Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:28, реферат
«Гендерные исследования» как самостоятельная область научных и образовательных интересов является собирательным понятием для современных гуманитарных теорий — экономических, социальных, политических, лингвистических и других, так или иначе интерпретирующих проблему взаимоотношений полов и использующих новейшее ее обозначение — «гендер».
Гендерные исследования предполагают как теоретическую разработку философских, социологических, психологических вопросов, связанных с традиционными проблемами личности, социальных страт, общества в целом, так и общественную практику в самом широком смысле, включающую художественное творчество, политическое и социальное управление, институт семьи, образование, сферу межличностных отношений.
Однако сколь неизбежной ни казалась бы передача гендерных стереотипов в семье, именно здесь заложены огромные возможности для формирования благополучной и сбалансированной в ген-дерном отношении личности. Например, имеются данные о том, что и в течение двух первых лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если он проявляет заботу о сыне (СНОСКА: Клецина И. С. Указ. соч. С. 22). Увеличение разнообразия игрушек у девочки, замена части кукол развивающими конструкторами и играми способствуют улучшению ее логического мышления, а, следовательно, и повышению уверенности в себе, увеличению возможностей профессионального роста.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что выводы западных авторов строятся на основе исследований семьи, включающей в себя преимущественно представителей двух поколений — детей и родителей. При обращении к российской действительности необходимо учесть и такой (к сожалению, малоизученный) фактор семейного воспитания, как бабушка. Более чем в половине российских семей оба родителя работают, поэтому роль бабушки весьма специфична: она оказывается транслятором народной культуры (СНОСКА: Семенова В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения // Судьбы людей: Россия XX век. СПб., 1996. С. 326-355).
Школа. Несмотря на существование единой школьной системы с едиными общими требованиями к знаниям и поведению мальчиков и девочек, можно заметить значительные различия в предлагаемых в школьной литературе образцах поведения для мальчиков и девочек, а также в конкретном отношении педагогов к представителям двух полов.
Так, Л. Попова на основании проведенного исследования показала, что у большинства педагогов существуют базирующиеся на культурных стереотипах установки в отношении таких присущих девочкам качеств, как «усидчивость», «внимательность», «стремление к зазубриванию материала», и в свою очередь уверенность в том, что мальчикам присущи такие качества, как «небрежность», «сообразительность», «склонность к построению логических цепочек». Следствием этого является меньшая требовательность к дисциплине мальчиков в сочетании с предоставлением им больших возможностей для обдумывания ответа. От девочек обычно ожидается повышенная аккуратность в письменных работах, им предоставляется меньше времени на обдумывание при ответе на устные вопросы (СНОСКА: Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. М.,1996. 16 Попова Л., Орешкина Н. Как школа может способствовать реализации спо-i кОностей одаренных девочек // Педагогическое обозрение. 1995. № 3.).
Не меньшее значение имеет сама организация учебного процесса в школе (кому — мальчикам или девочкам чаще поручают раздавать тетради или мыть пол) и особенно оформление школьных учебников. Казалось бы, подача материала в школьных учебниках является гендерно-нейтральной, однако даже в учебниках по гочным наукам можно встретить стереотипные представления о женских и мужских ролях. В статье Л. Поповой и Н. Орешкиной, проанализировавших в 1995 г. российские учебники для начальной школы, говорится:
«На иллюстрациях в 66% изображены только мальчики и мужчины, тогда как только девочки и женщины присутствуют на 13,6% картинок. ...В подавляющем числе иллюстраций, рассказов, упражнений женские персонажи наделены стереотипными характеристиками — их спасают, защищают, поучают».
Сверстники. Данному фактору гендерной социализации пока уделяется меньшее внимание, чем влиянию семьи и школы. Вместе с тем очевидно, что девочка/мальчик стремится быть приня-н)й(ым) не только родителями, но и сверстниками, а это приня-i не непосредственно связано с усвоением распространенных в той mi и иной группе гендерных норм и стереотипов.
В подростковом возрасте, когда авторитет родителей несколько меркнет, наиболее важными субъектами для подражания и определения «норм» жизни становятся сверстники. Нередко многие мпльчики мечтают стать «крутыми», на деле утверждая себя в этой роли употреблением спиртного и курением.
