Лекция по видам дизонтогенеза (по Семаго)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:59, лекция

Краткое описание

К этой классификационной группе относятся варианты психического дизонтогенеза, для кото-рых специфичным является недостаточность по от¬ношению к средненормативному развития всех (то-тальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций и их базовых составляющих. При этом преимущественно (по сравнению с базовой аффективной регуля¬цией как предпосылками раз-вития аффективно-эмоциональной сферы) ока¬зываются недостаточно сформированными такие предпо-сылки психическо¬го развития, как произвольная регуляция психической активности и пространствен-ные, пространственно-временные представления (вероятнее всего за счет смещения в сторону более позднего развития или нарушения пос¬ледовательности сроков, в первую очередь, двигательного разви-тия как од¬ной из основ формирования когнитивной сферы ребенка). При этом, очевидно, что на фено-менологическом уровне наблюдаются в первую очередь проблемы когнитивного характера, осложняю-щиеся, безусловно, спецификой формирования регуляторной и аффективной сфер, то есть поведения ребен¬ка в целом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

лекция по видам дизонтогенеза (по Семаго).doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

В отличие от гармонического инфантилизма, неравномерно задержан¬ный тип, развития (дис-гармонический инфантилизм) характеризуется, в первую очередь, большим уровнем зрелости (сфор-мированности) когнитив¬ного звена ВПФ по сравнению с уровнем развития произвольной регуляции собственной деятельности, мотивационно-волевой и эмоционально-личност¬ной сфер. Внешний вид и поведение ребенка также несут на себе отпечат¬ки, характерные для более младшего возраста, но при этом часто отмеча¬ются хронические соматические заболевания, нарушения зрения (различной степени выраженности) или просто соматическая ослабленность. Знаки атипичного развития (леворукость, не-устоявшаяся латерализация и т.п.) встре¬чаются среди данной категории детей чаще, чем в среднем по популяции, то есть являются специфичными, что, в свою очередь, осложняет ход раз¬вития в целом.

Наличие соматических проблем  еще больше снижает работоспособность  ребенка, делает его эмоционально лабильным, часто с элементами демонстративности. Дети могут быть капризны, упрямы. Это вполне объяснимо, так как присутствует интеллектуальная состоятельность, но ребенок «не готов» к предъявляемым к нему в соответствии с этим требованиям. Ребенок мо¬жет быть вполне адекватным, но недостаточно критичным к результатам своей деятельности, самооценка может быть и завышенной, и, наоборот, заниженной. В общении со сверстниками он часто не находит общего язы¬ка, слишком эмо-ционален, редко может «удержать» роль. Компенсаторно эмоциональные реакции могут быть как по интрапунитивному, так и по экстрапунитивному типу (см. далее), часто возможен смешанный тип реа-гирования. В целом показатели критичности и адекватности соответствуют актуальному психофизиоло-гическому возрасту, а обучаемость новым видам деятельности может быть даже высокой, то есть соот-ветствовать фактичес¬кому возрасту.

Определенная диспропорция наблюдается и в формировании базовых составляющих психиче-ского  развития. Но формирование их происходит с той существенной разницей, что  при данном типе развития скорее можно  говорить об опережении формирования пространственных представлений и их соответствии возрасту (следствием является соответствующий уровень развития познавательной сфе-ры). Возрастное условно нормативное развитие пространственных представлений сочетается с задер-жанным в своей дина¬мике развитием других базовых составляющих (произвольность психичес¬кой ак-тивности и базальная система аффективной регуляции). Причем при анализе уровневой системы аффек-тивной регуляции можно сделать вывод о недостаточном (по сравнению с условным возрастным нор-мативом) регу¬лирующим влиянием 4-го уровня (уровень аффективного контроля) на все остальные ни-жележащие уровни. При этом уровень аффективной экспансии (3-й уровень) может находиться как в гипо- так и в гиперфункции (см. Приложение 4). Это является специфичным для группы темпово-задержанного типа развития. В то же время общим и принципиально важным для обоих типов задер-жанного развития является то, что в обоих случаях фор¬мирование всех базовых предпосылок (состав-ляющих) последовательно про¬ходит (не пропуская и не перескакивая) все уровни своего развития (струк¬тура базовых предпосылок или составляющих подробно описана в разделе 1.3).

В системе развивающей  и коррекционной работы с этой категорией детей приоритетны про-граммы по гармонизации уровневой системы аффективной регуляции (по О. С. Никольской). Помимо чисто психотерапевтической помощи эффективна программа по формированию произвольной регуля-ции (в своем развивающем варианте), а также моторная коррекция, основанная на нейропсихологиче-ском подходе. В ряде случаев показана родительско-детская психотерапия (индивидуальная и/или групповая). В случае соматичес¬ких заболеваний безусловно необходимо наблюдение у профильного врача.

