Речевое манипулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:41, дипломная работа

Краткое описание

"Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!" – это слова Вадима Шефнера давно стали крылатыми. Слово может пробудить в человеке отчаяние или злость, а может ободрить, воодушевить, вернуть к жизни. С помощью слова человек может творить чудеса. Именно слово - главное орудие дипломатов, психологов, переговорщиков и, конечно же, филологов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 540.00 Кб (Скачать документ)

К этой группе паралогических приёмов можно отнести приём отождествления кого-либо (политика, общественного деятеля и т.д.) с негативно оцениваемой социальной группой. Этот приём представлен, по наблюдениям Л.А. Шкатовой, в анекдотах о «новых русских», например:

Два новых русских подъезжают к автосалону. Один на джипе, другой на «Вольво». Конечно, одеты в Версаче и у каждого по два мобильных телефона.— Слышь,Юрьич, давай рубанем себе по «Ягуару»!— Да ну, будем одинаковые, как рабочие [60: 200].

Другой паралогический приём, основанный на несоблюдении закона достаточного основания, — проведение неправомерных аналогий [36: 28].

 С. Кара-Мурза пишет,  что в одной из передач «Момент  истины» Святослав Фёдоров в  своём рассуждении против вмешательства государства в хозяйственную деятельность привёл такой аргумент: «Экономика — это организм. А в организм вмешиваться нельзя — он сам знает, что ему лучше. Мы вот сидим, разговариваем, а печень себе работает, как надо». Здесь не соблюдается критерий подобия, согласно которому должны выбираться факты и аналогии для аргументации, а следовательно, приводимый С. Фёдоровым аргумент не является достоверным и достаточным [22: 466].

Манипулятивным по своей  сути является «приём программирующей номинации», который состоит в предвосхищении событий (события описываются как уже свершившиеся). A.A. Кошкина в качестве примера использования этого приёма приводит такое высказывание: Решение проблем ЖКХ и снижение квартплаты — главная задача нового депутата. Борис ША ТИЛОВ. Однако на момент проведения агитации Б. Шатилов был кандидатом в депутаты, а не депутатом. Тем самым желаемое разрешение ситуации выдается за единственно возможное и реализованное без достаточных на то оснований [24: 89].

Приём программирующей номинации  в научной литературе называется также «предвосхищением вывода», или «намеренным опережением событий» [33: 357].

Паралогическим является также  приём создания комплексной эквивалентности. Он основан на использовании лексем значит, соответственно, таким образом, из этого следует и т.п. для того, чтобы гипотетическое выдать за аксиому. Исследователь приводит такой пример: Только КПРФ выступает категорически против строительства капитализма в стране, и соответственно, только КПРФ может адекватно выражать интересы большинства населения, испытавшего на себе все «прелести» рыночных реформ» (Ваша защита. 9 марта 2004 г.).

В приведённом высказывании лексемой соответственно задается следующая связь: выступление против строительства капитализма в стране означает возможность «адекватно выражать интересы большинства населения...». Рациональное обоснование этой связи отсутствует. Исследователь О.С. Иссерс подобные конструкции характеризует как «установление желательных причинно-следственных связей». Таким образом, можно констатировать отсутствие общепринятой терминологии при наименовании манипулятивных приёмов.

Схожим с приёмом создания комплексной  эквивалентности является манипулятивный приём, заключающийся в сцеплении  высказываний в такой последовательности, что адресат при их восприятии устанавливает подразумеваемые причинно-следственные отношения, которых в реальной действительности может и не быть — это так называемая «подразумеваемая причинность» [54: 145]. Например: Помоги своим детям добиться успехов в школе. Купи компьютер «Эйприкот»; Сбрось лишние фунты. Купи массажный пояс «Блабербастер». «Ни в том, ни в другом примере, — пишет Р. Харрис, — не утверждается, что, купив товар, вы добьетесь желаемого эффекта, однако, основываясь на данных рекламных текстах, легко сделать именно такой вывод» [54: 145].

«Приём создания комплексной эквивалентности», «подразумевая причинность» есть не что иное, как разновидности уловки, которая в логике и риторике называется «не следует», или мнимым следованием: Огурцы подешевели. Значит, экономика идёт на подъем! (из выступления «экономиста») [33: 358]. Третьей разновидностью мнимого следования можно считать приём «связывания, или причинно-следственного моделирования». Приём связывания («вербального связывания») заключается в использовании слов, вызывающих эффект причинно-следственной взаимосвязи между происходящими явлениями. Использование таких слов побуждает адресата «реагировать так, как будто одно явление действительно влечёт за собой другое», например: Вы слышите звук моего голоса и начинаете расслабляться (используется соединительный союз, объединяющий названия явлений, не имеющих в сущности отношения друг к другу); В то время как вы улыбаетесь, вы начинаете погружаться в состояние транса; По мере того как вы покачиваетесь вперёд, вы ещё более расслабляетесь (связывание с использованием слов тогда; как; когда; в течение; в то время как). В последних двух случаях «коммуникатор начинает с того явления, которое уже происходит, и соединяет его с тем явлением, которое он хочет вызвать»[28:186].

