Аронс К. Развод: крах или новая жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:57, статья

Краткое описание

Благополучный развод? Моя восьмидесятипятилетняя мать озадаченно покачала толовой, не веря даже в возможность такого. Мы сидели в гостиной дома престарелых, в котором она жила, и когда ее друг вошел в комнату, то гордо провозгласила: "Моя дочь пишет книгу, названную «Развод — это благо»". Подумав, что меня не расслышали, я вежливо поправила ее, чтобы вновь услышать ее собственную версию названия, сообщенную другому. И снова я ощутила необходимость ее поправить, правда — результат был тот же. Два года спустя моя мама все еще называла книгу по-своему. Используя те же слова, но меняя их порядок, мы придаем им совершенно новое значение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Аронс Развод...doc

— 1.07 Мб (Скачать документ)

Вероятность развода

Вероятность развода связана  с демографическими факторами. Возраст — строгий предсказатель. Те пары, которым по 20 лет или еще меньше во время вступления в брак, имеют самый высокий шанс развестись. Люди с низкими доходами и образованием более подвержены разво-дам, чем образованные. Важным исключением из этого правила являются женщины, уровень образования которых 5 лет колледжа или более, с хорошим доходом: они имеют больше шансов развестись, чем те, кто беднее и менее образован.

(76)Наблюдаются также  некоторые географические различия. Население западной части США имеет более высокую частоту разводов, чем на северо-востоке страны. Это может частично зависеть от того факта, что средний возраст вступления в брак на северо-востоке больше, чем на западе. Там также наблюдается более высокая концентрация населения католического вероисповедания.

Есть также значительные расовые различия. Уровень разводов у чернокожего населения Америки  в два раза выше, чем у белых  и испаноязычных. Хотя есть различные  объяснения высокой частоты разводов среди африкано-американцев, наиболее существенно кажется разница в социально-экономическом положении. В среднем чернокожее население менее образовано, беднее и чаще остается без работы, чем белое население.

Религия тоже имеет значение. У католиков и евреев низкий уровень  разводов по сравне-нию с протестантами. Так как католицизм — это традиционная религия испаноговорящего насе-ления, часть объяснений расовой дифференциации в частоте разводов может быть отнесена на счет религиозных объединений. Хотя и католики имеют низкую частоту разводов, но скорость подъема этой частоты такая же, как и у остальной части населения.

Шестикратное повышение  уровня сожительства с 1970 года также  сказалось на частоте разводов. (77)В  некоторых европейских странах  только этим и можно объяснить  снижение в это время частоты разводов. В Швеции, например, этот подъем уровня неформальных союзов понизил уровень частоты заключения браков. Когда подобные союзы распадаются, то, естественно, не включаются в данные по частоте официальных разводов.

Графики и перспективы

Демографические графики утверждают, что в настоящее время скорость разводов в Соединенных Штатах сказочно стабильна. Демографы предсказывают, что от 40 до 60 процентов всех браков, заключаемых сегодня, закончатся, возможно, разводами. Те, кто предсказывает низкую частоту разводов, говорят, что их скорость будет уменьшаться, как в годы "бэби-бума": те "бумисты", которые хотели развестись, уже давно это сделали, а не сделавшие уже прошли жизненный этап, когда шансы на развод велики. Те, кто предсказывает подъем, все равно большой или малый, говорят, что женские и мужские роли продолжают меняться местами. Этот обмен плюс подъем финансовой независимости женщин, исторически менее удовлетворенной стороны в браке, будут продолжать неуклонно поднимать уровень разводов.