В результате взаимодействия указанных выше институтов социализации к 17-18 годам формируется индивид, который не просто идентифицирует себя с мужчиной или женщиной, но и уверен в том, как он должен вести себя в различных обстоятельствах (и как должны относиться к нему представители противоположного пола) в качестве мужчины или женщины. Иными словами, и результате социализации индивид приобретает определенный набор гендерных ролей и стереотипов. По мнению большинства современных социологов, социализация человека на этом не заканчивается, она продолжается, правда с меньшей интенсивностью, в течение всей жизни. По мере приобретения жизненного опыта мужчины и женщины могут в значительной степени изменить свои представления о маскулинности/феминности и скорректировать свое поведение. Большую роль в этом процессе, называемом процессом ресоциализации, могут сыграть такие факторы, как путешествия, вступление в брак, членство в политической или общественной организации; Ярким примером подобной ресоциализации может служить массавое изменение представлений о женской судьбе, отраженное в советских фильмах 30-х годов, главные героини которых совершают головокружительный скачок от покорной мужу неграмотной крестьянки к руководителю колхоза или депутату.
Вопросы и задания для повторения
1. Назовите факторы, определяющие гендерные различия мужчины и женщины.
2. В чем заключается различие между гендерными ролями и гендерной идентификацией?
3.
Вспомните какие-либо
Темы для дискуссий .
1. Анатомия — это судьба?
2.
Как влияет социализация на
талантливых девочек и
3. «Мужчина должен быть сильным» и мужская агрессивность — есть» ли связь?
4.
Влияют ли на результаты
Семья как общечеловеческая ценность является транслятором культурного наследия, этнических норм и традиций, значение которых в современных условиях возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для общества в целом.
Интерес к семье целого ряда наук — психологии, социальной психологии, социальной педагогики, педагогики, социологии и гендерной педагогики — широк и разнообразен. Что сводит и раз-иодит людей, как уживаются и влияют друг на друга живущие под одной крышей представители разных полов, почему ссорятся и мирятся, как организуют свое домашнее хозяйство, приобретают образование и проводят досуг люди, представляющие разные поколения, живущие в разных социальных условиях, — это далеко не полный перечень вопросов, волнующих исследователей.
Рассматривая семью как социальный конструкт, значение ко-трого изменяется с течением времени, ученые используют либо институциональный подход, когда семья рассматривается как общественный институт, либо групповой, когда она предстает в виде малой группы (СНОСКА: Московский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и мето-ннки. М., 1989; Антонов. И, Медков В. М. Социология семьи. М., 1996). Семья анализируется как институт в тех случаях, когда важно выяснить, насколько ее образ жизни, функционирование соответствуют тем или иным общественным потребностям.
Вместе с тем следует учитывать, что семья и сама воздействует на общество, на формирование личности, ее ценностных устано-нж, идеалов, на ее отношение к культурному наследию. Семья вли-нст на особенности передачи трудовых навыков, усвоения гендерных ролей и воспроизводства населения того или иного общества.
Поскольку практически нет объективных данных о гендерных мспектах социологии семьи прошлого и исследователи зачастую вынуждены были довольствоваться лишь господствовавшим в далекие времена общественным мнением, то изучением структуры семьи в историческом измерении, анализом распределения ролей, сети родственных связей, взаимоотношений с другими социальными институтами социологи вплотную начали заниматься лишь в 70-е годы XX в.
Анализ семьи как института имеет свою специфику, поскольку ученых интересуют, прежде всего, образцы мужского и женского семейного поведения, установившиеся роли в семье, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брач-но-семейных отношений. Исследование семьи в этом случае означает выявление норм и стандартов ухаживания, выбора брачного napi нера, сексуального поведения, взаимоотношений с родителям» супругов, другими родственниками и детьми и, соответственно санкций за невыполнение тех или иных норм.
Введем главные понятия социологии семьи.
Семья — группа людей, члены которой имеют кровно-роственные связи и взрослые несут ответственность в воспитание детей.
Родство — связи между индивидами, основанные на браке и родственных отношениях по крови (отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.).
Брак — социально признанный и одобренный союз междвумя взрослыми индивидами.
В современном мире наибольшее распространение получр три разновидности семьи:
а) супружеская пара с детьми или без детей (нуклеарная мья);
б) один из родителей с детьми (неполная нуклеарная семья)
в) супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками (сложная семья).
В западноевропейской социологии чаще рассматривается «семейная группа» или «домохозяйство» — совокупность людей, единенных брачным союзом (муж и жена) и родственными связями (родители — дети), которые проживают совместно. В семейную группу могут входить бабушки и дедушки, дяди и тети, а также люди, не являющиеся родственниками, — няни, прислуга, воспитанники, порой близкие друзья. Семейная группа предопределяет не только совместное проживание, но и место выполнения отличных функций производства и потребления.
Для исследователей гендерного аспекта семьи важно помнить о четырех типах брачных отношений:
1) групповой брак;
2) полигиния (один мужчина и несколько женщин);
3) полиандрия (одна женщина и несколько мужчин);
4) моногамия (один мужчина и одна женщина) в двух формах; Пожизненная и допускающая развод.
