Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 18:17, реферат
Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения подростков позволяет определить содержание девиантного поведения и выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической основой комплексного и системного подходов в организации профилактики девиантного поведения, включая психолого-педагогическую методику его выявления, технологию и системообразующие направления совершенствования профилактики. Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития.
Известен ряд оснований классификации трудновоспитуемости: 1) по причинам появления трудных детей;
2) по признакам трудновоспитуемости;
3) по характерологическим
4) по типу учреждения, где находятся трудновоспитуемые.
В тридцатые годы намечается и формируется новый педологический подход к определению трудновоспитуемости, ее причин и способов проявления. Однако в этот период еще не были преодолены биологизаторские концепции. Спустя некоторое время, педология как наука была упразднена и интерес к данной проблеме снизился. Вновь возвращаются к проблеме трудновоспитуемости в 1950-е годы. Организуется и проводится ряд научно-практических конференций по этой проблеме.
Главная особенность этого этапа - комплексный подход к исследованию проблемы трудновоспитуемости с позиций социальной психологии, педагогики, психиатрии, социологии и других наук. Трудновоспитуемость рассматривается на фоне развития и углубления отклоняющегося поведения. Так, М.А. Алемаскин считал, что трудновоспитуемость - первая ступень отклоняющегося поведения. При дальнейшем развитии педагогической запущенности детям свойственны систематические нарушения дисциплины и норм морали, то есть проступки (прогулы, драки, курение, алкоголизация), постоянное проявление ряда отрицательных качеств (грубость, лень, лживость, нечестность, жестокость). Обе эти группы воспитываются без изоляции от общества. Те же из них, кто совершает правонарушения, ставятся на учет в инспекции по делам несовершеннолетних или направляются на перевоспитание в спецшколы (в возрасте с 11 лет) и спецпрофтехучилища (в возрасте с 14 лет). Эти лица относятся к правонарушителям. Наконец, несовершеннолетние преступники - это педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие преступления и подвергнутые уголовному наказанию.
Развитие педагогической науки показывает, что трудновоспитуемость - сложное социальное явление. Трудновоспитуемыми могут быть лица разных возрастов и они могут встречаться в разных образовательно-воспитательных учреждениях. Педагогическая запущенность и трудновоспитуемость - разные феномены. Педагогическая запущенность характеризует личность со стороны деформации ее развития и социализации, а трудновоспитуемость - со стороны ее отношения к воспитанию, ее податливость перевоспитанию.
С.А. Беличева выделяет следующие интегративные показатели педагогической запущенности:
1) деформация структуры
2) сопротивление педагогическим воздействиям, оказываемым педагогами и коллективом класса (общеобразовательной школы) на личность, активное неприятие ею коллективных норм и ценностей, противопоставление их нормам и ценностям асоциальной группы, I когда ребенок не просто плохо учится, а бравирует этим, не просто курит и употребляет алкоголь, а считает это за свое достоинство;
3) отрицательное отношение к учебной деятельности, которое не компенсировано другими полезными занятиями и интересами,
Индифферентность сферы интересов, отсутствие интересов, увлечений, свойственных данному возрасту, - занятий спортом, техническим творчеством и т.д.;
4) отсутствие навыков самоконтроля и самокритичного отношения к себе, неумение критически оценивать свое поведение и noведение своих товарищей, что ведет к завышению или занижению самооценки;
5) нарушение эмоционально-волевой сферы, которое может выражаться в эмоциональной невосприимчивости, отсутствии чувства эмпатии, в черствости и равнодушии либо в импульсивности, неумении контролировать свои переживания и свое поведение;
6) нравственная дезориентация, отсутствие четких моральных принципов, попустительски-терпимое отношение к групповой морали, оправдывающей асоциальное и криминальное поведение (воровство, насилие и т.п.);
7) усвоение дурных привычек и
других форм асоциального
Глубина социальной и педагогической запущенности проявляется в степени выраженности асоциальных форм поведения, но не всегда совпадает со степенью тяжести совершенных проступков и правонарушений.
По мнению И.А. Невского, педагогически запущенный ребенок - это нормальный здоровый ребенок, но не обладающий знаниями и умениями, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми к нему родителями, учителями, детским коллективом.
При рассмотрении проблемы трудных детей учеными значительное внимание было уделено и социально отклоняющемуся от нормы поведению, которое определяется как ведущий к углублению средовой дезадаптации - стереотип поведенческого реагирования, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
Установлено, что в социально-отклоняющемся поведении могут проявляться отклонения корыстной, агрессивной ориентации и социально-пассивного типа.
К социальным отклонениям корыстной направленности относят проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду, - мелкие кражи, спекуляции, вымогательство и т.д. Социальные отклонения агрессивной направленности проявляются в действиях, направленных против личности, оскорбление, хулиганство, побои, кражи и т.д.
Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических веществ, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - суицид.
Таким образом, анализ научных исследований отечественных ученых показывает, что социально отклоняющееся поведение различается как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне. К нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, а также целый ряд других причин и мотивов.
Анализ теоретических источников зарубежных ученых показал, что в них имеются также различные концепции отклоняющегося поведения.
Распространенная в США классификация Р.Дженкинса (1969) выделяет семь видов нарушений поведения: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция тревоги, реакция бешенства, не социализированная агрессивность, групповые правонарушения, прочие реакции.
Известная в странах с немецким языком классификация Х. Штутте (1960) представляет смесь синдромов (сенситивно-параноидных и др.), побудительных мотивов и внешних проявлений нарушения поведения (ложь, воровство, побеги и т.д.).
Существуют и другие концепции, в основе которых лежат причины, факты, мотивы совершения преступлений, поскольку попытки вскрыть причины и мотивы социально отклоняющегося поведения учеными предпринимались давно.