Высказывания могут выстраиваться таким образом, что сначала даются те, на которые адресат ответит «да» (даже если это произойдет мысленно, для чего в речи делается пауза), а затем то, которое и нужно внедрить в его сознание. Отвечая «да» на предыдущие высказывания, адресат склонен ответить положительно и на последующее. Такой способ аргументации называют «методом Сократа». Например:

Вы хотите, чтобы вашу фирму узнавали? Вы хотите, чтобы ваши товары и услуги покупали? Вы хотите придать новый импульс своему бизнесу? Сделайте ему хорошую рекламу вместе с издательством «Деловой Киев»... (Люкс радио. 16.03.2003). — Размещение рекламы в названном издательстве ещё не гарантирует узнаваемости фирмы и высокого спроса на её товары и услуги.

Вопросы, рассчитанные на ответы «да» и «нет», в таких случаях называют «разговорными постулатами» [28: 190]. Впрочем, это могут быть не только вопросительные, но и утвердительные конструкции. Например: Еда — это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во время еды во рту нарушается кислотно-щелочной баланс, и возникает опасность кариеса. «Дирол» с ксилитом и карбомидом защитит ваши зубы с утра до вечера! Таким образом, приём «связывания» может реализоваться как на уровне нескольких высказываний, так и на протяжении всего текста.

«Речевое связывание» нередко основано на использовании манипулятором так называемых трюизмов (банальных фраз, избитых истин [165: 50]) перед информацией, которую нужно внедрить в сознание адресата. Трюизмы используют для того, чтобы вызвать желательную поведенческую реакцию. Например: Люди умеют кивать головой. Когда они говорят «Да», они часто кивают головой. Вы можете кивать головой. И возможно, в какой-то момент это начнет с Вами происходить [152: 33].

П.С. Таранов пишет: «Лучший и  убедительный способ доказательства — начать свои рассуждения с безобидных, всеми принятых утверждений. Когда подозрительность слушателя достаточно усыплена — тогда наступил момент открыто высказаться, но непременно, как ни в чём не бывало, спокойным тоном, тем же, которым говорились раньше трюизмы. О логической связи можно не заботиться. На человека обыкновенно гораздо более действует последовательность в интонации, чем последовательность в мыслях. Так что если вам только удастся, не нарушив тона, вслед за рядом банальностей и общих мест высказать заготовленное заранее подозрительное или неприятное мнение, ваше дело сделано. Читатель не только не забудет ваших слов — он О улет ими терзаться, мучиться, пока не согласится с вами» [163: 111].

Бездоказательны так называемые «универсальные высказывания», которые невозможно проверить, т.е. высказывания типа Все мужчины подлецы [16: 140]. В их основе — уловка «поспешное обобщение» [33: 358], основанная на несоблюдения закона достаточного основания.

«Универсальные высказывания»  — лишь одна из разновидностей бездоказательных утверждений. Во время предвыборных кампаний нередко использование бездоказательных утверждений,, подчеркивающих уникальность политика и отсутствие ему альтернатив в лице других претендентов на должность, например: Александр Усс является фактически единственным кандидатом в губернаторы, обладающим внятной и реальной экономической программой (Вечерний Красноярск, 16 авг. 2002 г.).

Бездоказательные утверждения  могут быть представлены имплицитно, например: Юрий Скуратов в интервью «Интерфаксу»: «Несмотря на известное решение Верховного суда, который признал законным возбуждение уголовного дела в отношении Генпрокурора, я верю, что там есть честные, порядочные люди и правосудие восторжествует» (Комсомольская правда, 1999. 24 авг.).

Смысловая лакуна предполагает такое  пропущенное суждение: Решением Верховного суда было вынесено нечестными и непорядочными людьми.

Смысловые лакуны, при помощи которых  адресат оказывается вынужденным неосознанно восполнять невысказанные суждения адресанта именуют импликатурами [51: 96], или скрытыми генерализациями [7: 16].

Приведём и другие примеры импликатур: «Дилма» возвращает чаю традиционный вкус (читай: традиционный вкус чая был утрачен); Нанесите шампунь на влажные волосы и мойте голову как обычным шампунем (получается, что рекламируемый шампунь бездоказательно характеризуется как необычный, уникальный); Вы восстановите свое здоровье, вернете молодость, красоту, уверенность в себе (утверждается, что у вас нет не только здоровья, но и красоты, уверенности в себе).

