Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:28, реферат
«Гендерные исследования» как самостоятельная область научных и образовательных интересов является собирательным понятием для современных гуманитарных теорий — экономических, социальных, политических, лингвистических и других, так или иначе интерпретирующих проблему взаимоотношений полов и использующих новейшее ее обозначение — «гендер».
Гендерные исследования предполагают как теоретическую разработку философских, социологических, психологических вопросов, связанных с традиционными проблемами личности, социальных страт, общества в целом, так и общественную практику в самом широком смысле, включающую художественное творчество, политическое и социальное управление, институт семьи, образование, сферу межличностных отношений.
Рассмотрим эти проблемы подробнее.
1. Гендерная структура занятости и ее развитие
Промышленная революция XVIII—XIX вв. изменила отноше-ц ния в сфере занятости: она потребовала новых ресурсов и таким ресурсом стали женщины. Многочисленные войны XX в., в которых участвовали миллионы людей, окончательно подорвали «норму» гендерной структуры занятости, т.е. распределение мужчин и женщин в сфере общественного производства как с точки зрения уровня участия мужчин или женщин в общественной занятости, так и с точки зрения распределения их по различным профессиям.
Посмотрим на тенденции развития занятости в Советской России. Оказывается, при устойчивом росте женской занятости существовали ее «всплески», связанные с типом экономического развития. Например, в годы нэпа, в период перестройки уровень занятости женщин (по отношению к мужчинам) снижался. В период индустриализации страны в 30-е годы, в годы Великой Отечественной войны, в период «застоя» женщины шире участвовали в общественном труде (табл. 1).
Таблица 1.
Доля женщин в общей численности рабочих и служащих | |||||||||||
Годы |
1922 |
1926 |
1940 |
1945 |
1950 |
1955 |
1960 |
1965 |
1970-1986 |
1992-1997 |
1998-2000 |
% |
25 |
23 |
39 |
56 |
47 |
46 |
47 |
49 |
51 |
47* |
48* |
* Доля женщин в обшей
От чего зависела данная пропорция женщин на рынке труда?
Прежде всего, соотношение числа мужчин и женщин в структуре всего населения естественным образом воздействует на половую структуру трудовых ресурсов. Войны, революции, события 30-х годов привели к потерям среди мужчин и вызвали массовый приток женщин в народное хозяйство. Особенно сильно повлияла на формирование гендерной структуры занятости Великая Отечественная война. Потери мужского населения привели к тому, что к концу войны доля женщин в общем числе рабочих и служащих составила 56%. Возвращение мужчин на рабочие места снизило этот показатель.
Кроме того, экстенсивный путь развития национальной экономики также является стимулом для привлечения женщин в сферу труда. Когда развитие идет за счет расширения использования ресурсов (в том числе и трудовых), женщины являются дополнительным резервом — они потенциально могут быть вовлечены в производство и вовлекаются в него при недостатке работников. Наоборот, в периоды интенсивного развития экономики женская рабочая сила является резервом сокращения использования ресурса (женщин первых увольняют с работы, или они оставляют ее, так как появляется законодательная и материальная возможность не работать в общественном производстве), т.е. усиление рынка снижает количество женщин, занятых в сфере труда. По крайней мере, эта зависимость наблюдалась в истории развития российской экономики. Помимо гипотезы о том, что рынок позволяет более эффективно использовать имеющиеся в обществе ресурсы, можно привести следующие аргументы зависимости между усилением «рыночности» и снижением количества работающих женщин.
Во-первых, рынок изменяет способы получения доходов и заработков — в частности, у семьи появляется возможность существовать на доходы одного из ее членов. Изменяется и расширяется структура семейных доходов, в нее теперь входят такие источники дохода, как дивиденды по акциям, доход от продажи или сдачи внаем недвижимости, доход от предпринимательской деятельности и т.д. Законодательные изменения, касающиеся «потолка» зарплаты, ограничения работы по совместительству, наказания за тунеядство, также влияют на решения членов семьи (особенно женщин) о том, работать им вне дома или не работать.
Во-вторых, помимо возможности «жить на доходы одного члена семьи» появляется желание выбрать другую модель поведения, отказавшись от профессиональной занятости (временно или постоянно). Некоторые женщины (или мужчины) поступают именно так. Однако надо осторожно интерпретировать причины и мотивы снижения уровня женской занятости, так как рыночная экономика, помимо расширения вариантов поведения, создает (или поддерживает) множество препятствий для успешной профессиональной занятости женщин.
В-третьих, безработица, сопровождающая рыночную экономику (и процесс интенсификации экономики), является причиной сокращения женской занятости. Женщины могут быть уволены в первую очередь как «худшие» работники, загруженные семейными обязанностями.
