Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:36, курсовая работа
В монографии с позиций социальной философии исследуется сложная проблема становления нового социального порядка в России, развернуто анализируются ее институциональные и нормативно-правовые аспекты. Автор формирует и обосновывает теоретическое видение, предлагает систематизированные обобщенные выводы и рекомендации по формированию социального порядка в современном и будущем российском обществе.
Содержание 3
Введение 4
Глава I. Социальный порядок: процессы распада и становления. 10
1.1. Теория вопроса социального порядка. 12
1.2. Социальные сферы порядка в России. 25
Глава 2. Институционализация основ социального порядка. 43
2.1. Политика институционализации. 45
2.2. Несовместимость социальных институтов 61
2.3. Регионализация и институциональное проектирование в России. 76
Глава 3. Экономические проблемы становления нового порядка. 90
3.1. Противоречия нового экономического порядка 92
3.2. Теневая экономика 111
3.3. Институциональная композиция экономики и политики 129
Глава 4. Упорядочение социальной структуры. 147
4.1. Групповая структура общества 149
4.2. Классовая структура и новые социальные типы 167
4.3. Декомпозиция массовых классов 185
Глава 5. Нормативно-правовые основы социального порядка 202
5.1. Нормативный порядок в современной России 204
5.2. Легитимация правопорядка 218
5.3. Право в нормативном порядке 233
Глава 6. Становление нормативно-ценностных систем 249
6.1. «Порядок» и «хаос» 252
6.2. Интересы и ценности в системной трансформации общества 268
6.3. Прагматизация социального поведения и сознания 284
Заключение 301
В России распространение
неинституционализированного
В тех случаях, кода реформы
не предусматривают
В 90-х годах постоянно ослабевала федеральная власть России. Она становилась менее централизованной. Утрата нисходящей централизации компенсировалась усилением горизонтальной самокоординации субъектов Федерации, что позволяло частично решать текущие хозяйственные, социальные и иные проблемы. Движение в сторону скрытого распада Федерации идеологически обосновывалось этнокультурной самобытностью малых народов России. Сторонники идеи «асимметричной федерации» недооценили факт, что федерализм становится инструментом развития народов при отсутствии радикального этнонационализма. Например, сегодня невозможна федерация Северной Ирландии и Ирландии из-за религиозного этнонационализма в обеих странах. Большинство попыток создания федераций в ходе деколонизации оказались безуспешными из-за слабости вертикальной власти. Из стран прежнего британского контроля только Индия обладает устойчивым федеративным устройством. После непродолжительного периода распались федерации стран караибского бассейна, Родезии, Новой Зеландии, а также Мали, находившейся в составе Французского сообщества. Усилился сепаратизм в Малайской федерации и Нигерии, Конго и Индонезии. Частичную нефункциональность конституционализма в России можно объяснить ослаблением федерализма. Между федерализмом и конституционализмом должны существовать отношения взаимодополняемости. Федерализм эффективен только в конституционном государстве, поскольку контролирующая роль федерализма осуществима при верховенстве конституции. Конституционализм эффективен при условии функциональности федерализма как формы вертикального контроля за соблюдением прав человека, социального плюрализма, легитимного решения конфликтов ветвей власти и субъектов федераций. Настоятельная необходимость - укрепление федерального контроля конституционного порядка в нынешней России.
В итоге становление нового нормативного порядка общества задается конституцией, ее принципами, нормами и институционализированными ценностями культуры. В 90-е годы Россия стала на путь перехода к новому общественному устройству, контуры которого определила Конституция, 1993 года. Равновесное отношение либеральных, демократических и социальных принципов свободы в новом порядке только складывается и находится в постоянной опасности нарушения. В переходный период конституционный строй воплощается в нормативный порядок посредством реформ, которые становятся адаптационными проблемами общества. Незавершенность ключевых экономических и социальных реформ вызывает глубокое социально-экономическое расслоение. Каналы горизонтальной мобильности преобладают над вертикальными. В результате замедляется процесс возникновения в России среднего класса. Возросли коррупция и преступность. В обществе отсутствует ценностное согласие с принципами конституции в широких слоях гражданской общественности.
Легитимность конституции остается невысокой. Она еще не превратилась в номинальной в нормативный стандарт оценки решений гражданской общественности и политической элиты. Между элитой и общественностью не сформировались (кроме периода выборов) эффективные институты аккомодации. Первые неудачи реформ раскололи правящую власть потому, что не были предусмотрены (за исключением коллективных трудовых споров) институты согласования интересов и регулирования конфликтов, угрожающих общественной интеграции. Функцию согласования межгрупповых интересов способны выполнять демократические структуры, тогда как урегулирование межгрупповых споров нуждается в специализированных организациях.
