Особенности возникновения и развития периодической печати в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:25, доклад

Краткое описание

Петру Первому понадобилась собственная печатная газета – для пропаганды намеченных реформ. Ему не нужна была сводка, так как он мог читать сам. Объяснение курса политики. Грамотных людей на Руси было мало.
Функция первой газеты – пропаганда собственной политики, рассказ о новостях русской и зарубежной жизни.
15 декабря 1702 года – Петр Первый подписывает указ о печатании «Ведомостей». Здесь же он подчеркивал необходимость свободной продажи – в отличие от курантов. Изготавливалась чиновниками, на должности приказов. Все важные сведения посылались в Монастырский приказ, оттуда на печатный двор.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Отеч жур.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

Как известно, вскоре после  объявления реформы начались крестьянские восстания, охватившие губернии европейской части России, на которые распространялись «Положения 19 февраля». Значительным событием этого периода «Современника» явилось «Внутреннее обозрение» вернувшегося из-за границы Добролюбова, которое было опубликовано в августовской книжке журнала за 1861 г. В иносказательной форме в нем говорилось об отношении к реформе, о ее результатах. Говоря об улучшении дорог, о петербургском климате, об одесских мостовых и т.п., Добролюбов в завуалированной форме создавал картину пореформенной России, обращая читателя к политическим проблемам. Статья начиналась как бы полемикой с постоянным обозревателем журнала Елисеевым по поводу его «весенних настроений». Добролюбов писал: «Весенние мечты вообще мне противны с тех пор еще, как я читал в русских журналах весенние "звуки", "песни", "гимны", "мечты"», намекая на славословия либеральной прессы в честь реформы 19 февраля. В столь понятном читателю аллегорическом образе петербургской осени («петербургская скверная погода и осенние расположения должны отражаться на всей России») Добролюбов показывал, что крестьянская реформа не оправдала надежд и вызвала разочарования («если меня надули, извините, я не скоро опять поддамся, да еще и других предостерегу»).

О разочарованиях в реформе  и крестьянских восстаниях писал  в 1861 г. в «Современнике» И.А.Пиотровский в статьях «Погоня за лучшим». «Образованное общество, — напоминал с иронией автор о недавних восторгах прессы по поводу Манифеста, — торжествовало и уверяло, что вся Россия, весь народ, точно так же мирно торжествуют. И казалось, что уверенность эта вполне естественна, законна и неопровержима. Но в это самое время обнаружилось печальное явление; начались недоразумения... и в газетах появились статьи и известия о разных беспорядках но крестьянскому делу».

В 1859-1861 гг. со страниц «Современника» звучит тема революции, которая поднимается  в статьях Добролюбова «О распространении  трезвости в России», «Черты для характеристики русского простонародья», Чернышевского «Не начало ли перемены?», стихотворенияхНекрасова, «Сатирах в прозе» Салтыкова-Щедрина. Ряд материалов журнала посвящен итальянскому революционеру Дж.Гарибальди, печатается поэма Т.Г.Шевченко «Гайдамаки» о борьбе украинских крестьян с польской шляхтой.

Сотрудники «Современника» выступали также с нелегальными прокламациями, воззваниями, брошюрами («Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» Чернышевского, «К молодому поколению», «Русским солдатам от их доброжелателей поклон» и «Русским солдатам» Шелгунова, «Окончательное решение крестьянского вопроса» Серно-Соловьевича).

Значительную роль в усилении радикального направления «Современника» в 1859-1861 гг. сыграл сатирический отдел  «Свисток», инициатором создания которого был Некрасов, основным автором — Добролюбов. В отделе принимали участие Чернышевский, Салтыков-Щедрин, а также братья A.M. и В.М. Жемчужниковы и А.К.Толстой, выступавшие под псевдонимом Козьма Прутков. Всего вышло девять номеров (в 1859 и 1860 гг. — по три номера, в 1861,1862 и 1863 — по одному). В редакции «Современника» даже возникла мысль превратить отдел в самостоятельную газету. «Свисток» был детищем Добролюбова. Он намечал темы и авторов, тщательно разрабатывал программу готовящейся газеты, которой, однако, не суждено было появиться. Подавляющая часть материалов «Свистка» была написана им.

По своему идейному содержанию «Свисток» был тесно связан с  публицистикой «Современника». Фельетоны, сатирические куплеты, стихотворные пародии были посвящены злободневным социально-политическим и литературным проблемам. Основной задачей «Свистка» стала борьба с манией обличительства, охватившей всю пишущую часть российского общества накануне реформ. Используя иронию и пародию как формы эзоповской манеры письма, Добролюбов высмеивал восторги либералов успехами российского прогресса. Широко используя формы стихотворной пародии и перепева, Добролюбов-сатирик выступал под маской то литератора, поклонника всего прекрасного, восхищенного красноречием героев либеральной прессы, то незадачливого Конрада Лилиеншвагера, то «австрийского» поэта-шовиниста Якова Хама, то в образе «юного дарования», одержимого «невыносимою любовью к поэзии», Аполлона Капелькина. Ряд сатирических обозрений написан им совместно с Некрасовым.

