Лишение свободы как вид уголовного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что наказание в виде лишения свободы содержит в себе целый ряд противоречий как в плане теоретическом, так и на стадии его применения. Так, требует большей конкретизации само определение содержания этого вида наказания, поскольку именно от этого правильного определения зависит возможность достижения целей, поставленных перед ним. В частности, как уже было сказано ранее, более преемлемым, нежели в настоящем УКРФ, является определение данного вида наказания как заключение в исправительном учреждении, состоящее в изоляции осужденного от общества в специальное учреждение, где он находится под постоянной вооруженной охраной и наблюдением, в условиях жесткой регламентации всей жизни установленным для этих учреждений режимом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 4
ПАРАГРАФ 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ. 4
ПАРАГРАФ 2 ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. 8
ПАРАГРАФ 3 СРОКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И МЕСТА ОТБЫВАНИЯ
НАКАЗАНИЯ. 16
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РОССИИ 22
ПАРАГРАФ 1 ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В РУССКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ПРАВЕ 22
ПАРАГРАФ 2 ТЮРЬМЫ САМОДЕРЖАВНОЙ РОССИИ. 27
ПАРАГРАФ 3 ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В
ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ И ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ. 30
ПАРАГРАФ 4 ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА. 39
ГЛАВА 3 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 44
ПАРАГРАФ 1 УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. 44
ПАРАГРАФ 2 РЕЖИМ И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В
ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. 49
ПАРАГРАФ 3 МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ И ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ……………………………………………………………………......66
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………...

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом - Лишение свободы как вид уголовного наказания.doc

— 676.50 Кб (Скачать документ)

         К администрации  лагеря заключенные должны были  обращаться вежливо. При посещении  лагподразделения начальствующим  составом лагеря, а также должностными  лицами, имеющими право посещения лагеря и его проверки, заключенные по команде “внимание” обязаны были вставать.

         Свидание  с родственниками разрешалось  только при условии выполнения  заключенными производственных  норм и соблюдения лагерного  режима, и предоставлялись в свободное  от работы время. Они могли проводиться как в присутствии охраны, так и без нее. Заключенным, находящимся на излечении в стационарах и больницах, свидание разрешалось в том случае, если они до болезни выполняли производственные нормы и соблюдали установленный режим. Свидания предоставлялись один раз в шесть месяцев, а в порядке поощрения лучшим производственникам – до одного раза в два месяца. Заключенным, осужденным за государственные и иные тяжкие преступления свидания разрешались только с санкции начальника ГУЛАГа НКВД. По ряду других преступлений – только с разрешения начальника лагеря по обязательному согласованию с третьим отделом. Личные свидания предоставлялись с письменного разрешения начальника управления лагеря только с прямыми родственниками заключенных на срок не более пяти суток.

         Заключенным  разрешалось вести переписку  без ограничения. Осужденным за  контрреволюционные преступления, особо оговоренные в Инструкции, разрешалась переписка раз в  три месяца.  Вся входящая и  исходящая корреспонденция в обязательном порядке просматривалась специально выделенным вольнонаемным работником (цензором). В письмах заключенных запрещалось помещать сведения о количестве заключенных в лагере, обо всех вопросах, связанных с режимом содержания заключенных, охраной лагеря и характером производства. Такие письма подлежали конфискации.

         Интерес  вызывает регулирование дисциплинарной  практики по Инструкции 1939 года. За нарушение правил внутреннего  распорядка, недобросовестное отношение  к труду или отказ от работы на заключенных налагались взыскания, при этом разграничивалась компетенция всех должностных лиц.

         О наложении  взыскания на заключенного во  всех случаях выносилось мотивированное  постановление за подписью начальника  лагеря или лагерного подразделения, которое впоследствии приобщалось к личному делу. При решении вопроса о наложении взыскания начальник лагерного подразделения обязан был заслушать личное объяснение заключенного, совершившего нарушение. Важной являлась норма Инструкции, согласно которой заключенному разрешалось обжалование наложенного взыскания перед вышестоящими начальниками.

         В отношении  заключенных, соблюдающих режим, хорошо  проявивших себя на производстве, перевыполнивших установленную  норму, могли применяться меры  поощрения. Довольно подробно в Инструкции регулировались вопросы, связанные с жалобами и заявлениями заключенных. В частности, указывалось, что каждый заключенный имеет право подавать жалобы и заявления, как в письменной форме, так и в устной. Кроме непосредственного приема жалоб и заявлений администрацией лагпункта, в каждом лагерном пункте должны были быть ящики для жалоб, адресованных  Народному комиссару внутренних дел СССР, начальнику лагеря и прокурору по надзору за лагерем.

         Таким образом, можно сказать, что ряд норм Инструкции носил довольно прогрессивный характер. Однако, по большинству случаев это была лишь декларация. На практике же эти нормы применялись крайне редко.82             

     

 

 

ПАРАГРАФ 4 
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ  ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА.

 

 

         После войны  Советское государство приступило  к восстановлению и дальнейшему  развитию народного хозяйства. В  этих условиях исправительно-трудовая  система стала одним из основных  поставщиков бесплатной рабочей  силы.

         В послевоенное время была усилена ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 года за эти преступления были увеличены сроки наказания (10-25 лет лишения свободы), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям.83

         Структура  исправительно-трудовых учреждений  МВД на начало 1952 года выглядела  следующим образом: руководство  всеми исправительно-трудовыми учреждениями  осуществляло Главное управление  исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР.

