Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:50, дипломная работа
Целью данной работы является выявление особенностей положения иностранцев в России на основе анализа источников, в которых отражается влияние иностранцев на экономическое, социальное и культурное развитие Российского государства в XVII в.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать источники и историографию вопроса.
2. Выявить особенности правового статуса иностранцев, пребывавших в России в XVII в.
3. Рассмотреть роль иностранцев в экономической жизни России XVII в.
ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
5
1.1. Характеристика исторических источников 7
1.2. Историографический обзор вопроса 13
РАЗДЕЛ 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫХОДЦЕВ ИЗ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
21
2.1. Численность и национальный состав выходцев из
Западной Европы в России XVII в 22
2.2. Подсудность и юрисдикция иностранцев 26
2.3. Ограничения прав и привилегии иноземцев 30
РАЗДЕЛ 3 НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 36
РАЗДЕЛ 4 РОЛЬ ИНОСТРАНЦЕВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИXVII в.
49
РАЗДЕЛ 5 ОХРАНА ТРУДА В КАБИНЕТЕ ИСТОРИИ УВК РАЗДОЛЬНЕНСКОЙ ШКОЛЫ – ЛИЦЕЙ №1
67
ВЫВОДЫ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
78
В Москве Ченслор подал Иоанну грамоту Эдуарда, писанную на разных языках ко всем северным и восточным государям; он обедал у царя, а после вел переговоры с боярами и остался ими доволен. В феврале 1554 г. Ченслор был отпущен Иоанном с ответом английскому королю. Царь писал Эдуарду, что он, искренно желая быть с ним в дружбе, с радостью примет английских купцов и послов. В 1555 г., после организации в Лондоне Московской компании, он вторично отправился в Россию на двух кораблях с поверенными составившегося в Англии общества купцов Греем и Киллингвортом, чтобы заключить торжественный договор с царём [46, с. 236].
Иоанн милостиво принял Ченслора и
его товарищей. Был учреждён особенный
совет для рассмотрения прав и вольностей,
которых требовали англичане; главная
мена товаров была назначена в Холмогорах, осенью
и зимой; цены остались произвольными.
Иоанн дал англичанам торговую грамоту,
объявив в ней, что они свободно и беспошлинно
могут торговать во всех городах России.
С тех пор каждый год приходил в Россию
большой поезд английских кораблей с товарами.
В 1567 г. в Москве у церкви св. Максима была
главная контора англичан. Захватив в
свои руки торговые пути, произвольно
повышая цены на свои произведения, понижая
русские, англичане входили в конфликт
с русским народом. Когда на англичан начали
жаловаться русские купцы, Иван Грозный
ограничил торговлю с Москвой и московскими
городами, а в Казань и Астрахань англичане
могли ходить только с царского разрешения
и платить половину положенной таможенной пошлины [46, с.
При Михаиле Федоровиче английские купцы получили подтверждение своих привилегий на беспошлинную торговлю, с уговором доставлять в царскую казну сукна, материал и прочие рукодельные произведения, по той цене, по которой они продают их у себя. В 1619 г. было запрещено держать русских закладников. Англичане были в плохих отношениях с русскими людьми, они искусно поддерживали высокую цену своих и низкую русских товаров. Они придерживали привозимые товары и не пускали их в продажу пока, от недостатка их в обороте цены на них поднимались, только тогда англичане начинали их продавать. Таким образом, поднимая цены, они наживали огромные проценты на свои капиталы. Несмотря на то, что англичане так и не смогли добиться исключительной торговли в России, они обратили соперничество с датчанами, немцев и голландцев в свою пользу. Закупая русские товары, они продавали их в Архангельском порту иностранным купцам, которые в них нуждались, взамен на покупку их товаров, а потом перепродавали их русским с большой выгодой. Такое отношение иностранных купцов вынудило русских купцов подать челобитную на англичан. Они просили ограничить их произвол определенными требованиями, которые бы передали торговлю в руки русских купцов [18, с. 65].
Голландцы постоянно пользовались значительными правами, хотя меньшими, чем их соперники англичане. Они имели свои дворы в Архангельске, Москве, Вологде, Холмогорах и освобождались от обязанности становится на гостиных дворах. Царь Михаил Федорович в 1614 г. подтвердил прежние права грамотой. Они могли постоянно приезжать в Архангельск и Колу и торговать разнообразными товарами по свободной цене, их дворы освобождались от всех пошлин, они не подлежали суду бояр и воевод по городам, исключая уголовные дела. В торговых и гражданских делах они судились в Посольском приказе. За потери, которые компания понесла в продолжение Смутного времени, царь дал им право на беспошлинную торговлю в течении трех лет, а после они должны были платить половину установленной в России торговой пошлины. Голландцы, как и англичане должны были, прибыв к Архангельску, прежде всего, продавать лучшие товары в казну и не производить частной торговли закупа казны. Между англичанами и голландцами была постоянная вражда. Англичане жаловались, что голландцев принимают лучше, чем англичан, потому что они, подкупая подарками бояр, располагают правительство в свою пользу. Недовольство русских купцов распространялось и на голландцев, которых они включили в челобитную 1666 г. [39, с. 179].
