Княжеские церковные уставы Владимира и Ярослава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:00, доклад

Краткое описание

Церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (Х—Х1 вв.), содержащие нормы о брачносемейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ист.docx

— 358.08 Кб (Скачать документ)

 

25. А в тиуне одрине быти по приставу с сторону людем добрым, да судити им в правду крест поцеловав на сей на крестной грамоте.

 

26. А докладу быти во владычне комнате, а у докладу быть из конца по боярину да по житьему да кои люди в суде сидели, да и приставом, а иному никому же у доклада не быть. А докладчиком садиться на неделю по трижды, в понедельник, в середу и пяток. А кои докладчик не сядет на тот день, ино взять на боярине два рубля, а на житьем рубль. А докладшиком от доклада посула не взять, а у доклада не дружить никоею хитростью, по крестному целованью. А кому сести на докладе, ино ему крест целовать на сей на крестной грамоте однова.

 

27. А посаднику и тысятцкому и владычню наместнику и их судьям и иным судьям, всим крест целовать да судить им в правду.

 

28. А земное орудье (11) судити два месяця, а болши дву месяць не волочити. А как межник приедет с межи, ино той суд кончати посаднику в другие два месяца тому ж посаднику, а дале не волочить. А кой посадник, межника дав, а поедет прочь из города не кончав того суда, ино великим князем и Великому Ноугороду на том посаднике 50 рублев, а истцю убытки подоимет; или тысетцкои поедет прочь из города не кончав суда, или владычень наместник, ино взять великим князем и Великому Ноугороду 50 рублев, а истцю убытки подоимет.

 

29. А не кончает судья  земного орудья в два месяця, ино истцю взять на него приставы у Великого Новагорода, ино ему тот суд кончати перед тыми приставы. А не укажут судьи докладшики (12) в тую два месяця, ино ити судье с ыстцом к Великому Ноугороду да взяти приставы на докладшиков, а докладшиков указати судьи тое дело перед тыми приставы, а судье кончати истцю тое дело перед теми ж приставы.

 

30. (Ил)и истци у коего судьи возмут срок и срочные за печатми, а той судья переменится, а кто будет судья на его место, ино тым истцом стать перед тыми судьями да и срочные свои положити на той срок, а тому судье судити той суд да и кончати.

 

31. А один истець станет на той срок перед судьею да и срочную свою грамоту положит, а другой не станет, ино тому судье дати на него грамота да и срочная грамота к той же ему грамоте припечатать, а отсылки ему не отсылати.

 

32. А во чье будет место ответчик срок взял, а до тово сроку сведется ответчику смерть, ино на той срок стать самому истцю, или иного ответчика поставить в свое место; а не станет сам, или иного ответчика не поставит, ино тым его и обинить.

 

33. А кто кого утяжет в татьбе с поличным, или в розбое, или в грабежи, или в поголовщине, или в холопстве, или от полевой грамоте, ино взять судьям от судной грамоты четыре гривны, а от безсуднои две гривны.

 

34. А кто на кого возмет грамоту судную, а будет ему дело до судьи или до истца, ино ему переговариваться с ними месяць: а не почнет переговариватьця в тот месяць, ино взять на него приставы с веча, да имать его в городе и в селе с тыми приставы; а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новымгородом.

 

35. А кого опослушествует послух, ино с ним уведается в две недели; а в те две недели не дастъся послух позвати, ино позвати истця; а послух истець хорониться, ино то послушест не в послушство, а другого истця тым и оправить. А кто не почнет позывать в те две недели послуха или истца, ино дать на него грамота судная по тому послушству.

 

36. А кому будет дело до владычня человека, или до боярьского, или до житеиского, или до купетцкого, или до манастырьского, или до кончанского, или до улитцкого, в волости о татбе и о розбое, и о грабежи, и о пожозе (13), и о головщине (14), и о холопстве, а кто будет крест целовал на сеи грамоте, ино ему речи правое слово, а рука дать (15) по крестному целованью, что тои человек тать и разбоиник, или грабежник, или пожегщик, или душегубец, или холоп. Ино в коей волости будет от владыки волостель, или поселник, ино им поставить того человека у суда; а боярину и житьему и купцю и монастырьскому заказщику и поселнику, и кончанскому и улитцькому, также своих людей ставити у суда; а срок взять на сто верст три недели, а ближе и дале по числу; а до суда над ним силы не деять, а кто силу доспеет ино тым его и обинить.

 

37. А кого утяжут, а дался в грамоту, ино ему у того осподаря в волости не жить, а имет жить у того осподаря в волости, а доличят, ино тои государь те убытки подоимет. А бежит в иную во чью волость, ино тому государю выдать его тому истцю; а в иную ему волость не отсылати по крестному целованью, ни его людем; а о иных делех, ино знать истцю истца. А не скажет кто того человека у собя по крестному целованью да и руку даст, что там ему не быть, а уличат, что у него в волости, ино тои государь тому истцю убытки подоимет. А к коему государю в ыную волость прибежит, ино тому государю поставить его у суда по крестному целованью. А кто не поставит, ино взять на том заклад по ноугородской грамоте.

