Проблемы имагологии в современной медеивистике на материалах русско-английских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 13:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования состоит в выявлении особенностей английских и русских представлений друг о друге в XVI–XVII веках.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) выявить предмет, задачи, методологические принципы имагологии как отрасли научного знания;
2) определить этапы возникновения и развития русско-английских отношений в XVI – XVII вв. и дать им характеристику;
3) сравнить взаимные представления англичан и русских о посольском обычае и властных отношениях;
4) сравнить взаимные представления

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы имагологии.doc

— 455.50 Кб (Скачать документ)

Неудачей обернулась и другая задумка Бориса Годунова, которая была нацелена на более тесное сотрудничество с Западом: направить русских людей на обучение в Англию. Между тем после завершения обучения «студенты» не пожелали вернуться на родину113.

Английское правительство в период правления Бориса Годунова продолжали интересовать экономические стороны англо-русских отношений. Англичане пытались найти возможности через Московию пробиться в Китай и Индию, двигаясь вдоль северных русских берегов. Торговые отношения между государствами в период правления Годунова не менялись, все трения в коммерческих отношениях были устранены к 1599 г.

В 1600 г. страны вновь обменялись посольствами. В Лондон было направлено русское посольство дворянина Григория Микулина и подьячего Ивана Зиновьева. Перед ними была поставлена задача – добиться изменения отношений Англии с Турцией. Микулин должен был узнать, в каких взаимоотношениях находилась английская королева с турецким правительством. Другая задача, стоявшая перед послом, касалась выяснения ситуации на северо-востоке Европы (началась польско-шведская война).

Трудно сказать, как бы развивались отношения России и Англии при Годунове дальше, но с его смертью начался период Смуты, сопровождавшийся многочисленными бедствиями, переворотами, воцарениями самозванцев, военной интервенцией. И только с воцарением Романовых стало возможно новое стабильное развитие отношений России с Англией.

Впрочем, в этот период не прекратились контакты англичан и русских. Россию посетило еще больше британских подданных, а, следовательно, постепенно стали углубляться знания британцев о России. Отношения с Британией, протестантской страной, приобрели в начале XVII века новый оттенок. В британцах (как и в голландцах) русские видели наиболее вероятных союзников, или, по меньшей мере, доброжелателей. Немалую роль в этом сыграл факт их официального неучастия в интервенции.

В период Смуты русское войско продолжало пополняться англичанами, на военной службе у московских царей они стали появляться с конца XVI века114. Одним из очевидцев Смуты был человек со сложной судьбой, англичанин Дэвис Гильберт, служивший в русском войске при Годунове, Лжедмитрии, затем перешедший на службу к полякам, и попавший в плен к русским. В поисках средств к существованию на военную службу в Москву поступил Генри Бреретон.

В начале нового столетия о правах на царский престол заявил первый самозванец Лжедмитрий I. Как раз в это время в Москву прибыл английский посол Томас Смит с новостью о воцарении Якова I. И вновь русскому правительству были выдвинуты требования о разрешении английским купцам торговать с Персией и Индией через русские владения, но как и прежде они получили отказ115. Впрочем когда Лжедмитрий I появился в Москве в июне 1605 года, то сразу же подтвердил привилегии Московской компании и разрешил торговлю с Персией. Однако налаживанию отношений с Англией помешала смерть самозванца.

Подчеркнем, что в самый острый момент Смуты королю Англии  Якову I был предоставлен «Проект взятия Московского государства под покровительство Англии». Проект был создан в тот момент, когда для англичан возникла опасность восшествия на русский престол польского царевича Владислава. В таком случае могла возникнуть угроза потери спокойной торговли на территории Московского государства116, но замыслам англичан не удалось сбыться.

В 1613 году на русский престол вступил Михаил Романов, перед которым встали важные задачи – наладить утерянные контакты с европейскими государствами и добиться Россией международного признания. В этом же году царь Михаил посчитал нужным отправить в Англию с извещением о восшествии на престол дворянина Зюзина. Однако на него были возложены и другие поручения, посол должен был добиться поддержки в борьбе против шведов и поляков, а также просить о помощи деньгами и военными припасами, которые были нужных для отражения внешней опасности. Царскому посланнику был оказан «добрый» и даже ласковый прием117. Несмотря на то, что король Яков объявил посланнику о желании продолжать дружественные отношения с русским царем, вопрос о помощи обошел стороной.

Зюзин возвратился в Москву в октябре 1614 г., куда ранее уже прибыл английский посол короля Якова I Джон Мерик. Этот английский посланник сыграл важную роль в признании царя Михаила Федоровича иностранными государствами. На посла было возложено поручение добиться подтверждения старых привилегий английских купцов и получить разрешение англичанам торговать через территорию России с Персией, а также найти путь в Восточную Индию по рекам Обь и Лена. Желая получить удовлетворить эти цели, английский король разрешил своему послу принять на себя посредничество между Россией и Швецией. Благодаря стараниям Джона Мерика 26 февраля 1617 г. был подписан знаменитый Столбовский мирный договор между Россией и Швецией. Кроме того Англия первой признала нового московского государя118.