Около 1630 г. в Россию приехал очень богатый голландский купец Андрей Виниус, который поначалу, как и другие купцы, занимался скупкой хлеба. Виниус сумел угодить московским приказным тем, что торговал «без хитрости и корысти», и в 1631 г. он получил право свободного торга. В 1632 г. Виниус обратился к царю с неожиданным предложением: он просил разрешения построить в Туле доменный завод для отливки пушек «по иностранному способу из чугуна». Идея Виниуса была проста: он собирался выручить хорошие деньги на казенных заказах, а остальные пушки вывозить за границу. Шведские чугунные пушки стоили в России примерно 1,5 рубля за пуд, Виниус предлагал поставлять по 60 копеек за пуд, а действительная цена была около 10 копеек [22 с. 254]. Для русского правительства это было чрезвычайно выгодное предложение: голландцы сами, с минимальной помощью, обещали построить домны, привезти мастеров, раскрыть все секреты, научить русских литейному делу и снабдить русское войско пушками. К 1637 г. Виниус построил в районе Тулы четыре завода; однако строительство требовало больших затрат, и голландский предприниматель был вынужден взять в компаньоны двух других купцов, Петра Марселиса и Телемана Акему. Через некоторое время компаньоны рассорились, не поделив прибылей; в характерном для голландцев стиле они называли друг друга «бездушными шельмами». В конечном счете Марселис и Акема отняли у Виниуса его дело, но Виниус все же не остался внакладе, он по-прежнему слыл очень богатым человеком. Царь оказывал уважение Виниусу, давал ему поручения по иностранным делам и наделил пышным титулом [41, с. 156].
Марселис и Акема также
Иностранные купцы строили в России не только пушечные заводы. Голландец Демулин построил канатную фабрику в Холмогорах, Фимбрант завел производство по выделке кож, Е. Коет создал стекольное и поташное производства. В лесной России выжиг золы и поташа был чрезвычайно выгодным делом, привлекавшим многих предпринимателей. В 1644 г.полковник Краферт получил разрешение организовать производство поташа в Муромских лесах. В Муромском и Арзамасском уездах располагались вотчины многих московских вельмож, и по примеру Краферта – московские бояре тоже стали выжигать поташ и продавать его голландцам. Почувствовав вкус огромных прибылей, некоторые представители знати были буквально охвачены лихорадкой предпринимательства. Бояре Б. И. Морозов и Я. К. Черкасский с начала 40– х г. скупали лесные земли Арзамасского уезда и заводили будные станы для производства поташа. Морозов занимался и другими прибыльными делами: одно время он был компаньоном Виниуса, и, очевидно, по его примеру выписал из-за границы мастеров и основал небольшой доменный завод. В торговые операции с голландцами были втянуты и некоторые русские купцы – ярославцы Назарий Чистой и Антон Лаптев ездили со своими товарами в Голландию [34, с. 165].
В постоянных торговых отношениях с Россией находилась Швеция. При Иване III торговля со Швецией пришла в упадок. Из-за соперничества англичан и военных обстоятельств. Между пограничными жителями обеих сторон в XVI в.не переставали драки, грабежи и убийства. В 1595 г. шведам дана привилегия на свободную торговлю в России. Шведские купцы, шведских, финляндских и эстляндских городов, могли свободно плавать по Ладожскому озеру. Шведским купцам дано право торговать в Москве, Новгороде, Пскове и других городах по всей России, на востоке, севере, юге, западе. В свою очередь, шведское правительство позволяло русским купцам ездить с товарами в Швецию, Финляндию, Эстляндию и торговать там свободно. В Новгороде было позволено торговать только иностранным торговцам, которые будут иметь жалованные грамоты. Из вывозимых Швецией товаров первое место занимало железо. Русские возили в Швецию хлеб [27, с. 120].
Велась торговля с Грецией. Греки всегда пользовались особыми привилегиями, платили меньше пошлин и получали хороший прием от правительства. Это делалось из уважения к их единоверию с русскими. Греки и молдаване ежегодно привозили в столицу драгоценные камни, жемчуг, металлические изделия и разные украшения, драгоценные турецкие ткани и материи. Приезжая в Москву, греческие торговцы преподносили в дар царю лучшие из своих товаров, и были обязаны, появившись в столице, прежде всего, показать свои товары для выборки в царскую казну. Только тогда им давалось разрешение торговать в городе. Некоторые из греческих торговцев жили в Москве постоянно, на особом греческом дворе [23, с. 134–136].