Ложное утверждение может быть заложено в вопросительной конструкции, например: Почему ваш магазин так популярен среди киевлян? (но популярен ли?).

Бездоказательное утверждение имплицитно представлено в конструкциях типа Вы будете оплачивать покупку наличными или кредитной картой? Произнося это высказывание с целью убыстрения принятия решения покупателем относительно того или иного товара, продавец тем самым манипулирует им, так как сомнение покупателя представляет в виде готового решения. Подобные высказывания создают у адресата иллюзию выбора (это так называемый «выбор без выбора» [152 35]).

Как манипулятивный характеризуется в научной литературе перенос мнения нескольких людей на представительную группу [15: 65]. Например: Студенческая молодежь ставит на A.B. Усса (Красноярская газета. 20 авг. 2002 г.) — заголовок статьи, в которой публикуется письмо нескольких студентов, выражающих свою поддержку данному кандидату. Мнение нескольких людей приписывается всей группе, тем самым, как и в «универсальных высказываниях», создается неоправданное обобщение.

Другой паралогический приём, нарушающий закон достаточного основания, — «замкнутый круг» в доказательстве: Бог существует потому, что так написано в Библии, а мы знаем, что написанное в Библии истинно, поскольку это слово Господне; Ограничение свободы слова принесёт обществу пользу, потому что в интересах сообщества установить определенные границы свободы самовыражения [18: 345—346].

Названные риторические приёмы основаны на несоблюдении закона достаточного основания. К этой группе можно отнести также приём «маркирования слов, характеризующих точку зрения оппонентов как таких, употребление которых не соответствует их истинному значению». Основными средствами такого маркирования, по мнению Федосюка, служат «выражение так называемый и некоторые его синонимы, а также особая ироническая интонация, которая на письме передается кавычками». [51: 97]. Например: И они, именующие себя управленцами нового поколения, в действительности подопечные алюминиевых и никелевых королей (из обращений к избирателям А. Усса).

А. М. Шишлянникова пишет, что в рекламе нередко сознательно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта: Хорошо, если вас полюбят носороги, но еще лучше, если вы полюбите майонез в тюбиках! Подобные алогизмы запоминаются адресатом в силу своей абсурдности, парадоксальности.

Для привлечения внимания и удержания потребительского интереса в рекламе, по наблюдениям этого исследователя, также используется сопоставление (или противопоставление) логически неоднородных понятий: Качество выше цены!(реклама мебели); Наши цены ниже морского дна (реклама продуктов); Это повкуснее пистолетов (рекламы кондитерской фабрики «Россия»); Моцарта я как-то не очень... Вот пиво— другое дело (реклама пива «Старый мельник»), а также «соединение в качестве однородных членов предложения логически несопоставимых понятий»: Гуляешь с друзьями— гуляй с кока-колой! [61: 30].

Приёмы, основанные на несоблюдении закона тождества, который гласит: каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Этот закон направлен против расплывчатости, беспредметности суждений, т.е. обеспечивает фиксированность предметных границ.

Закон тождества нарушается при использовании подмены тезиса, его сужения или расширения. Так, название продукта на его упаковке «Лапша быстрого приготовления в курином бульоне» в сознании потребителя создаёт определённое представление об этом продукте, которое не соответствует его истинному составу, где помимо лапши содержится «суповая основа: вкусовой экстракт куриный, соль поваренная, сушёные овощи, пряности, усилитель вкуса (Е621)». Тем самым в названии продукта понятие «бульон со вкусом курицы» заменяется понятием «куриный бульон», т.е. наблюдается подмена тезиса (понятия).

Разновидностью подмены  тезиса исследователи считают приём, получивший названия «коммуникативный саботаж», «тематическое переключение» [16: 141], «логическая диверсия» [26: 52]. Его суть состоит в том, что «предыдущая реплика игнорируется, а в ответ вводится новое содержание: “Я могу с вами рассчитаться за товар?” — “Вы что, объявления не читаете?”» (пример психолога E. T. Доценко).

Другой пример. В одном  из номеров газеты «Аргументы и факты» (№ 47. 2004 г.) помещен рекламный текст, написанный в форме «вопроса — ответа», где на вопрос читателя, что будет, если он (читатель) перестанет принимать препарат «Вука Вука», доктор В.А. Коваленко отвечает: «Всё должно быть хорошо. Многое, безусловно, зависит от причин, по которым Всеволод Д. начал принимать препарат. Вука Вука не вызывает физической зависимости, привыкания, поэтому отказаться от него можно в любой момент». Тем самым читателя «уводят» в сторону от того, что его интересует.

Информация о работе Речевое манипулирование