Возросшая экономическая  и социальная независимость женщин, их повысившиеся требования к жизни, восприятие развода как факта  современной жизни и истории  — все привело (78) меня к той  мысли, что частота разводов в  основном возрастает потихоньку или  стабилизируется на настоящий момент с одним только минорным отклонением. Этот главный фактор, который должен фигурировать в проектах, — частота разводов. Большинство разведенных людей женятся вновь и около половины из тех, кто уже вступил в брак, снова хотят развестись. Некоторые из них хотят вновь вступить в брак и развестись снова. Один фактор сможет сбалансировать частоту разводов — это сокращение частоты браков. Если малое число людей вступают в брак, это сократит и потенциальный развод. Женщины сегодня имеют много вариантов устройства своей жизни. При этом большая их часть может выбрать безбрачие. Некоторые выбирают карьеру, предпочитая ее браку, сожительство могут предпочесть замужеству, могут выбрать материнство без мужа. Как мы увидели, женщины не торопятся замуж и этим сокращают свои шансы на брак из-за нехватки претендентов, а нехватка подходящих партнеров ведет к уменьшению рождаемости. Процент тридцатилетних, которые никогда не выходили замуж, увеличился в два раза между 70-ми и 90-ми годами.

ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ПОДНИМАЕТСЯ  РАЗВОДОМ

Стал ли развод популярен, потому что  наше отношение к браку изменилось? Или изменились наши отношения в  ответ на возрастающую (79)скорость разводов? Что первично — яйца или курица? Наше отношение к явлению или  явление, вызванное им.

Были ли семьи лучше в старые добрые времена?

Очень мало кто из нас не вздыхает по прошлому. Старшее поколение оглядывается назад гордо на несчастные семьи, потому что когда все были измученными  и неблагополучными, родственные  связи были крепче, так как все зачастую зависели друг от друга. В эйфории от серебряной подкладки облака (английская поговорка: "Каждое облако имеет свою серебряную подкладку") они преуменьшают тот факт, что это было почти катастрофой: трудности, разбива-ющие вдребезги надежды и мечты большинства.

Среднее поколение оглядывается ласково  на Ози и Гарриет и У орда и Джун Клевер, как на золотые  годы семьи. Они забывают жесткие  рамки ролей и мелкое каждодневное притворство — "скрывайте проблемы, и у вас их не будет" — как  способ мышления, что и породило основные трудности, которые мы имеем теперь. Чем больше это время делало множественные проблемы частными, скрытыми, секретными, невидимыми, тем больше их скапливалось в семье. Они никог-да не решались, только единственно удачно скрывались, чтобы вырваться потом наружу. Мы знаем теперь, что это за семейные секреты — алкоголизм и кровосмешение, оскорбление ребенка или супруга(ги), — они существуют до сих пор и их последствия влияют (80)на несколько следующих поколений.

Как страна мы с нежностью оглядываемся назад, на время наших бабушек и дедушек, пра-бабушек и прадедушек, мы выросли на слушании дивных историй о теплых и стабильных боль-ших семьях. Но если бы мы действительно смогли повернуть время назад, если бы мы могли жить в добрые старые времена, многие из нас содрогнулись бы и быстро переключились "на другой канал".

Я знаю, я очень любила вспоминать о своих посещениях бабушки  и дедушки в их квартире в Бруклине. Так много народу набивалось в  четыре комнаты, и всегда был кто-то, производивший на меня сильное впечатление. Но я также знаю, что возненавидела такую семейную жизнь, какой жили они.

Свадьба моих дедушки и  бабушки была в Польше. Дедушка  на 18 лет старше бабушки, был вдовцом  с тремя дочерьми, одна из которых  всего только на семь лет моложе своей мачехи. С тремя своими детьми и еще общим ребенком, в ожидании еще одного, бабушка с дедушкой оставили свои семьи в 1910 году и эмигрировали в Соединенные Штаты. Еще двое детей появи-лось вскоре. Семья стала состоять из девяти человек плюс различных других родственников, которые время от времени жили в квартире, используя ее как перевалочный пункт, и занимались бизнесом там же.