Социальная политика государства отражает его потребности в «оттоке» или «притоке» женской рабочей силы. Предоставление добавочных социальных льгот (например, запрет на командировки для женщин, имеющих детей до 3 лет, предоставление отпуска по беременности и родам) для работающих женщин с детьми делает их «социальными инвалидами», невыгодными работниками, особенно если материальные выплаты возлагаются на предприятие, где они работают. В период перестройки оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком был увеличен до полутора лет, неоплачиваемый отпуск, сохраняющий за женщиной рабочее место, составляет еще полтора года. С точки зрения профессиональных и карьерных возможностей женщины, такой большой перерыв в работе отрицательно влияет на ее квалификацию. Более того, женщины, работающие в частном секторе, могут потерять работу (предприятия либо меняют «вывеску», юридический адрес, либо прекращают свое существование).
Справедливости ради следует отметить также положительные сдвиги в социальной политике 90-х годов: большинство социальных льгот (выплаты, отпуска) предоставляются теперь не только женщинам, но и обоим родителям по выбору. Несмотря на то что на практике российские мужчины не пользуются предоставленными им льготами, сама постановка вопроса способна изменить общественное мнение россиян в сторону формирования эгалитарного общества.
Гендерная структура занятости будет подвергаться не только количественным, но и качественным изменениям. Если количественные пропорции (с теми или иными колебаниями) сегодня установились на достаточно стабильном уровне (около 50% женщин и 50% мужчин), то качественные аспекты гендерной структуры занятости, включающие в первую очередь статус мужчин и женщин на рынке труда, возможности применения профессиональных навыков и выбора профессий, будут меняться вместе с изменением производственных и управленческих технологий. Разпитие электронных и коммуникационных технологий, техническое развитие производства изменят как требования к квалификации работников («человеческому капиталу»), так и требования к рабочему премени. Смогут ли женщины в новых условиях изменить собственный профессиональный и социальный статус в свою пользу?
Организация труда и отношения в сфере производства прошедшего столетия основывались на традиционном распределении ролей между полами и характеризовались такими чертами, как производство товаров массового спроса, развитие производственных и бытовых технологий, использование среднеквалифициро-ианной рабочей силы, подчинение научному менеджменту. Новые черты организации труда и производственных отношений характеризуются развитием микротехнологий (например, компьютерных), обособлением рынков, привлечением все более квалифицированного персонала, децентрализацией труда, созданием гибких и нестабильных (без длительного контракта) рабочих мест. Поскольку женщины на протяжении своей жизни проживают больше разнообразных стадий жизненного цикла (в определенный период жизни они рожают и воспитывают детей, получают опыт комбинирования профессиональных и воспроизводственных ролей) и потому в психологическом смысле менее догматичны, существует вероятность, что они лучше адаптируются к гибким ра-гючим местам (где время может быть ненормировано, а рабочее место строго не фиксировано, где требуется применение междисциплинарных знаний и возникает вероятность перемены профессии). Основная опасность в условиях новых тенденций заключается в ом, что репродуктивные, семейные роли женщины могут помешать развитию ее «человеческого капитала», столь необходимого для конкуренции на меняющемся рынке труда.
Если при этом отношение общества к социальным ролям мужчин и женщин будет развиваться в сторону эгалитарности, мужчины станут активнее участвовать в семейной жизни, то мы можем ожидать глобальных изменений в гендерной структуре занятости. Следует, однако, отметить, что женщины всегда будут посвящать воспитанию детей больше времени, чем мужчины. Поэтому количество времени, которым они располагают, всегда будет ограничено, но если мужчины начнут уделять семье и детям больше внимания, распределение времени у мужчин и женщин, а значит и их стартовые возможности, может выравниться, так как время является основным ресурсом.
В современной России наблюдаются противоположные тенденции, влияющие на гендерную динамику на рынке труда. С одной стороны, возрождаются традиционные роли и ценности патриархатной семьи (к мужчинам предъявляются требования быть «кормильцем семьи», а к женщинам — «хранительницами домашнего очага»), ухудшается ситуация на рынке труда (растет вертикальная и горизонтальная гендерная сегрегация, а также гендерный разрыв в заработной плате, карьера женщин в большей степени приобретает нисходящий характер), нарушается трудовое законодательство в негосударственном секторе экономики, структурная перестройка экономики гендерно не нейтральна. (Например, радикальное сокращение проектных и научных организаций, сокращение кадров среднего управленческого звена (где женщины составляли более 60%) свидетельствовали о гендерных диспропорциях в отношении последствий структурного реформирования экономики. Вложения в основной капитал предприятий и организаций имеет гендерную окраску: инвестиции в отрасли «мужской» экономики в 1999 г. составили 49%, в отрасли «женской» экономики — 16%, в гендернонейтральные отрасли (машиностроение, химия, ЖКХ) — 35%.) С другой стороны, появились новые возможности для женщин и мужчин: женское предпринимательство, политические свободы и наличие неправительственных женских организаций открывают потенциальные возможности для женщин, семейное законодательство 90-х годов сделало материнские льготы и отпуска родительскими, положив начало гендернонейтраль-ной стратегии семейной политики.
