Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:02, курсовая работа
Целью работы является исследование явления лексико-семантических групп «характер» и «нрав» в романе писателя.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. изучить научную и методическую литературу по данной теме;
2. определить состав лексико-семантической группы «характер», «нрав» в романе А.П. Степанова.
3. произвести анализ членов лексико-семантической гуппы «характер», «нрав» в произведении писателя;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПИСАНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ…………………………………………………..6
Глава II. Идейно-тематическое содержание I тома романа А.П. Степанова "Постоялый двор". Роль характера и нрава в произведении………………….11
Глава III. Лексико-семантическое поле «Характер/нрав» в I томе романа А.П. Степанова «Постоялый двор»…………………………………………….15
ГЛАВА VI. Анализ лексико-семантических групп «характер» и «нрав» в I томе романа А.П. Степанова "Постоялый двор"………………………...…….21
§1. Анализ членов лексико-семантической группы «характер» и «нрав» со значением «совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении»…………………………………………22
§2. Анализ членов лексико-семантической группы «характер» со значением «отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь»…………….26
§3. Анализ членов лексико-семантической группы «нрав» со значением «обычай, уклад общественной жизни»………………………………..……….29
Заключение………………………………………………………….………35
Список использованной литературы…………….……………….38
Это воскликнул я довольно громко, так, что вошедший ко мне человек отвечал:
- только не опеляционные, не доносы, не жалобы.
Я взглянул – и передо мною стоял Николай Петрович Малов, который некогда служил со мною. Благороднейший чиновник, превосходнейший человек, целовал уже меня, как родного.
Проезжая в губернский город, он узнал возле гостиницы моего человека и, распрося, где я, что я, бросился прямо ко мне.
Николай петрович сообщил мне, [35] что он оставил недавно службу и приехал с неделю только в родовое свое имение, верстах в пяти от постоялого двора. Он рассказывал мне разные происшествия о себе и наших общих знакомых. Сперва мы перебивали друг друга, потом поочередно переходили все вслух, и, наконец, наступило глубокое молчание, отдых различных чувств, которые волновались у нас в груди, сообразно впечатлению, производимому беглыми словами о разных предметах.
Николай Петрович знал
с малолетства все семейства
помещиков в соседстве
- Как прикажете доложить?
- Действительный статский
Он попросил меня в приемную и скрылся.
Через четверть часа две половинки настежь и является старец 70-ти лет, но по виду не более 50-ти, с лицом бледным, сухощавым, с глазами прищуреными, с улыбкою благоволения, с густыми волнистыми седыми волосами. Росту чрезвычайно высокого, [37] сутуловат. Он был одет в ваточный мундирный сюртук, и на широкой груди его белел Георгиевский крест.
- Чему обязан я за ваше посещение, - сказал он, подходя ко мне с видом ласковым и пожав мне руку.
- У меня есть до вас просьба.
- Гм! Пожалуйте в гостиную, садитесь, прошу вас! – и указал мне кресло возле богатой широкой софы, на которую сел сам.
Прислонясь к заднику, вытянув ноги по полу и обвив рука об руку на груди, он посмотрел на меня пристально и сказал мне:
- Так у вас до меня просьба?
- Есть, Ваше Превосходительство, продайте мне семь десятин земли на противоположном берегу реки, недалеко от перевоза, возле самой большой дороги.
- Узнав о вашем тесном
- Что вам угодно за нее взять?
Отслонясь от задника т опершись руками о края софы, он проговорил скоро:
- Не торговаться ли вам угодно со мною?
Но вдруг опомнился, сжал щеки своими большим и указательным пальцами и , глядя в сторону, продолжал:
- У нас цены известны. Хорошая десятина стоит 60 рублей, с песочком – 20, а простой песок – 3. Ежели вам угодно дать мне 21 рубль за все, то я согласен.
Да, старый генерал добр и нежен в обращении.
- Жаль только, - сказал Малов, - что он до крайности подозрителен.
В самом деле, управляющий, провожая меня до саней, спрашивал, не дознавался ли генерал, какое обстоятельство в особенности побуждает меня здесь поселиться, и когда я отвечал ему нет, он чрезвычайно удивился.
