись несовершеннолетние правонарушители в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет на основании приговоров судов и постановлений комиссий по делам несовершеннолетних.

         Для больных  были предусмотрены медико-санитарные  учреждения.

         В 1934 году  в связи с образованием общесоюзного  НКВД СССР произошла новая  реорганизация мест лишения свободы. Находящиеся в ведении НКЮ исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР и его местных органов.

         Для руководства  исправительно-трудовыми учреждениями  в составе НКВД было создано  Главное управление исправительно0трудовыми лагерями (ГУЛАГ).

         Постановлением  ЦИК от 10 июля 1934 года при НКВД  СССР75 было организовано особое совещание, которому было предоставлено право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.

         В 1936 году  органами НКВД СССР постановлением  ВЦИК и СНК от 8 августа76 было предоставлено право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и лагерях, систематически нарушающих режим содержания, совершающих побеги и тому подобное. Перевод этих лиц в тюрьму мог иметь место по постановлению прокурора лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГа на срок до двух лет с санкции прокурора СССР.

         Необходимо  отметить, что в связи с усилением  деятельности Л.П. Берия  и его  окружения, а так же теорий  Вышинского нормативные положения  ИТК 1933 года, как и  сам кодекс, вскоре были забыты (в качестве  примера нарушения законности  можно привести следующий случай: в 1939 году приказом НКВД СССР77 были отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение, хотя отменить эти положения был уполномочен лишь Верховный Совет). Исправительно-трудовые учреждения в своей работе стали руководствоваться, главным образом, инструкциями и приказами НКВД СССР. Нормативные акты этого периода главное внимание в деятельности мест заключения обращали не на исправление и перевоспитание заключенных, а на строгую изоляцию от общества и наиболее эффективное использование их труда. НКВД превратился в крупнейшее промышленно-строительное ведомство. За 1941-1944 годы эта подсистема выдала: золота – 315 тонн, концентрата олова – 14398 тонн, никеля – 6511 тонн, угля – 8924 тысячи тонн, нефти – 407 тысяч тонн, мин – 30,2 млн. штук.

         Количество  заключенных было огромно: на  начало войны – 2 млн. 300 тысяч  человек, на 21 декабря 1941 года – 1 млн. 450 тысяч человек78.

         Таким образом, в довоенный период законность  в России стала часто заменялась  ведомственным произволом, в том числе и в сфере исполнения наказания  в виде лишения свободы.

         Так, порядок  и условия отбывания наказания  в исправительно-трудовых колониях  регулировались не только ИТК  РСФСР 1924 года, а затем ИТК РСФСР 1933 года, а еще и ведомственными нормативными актами НКВД СССР. Одним из наиболее значимых документов того времени была Временная инструкция о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях 1939 года79. Она была подписана заместителем начальника ГУЛАГа НКВД СССР Добрыниным и объявлена совершенно секретной приказом от 2 августа 1939 года. Приказ был подписан заместителем Народного комиссара внутренних дел Чернышовым. В преамбуле документа говорилось, что все ранее изданные директивы и указания по вопросам режима содержания заключенных отменяются.80

         Инструкция  содержала разделы о правах  и обязанностях заключенных, о  свиданиях, переписке, о мерах поощрения  и взыскания, о порядке передачи  жалоб заключенных и другие  положения.

         Всего в  Инструкции было 152 статьи, что свидетельствует о достаточно подробном регулировании порядка и условий содержания в исправительно-трудовых лагерях.

         В этом  ведомственном акте отсутствовала  постановка задачи исправительного  воздействия на заключенных. Главное  было надежно изолировать их и использовать в хозяйственно-экономических целях. Особо оговаривалось, что осужденные за контрреволюционные (государственные) преступления должны направляться, как правило, в лагеря, находящиеся в отдаленных местностях.

         Заключенные исправительно-трудового лагеря размещались по лагерным пунктам (участок, колонна, командировка), которые организовывались вблизи объектов работ. Территория расположения лагерного пункта предварительно обследовалась и должна была отвечать требованию максимальной отдаленности от населенных пунктов.

         Для охраны  территории лагпункта с внешней  стороны устанавливались посты-вышки  для часовых. В мелких подразделениях  устройство вышек было не обязательно. Для пропуска заключенных в  лагеря и обратно устанавливались вахты.

         Заключенные  размещались в бараках, имеющие  право бесконвойного передвижения  – отдельно от остальных заключенных, несовершеннолетние – на отдельных  участках изолировано от взрослых. Бараки не запирались круглосуточно.

         В зоне лагпункта допускалось свободное передвижение заключенных до сигнала к отходу ко сну, после чего всякое передвижение пресекалось. Хождение заключенных из барака в барак запрещалось. Посещение женских общежитий заключенными мужчинами, и наоборот, также запрещалось, за исключением представителей административного персонала.

         Согласно  статье 12 Инструкции категорически  запрещалось всем без исключения  заключенным проживать за зоной  в деревнях, на частных квартирах  или в домах, принадлежащих лагерю.

         Категорически  запрещалось направлять заключенных  в командировки в различные  учреждения и организации, а также  бесконвойное передвижение с  заездом в города и промышленные  центры. Вместе с тем, в отдельтных  случаях, вызванных производственной  необходимостью, расконвоированные заключенные направлялись из одного лагерного подразделения в другое или в управление лагеря по особому пропуску с точным обозначением маршрута и на расстояния не свыше 50 километров.

         Запрещалось  использовать заключенных в качестве домашних работников. Однако тут же оговаривалось, что отдельные исключения могут допускаться с разрешения начальника ГУЛАГа НКВД СССР. На практике эта лазейка использовалась довольно активно.81

         Согласно  статье 35 каждый заключенный обязан был работать по назначению администрации лагеря.

         Заключенным разрешалось хранение и пользование продуктами питания, носильными вещами по норме, постельными принадлежностями, металлической посудой, шахматами, шашками, книгами, журналами, газетами, спичками, папиросами, починочными материалами (иголки, нитки), принадлежностями для письма и туалетными принадлежностями.

Информация о работе Лишение свободы как вид уголовного наказания