Вплоть до 1649 г. англичанам удавалось сохранять старые и получать новые привилегии, они не утратили возможности пользоваться на территории Московского государства правом беспошлинной торговли119. Не добившись успеха в своем деле Джон Мерик отправился на родину в 1621 г.

При Михаиле Федоровиче страну стали активнее посещать английские ученые, доктора, архитекторы, военные, которые находились на службе у русских царей. В 1618–1619 годах Россию посетил выпускник Оксфорда Ричард Джемс. В 1618 году в составе посольства Дэгли Диггса Москву посетил знаменитый ученый ботаник Традескант. Из каталога, изданного сыном Традесканта после его смерти, известно, что в саду ученого находилась Rosa Moscovita – московитская роза, вывезенная из России с Розового острова в дельте Двины.120 В 1621 году в Москве появился британец Христофор Галовей, который отрекомендовал себя как часовых дел мастер121.

Ближе к середине XVII века русские послы становятся свидетелями государственных потрясений Британии. Посланный после смерти Михаила Федоровича в Англию гонец Г.С. Дохтуров стал свидетелем начала революции. Несмотря на торжественность и пышность приема, оказанного русскому посланнику, его так и не допустили к королю, а поэтому своей главной миссии – вручения царских грамот Карлу I он выполнить не смог. Около полугода русский посланник пытался добиться царской аудиенции, каждый раз его просьбы о встрече наталкивались на отказ.

На родину Дохтуров доставил царю грамоту парламента, где основным желанием было сохранение для английских купцов прежних привилегий. Как бы то ни было, вскоре после возвращения посольства на родину, царь в 1646 г. лишил английских купцов права беспошлинной торговли в России. Лишение беспошлинной торговли явилось тяжелым ударом для английских купцов. По этому поводу в Москву в 1647 г. был отправлен английский посланник Люк Найтингэм. С собой он привез грамоту Карла I, в которой последний выражал свое удовлетворение по поводу наказания мятежных купцов через взимание пошлин, а также просил об отпуске зерна. Просьбу короля московское правительство удовлетворило частично122.

Одновременно с Найтингэмом время в Москву прибыл другой английский посол Томас Бонд с новой грамотой от короля Карла I, в ней он просил русского царя возвратить прежнее право на беспошлинную торговлю. Впрочем, московское правительство не пошло на уступки и посланнику ответили, что пошлина наложена по причине Крымской войны123.

Положение английского купечества в России еще более ухудшилось после того, как в Англии в 1649 г. был казнен король Карл I. Это событие стало причиной внезапного разрыва развивавшихся в течение уже почти ста лет дипломатических отношений. Вплоть до казни короля правительство Алексея Михайловича внимательно наблюдало за событиями революции, а на просьбы о помощи отвечало молчанием, затягивая переговоры. 1 июня 1649 года появился указ Алексея Михайловича о высылке всех британских купцов с такими словами: «А ныне … всею землею учинили большое злое дело, государя своего, Карлуса короля, убили до смерти … и за такое злое дело в московском государстве вам быть не довелось».124 Принятый царем указ, с одной стороны, являлся реакцией на казнь английского короля, а с другой – ответом на многочисленные челобитные русский купцов.

С этого периода все дипломатические и торговые отношения с Британией были прерваны. В результате чего неизбежно ослабел интерес к России. Например, в Англии с 1649 г. по требованию пуритан были закрыты все театры, с шекспировских времен ставшие источником широкого распространения сведений о «Московии».

Весной 1650 г. в Москву прибыл посланник Карла II граф Джон Колпоппер. Посол должен был добиться отмены царского указа от 1 июня 1649 г., однако Алексей Михайлович не считал возможным вернуть прежние льготы английской торговле125. Кроме того посол должен был добиться от русского правительства для Карла II денежного заема в размере 100 тысяч рублей. В первой просьбе было категорически отказано. Вторая же – была удовлетворена частично, ему выдали заем в размере 20 тысяч рублей, причем не деньгами, а мехами.

Между тем царское противостояние революционному правительству Англии оказалось недолгим. С утверждением в Англии протектората Оливера Кромвеля отношения между государствами стали постепенно улучшаться. В начале 1655 г. в Россию прибыл посланник Кромвеля Уильям Придо, основной целью которого было возвращение английским купцам торговых привилегий. Вдобавок посольству было поручено еще одно немало важное задание, добиться дипломатического признания правительства Кромвеля. У. Придо так и не удалось добиться прав беспошлинной торговли126.