(81)До самой смерти  моего дедушки (а он умер  в возрасте 95 лет) моя бабушка  оставалась за ним замужем.  Никогда я не слышала их говорящими о любви друг к другу или об интимных отношениях, так же, как никогда не отмечала каких-либо других проявлений внимания. Ругались они на идише. Сферы их интересов была разными. Мой дедушка постоянно изучал Талмуд в передней комнате, молясь, а моя бабушка вела торговлю и занималась бизнесом в задней комнате, выбегая на визг ребенка или чтобы помешать пригорающий гуляш на сковородке.

Мы слышим много романтических  мифов о семьях людей разных поколений, любящих детей, прилепившихся друг к другу, счастливых от возможности быть вместе под одной уютной крышей. Но на самом деле высокая смертность, бедность, 60-часовая рабочая неделя, стесненные условия жизни и отсутствие контроля за рождаемостью определяли тогда жизненный стиль большинства семей: семьи с тремя поколениями были очень редки.

Моя мать, выросшая в это  золотое время для американских семей, никогда не говорила с ностальгией  о своем детстве. Она вспоминала, как спала в одной постели  с шестью другими детьми, родителей, у которых не хватало ни времени, ни денег, ни любви, чтобы оглядеться.

А другое золотое время  — 50-е — было моей эрой. Как Бетти  Фридан живо описывает в книге "Женская  мистика", многие семьи того времени, (82)живущие под кровлями своих  аккуратных домиков в зеленых  пригородах, были гораздо более несчастливы, чем им казалось. Я вышла замуж в 1956 году в 19 лет и собиралась с нетерпением растить и воспитывать детей в уютном домике в пригороде. Я соответствовала норме: в 1955 году средний свадебный возраст был 20 лет, на четыре года меньше, чем сегодня. В 20 лет я бросила колледж, чтобы воспитывать моего первого ребенка. Снова это было типичным: в 1950 году только 6 процентов женщин заканчивали колледж. К 1961 году мой муж и я имели двоих детей, дом в пригороде и два автомобиля в гараже. Муж каждый день бежал на работу, а я брала ее домой. В 1963 году я тоже была "типичной": в депрессии, с неосуществленными замыслами, одинокая и с нестерпимым чувством вины за все это. Хотя множество женщин идут этим путем, мы не говорили об этом. Это были семейные дела, и, кроме того, нами овладевало чувство стыда.

Так называемая традиционная нуклеарная семья в 50-х была очень  коротко живущей. В конце 60-х годов  женщины начали массово ходить на работу. В 70-х семьи с двумя  работающими стали заменять традиционную нуклеарную семью. Сегодня процент традиционных нуклеарных семей (жена — домохозяйка — работающий муж) уменьшился до 15 среди всех американских семей. Среди моих пациентов, слушателей лекций и участником исследования (83)бинуклеарной семьи — это любимая тема: золотые годы семьи, но это не более чем мечты, далекие от реальной жизни.

Может ли женское движение быть виновным в высокой частоте  разводов?

Это действительно правда, что женское движение имело большое  влияние на частоту разводов. Один из факторов, который повергает женщину в нищету, несчастье и даже насильственный брак, — это отсутствие денег. Исследование показывает, что большинство женщин в неудачном замужестве удерживает страх, потому что они не в состоянии сами содержать себя и своих детей. И это закономерно, что чем выше образование женщины и ее доход, тем больше ее экономическая независимость, тем более охотно она идет на развод.

Волна разводов в конце 60 — начале 70-х совпадает с  тем временем, когда женское движение приобрело ускорение. Поступив на работу, женщины бросили вызов неравноправию и несправедливости рынка рабочих мест, а также у себя в доме. Между 60-ми и 88-м годами число женщин, работающих вне дома, поднялось с 38 до 56 процентов. Департамент рабочих мест прогнозирует: 60 процентов женщин и 75 процентов мужчин будут на рынке рабочей силы в 1994 году. В 1991 году больше чем половина (58 процентов) матерей с детьми до 6 лет работали, около 2/3 дошкольных (84)детей и 3/4 школьников имеют матерей, которые трудятся вне дома.