Значительное место в  «Свистке» занимали произведения Козьмы Пруткова, ставшего еще в 1854 г. одним из главных сотрудников «Литературного ералаша» — юмористического отдела «Современника». После пяти лет молчания эта литературная маска вновь появилась на страницах «Современника» и превратилась в популярнейший персонаж «Свистка». Активным автором «Свистка» былНекрасов, который после смерти Добролюбова в 1861 г. возглавил отдел. Популярность «Свистка», по свидетельству современников, была огромна, особенно в 1859-1860 гг., в пору руководства Добролюбова.

Влияние «Современника» в 1859-1861 гг. было огромным, что нашло отражение  в росте тиража. В 1859 г. подписка на журнал достигла 5000 экземпляров (в период «мрачного семилетия» она застыла на отметке чуть более 2000 экземпляров), в 1860 г. — 6000, в 1861 г. — 7000 экземпляров. В соответствии с ростом подписки доход от издания «Современника» вырос настолько, что у редакции появилась возможность приступить к погашению лежавших на журнале долгов, увеличить размер гонораров (именитые беллетристы получали от 350 рублей за печатный лист, за публицистику — от 50 до 100 рублей), все шире стала практиковаться система авансирования сотрудников (довольно часто взятые авансы не отрабатывались и ложились тяжким бременем на бюджет журнала).

Обязанности между основными  сотрудниками «Современника» в 1859 г. распределялись следующим образом: за Некрасовым оставалось общее руководство журналом и беллетристика; Чернышевский руководил отделом публицистики; Добролюбов — отделом критики и библиографии; Елисеев вел внутреннее обозрение; Михайлов и Шелгунов освещали вопросы иностранной науки и литературы, а также женский вопрос; Панаев вел фельетон. Коллективные формы работы в журнале пришли на смену персональному журнализму.

В обстановке растущей пореформенной  реакции (расстрел крестьян в селе Бездна Казанской губернии, репрессии против студентов, закрытие Петербургского университета) радикальное направление «Современника» привлекало все большее внимание III Отделения. 14 сентября 1861 г. за участие в составлении листовок был арестован один из ведущих сотрудников журнала М.Л.Михайлов. Распространялись слухи, что в 1862 г. «Современник» издаваться не будет. Редакции пришлось выступить с обращением к читателям, опровергая эти слухи. Однако в июне 1862 г. «за вредное направление» издание журнала было приостановлено на 8 месяцев, а 7 июля был арестован Чернышевский. Поводом для ареста послужило перехваченное на границе письмо А.И.Герцена и Н.П.Огарева к С. Серно-Соловьевичу, в котором предлагалось издавать «Современник» в Лондоне или Женеве.

Приостановка «Современника», смерть Добролюбова в 1861 г., Панаева  в 1862 г., арест и последовавшая  затем ссылка Чернышевскогопринесли невосполнимые утраты для журнала.

Отечественные записки

Центром идейной жизни 1840-х  годов стал журнал «Отечественные записки». История этого издания началась в 1818г., когда чиновник и литератор П.П. Свиньин получил разрешение на издание сборника этнографических и краеведческих материалов, сведений о путешествиях, изданиях, достопримечательностях различных местностей и пародов России. С 1820 по 1830 г. он выходил как ежемесячный журнал, но успеха у подписчиков не имел, часто нарушая периодичность выхода. В 1838 г. Свиньин передал журнал сроком на пять лет в аренду А.А. Краевскому, и с этого времени началась новая история этого издания, утвердившего уникальный в мировой журналистике тип — энциклопедический, или «толстый», журнал.

В 1839 г. Свиньин умер, и  Краевский стал хозяином журнала. С  именем Краевского связан тридцатилетний период «Отечественных записок», самым  замечательным временем которого стали сороковые годы, принесшие журналу заслуженную известность и уважение читающей России.

А.А. Краевский стал создателем первого в России издательского  концерна, куда в 1840-х годах вошли  журнал «Отечественные записки», «Литературная  газета» и «Русский инвалид». Деловой, предприимчивый издатель и редактор, он обладал талантом чувствовать запросы и настроения читательской аудитории. В изданиях Краевского работали лучшие журналисты того времени — В.Г.Белинский, Н.А.Некрасов,А.И.Герцен, В.П.Боткин, А.И. Галахов и др. Здесь были опубликованы художественные произведения А.И.Тургенева, А.И.Герцена,Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова. С «Отечественными записками» связано формирование «натуралыюй школы» — литературного направления, утвердившего принципы реалистического искусства.

Приступая к  изданию «Отечественных записок», А.А. Краевский не мог не учитывать опыта самых популярных журналов предшествующего десятилетия — «Библиотеки для чтения» О.И. Сенковского и «Московского телеграфа» Н.А.Полевого, создавших в отечественной журналистике тип энциклопедического издания. Под его руководством «Отечественные записки» стали классическим образцом такого журнала. Его успеху способствовала четкая общественная позиция. Правда, направление «Отечественных записок» сложилось не сразу.