Упразднение в Англии республики и восшествие на престол короля Карла II способствовали возобновлению дружеских отношений между двумя государствами. Узнав о восстановлении в Англии законного монарха, в Лондон отправили царского посланника Ивана Гебдона с просьбой к королю нанять на русскую службу три тысячи военных людей. Карл дал свое согласие и вручил посланнику грамоту для царя. В ней говорилось о вступлении легитимного монарха на престол, а также содержалась просьба о возвращении английским купцам прежних привилегий127.

Уже в первые месяцы 1662 г. в Москве готовилось великое посольство в Англию. В его состав вошли князь Петр Прозоров, дворянин Иван Желябутинский, дьяк Иван Давыдов и др. Задачи посольства были следующие: поздравить Карла II с принятием престола, уверить его во взаимной дружбе и переписке и т.д. Вместе с тем официальной целью посольства являлся заем денег в европейских государствах, да и в самой Англии128. Посольство было принято торжественно, однако послам было все-таки отказано в денежном займе.

Через два года в Москву прибыло ответное посольство во главе с графом Карлейлом. Через него английский король подтверждал желание находиться в дружественных отношениях с русским царем. Кроме того для Карлейла ставилась задача добиться возвращения английским купцам прежних торговых привилегий129. Поставленных целей граф так и не смог добиться, а как писал Ф. Мартенс: «Благодаря посольству графа Карлейля, взаимные сношения между Россией и Англией изменились к худшему»130.

В этом же году, в августе 1664 г., царь Алексей Михайлович отправил в Лондон новое посольство во главе с Василием Дашковым с поручением донести жалобу на дерзкое поведение английского посла. Посол постарался объяснить, что основанием братской дружбы между монархами заключается их «взаимное благожелание», а не возвращение англичанам торговых привилегий. Однако переговоры так и ни к чему не привели131.

После провалившихся переговоров с Лондоном дело было поручено Патрику Гордону. В июне 1666 г. царь отправил посланника в Англию с миссией, которая не принесла успехов русскому правительству. В грамоте, врученной Гордону, Алексей Михайлович затрагивал интересовавший англичан вопрос о привилегиях, объясняя введение пошлины крайней необходимостью из-за ведения войны с польским королем и крымским ханом. Кроме того русский государь объяснил английскому правительству свой запрет покупать у английских купцы товары в Архангельске тем, что в Англии свирепствовала чума132.

В 1667 г. русский царь издал указ, согласно которому иностранные купцы облагались двойной пошлиной в сравнении с русскими негоциантами.  Возмущению англичан не было границ. Кроме того положение английских купцов ухудшилось из-за конкуренции с голландцами. Чтобы добиться улучшения осложненных дел, правительство Карла II неоднократно пыталось добиться возвращения привилегий при Алексее Михайловиче, а затем после его кончины и вступлении на престол нового царя – Федора Алексеевича. Хотя уже ничто не могло изменить сложившегося положения дел, англичане, как и другие иностранные купцы, должны были выплачивать пошлины. С одной стороны потеря торговых привилегий стала результатом политики укрепления национальных торговли и промышленности, а с другой – следствием революционных событий в Англии133.

Можно сказать, что при Федоре Романове вопрос о торговых привилегиях англичан в России окончательно был решен. Теперь английские купцы подчинялись тем же порядкам, что и остальные иностранцы. Впрочем, английское правительство еще долго не могло смириться с этим положением и неоднократно пыталось вернуть прежние торговые привилегии134.

Таким образом, в развитии русско-английских связей и отношений в XVI-XVII вв. можно выделить несколько периодов. Отметим, что начальные и конечные рамки периодов весьма условны.

  1. 1553–1571 гг. – время знакомства двух стран и начало активных дипломатических и торговых отношений.
  2. 1570-е годы – охлаждение русско-английских связей.
  3. Начало 1580-х гг. – 1584 г. – попытки Ивана IV возобновить дипломатические отношения в связи с необходимостью союзника во внешней политике.
  4. 1584–1598 гг. – инертный характер взаимоотношений, хотя между государствами продолжали вестись дипломатические и торговые переговоры, но к успеху они не приводили.
  5. 1598–1605 гг. – период активного налаживания контактов.
  6. 1605–1613 гг. – период нестабильных русско-английских отношений (однако Англию Россия видела наиболее вероятным союзником).
  7. 1613–1649 гг. – возобновление двусторонних дипломатических и торговых отношений, хотя торговые привилегии английским купцам в прежнем размере возвращены не были.
  8. 1649–1660 гг. – разрыв дипломатических и торговых отношений России с Британией по причине казни английского короля.
  9. 1660–1682 гг. – возобновление дружеских отношений между странами, связанное с Реставрацией династии в Англии.

Информация о работе Проблемы имагологии в современной медеивистике на материалах русско-английских отношений