В наше время полиандрия практически исчезла, групповой брак ючранился лишь у немногих племен, полигиния осталась у миллионов последователей ислама и тысяч членов секты мормонов, а моногамия расширилась, однако не пожизненная, а, как правило, с разводом.
К середине XX в. в Европе установился преобладающий тип семьи, характеризующийся ранним браком, быстрым рождением двух детей, после чего процесс воспроизводства приостанавливался или прекращался вовсе. Однако уже в 60-е годы этот стереотип инчал разрушаться: возросло число бездетных семей либо имеющих одного ребенка, увеличились сроки между последовательными рождениями, растет число разводов и внебрачных связей. Все мо дало повод для разговоров о кризисе семьи. В качестве его фактоpа называются изменение возраста вступления в брак, снижение рождаемости, рост числа разводов (СНГОСКА: Статистический портрет Европейского союза. Брюссель, 1999). Рассмотрим эти факторы им отдельности.
Первый фактор — омоложение брака — датируется началом XI в. Оно является следствием более раннего достижения молодыми людьми экономической независимости. Однако, по наблюдениям западноевропейских социологов и демографов, с 1972 г. •очраст вступления в первый брак вновь начал увеличиваться. И конце 90-х годов в Дании средний возраст впервые вступающих в брак был 30,5 лет для мужчин и 28 для женщин, в то время как связывали себя узами Гименея в более раннем возрасте (ответственно 25,8 и 23,9) (СНОСКА: Семья в современном европейском обществе. М., 1996). С другой стороны, процент стабильности браков, наблюдавшийся в Европе на протяжении двух веков (за исключением периодов войн), начал падать. При этом растет число внебрачных сожительств.
Падение уровня рождаемости — второй фактор кризиса семьи. Сегодня только Албания, Ирландия и Исландия имеют уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения. Самая низкая рождаемость в Италии, Америке, Швеции, Великобритании. Особенность этого процесса заключается еще и в том, что он происходит на фоне мощной государственной политики, направленной на поддержку многодетных семей, особенно в странах Северной Европы. Некоторые считают, что этот фактор связан с распространением новых контрацептических средств и либеральностью законов об абортах, однако, скорее всего, это следствия, a не истинные причины. Английский социолог Б. Кэллот утверждает, что это явление не навязанное; женщины сами не хотят иметь много детей (СНОСКА: См.: Осколкова О. Б. Государственная семейная политика в странах Европой ского союза. М, 1995). Некоторые усматривают в нем свидетельство неуверенности женщин в будущем своего потомства.
Больше детей, как правило, в семьях малообеспеченных слоен населения; они чаще всего выходцы из деревни в первом или втором поколении, их традиции и система ценностей носят более патриархальный характер. Сегодня три четверти многодетных живут за чертой бедности. Такое положение говорит о социальной патологии: «авангардные», элитные слои малодетны, а значит человек будущего — это выходец из низко образованной малообеспеченной семьи.
Третий фактор — многократные браки и разводы, достаточно распространенные сегодня. Ясные очертания это явление приобрело в 60-е годы. Именно тогда резко выросло число женщин, занимающихся профессионально-трудовой деятельностью. Особен но это стало заметно на Западе в средних слоях, где традиционно женщины не работали, но в период после Второй мировой войны они стали сами выбирать себе профессию и делать карьеру — не только ради дополнительного заработка для семьи, но и в целях собственного развития, раскрытия личных качеств. При этом наблюдается столь сильное отделение женщин от сферы семейной жизни, какое можно сравнить с уклонением мужчин от семейной жизни в эпоху индустриализации. С одной стороны, это открывает возможности новых контактов и для мужчины, и для женщины, что угрожает прочности семейных уз, а с другой — меняет межличностные отношения в семье.
Рост разводов повлиял и на сферу интимной жизни: тесные связи, формируемые супружескими отношениями, рвутся, иногда болезненно, а новые строятся из распавшихся семейных союзов. Следовательно, можно установить взаимозависимость между ак-гивнбстью женщин и ростом числа разводов.
Европейские исследователи «наблюдают» процесс становления брака нового типа. В частности, весьма популярной является идея трансформации семьи с ростом значимости чувственной сферы выживании. Так, в настоящее время большая часть браков заключается по любви, а не по расчету, родители проявляют гораздо Польше участия в судьбе своих немногочисленных детей и т.д. Даже если правила выбора супруга требуют выбирать из своей социальной группы, обычно в основу супружеского союза закладывается эмоциональный фактор. В этой модели браки заключаются после нескольких месяцев или даже лет сожительства с целью испытать свои чувства, а официально брак чаще всего легализует «запланированную» беременность. Такой брак существует до тех пор, пока супруги испытывают от него эмоциональное удовлетворение.