Независимо от экономического этапа (цикла) или типа социально-экономического развития общества в профессиональной сфере занятости женщины сталкиваются с рядом серьезных проблем, свидетельствующих об их неравноправном положении по сравнению с мужчинами. Гендерная дискриминация на протяжении всей истории вовлечения женщин в общественное производство являлась основной чертой развития рынка труда (СНОСКА: См., напр.: Калабихина И. Е. Социальный пол и проблемы населения. М, 1995; Баскакова М. Е. Равные возможности и негендерные стереотипы на рынке груда. М., 1998; Ржаницина Л. Работающие женщины в России в конце 90-х // Вопросы экономики. 2000. № 3; Рощин С. Ю. Занятость женщин в переходной экономике. М., 1996 и др.).
На рынке труда гендерная дискриминация проявляется в следующем:
1) дискриминация при найме на работу;
2) неравенство в оплате труда;
3)
препятствия продвижению по
4)
недостаток женщин на
5) наличие «мужских» и «женских» профессий;
6)
запреты на профессии (в Кодексе
о труде указан ряд профессий,
занятие которыми женщинам не
рекомендуется и допустимо
7)
разные системы подготовки
8) сексуальная эксплуатация (работа женщины в качестве сексуального объекта — фотомодели, девушки для сопровождения), сексуальные домогательства на рабочем месте (sexual harassment);
9)
проблема двойной занятости
Природа проявлений гендерной дискриминации на рынке труда может носить объективный и субъективный характер. Объективный характер дискриминации женщин на рынке труда связан с их семейными и репродуктивными ролями. Женщины имеют меньше времени и возможностей делать карьеру, работать без перерывов, по жесткому фафику и выполнять сверхурочную работу. Субъективный характер дискриминации женщин связан с предубеждением работодателей относительно того, что «женщина — худший работник», причем эта оценка не имеет ничего общего с профессиональным» характеристиками конкретной женщины. Поэтому предпочтение при приеме на работу отдают мужчине, при увольнении первой уходи женщина, карьерный рост для нее также ограничен.
Неравенство в оплате труда проявляется в большей степен» через гендерную сегрегацию на рынке труда и в меньшей степей» через прямую дискриминацию, когда женщине просто платят меньше, чем мужчинам, за одну и ту же работу.
Остановимся подробнее на вопросах гендерной сегрегации на рынке труда.
Гендерная профессиональная сегрегация — распределение мужчин и женщин на работах различного статуса в рамках профессиональной структуры. Различают горизонтальную и вертикальнуи профессиональную сегрегацию. Горизонтальная профессиональна сегрегация возникает, когда мужчины и женщины работают в разных отраслях (отраслевая сегрегация) или на разных профессия (выполняют разные виды труда).
Существует много профессий, стереотипно воспринимаемы как «женские» или «мужские». Так, профессии няни, медсестры, воспитателя, повара в детских учреждениях, библиотекаря, машинистки, швеи воспринимаются как «женские». А профессии водителя, финансиста, строителя, брокера признаны «мужскими». Процесс разделения профессий на «женские» и «мужские» происходит, когда «естественные» социальные роли мужчин и женщин переносятся на профессиональную структуру. Например, говорят о шествовании у женщин и мужчин природных способностей, навыков к определенным видам труда (например, усидчивость, ловкость пальцев у женщин). Однако феномен горизонтальной сегрегации в большей степени связан отнюдь не с природой, а с идеей «нормального» (и в этом смысле «естественного») разделения профессионального и домашнего труда между полами. Социальная природа этого явления подтверждается тем, что в разных обществах одни и те же профессии могут считаться «женскими» или «мужскими». К примеру, профессии практикующего успешного врача или бухгалтера и советский период считались «женскими», а в европейской культуре (и в современной России) эти профессии больше «мужские», что связано с их престижностью. Такие характеристики профессий, как «мужские» или «женские», часто ассоциируются с понятиями «престижные» или «непрестижные».