 

38. А кто на кого взговорит  на владычня человека, или на боярьского, или на житьего, или на купетцкого, или на манастырьского, или на кончанского, или на улитцкого, а будет сам креста не целовал на сей грамоте, и он сам уведается с своим истцом по своей исправе, опрочь осподаря.

 

39. А кто обечается к суду к коему дни, ино после обета отсылки к нему не слать; а не сядет судья того дни, ино коли судья сядет ино тогда к нему отсылка; а не видит отсылки, и почнет хорониться, ино слать к нему отсылка в двор трижды, да и биричем кликать; а не станет к суду, ино дать на него грамота обетная, а обету болим трех денег не быти.

 

40. А примут позовника в селе, а почнут над ним силу деять, ино дать в позовниково место грамота безсудная племеннику его или другу.

 

41. А кто кого позовет  в селе позовкою или дворянином, ино дать срок на сто верст две недели, а дале и ближе, а то по числу.

 

42. А от конца или  от улици и от ста и от ряду, итти ятцом двемя человеком, а иным на пособье не итти к суду на к росказу. А будет наводка от конца или от улици или ото ста или от ряду, ино великим князем и Великому Ноугороду на тых дву человекех, по Ноугородской грам... (16)

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. Эта грамота дошла  до нас в составе сборника  новгородских и двинских актов  под заголовком “О суде и  о закладе на наездщики и на грабещики”, который был дан грамоте при составлении этого сборника. Время создания этого списка Новгородской судной грамоты определяется по упоминанию в ней “нареченного на архиепископство” священноинока Феофила, то есть после избрания Феофила архиепископом, но до утверждения его в этой должности митрополитом. Известно, что Феофил был избран в ноябре 1471 г., а утвержден 15 декабря 1471 г. Сам сборник был составлен предположительно для Ивана III и увязывается с его походом на Новгород “миром” осенью 1475 г. Однако Новгородская грамота была создана ранее этого времени (этот вопрос остается дискуссионным, см.: Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.1. Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 303–304). Текст публикуется по изд.: Памятники русского права. Вып. 2. М., 1953. С. 212–213, 215–218.

 

2. Ивана Васильевича всея  Руси — Иван III Васильевич (1440—1505), великий князь московский в  1462–1505 гг., государь всея Руси (после  1485 г.). Старший сын великого князя  Василия II Васильевича Темного  и Марии Ярославны, дочери князя  серпуховско-боровского Ярослава Владимировича. С 1448 г. считался соправителем незрячего отца. Главной исторической заслугой Ивана III является то, что он завершил собирание русских земель, находившихся прежде в поле влияния Орды, и тем самым твердой рукой покончил с политической раздробленностью Руси. Успехи в «собирании Руси» позволили Ивану III заявить о себе как о прямом и единственном наследнике всех владений Древнерусского государства с центром в Киеве и принять высокий титул «государя всея Руси». Одним из первых стал именоваться “царем” и “самодержцем”. Иван III был дважды женат. От первой жены Марии, дочери тверского князя Бориса Александровича, он имел сына Ивана Молодого и внука Дмитрия (1483–1509). От второй, византийской принцессы Софьи (Зои) Палеолог, — пять сыновей и трех дочерей. Старший из сыновей от этого брака, Василий III Иванович, наследовал московский престол.

 

3. …и сына его, великого  князя Ивана Ивановича всея  Руси… — Иван Иванович Молодой  (1458–1490), сын Ивана III и Марии  Борисовны, дочери тверского князя  Бориса Александровича; соправитель  и великий князь с 1471 г., великий  князь Тверской с 1485 г. С  юных лет участвовал в управлении  государством и в воинских  походах Ивана III. 7 марта 1490 г.  Иван Молодой умер от болезни  ног и неправильного лечения.  До сих пор существует мнение, что его отравили по приказу  второй жены Ивана III Софьи  Палеолог, которая надеялась сделать  наследником престола своего  сына Василия. Иван Иванович  был женат на Елене Стефановне, дочери молдавского господаря  Стефана IV. Его сын Дмитрий  Иванович в 1498 г. был объявлен  наследником, но в 1502 г. попал  в опалу и был посажен в  тюрьму, где и умер, не оставив  потомства. 

 

4. пять концов — Словенский, Плотницкий, Неревский, Людин, Загородский — судебно-административные территориальные единицы Новгорода (объединение по территориальному, а не профессиональному признаку).

 

5. Манаканун — Номоканун, сборник церковного канонического права.

 

6. …и тиуном… — очевидно, имеется в виду новгородский (а  не княжеский) тиун, что подтверждает  традицию, запрещавшую князьям судить  и совершать пересуд без контроля со стороны новгородцев.

