Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:28, реферат
«Гендерные исследования» как самостоятельная область научных и образовательных интересов является собирательным понятием для современных гуманитарных теорий — экономических, социальных, политических, лингвистических и других, так или иначе интерпретирующих проблему взаимоотношений полов и использующих новейшее ее обозначение — «гендер».
Гендерные исследования предполагают как теоретическую разработку философских, социологических, психологических вопросов, связанных с традиционными проблемами личности, социальных страт, общества в целом, так и общественную практику в самом широком смысле, включающую художественное творчество, политическое и социальное управление, институт семьи, образование, сферу межличностных отношений.
Итак, проанализировав гендерные стереотипы традиционных религий, мы можем заключить, что, с одной стороны, патриархальная культура продуцирует иерархичность, дуализм тела и духа и тем самым определяет женщину в религии через ту же систему, что и в обществе — систему политических практик. С другой стороны, иссле-иования религиозного социума, как имеющего свои специфические черты в сравнении со светским (религиозное сознание, религиозные действия — культ), должны осуществляться на стыке гендерологии п религиоведения. Необходимо провести анализ гендерных аспектов и русле сектологии, магии, оккультных наук, так как их роль в современном российском обществе увеличивается. Связано ли это с аутентичным женским опытом, с секуляризацией общества или будут обнаружены другие представления по данному вопросу — все это должно стать предметом последующих гендерных исследований.
Вопросы для повторения
1. Как связаны борьба за равные права женщин и теология?
2.
Какие основные направления
3.
Что такое гендерно
4. В чем особенности женских движений в мировых религиях?
Темы для дискуссий
1.Современная культура: секуляризация и «ренессанс» астрологии.
2.
Отношение к женскому
Изучение гендерных различий в применении Интернета привлекает сегодня особое внимание. Главные вопросы, на которые исследователи обращают внимание, касаются проблем так называемого «гендерного разрыва», социально-демографической и социально психологической специфики женской и мужской части интерна аудитории, а также гендерных различий интернет-активности (целей использования Интернета, общения в Интернете, участия и онлайновых играх). Сюда же можно отнести и проблемы, возникающие в педагогике в эпоху Интернета, обусловленные гендером.
Под «гендерным разрывом» обычно понимается скромная (по сравнению с мужчинами) представленность женщин в интерна -сообществе. В количественном аспекте разрыв этот мало ощущается. Так, по данным Nielsen//NetRatings (www.netratings.com/), количество пользователей женского пола в США еще в апреле 2000 I, превысило количество пользователей-мужчин. Во всемирном масштабе момент количественного равенства двух полов в Интернете сш# не настал; впрочем, точных статистических данных (см., например, www.nua.ie) для многих территорий нет или они ненадежны.
Применительно к России достаточно надежные статистические результаты стали доступны относительно недавно. На основании опроса 21 000 респондентов старше 18 лет, выполненного и июне—августе 2003 г. (по методике агентства Nielsen//NetRatings), специалисты фонда «Общественное мнение» (www.fom.ru) отмечают, что в России 14% мужчин и 9% женщин применяют Интернет (эти величины возрастают приблизительно на 1% каждые три месяца). Доли мужчин и женщин среди пользователей пока неравномерны и составляют 58 и 42% соответственно. Оговоримся, что эти данные относятся к взрослому населению России; учет детей и подростков привел бы к необходимости некоторой коррекции данных.
Во всем мире наблюдаются неравный доступ полов к компьютерам и относительно низкая заинтересованность представительниц женского пола в работе с информационными технологиями. Это отчасти объясняется меньшим интересом к технике и к точным наукам у женщин сравнительно с мужчинами. Последние к тому же часто убеждены, что женщине следует держаться подальше от компьютера.
Как следствие, большинство рекомендаций по овладению навыками эффективной работы с компьютером базируются на исследо-наниях, проведенных в основном на мужском контингенте испытуемых. А это опять-таки приводит к еще большему отставанию женщин. (Своеобразный замкнутый круг.) В результате в средствах массовой информации работа с компьютером выступает как сфера мужской деятельности; утверждается, что учебные и игровые компьютерные программы адресованы скорее мальчикам, чем девочкам (СНОСКА: Арестова О. Н., Войскунский А. Е. Гендерные аспекты деятельности в Интернете // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.,2000. С. 290-313).
Детальному рассмотрению тех аспектов, которые привлекаются для объяснения феномена относительно малой заинтересованности женщин, девушек и девочек в применении компьютеров, посвящен раздел в книге «Одаренный ребенок за компьютером» (СНОСКА: Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.).