- Это значит, - сказал он, - вы ему понравились.
Малов пробыл у меня часа два и отправился в свой путь. Я поручил ему похлопотать, чтобы позволено было [39] срубить две березки на большой дороге, которые мешали проезду на постоялый двор и поставить мостик через канал. Я просил уже об этом исправника, но он, опасаясь разрешить сам собою, представил просьбу мою губернскому правлению.
Лакей в синей ливрее
с басоном, на котором вытканы
были красные щиты с
- А когда твой барин обедает?
- Ровно в час.
Что такое за просто? Разумеется, министры, начальники значительных мест, предполагая, что к ним никто не может явиться без мундира и в особенности на званый обед, конечно могут, довольно правильно употреблять техническое слово это в зазывных цидулочках или сообщать речам посланных лакеев. Но почему же генерал-лейтенант Катенев делает подобные [40] приглашения? Я запросто хожу в шараварах с голою шеею, так ведь он рассердится, ежели я приду к нему в подобном наряде, а потому я и не исполню его желания , и надену черное мое платье. Я также не исполню его желания, когда он пригласит пожаловать парадно, и так же накину черный мой фрак, черные брюки и черный жилет. А в именины? А в день рождения? Всегда черное, черное, черное. О! Это конечно не из смирения, не для того, что черный цвет в аналогии с несчастьем, с бедностью. Ежели б я жил среди азиатов, то непременно бы одевался в красное или желтое, как в цвета, ближайшие к свету: я не люблю черного, не люблю тьмы и всего, что похоже на мрак, щели, пещеры. Черное сукно уважаю для того, что оно в Европе с мужеством, в течение многих лет противится прихотливой моде, покорило ее, и заставило ее в себя влюбиться. Из этого следует, что я не жалую моды, конечно так, но предрассудки ненавижу. [41]
Как хорош дом генерала Катенева, потому что комнаты обширны и высоки, а следственно и воздух свеж и чист. Да, потому только, но вкуса ни на полушку: богато и старо, разумеется, что безвкусие не от старости. Боже меня сохрани так думать! Всякий знает, что вкус сам по себе везде во все времена одинаков, но он бывает повременно в отсутствии. Кто знает, где со времен римлян был он до тех пор, как появился снова у своих рестораторов Медицис? Вероятно, в Китае, только едва ли. Там до европейского вкуса не охотники, колоссальные массы зданий там так же нестерпимы, как и греческие, и римские носы. Случается иногда, что вкус, хотя и не в отсутствии, но страдает припадками, болезнями. В таком-то именно положении был он во времена Людовиков XV и XVI. Что за костюмы? Что за убранство домов? Что за дух философии? Истинный вкус, ежели не ошибаюсь, не должен быть чужд сей последней, но это [42] мимо. В настоящие времена вкус начинает воскресать и только потому, что придерживается старины времен греков и римлян, времен первоначального изящества и следственно простоты. И в XVIII-м столетии писали о теории вкуса, но в настоящее время постигли его приблизительне.
Комнаты Катенева обвешаны
были с головы до ног
Как мила дочь Катенева! Тонкий, [44] высокий стан ее, стройный и гибкий, как мирт, не влечет за собою погрешности, почти обыкновенной при подобном сложении, напротив возвышает еще более другие прелести ее. Белизна ослепительная покрывает лицо ее, легкий только румянец грает на щеках. Черные, тонкие брови ее сходятся немного близко, что придает ей какую-то мрачность, которая смягчается, однако же, вечною улыбкою на губах. Общность ее физиономии показывает гордость. Если бы она была падший дух, то конечно же первой степени, но, к счастью, она ангел, как называют ее все, и то, что кажется в ней гордостью – есть чувство собственного достоинства, чувство ангела, служащего с кротостью Богу на земле.
Катенев был женат два раза и от первого брака не имел детей, от второго – сына и дочь. Супруга его скончалась при родах последней. Катенев был счастлив своими детьми: образованность ума и души, красота и здоровье были их уделом. [45]
Сын 22-х лет – капитан гвардии, раненый в руки и ногу, украшенный орденами, составляет его славу и надежду; дочь – утешение и спокойствие.