Одна из первых научных попыток объяснить природу преступного поведения с позиции биологизаторского подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу Ч. Ломброзо, разработавшему антропологическую теорию преступности. Проводя антропометрические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, он пришел к выводу, что существует четыре типа преступников: врожденные преступники, преступники по страсти, случайные и душевнобольные преступники. При этом врожденные преступники характеризуются определенными соматическими особенностями, строением черепа, чертами лица, благодаря которым их можно своевременно распознавать и пожизненно изолировать от общества либо уничтожать.
Сторонниками антропологической теории в США были К. Шелдон, Э. Кречмер, в России - А. Дриль. Современные биологизаторские криминологические теории, безусловно, далеко отошли от наивных представлений о «врожденном» преступнике, которые характеризовали антропологическую теорию Ч. Ломброзо. В этих теориях использованы достижения современных наук: генетики, психологии, психоанализа, нейрохирургии, психофармакологии. Так, в частности, одной из сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера, согласно которому хромосомные нарушения среди преступников встречаются в 36 раз чаще. Отсюда на повестку дня среди мер по борьбе с преступностью активно выдвигалась генная инженерия. Однако окончательная оценка теории хромосомных аномалий была сделана на международной конференции во Франции в 1972 году, где, по единодушному мнению исследователей разных стран, не было подтверждено статистически значимой зависимости между генными нарушениями и преступностью.
Особое место среди разнообразных теорий и концепций отклоняющегося поведения занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З.Фрейд. В работах его последователей (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, У.Шутц и др.) рассматриваются такие формы отклоняющегося поведения, как неврозы, психастении, состояния навязчивости, сексуальные расстройства, различные формы социальной дезадаптации. По мнению представителей психоаналитической ориентации, лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения, социальную девиацию, отличает чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Поэтому психоаналитические работы прежде всего посвящены исследованию природы тревожности, агрессивности, стремления к разрушительным действиям. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая якобы служит первопричиной насильственных действий. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее, по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные, врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. В качестве таких неосознаваемых, подавляемых влечений З.Фрейд рассматривал либидо, А.Адлер - стремление к власти, к самоутверждению, превосходству над другими, К. Хорни - стремление к безопасности, гедонистические потребности комфорта, удовольствия.
Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает базисные чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптированным формам поведения.
А.М. Джонсон, С.А. Сцурек высказали мнение о том, что асоциальное поведение ребенка или подростка бессознательно культивируется родителями (или одним из них), которые, не отдавая себе в том отчета, получают удовлетворение вследствие враждебного отношения к ребенку, совершающему нарушение. В результате у несовершеннолетнего создается дефект совести, который, согласно психоаналитическим воззрениям, относится к области супер-эго.
Эти выводы легли в основу концепции, согласно которой все девианты делятся на две большие группы - «индивидуальные» девианты, имеющие дефект совести, обусловленный нарушенными отношениями с родителями в раннем детском возрасте, и «специализированные», или «групповые» девианты, антиобщественное поведение которых имеет совершенно другой механизм становления. У «индивидуальных» девиантов (когда они станут взрослыми, то будут обозначаться как психопаты) нарушены отношения с родителями, они имеют слабое супер-эго (дефект совести). Эти подростки происходят обычно из обеспеченных семей, где они подвергаются психической травматизации. При групповой или социализированной девиантности речь идет о «субкультурах», больших группировках, имеющих собственную, враждебную общепринятой, мораль. Представители этого типа обычно происходят из необеспеченных семей. Возможна комбинация индивидуальной и групповой девиантности у одного субъекта.
Практически одновременно с биологизаторским направлением формировался и социологизаторский подход к объяснению причин девиантности. Исследования социологов Ж.Кетле, Э.Дюркгейма, Д.Дьюи, П.Дюпати и других выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Солидный статистический анализ аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции), проведенный, в частности, Ж. Кетле, Дюркгеймом за определенный исторический отрезок времени показал, что число аномалий возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные формы этого явления.
Вместе с тем социологи того времени, выявив связь между социально-экономическими условиями существования общества и социальными отклонениями, не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу этих отклонений. Дюркгейм, в частности, считал, что некий оптимальный уровень преступности неизбежно присущ человеческому обществу, как температура человеческому телу. И необходимо заботиться, с его точки зрения, не столько об ее искоренении, сколько о поддержании этого некоего оптимального уровня, предупреждая лишь всплески, рост преступности.
Социально-психологические теории пытаются объяснить механизмы формирования девиантного поведения, анализируя особенности взаимодействия личности и ее ближайшего окружения. При этом лишь ряд авторов - Г.Мертон, Д.Матс, Т.Сайкс - упор делают на рассмотрение избирательного отношения личности к своему окружению, его моральным нормам и ценностям. Другие авторы, напротив, сосредоточивают свое внимание на характеристике ближайшего окружения, его моральных нормах, ценностях и механизмах воздействия на личность (А.Коэн, Р.Клоуард, Л.Оулин и др.).
К способам усвоения девиантного поведения ряд американских психологов (С. Беккер, У. Томас и др.) склонны относить стигматизацию, социальное клеймение, когда «клеймо» налагается официальными контрольными органами. Рассмотренные концепции девиантности, несомненно, представляют определенный интерес в раскрытии частных социально-психологических закономерностей усвоения асоциальной морали и возникновения девиантных проявлений.
Изученные подходы отечественных и зарубежных ученых к характеристике девиантного поведения отличаются тем, что отечественные исследователи акцент в большей степени делают на внешней девиации поведения, в то время как зарубежные акцентируют внимание на психолого-физиологической природе девиации.
На наш взгляд, рассмотренные выше два направления взаимодополняют друг друга во взаимосвязи, как причина связана со следствием.