 

7. Пересуд — повторное рассмотрение дела в высшей инстанции.

 

8. …ино тот с тем и ведается… — ответчик и истец должны иметь дело только со своими представителями в суде. Статья генетически связана с реформой 1385 г., когда, по сообщению Никоновской летописи: “...Посаднику и тысецкому судите свои суды, по русскому обычаю, по целованию, а на суд пошлите двема истцом по два боярина и по два мужа житейска от каждой стороны”.

 

9. А посадника… с суда не сбивати — по мнению А.А. Зимина, статья запрещает великокняжеским представителям устранять местных судей и вмешиваться в их работу (Памятники русского права. Т. 2. М., 1953. С.220), однако, возможно, речь идет и о недопустимости давления на суд со стороны истцов.

 

10. … а почнет просить  сроку на управы, или на шабъры… — т.е. на вызов совладельцев земли.

 

11. А земное орудье…  — рассмотрение земельных споров.

 

12. Докладшики — представители высшей судебной инстанции.

 

13. о пожозе — о поджоге.

 

14. о головщине — об убийстве.

 

15. …а рука дать… —  поручительствовать.

 

16. …Ноугородской грам...— на этом месте грамота обрываетс

 

13)Русь и ЗОЛОТАЯ ОРДА  В XIII-XVв.

 

1. Русь и Золотая Орда 

 

2. Влияние Золотой Орды  на Русь

 

1. В первой половине XIII в., после разгрома монголами, русские княжества оказались в. положении данников Орды. Сохраняя свою государственность, церковь и администрацию, русские княжества были вынуждены уплачивать подати. Сбор дани осуществлялся одним из князей, право которого закреплялось ханским ярлыком. Ярлык давал право на титул великого князя, а также на политическую и военную поддержку со стороны Золотой Орды. Некоторые русские князья использовали ту ситуацию, чтобы усилить свое влияние на другие княжества.

 

На территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация. Баскаки контролировали сбор дани, осуществляли подсчет населения, карательные, полицейские г другие функции.

 

В отличие от других покоренных народов на Руси монголы оставили у власти в качестве своих вассалов местных русских князей. Исключение составили некоторые южные районы, где было введено прямое правление  монголами.

 

В 1380 г. произошла Куликовская  битва. Русские войска, возглавляемые  Дмитрием Донским, нанесли поражение  Золотой Орде.

 

2. Московское государство  переняло некоторые черты административного  управления, используемого монголами.  Это отразилось на системе  и порядке налогообложения, организации  войска, финансового ведомства и  др.

 

Рост и деятельность русских  городов были приостановлены татаро-монгольским  завоеванием, что привело к ослаблению влияния и авторитета городских  собраний. Золотоордынские ханы и  русские князья выступали против вечевой демократии. Было распущено  городское ополчение. Определенные демократические элементы сохранились  лишь в Новгороде и Пскове.

 

В конце XIV в. русский великий  князь — князь, владеющий ханским  ярлыком, — превращается в автономного  правителя. Созданные монголами  административный и военный; аппараты стали использоваться им в своих  целях. Русские князья использовали установленный монголами строгий  порядок в административной сфере, в области налогообложения и  военной мобилизации. Власть великого князя постепенно вытесняла такие  политические институты, как вече, выборность, договор князя с народом и  др.

 

 

 

14) ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЭКОНОМИЧЕСКОГО  И ГОС. СТРОЯ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО  И ГАЛИЦКО-ВОЛЮНСКОГО КНЯЖЕСТВА

 

1.Расцвет Ростово-Суздальского  княжества

 

2. Общественный строй  княжества

 

3. Государственный строй  княжества

 

4. Система управления

 

5. Закат и значение  Ростово-Суздальекого (Владимиро-Суздальского) княжества

 

1. Ростово-Суздалъское княжество вышло из состава Киев-(ого государства в 30-е гг. XII в. Во второй половине XII в. столицей княжества стал Владимир, куда впоследствии переместилась и резиденция великого князя. Власть Владимирского князя распространялась на большую часть территории Северо-Восточной Руси. Характерными особенностями этого княжества являлись сильная власть князя и большое количество объединенных княжеством городов.

 

Переезд во Владимиро-Суздальское  княжество из Киева великокняжеского престола, а также киевского митрополита  Максима способствовал, созданию крупного и сильного государства в Северо-Восточной  Руси. Владимиро-Суздальское княжество  представляло собой сильное политическое образование, которое могло претендовать не только на самостоятельность, но и  на центральное положение во всей Руси. Владимиро-Суздальское княжество  поддерживало и международные отношения  со странами как Запада, так и Востока. Во взаимоотношениях с русскими княжествами следует отметить тесные экономические и политические связи с Новгородом. Наибольшего расцвета Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество достигло в XII — первой половине XIII в.

Информация о работе Княжеские церковные уставы Владимира и Ярослава