Не знаю, от чего Малов
называет молодую вдову
- Ах! Как это хорошо, мама! Да чего не заставляете вы меня чаще бегать?
- Вот хорошо! – отвечала мать, - Разве [46] ты не можешь этого сама делать?
И, оборотясь к другим, прибавила:
- В самом деле, она так ленива, так бездейственна, до того sans energie, ежели хотите, что без приказания не может ничего делать. У нее такой abandon, что, право, иногда подумаешь, что она очарована, и притом такая раздражительность, как у мимозы Пудики - знаете растение, которое тотчас опускает веточки, только что к нему притронется?
- Как я люблю, мама, эту мимозу, - прошептала княжна.
- А как ты смеешь любить? – сказала княгиня, шутя, и дочь в одну секунду перепорхнула с кушетки в объятия матери.
Семейства Катенева и княгини Серпуховской осень дружны. Редкую неделю, что они раза по два не бывают друг у друга.
У Катенева была еще дама с двумя дочерьми. Я знал по Москве двух барынь, известных своею шумливостью. Никому и ничему не было спуска, все падало под [47] их цензурою. Иные говорят, что это было от любви к правде и сердца нетерпеливого. Как бы то ни было, только собственное их имя не подпадало ни к какому упреку. Они имели ум и знание приличий высокого света, но штатская советница, о которой теперь идет слово, ограничена и в том, и в другом. Одна только природная дерзость ее не могла не плениться резкими отзывами двух барынь московских насчет ближнего, а как подражанию не доставало средств, то вся замашка ее ограничивалась голосистым горлом, обиняками и раздачею имен всем и каждому, притом же…но, может быть, это не правда.
Эта почтенная дама старалась во время стола унижать все достоинства заслуженных людей.
- Они тогда только, - говорила она, не прерывая голоса, - заслуживают уважение, когда пользуются безбедным состоянием, в противном случае – все они не более чем наемники, искатели счастья, Дон-Кихоты, грабители или дураки. [48]
Генерал молчал, княгиня морщилась, один только дворянин держал сторону Кутерминой, и то, потому только, что имел в отставке чин отставного поручика и, несмотря на свои 700 душ, выбран был в заседатели Земского суда.
- Томно жить в России, - промолвил он, - нет человека, с кем бы слово сказать путное. Еду за границу.
Генерал вслушался.
- За всем тем, вы делаете иногда честь, милостивый государь, беседовать с нами, - сказал он с вежливою своею улыбкою.
Куматев промолчал. Это задело генерала за живое.
- Слушайте же, - продолжал он, облокатившись
обеими руками на стол, - Россия
– есть государство
- Нет, Михайло Борисович, я только удивляюсь, что вы, которому известны старая и новая литература, старый и новый образ мыслей, старый и новый ход искусств, наук…
- Остановитесь, прошу вас, я не знаю ни старой, ни новой литературы. Все, что я читал на иностранном языке [50] – это Царя и Принца Евгения, а по-русски – деяния Петра Великого, жизнь Екатерины, удивительные подвиги Александра и реляции тех кампаний, в которых я осчастливился участвовать. Науки, искусства, ремесла, фабрики, мануфактуры – все это не есть еще истинное просвещение; но образ мыслей – так, образ мыслей или общий дух народа конечно доказывает о его просвещении. Извольте же взять во внимание быт целой Европы со времен казни Людовика XVI, что произвел новый образ мыслей? Горести, изнурение, кровь. У нас тишь и гладь, и божья благодать… не правда ли, Алексей Павлович? – спросил он, обращаясь ко мне.
- Истинная правда, генерал, отвечал я. Доказано опытом веков, что державы обширные могут быть поддерживаемы во всх государственных частях только массою сил воинских, а строгость их управления требует необходимости единства в лице векового постоянного правителя, постоянного в [51] позднейших членах своего потомства, потому что посредством только сего векового постоянства сродняются, так сказать, владыки с народами подвластными.