При анализе прогноза детей с неравномерно задержанным  типом разви¬тия очевидна его неодно-значность: в отношении формирования так называ¬емого когнитивного звена ВПФ он вполне благопо-лучен, а с точки зрения мотивационно-волевого, эмоционального или личностного развития в целом ве-лика вероятность формирования вариантов дисгармонического развития личности (девиации); при на-личии более или менее выраженных соматичес¬ких проблем — варианта интрапунитивного дисгармо-нического развития ребенка по психосоматическому типу (см. далее).

Среди диагнозов других специалистов: «ММД», «ЗПР соматогенного  или конституционального генеза», «аффективная неустойчивость», «дети  группы риска по нарушению формирования школьных навыков» - иногда присутствует и логопедический диагноз: «функциональная  дислалия».

 

Парциальная несформированность высших психических  функций

Другая подгруппа «недостаточного  развития», получившая название «парциальная несформи-рованность высших психических  функций», имеет ряд принципиальных отличий по сравнению с под-группой, описан¬ной в предыдущем разделе.

С самого начала следует  признать, что многие психологи и  психиатры широко используют тер-мин  «парциальность» для характеристики неравномерности развития тех или  иных сторон психической деятельности. Наиболее обстоятельно эти вопросы изложены в работе Д.Н. Исаева [11].

В своей трактовке  этого понятия мы вслед за многими  исследователями подчеркиваем мозаич-ность, «парциальность» незрелости отдельных  сто¬рон психического развития ребенка. Наиболее прин-ципиальное, основное отличие детей данной подгруппы от детей с различными типами задержанного развития заключается в том, что в данном случае ни в коей мере нельзя говорить лишь о задержке раз-вития. Многолетняя практика показывает, что развитие детей этой категории идет принципиально иным путем, чем развитие детей с истинной задержкой психического развития. Расходясь еще в раннем возрасте, пути развития этих двух групп детей продолжают расходиться на протяжении всего дошколь-ного детства, а если не принимать серьезных специфических мер помощи, это расхождение продолжит-ся и в младшем школьном возрасте. Эти дети «не догоняют» своих сверстников ни к 9-11 годам, ни да-же позднее. В дальнейшем признаки несформированности когнитивного звена ВПФ «маскируются» особенностями эмоционально-личностного развития, которые и квалифицируются позже как иные ва-рианты дизонтогенеза (например, различные виды дисгармоний или, в наиболее тяжелых случаях — как тотальное недоразвитие).

Направление развития этой группы детей характеризуется не только количественно отличными от истинной задержки показателями, что отме¬чается некоторыми исследователями, работающими ис-ключительно в обла¬сти феноменологической оценки, но и качественно иной структурой особен¬ностей составляющих психической деятельности ребенка. Развитие этой категории детей проходит в большин-стве случаев, не сходясь и не пересе¬каясь с «генеральной линией развития».

Качественные отличия  в первую очередь касаются сформированности базовых составляющих (предпосылок) психической деятельности. Иногда даже в ситуации массированного коррекционного воздействия с привлечением самых разнообразных специалистов, медикаментозной поддержки можно го¬ворить, как правило, всего лишь о некоторой компенсации в развитии высших психических функций, «приближении» развития ребенка к «социально-психологическому нормативу». Поэтому, с нашей точ-ки зрения, этот вариант отклоняющегося развития не может быть отнесен к «задержанному разви¬тию», поскольку не отвечает основным критериям понятия «временная тем¬повая задержка психическо-го развития».

Одним из основных важных диагностических выводов при  таком под¬ходе является необходи-мость  с помощью опроса родителей (сбор психологи¬ческого анамнеза), наблюдения за ребенком и со-ответствующих диагности¬ческих процедур определить, на каком возрастном этапе вероятнее всего про-изошел «сбой» программы развития. Это является одной из отправных точек, определяющих построе-ние адекватных коррекционных программ в соответствии с принципом замещающего развития (заме-щающего онтогене¬за — по А.В. Семенович).

В свою очередь, подгруппа  «парциальная несформированность ВПФ» может быть разделена на следующие  типы:

— с преимущественной несформированностью регуляторного  компо¬нента;

— с преимущественной несформированностью вербального  и вербально-логического компонен-та;

— с несформированностью  смешанного типа.

Как с диагностических, так и с коррекционных позиций  подобное «раз¬ведение» отражает специ-фику проблем детей и определяет приоритетное направление того или иного вида психологической коррекционной работы и участия других специалистов в помощи ребенку.

Парциальная несформированность ВПФ преимущественно регуляторного  компонента ха-рактеризуется в первую очередь импульсивностью в поведении, чаще двигательной и речевой растор-моженностью, чем вялос¬тью. При этом физические параметры развития в целом соответствуют воз¬расту. Помимо импульсивности в любом варианте деятельности, включая и игру, следует отметить, что порой поведение ребенка становится неуправ¬ляемым, не регулируемым взрослым. Преобладают выра-женные игровые ин¬тересы, хотя и в играх такие дети чаще всего конфликтны и недостаточно критичны.