На протяжении XVI–XVII вв. русские вели торговлю с восточными народами, бухарцами, персами, шамаханцами, крымцами, калмыками. При Михаиле Федоровиче, ежегодно отправлялись в Персию посланники, которые, поддерживая торговые отношения подданных обоих государств, были закупщиками товаров для царя и пользовались при персидском дворе содержанием. В 1634 г. основана была Голштинская компания, которая получила право торговли с Персией через Россию на десять лет и с воспрещением вывозить из России такие товары, которыми торговали русские: шелковые, бумажные и металлические изделия. Центром персидской торговли была Астрахань [16, с. 97]. Персидские купцы, приезжая в Астрахань, останавливались в особом дворе – Гилянском. Персидские товары, были очень распространены в России, особенно при царе Алексее Михайловиче. Русские неохотно допускали иностранцев пользоваться через Россию выгодной торговлей с Персией. При Алексее Михайловиче, особенно после торгового устава, правительство стремилось насколько возможно, отстранить иностранцев от восточной торговли.
Покорение восточной Сибири привело Россию к торговым отношениям с Китаем. Они возникли не ранее половины XVII в. Главный пункт этой торговли был Тобольск. Китайские купцы привозили туда пестрые ткани, одноцветную китайку, разные драгоценные камни, фарфор, чай, бобровую струю, шелк, который оказался лучше персидского и шамаханского. Право китайских купцов приезжать в Россию ограничивалось Тобольском. Отсюда купленные и выменянные товары развозились по России, часть их направлялась в Москву, другая – в Архангельск для передачи иностранцам. В 1689 г. боярин Федор Алексеевич Головин был послом в Китае, заключил с китайским правительством мирный договор, по которому установлены постоянные отношения с Китаем. С тех пор русские начали ездить в Китайскую империю с русскими товарами и обменивая их на китайские. Вскоре, для предотвращения иностранной торговли ограничило свободный проезд в Китай и приказало пускать в Китай с грамотой, выданной из Сибирского приказа. В 1694 г. решено ежегодно посылать в Китай купцов от правительства для торговли с китайцами. В 1695 г. отправлены в Китай священные принадлежности для основания русской церкви для русских купцов, пребывающих в Китае [14, с. 184].
Вообще русская власть в отношении торговли с иностранцами с одной стороны, нуждаясь в заграничных товарах, осознавая, что русский народ стоит на слишком низкой ступени промышленного развития для того, чтоб производить то, что привозили им иностранцы, давала им в России большие торговые права. Но с другой стороны, высказывала свое недоверие иностранцам, боясь, чтоб они не злоупотребляли покровительством и гостеприимством. Иностранцы же заслуживали и то, и другое. Они наполняли казну царей и дома знатных особ предметами изысканной жизни, привозили им одежды, украшения, лакомства, но в то же время не скрывали презрения к русскому народу, считая его диким и необразованным. Пребывание у нас иностранцев, в большинстве, не оказывало благодетельного влияния ни на улучшение нравов, ни на просвещение, ни на благосостояние народа. Иностранцы всеми способами пытались отклонить Россию, от уровня западных стран, чтоб не терять выгоды, которые получали от Российского государства. Со своей стороны власть, сохраняя неприкосновенность православного учения и древнего гражданского порядка, установившегося в России, отстраняла всякое нравственное сближение русских с иностранцами. Торговые иностранцы в России пользовались большой благосклонностью правительства до второй половины XVII в., чем во времена Петра.
В результате челобитных русских купцов 1666 г. московским правительством были приняты меры по ограничению торговли иноземцев, которые были изложены в Новоторговом уставе 1667 г. В докладной записке царю они жаловались, что иноземцы в торгах своих обижают русских торговцев, привозят худые и поддельные товары и что торговые русские люди разоряются в государевых заповедях и промыслах, которые страшно стесняют русскую торговлю, и просили, чтобы торги были свободными и производились согласно составленным московским купечеством уставным статьям, которые при докладе и были представлены государю. Впервые это требование прозвучало в челобитной 1627 г. и затем было повторено в 1635 и 1637 гг. На Земском соборе 1648–1649 гг. русские торговые люди вновь потребовали высылки иностранных купцов. Настойчивые домогательства увенчались успехом: для защиты интересов русских купцов решено было принять Новоторговый устав, принятый 22 апреля 1667 г. и завершивший первую таможенную реформу в Российском государстве. Он считается первым таможенным тарифом на Руси [14, с. 203].
Автором его был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, государственный деятель XVII в. Он глубоко интересовался экономикой страны, способствовал развитию промышленности. Немало сделал по развитию внешней торговли. Создавал торговые компании, устраивал торговые дворы. Организовал металлообрабатывающую, кожевенную, бумажную и стеклодувную мануфактуры. При нем в России усилилась торговля шелком. Взгляды Ордина-Нащокина на торговлю нашли свое отражение в Новоторговом уставе, ставшего на долгое время ведущим документом в торговых делах России, особенно в торговле с иностранцами [16, с. 157–159].