         Помимо  лагерей, находящихся в ведении  ГУЛАГа, имелись еще лагеря в  ведении Главпромстроя, Дальстроя  МВД, специального Главного управления  и Управления слюдяной промышленности  МВД и другие. В своей практической деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР. Вместе с тем, на ГУЛАГ МВД возлагался контроль, за деятельностью главных лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных им лагерях необходимых  жилищно-бытовых и режимных условий и правильного трудового использования заключенных.

        При министерствах  внутренних дел республик и  управления внутренних дел краев  и областей в 1951 году были созданы  отделы исправительно-трудовых лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было возложено непосредственное руководство и ответственность за работу исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик, краев и областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения заключенных, оперативной работы и трудового использования осужденных.

         Эти функции  отделы исправительно-трудовых лагерей  осуществляли через управления  исправительно-трудовых лагерей  и управления исправительно-трудовых  колоний.

         На территории  некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей, находившихся в подчинении различных центральных органов.

         В исправительно-трудовых  лагерях того времени было  два вида режима: общий и усиленный.

         Исправительо-трудовой  лагерь имел следующую структуру: управление лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.

         Условия  содержания на общем и усиленном режимах мало, чем отличались друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и посылок, а также – на неограниченную переписку с родственниками. За труд они получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15% из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении. Раз в году осужденным предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в 10 дней, без выхода из лагеря или колонии. Разрешалось ношение гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных переводов на неограниченную сумму.

         Право назначения  вида режима принадлежало администрации  исправительно-трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и рецидивисты.

         Общий режим  предоставлялся всем остальным  осужденным к лишению свободы. После отбытия одной трети  срока наказания по постановлению, утвержденному начальником лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право досрочного перевода с усиленного режима на общий режим.

         Нарушители  дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали переводу в штрафные лагерные пункты на срок до трех месяцев.

         В штрафные  лагерные пункты направлялись  также осужденные в лагере  за бандитизм, разбой и грабежи  на срок до одного года, а  осажденные за прочие преступления – на срок до шести месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный пункт являлся приказ начальника лагеря.

         За систематические  отказы от работы, заключенные  могли привлекаться как за  контрреволюционный саботаж по  статье 58/14 УК РСФСР 1926 года.

         10 июля 1954 года Совет Министров СССР  утвердил “Положение об исправительно-трудовых  лагерях и колониях МВД СССР”84, которое закрепило основные принципы советской исполнительно-трудовой политики.

         На ИТУ  были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными наказаний по приговору судов, охраны и надзора за ними, предупреждения новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно-полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.

         Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно которой в  исправительно-трудовых колониях должны были содержаться: лица, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет; лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие особо опасные преступления; лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбытия наказания. В исправительно-трудовых лагерях – все остальные осужденные.

         Если в  исправительно-трудовых колониях  был предусмотрен только один  вид режима содержания, то в лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий.

         В подразделениях  общего режима содержались осужденные  впервые за менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые, так и неоднократно  совершенные, переводимые из колоний строгого режима. Однако, осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два раза и более за менее опасные преступления, должны были содержаться в разных подразделениях.

         В подразделениях  строгого режима содержались независимо от количества судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины.

         При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть переведены на общий режим.

         В специальных  подразделениях строгого режима  содержались осужденные за тяжкие  преступления, совершенные в местах лишения свободы, а также переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины.

         В подразделениях  облегченного режима содержались  осужденные на срок до трех  лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные  преступления, а также переведенные из детских трудовых колоний до достижения ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания.

         Как отмечают  специалисты, одним из недостатков  работы исправительно-трудовых учреждений  являлась существовавшая в то  время система зачетов рабочих  дней, которая подрывала стабильность  приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и общего предупреждения преступлений.85

         В 1956 году  было признанно, что дальнейшее  существование исправительно-трудовых  лагерей нецелесообразно, так как  они не обеспечивают выполнение  важнейшей государственной задачи  – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые колонии. В 1961 году было принято новое Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР86. Закрепленная в нем система распределения осужденных по исправительным учреждениям (особенно в части классификационных критериев осужденных) с некоторыми изменениями сохранилась по сей день.

       Итак, в исправительно-трудовых  колониях было установлено четыре  вида режима: общий, усиленный, строгий и особый. Критериями классификации осужденных  для распределения их по конкретным видам исправительных учреждений являлись: тяжесть совершенного преступления, наличие предыдущих судимостей и признание осужденного рецидивистом, а также - срок отбывания наказания в виде лишения свободы, определенный приговором суда. Кроме того, суд в порядке исключения мог сам назначить вид исправительного учреждения, в котором осужденный должен был отбывать лишение свободы.

         Таким образом, в колониях общего режима могли содержаться: лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за менее тяжкое преступление, либо, осужденные за тяжкие преступления на срок до трех лет,  а также лица, ранее судимые и вновь осужденные за менее опасные преступления к отбыванию лишения свободы реально.

   В колониях усиленного режима содержались: лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию лишения свободы сроком свыше трех лет, а также лица, ранее судимые и  вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет.

В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержатся: лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы; лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена лишением свободы, переведенные после отбытия половины срока наказания из колонии особого режима; осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками; мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные преступления.     

Информация о работе Лишение свободы как вид уголовного наказания