Одно
из наиболее широкомасштабных исследований
интернет-иудитории проводилось каждые
полгода с 1994 по 1998 г. включительно сотрудниками
Технологического института штата Джорджия,
США (http://www.gvu.gatech.edu/
Гендерные различия главным образом коррелируют с опытом и умением работать в Интернете, а также культурным фактором, т.е. страной происхождения. Так, страны с патриархатной культурой оказались представленными главным образом мужчинами. Это не значит, что женщины в них лишены доступа в Интернет или и среднем хуже владеют английским языком, скорее сказывается сто реотип утаивания персональной информации. В числе этих стран оказались Южная Америка, развитые мусульманские страны, Япония, Китай, государства Восточной Европы (включая Россию).
Результатом исследования русскоязычной аудитории сети и i ложены в исследовании О. Н. Арестовой (СНОСКА: Арестова О. Н. Гендерные различия в Интернете // Всероссийская научпп конференция RELARN 2000: Тезисы докладов участников конференции (http: relarn.samara.ru/).). Отметим, что, как правило, основная часть пользователей и респондентов проживает в крупных городах с населением свыше миллиона человек (67% женщин и 59% мужчин), ментальность которых значимо отличается от ментальное россиян в целом и более соответствует ментальное европейских стран. Поэтому, говоря о гендерных различиях российской аудитории Интернета, мы должны обращать внимание на то, что в этой ситуации они оказываются подчиненными более значимым и детерминирующим культурным различиям, В Америке и Западной Европе ситуация иная: исходя из большей доступности и распространенности Интернета, аудитория сети яп-ляется более репрезентативной.
Возрастное распределение женской выборки Рунета отличается от мужской в возрастные промежутки от 16 до 35 лет, в более старшем возрасте практически идентична мужской. Среди женщин больше молодых пользователей возраста 16—26 лет и меньше пользовато лей 26—35 лет, меньше опытных пользователей с большим стажем работы, но больше начинающих. Профессиональный состав женской выборки более разнообразен, в ней меньше представлены специалисты, для которых сетевая деятельность является профессией женская выборка — в рамках проведенного исследования — объединяет так называемых непрофессиональных пользователей.
Структура интересов женщин и мужчин, использующих Им тернет, различна. Для женщин Интернет — это в основном общение и поддержание социальных связей; структура же деятельности мужчин более широка. Относительное невнимание женщин к сервисам WWW связано, в частности, с незначительным количеством предназначенных для них информационных ресурсов. Результаты проведенного в Сингапуре исследования5 показали, что
1) молодые женщины дольше и чаще, чем их ровесники мужского пола, шняты отправкой и получением сообщений; после 21 года эти показатели выравниваются;
2) мужчины чаще, чем женщины, осуществляют навигацию по WWW и делают это более умело, при гом что длительность сеансов навигации у мужчин и у женщин не различается;
3)
скачиванием из Интернета
4)
в онлайновом приобретении
По результатам исследования (СНОСКА: Арестова О. Н. Гендерные различия в Интернете...) русскоязычных интернетчиков, основными услугами, которыми пользуются участвовавшие в сетевом опросе женщины, являются электронная почта и WWW, в несколько меньшей степени ICQ и чаты. При этом объем и спектр большинства сетевых услуг, которыми пользуются женщины, существенно ниже аналогичного показателя среди мужчин-пользователей.
При сравнении сферы интересов женщин и мужчин обнаруживается «сдвиг» интересов женского контингента пользователей Интернета в сторону гуманитарного знания и неформального общения; при этом проявляется довольно скромный интерес к информации, связанной с политикой, бизнесом, покупками, эро-гикой и сексом, техническими проблемами.
При исследовании мотивации пользователей оказалось, что у женщин сильнее, чем у мужчин, выражен мотив рекреации, общения (особенно неформального), а у мужчин несколько сильнее выражено познавательное стремление.
При ответе на вопрос о наиболее существенных недостатках Интернета женщины больше, чем мужчины, обеспокоены проблемами морального и нравственного плана (незащищенностью перемиски, порнографией, нарушением авторских прав, возможностью сбора информации о личной жизни), а мужчины техническим несовершенством (низкой скоростью, слишком большим объемом информации, обилием коммерческих предложений по почте).
При общении посредством Интернета женщины проявляют боль шую тревожность и депрессивность, их отношение к нему менее позитивно, чем отношение мужчин. Стоит отметить, что у мужчин фиксируются более высокие показатели по шкале «одиночества складывается впечатление, что женщины, интенсивно общаясь посредством коммуникативных сервисов Интернета, компенсирую одиночество; мужчины же, уделяя меньшее время коммуникации свое одиночество лишь усугубляют. (Испытуемыми служили недавно поступившие в университет студенты, оторванные от привычки окружения и потому испытывающие чувство одиночества.)