По мере решения российским
обществом адаптационных
Институционализация социального порядка означает наделение нормативной системы общества обоснованным юридическим статусом, общеобязательным определением прав и обязанностей, которые устанавливаются государственными учреждениями. Институционализация охватывает три сферы нормативного регулирования отношений коллективных и индивидуальных членов общества: отношения по обмену ценностями, отношения по властному управлению обществом, отношения по обеспечению правопорядка (возникающие из нарушения правил в первых двух сферах). Защита правопорядка поручается специальным государственным органам, деятельность которых регулируется правоохранительными институтами.
Правовой аспект институционализации социального порядка состоит в том, что она создает гражданскую правоспособность, возможность иметь права и нести обязанности в сферах общественных отношений. В социологическом аспекте институционализация социального порядка не ограничивается правовыми установлениями, но включает культурную легитимацию как признание моральной значимости конституционного компонента порядка и нижестоящих уровней правовой системы. Когда правовой порядок поддерживается не только юридическими санкциями, но и моральной обязательностью, он из легального превращается в легитимный порядок.
Институционализация нового нормативного порядка в России предполагает наделение нормативной системы конституционной демократии юридическим статусом. Ценность нового порядка конституционной демократии заключается в защите прав человека и гражданских свобод от их нарушения государственными властями. В отличие от прежнего советского конституционализма, если отдельная правовая норма противоречит приоритету прав человека, она теряет свою юридическую силу.
Таким образом, институционализация нового порядка в России означает, например, законодательное закрепление ранее не существовавших институтов защиты прав человека Конституционного суда, демократической процедуры выборов в местные и центральные органы власти.
При рассмотрении правового аспекта
институционализации демократич
Публично-правовой основой избирательных правоотношений являются конституционные нормы. Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, реализуемые через политическое право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции РФ). Правовое обеспечение практического участия граждан в трансформации власти народа в государственную и муниципальную власть посредством демократических выборов означает, что избирательные правоотношения опосредуют воспроизводство власти в Российской Федерации и выступают важнейшим элементом юридической основы формирования и функционирования всех институтов системы представительной демократии.
Таким образом, избирательное законодательство обеспечивает воспроизводство на демократической выборной основе органов государственной власти и органов местного самоуправления и является необходимой предпосылкой для осуществления гражданином конституционных избирательных прав. Оно охватывает собой комплекс норм различной отраслевой принадлежности - конституционного, административного, финансового, уголовного, трудового, гражданско-процессуального права. Своеобразие избирательного законодательства находит свое выражение в специфике структуры, субъектов, содержания и объектов избирательных правоотношений.
Относительно структуры
Таким образом, избирательные правоотношения представляют собой комплекс публичных правоотношений, складывающихся между политическим обществом и государством, а также процессуальных, регламентирующих порядок осуществления публичного политического права, и процедурных правоотношений, образующих процесс организации и проведения выборов.
Структура избирательных правоотношений складывается в связи с ротацией и передачей публичной власти по итогам выборов. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года в качестве субъектов избирательного процесса выделяются избиратели, кандидаты, избирательные комиссии и их члены, избирательные объединения (блоки), наблюдатели, доверенные лица. Их объединяет то, что они выступают носителями прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов в представительные органы государственной и муниципальной власти.
Ученые в качестве субъектов избирательных правоотношений выделяют обычно четыре группы - индивидуальные и коллективные, политические и административные.263 Первичную группу составляют граждане как основные носители избирательных прав и свобод. Они выступают в избирательных правоотношениях в качестве избирателей, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. К группе коллективных субъектов избирательных правоотношений необходимо отнести избирательные объединения и их блоки, представляющие собой организационно оформленные и зарегистрированные в установленном законом порядке объединения граждан политического характера (политические партии, политические организации, политические движения).
Особую группу субъектов избирательных правоотношений образуют различные государственные органы - органы местного самоуправления, средства массовой информации, предприятия, учреждения, организации, и их должностные лица. Они выступают в качестве участников, которые обязаны содействовать осуществлению избирательных прав граждан посредством создания условий для организации и проведения выборов, предотвращения нарушений избирательного законодательства и привлечения виновных лиц к ответственности. Основную роль в этой группе субъектов избирательных правоотношений играют избирательные комиссии, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав российских граждан, и осуществляющие подготовку и проведение выборов. Отличительной особенностью правового статуса избирательных комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, средств массовой информации, а также их должностных лиц является то, что они вправе участвовать в избирательных правоотношениях строго в рамках предоставленных им полномочий и не могут выходить за их пределы.
Универсальным гарантом избирательных прав граждан применительно к любому уровню выборов в Российской Федерации выступают судебные органы. Они вправе рассматривать любые избирательные споры с участием граждан, избирательных комиссий и других субъектов. При этом судебные органы наделены правом не только реагировать по инициативе иных участников избирательных правоотношений на нарушения законодательства о выборах, но и в прямо предусмотренных нормами избирательного права случаях назначать выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора.
Содержание избирательных