В программном  заявлении цель журнала определялась как «содействие просвещению», поиск  некоей абстрактной «истины» в науке, искусстве и жизни, ориентация на «все круги читателей». Неопределенность позиции издания проявилась в характере первых опубликованных в нем материалов. Журнал открывался отделом «Современная хроника России», где печатались переложения официальных документов, извлечения из правительственных сообщений, отчетов. Это была удачная находка А. Краевского как редактора: учесть интерес публики к политической информации, так как в соответствии с требованиями цензурного устава 1828 г. публикации этих материалов были сведены до минимума. Под этой же рубрикой публиковалась экономическая, научная и техническая информация. В журнале были также следующие отделы: «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь». Краевский гарантировал читателям строгую периодичность выхода журнала — 1-е число каждого месяца, и все годы издание не нарушило своего обязательства.

Первые номера журнала были с интересом восприняты современниками, хотя многие из них  отмечали его излишний объем. Очень  скоро сам А.А. Краевский почувствовал основной недостаток журнала — отсутствие «мнения», неопределенность позиции. Дело в том, что отдел критики и библиографии возглавлял бывший учитель словесности, специально приглашенный из Москвы, В.С. Межевич, статьи которого не привлекали внимания читателей. Ведущий отдел журнала оказался безликим.

Особое отношение  российского читателя к отделу критики, библиографии, словесности объяснялось  цензурными условиями XIX в., когда обсуждение в прессе общественных и политических проблем было запрещено и о насущных вопросах жизни журналисты вынуждены были говорить завуалировано, чаще всего под видом литературной критики, «в одежде теории», пользуясь эзоповым языком. Это во многом предопределило уникальный характер отечественной журналистики и литературы, воспринимаемой как «совесть народа, учебник и толкователь жизни».

Взгляд Краевского обратился к В.Г.Белинскому, обладавшему к 1839 г. пятилетним опытом журнальной работы и уже имевшему известность в литературных и журнальных кругах. Еще в 1838 г. соратник Краевского по «Отечественным запискам» И.И. Панаев рекомендовал ему Белинского на должность ведущего литературного критика. С середины 1839 г. по предложению Краевского Белинский стал московским корреспондентом «Отечественных записок», а также «Литературных прибавлений к "Русскому инвалиду"», а в октябре того же года Белинский приехал в Петербург, приняв приглашение к постоянному сотрудничеству. Краевский поручил Белинскому два больших отдела: «Критика» и «Современная библиографическая хроника». Кроме того, предполагалось его участие в других изданиях Краевского.

С приходом Белинского отдел критики совершенно изменился. Он состоял из двух разделов — «Русская литература» и «Иностранная литература», где кроме ежемесячных обзоров литературы и журналистики печатались также отдельные статьи как самого критика, так и его друзей по предыдущей журнальной работе — А. Галахова, В. Кудрявцева, В. Боткина и др. В 1842 г. Белинский привлек к работе в «Отечественных записках» и Н.А. Некрасова.

С особой тщательностью велся  отдел библиографии. Еще начиная  издание, Краевский обещал подписчикам, что журнал будет давать регулярные отчеты обо всех выходящих в России книжных новинках. Благодаря Белинскому Краевский слово перед читателями сдержал, хотя изнурительная работа по составлению библиографических заметок скоро стала тяготить критика, и необходимость постоянно отвлекаться на нее, нередко сопровождавшаяся также отсутствием денежного вознаграждения, стала причиной того, что в 1846 г. Белинский покинул «Отечественные записки».

Белинский пришел в журнал Краевского в период своих философских  исканий; в это время он был увлечен гегелевской мыслью: «Все действительное разумно». Но российская действительность даже теоретически не укладывалась в рамки этой формулы, а собственная творческая практика убедила Белинского в противоречивости гегелевского постулата. К 1841 г. Белинский простился с односторонне истолкованной формулой, и отныне исследование действительности, жизненных проблем, которое велось им в форме литературной критики, стало смыслом его творческой деятельности. В конце 1841 г. в письме к Боткину он написал знаменитые слова о девизе своей жизни: «Идея социализма... стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания». Идея социализма для Белинского — это внимание к социальным проблемам, внимание к личности: «Социальность — вот девиз мой. Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность».

Это направление мыслей Белинского, поворот к действительности сказался на окончательном формировании демократического направления «Отечественных записок». В своей литературно-критической практике он соединил анализ художественного произведения с конкретными социальными проблемами. В рецензии на книгу Ф. Лоренца «Руководство к всеобщей истории» он объявил отрицание действительности стороной «всецелого и вечного духа жизни». Исследование действительности, по мысли Белинского, — это ее критика. «Критиковать, — писал он в статье «Речь о критике», — значит искать и открывать в частном явлении общие законы разума». Белинский прямо объявил критику «сознанием действительности», и этот воинственный дух его выступлений, свежесть мыслей, яркость суждений привлекали к «Отечественным запискам» огромную аудиторию. Тиражи журнала росли, и в этом была основная заслуга Белинского.

Информация о работе Особенности возникновения и развития периодической печати в России