Отличительной чертой развития познавательной сферы является несформированность именно произвольности ВПФ: не столько  элементарных (восприятие, память, внимание), сколько «высших» (программирование и контроль), то есть собственно регуляторных процессов. При достаточной внеш¬ней организации деятельности и ее жестком контроле дети способны к выполнению познавательных задач, соответствующих возрасту. В случаях же «вялости» психических проявлений отмечается общая потеря интереса и необходимость создания яркой игровой мотивации для достижения положительных результатов деятельности. Эти особенности должны учитываться не только в развивающей или коррек-ционной работе, но и при проведении диагностического исследования.

Как и для некоторых  других выделяемых типов отклоняющегося раз¬вития, наличие знаков ати-пичного  развития (специфичности формирования как корково-подкорковых процессов, так и индивиду-ального профиля функ¬циональной ассиметрии) является отягощающим фактором, часто определя¬ющим не только прогноз дальнейшего развития ребенка, но и последователь¬ность включения и специфику различных коррекционных мероприятий.

Общая структура (профиль) и пропорции несформированности отдель¬ных базовых составляю-щих неравномерен, среди последних следует отметить в первую очередь несформированность произ-вольной регуляции психической активности, начиная с трудностей удержания двигательной программы (жестко заданной последовательности двигательных актов), а часто и с про¬извольной регуляции силы мышечного тонуса (см. раздел 1.3.1).

Формирование пространственных представлений страдает преимуще¬ственно на уровне вербаль-ных представлений, что влечет за собой в том числе  и трудности понимания отдельных пространствен-ных, пространствен¬но-временных и квазипространственных речевых конструкций.

Что касается уровневой  аффективной организации как  одной из базо¬вых составляющих, при  данном типе дизонтогенеза наблюдается, как пра¬вило, искажение пропорций базальной системы за счет 3-го уровня аффек¬тивной организации (чаще по типу гиперфункции уровня, реже наблюдается гипо-функция). Следует подчеркнуть, что эта диспропорция значительно менее выражена, чем в случае то-тального недоразвития.

Развивающая и коррекционная  работа с этой категорией детей в  первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной регуляции  деятельности и функции программирования и контроля. Причем, работа должна проводиться  с привлечением вначале двигательных, а позднее (если позволяет время) или параллельно (в зависимости от возраста ребенка) ког¬нитивных методов, основан-ных на нейропсихологическом подходе. «Про¬граммирующей» в некоторых случаях может оказаться и сама среда (в том случае, если она специально структурируется), которая и создает возмож¬ность для по-стоянного внешнего контроля.

Предполагается, что ребенку  необходимо наблюдение невролога, а  в резко выраженных случаях —  и детского психиатра, отслеживание динами¬ки развития нейропсихологом (с обязательным предва-рительным анализом особенностей корково-подкорковых взаимодействий, характера латерализации). Логопедическую коррекционную работу на начальных этапах помощи ребенку можно считать нецеле-сообразной как в силу крайне низкой ее ре¬зультативности вследствие выраженной регуляторной незре-лости, так и вследствие специфических особенностей функциональной организации моз¬говой деятель-ности. Именно последним фактором объясняется также и не¬обходимость чрезвычайно осторожного подхода к назначению лекарственных препаратов.

Прогноз развития тем  благоприятнее, чем раньше начата специфичес¬кая коррекционная работа под наблюдением  врача. В запущенных случаях или  когда работа начинается после 8-9 лет, возможна девиация развития в сторону  группы асинхронного развития (дисгармоничное развитие экстра-пунитивного типа). В этих случаях большое значение имеет представленность и выраженность таких отягощающих развитие ребенка факторов, как атипичность развития, неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития и неадекватная коррекционная работа (например, только массив¬ная психотерапия без медикаментозной поддержки и т.п.).

Основными диагнозами являются: «органический инфантилизм», «синдром гиперактивности и дефицита внимания», «минимальная мозговая дисфункция», «гиперкинетические расстройства» — (F90) (МКБ-10). Могут также наблюдаться такие специфические формы речевых нарушений, как повы-шение темпа речи — «тахилалия» (по МКБ-10 «речь взахлеб» — F98.6).

Ведущим специалистом для  данного типа отклоняющегося развития следует считать психолога со знанием нейропсихологии или с нейропсихологической специализацией. При выраженных невроло-гических нарушениях ведущим специалистом может быть врач-невролог или психиатр.

Категория детей с  парциальной несформированностью ВПФ преимущественно вербального и вербалъно-логического компонента является наиболее представленной в работе психолога образова-ния. Как правило, причиной обращения служат не трудности организации поведения ребенка в дошкольных или школьных образовательных учреждениях или дома, а трудности овладения со-ответствующим программным материалом. Чаще всего эти дети уже в дошкольном возрасте обра-щают на себя внимание так называемой «задержкой речевого развития» и с большой долей вероятнос¬ти попадают под наблюдение логопеда или направляются в специализиро¬ванные логопедические сады (группы). Однако у определенной части детей речевое недоразвитие остается некомпенсированным.

Информация о работе Лекция по видам дизонтогенеза (по Семаго)