Сегодня рекордное количество женщин ставят на первое место свою собственную жизнь. Один из вариантов — это оставить брак, который не отвечает их нуждам. Как мы предварительно видели, в 2/3 из 3/4 разводов в западном обществе инициаторами были женщины. Исследование в Соединенных Штатах и Британии показало, что работающие замужние женщины гораздо охотнее разводятся или живут отдельно, если у них есть кому оставаться с детьми дома. Гар Бексер, лауреат Нобелевской премии в области экономики, верит в то, что экономика сильно влияет на супружеские и семейные решения. "У нас скоро будет высокая частота разводов, и мы ничего не сможем с этим сделать. Женщины работают, они более финансово независимы. Почему должна пара, которая не любит друг друга, оставаться вместе, когда у них впереди еще 30 или 40 лет?"

Он также отметил влияние  экономики на рождаемость. Чем больше возможностей у женщины заработать, тем выше цена оставления работы, для  того чтобы иметь детей.

Если даже женщины больше, чем мужчины, являются инициаторами разводов, эконо-мическая женская независимость облегчает мужчинам развод в том случае, когда они являются его инициаторами. Если муж знает, что его жена может содержать себя, что он не покидает беспо-мощную (85) жертву своего произвола, у него меньше шансов чувствовать себя виноватым, оставляя жену. Он знает, что он — не единственная ее материальная опора после развода.

Так может ли высокий  уровень разводов определяться женским  движением? Многим очень трудно отказаться от искушения обвинить работающую женщину во всех болезнях семьи. С этой точки зрения успех карьеры женщин означает, что ее ребенок должен возвращаться в пустой дом после школы. И так как ей повезло, ее родственники и родственники ее мужа будут лишены ухода, когда достигнут старости. Но почему-то я редко слышала кого-нибудь жалующегося на работающего отца. И потом, я никогда не слышала, чтобы мужчина отказывался от своей карьеры ради того, чтобы уделять больше времени своей семье. Женщины несут основные обязанности по дому и семье, даже если они добились равноправия в экономическом плане (в заработке). Когда консерваторы говорят, что семья теперь не выполняет свои функции по отношению к детям, вы можете быть уверены, что семья — это кодовое слово, подразумевающее женщину.

Смысл ясен. Традиционное мышление таково: если матери поддерживали огонь в домашнем очаге день и ночь, нам не нужно было бы изменять общество, чтобы приспособиться к семьям с двумя работающими. Если бы матери контролировали свои семьи, наши социальные проблемы исчезли бы все сразу как по волшебству.

(86)Но очень маловероятно, что  женщина вновь удобно устроится  у плиты. Она хорошо усвоила  экономический урок: гораздо мудрее  оставаться служащей и сохранять  стремление к карьере. Это дает  уверенность в случае развода,  кроме прочих других вещей. Исследования показывают, что женщины, наиболее пострадавшие от развода, — это бывшие домработницы — женщины, которые избрали ведение хозяйства в качестве карьеры. В браке двое должны иметь возможность жить так же дешево, как живет один, но, когда при разводе делят наличные деньги, неработающая женщина страдает, иногда до конца своих дней. Самыми бедными из беднейших будут пожилые женщины, чьи браки распались в среднем возрасте: как раз в то время, когда они остались дома, чтобы заботиться о детях.

Действительно ли наши семейные ценности девальвированы?

Когда говорят, что наши семейные ценности девальвируются разводами, что обычно имеют в виду? Типичная точка зрения представлена в письмах, которые  я недавно получила в ответ  на одну из моих статей о разводе, называвшуюся "Новости семейной терапии" издательства американской ассоциации по терапии семьи и брака(87)

Информация о работе Аронс К. Развод: крах или новая жизнь