Обобщенные положения приводят Ш. Текл (СНОСКА: Turkle Sh. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. N.Y., 1995) и Дж. Морахам Мартин (СНОСКА: Morahan-Martin J. Males, females, and the Internet // Psychology of the Intern Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal / Ed by J. Gackenback. San Diego e 1998. P. 169-197.). По их данным, в групповых обсуждениях, в чатах, в коммуникации в ходе групповых игр и др. женщины выполняют во многом соглашательскую и подчиненную роль; доминирование и группе и инициацию новых тем для обсуждения обыкновенно берут на себя мужчины. Отправленные женщинами сообщения отличаются большей эмоциональностью (в том числе за счет «смайли» ков»), они в среднем короче сообщений, авторами которых являются мужчины. Инициируемые женщинами темы часто «повисают не находя поддержки среди других участников, либо встречав < прямую и не всегда справедливую критику.
Мужчины с помощью вербальных средств утверждают сноп статус, чаще описывают действия или призывают к ним, а также обсуждают и/или сообщают факты; многие их суждения решительны и безапелляционны. Сообщения женщин часто направлены пи смягчение сложившегося в группе напряжения, на сохранение эмоционального комфорта и стабильности, а предлагаемые мнения высказываются в осторожной и гипотетичной манере. Прап/ш по некоторым данным, женщины в то же время сравнительно чаще, чем мужчины, инициируют неприятные обсуждения, скандалы и разборки («флейминг» или «троллинг»). Следует, однако, признать, что перечисленные выше особенности относятся к числу тенденций, а не закономерностей.
В течение 2002-2003 гг. мы изучали, насколько различаются виды деятельности, осуществляемые мужчинами и женщинами в Интернете (СНОСКА: Войскунский А. Е., Митина О. В. Эмпирическое исследование использования Интернета женщинами и мужчинами. М, 2003.).
Результаты указывают на значимые различия в профессионально-деловом использовании Интернета (женщины используют его больше) и в вовлечении детей в Интернет с целью образования (здесь, как ни странно на первый взгляд, «лидируют» мужчины). Первый факт подтверждается и результатами других исследований10. Объяснений второму факту может быть несколько. Так, обеспокоенные состоянием здоровья детей матери нередко полагают, что сидение за компьютером может отрицательно сказаться на здоровье, а потому предпочитают традиционные формы учебы. Отцов же могут привлекать нестандартные, чаще всего мало знакомые им самим образовательные применения новых технологий — возможно, мужчины высоко оценивают именно новизну.
В ходе проведенного исследования изучались также автостереотипы (т.е. сложившийся образ пользователя Интернета в общественном сознании). Мужчины в большей степени, нежели женщины, полагают, что владеющая Интернетом женщина должна регулярно применять его для образования детей. Возможно, различие объясняется идентификацией женщин-респондентов с оцениваемым персонажем и отмеченными выше опасениями за здоровье ребенка (в меньшей степени свойственными мужчинам). (СНОСКА: Ваганов А. Информационное общество — новые вызовы феминизму// Неза-нисимая газета. 2003. 11 июня.)
Хотя женщине—пользователю Интернета респонденты в среднем приписывали несколько меньшую активность, чем мужчине пользователю, разница эта статистически незначима.
Типичные россияне, по мнению респондентов, мало пользуются Интернетом. При этом, оценивая типичную россиянку, женщины-респонденты приписывают ей более высокую активность в профессионально-деловом использовании Интернета и менее высокую и вовлечении в Интернет детей с целью образования, нежели это делают респонденты-мужчины. Вполне возможно, что здесь вновь работает механизм самоидентификации. Оценивая соответствующий мужской персонаж, женщины также приписывают ему большую активность в профессионально-деловом использовании Интернета.
Кроме того, респонденты-женщины выше, нежели респонденты-мужчины, оценивают вовлеченность соотечественников безотносительно к полу в виртуальное общение. Интересно, что представления мужчины о видах интернет-активности, свойственных «типичным» россиянам, не дифференцированы в зависимости от пола образа. А вот женщины приписывают мужчине большую интернет-активность в области занятий с детьми, в развлечениях и в виртуальном общении.
Наибольшее расхождение в оценках в зависимости от пола респондентов было выявлено при оценке персонажа «Мой идеал женщины». Во всех случаях женщины приписывают этому персонажу большую интернет-активность, нежели мужчины. Женщины приписывают большую интернет-активность и «Идеалу-мужчине». Можно утверждать, что женщины в большей степени, нежели мужчины, оценивают интернет-активность как положительную характеристику.
По результатам исследования интернет-аудитории старшеклассников и учащихся ПТУ (СНОСКА: Собкин В. С, Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. М., 2001) был сделан вывод, что включение Интернета в сферу культурного пространства старших подростков не оказывает негативного эффекта на развитие личности.
Так же как и при анализе структуры досуга, в отношении к Интернету как наиболее полезному и интересному источнику информации мы обнаруживаем явные гендерные различия. Так, среди мальчиков его отмечают 39,2%; среди девочек — вдвое меньше — 18,1%. Причем характерно, что здесь прослеживается явная возрастная динамика повышения значимости Интернета от VII к XI классу (у мальчиков в VII классе его отмечают 29,0%, в XI — 50,0%; у девочек соответственно 11,3 и 22,9%).