Иностранцы в России в 17 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей положения иностранцев в России на основе анализа источников, в которых отражается влияние иностранцев на экономическое, социальное и культурное развитие Российского государства в XVII в.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать источники и историографию вопроса.
2. Выявить особенности правового статуса иностранцев, пребывавших в России в XVII в.
3. Рассмотреть роль иностранцев в экономической жизни России XVII в.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
5
1.1. Характеристика исторических источников 7
1.2. Историографический обзор вопроса 13
РАЗДЕЛ 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫХОДЦЕВ ИЗ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
21
2.1. Численность и национальный состав выходцев из
Западной Европы в России XVII в 22
2.2. Подсудность и юрисдикция иностранцев 26
2.3. Ограничения прав и привилегии иноземцев 30
РАЗДЕЛ 3 НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 36
РАЗДЕЛ 4 РОЛЬ ИНОСТРАНЦЕВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИXVII в.
49
РАЗДЕЛ 5 ОХРАНА ТРУДА В КАБИНЕТЕ ИСТОРИИ УВК РАЗДОЛЬНЕНСКОЙ ШКОЛЫ – ЛИЦЕЙ №1
67
ВЫВОДЫ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
78

Прикрепленные файлы: 1 файл

Bakalavrskaya_Kuznetsovoy_PEChATAJ_A_1.docx

— 175.04 Кб (Скачать документ)

В Новоторговом уставе были детализированы правила внутренней торговли, организация  которой вместе с таможенной службой  изымалась из ведения воевод. Подробно рассмотрены вопросы о сроках и порядке уплаты пошлин, их размерах и т. д.

Многие статьи были посвящены регламентации  торговли иностранцев. Их торг ограничивался  местом (пограничными городами), временем (сроком ярмарок), перечнем товаров. Иностранцам запрещалась розничная торговля и торг между собой, детально регламентировался учет их товаров. Большинству иностранных купцов было запрещено торговать во внутренних городах России. С тех же заграничных купцов, которые получали такое право, стали брать, помимо рублевой пошлины, проезжую пошлину в повышенном размере.

Акцент в Уставе делался на необходимости  соблюдения условий торговли иностранными купцами из восточных и южных стран. В Москву и другие города их велено пускать лишь при наличии царских жалованных грамот о торгах. Не имеющих таковых «не велено пропускать к Москве либо в другие города», они могли лишь торговать у города Архангельска и Пскова.

Наибольшую опасность для русского купечества представляли купцы западноевропейских стран, в отношении которых действовали  ограничения. Восточные купцы, напротив, не угрожали захватом русских рынков, не стремились подчинить себе мелкое русское купечество и не препятствовали торговле русских купцов в своих странах. Поэтому территориальные ограничения на них не распространялись. Следует указать, что в те времена меркантилизм был составной частью общей политики укрепления национального суверенитета страны и борьбы с попытками его экономического порабощения.

В работе использовались записки иностранцев  о Московском государстве. Большинство авторов приезжали из стран Западной Европы и много внимания уделяли положению своих земляков. Сведения об изменениях правового статуса выходцев из Западной Европы содержатся в записках, дневниках и донесениях иноземцев на протяжении всего XVII в., иностранцами  подробно описывается ход реализации новых законов. В записках иноземцев даны сведения о контактах с представителями коренного населения страны – русскими [35, c.76]. В этом заключается неоспоримая их ценность, так как только в мемуарах, донесениях иностранных авторов дана информация о неформальном общении с «московитами» разных сословий, раскрываются аспекты взаимоотношений, оставшиеся за рамками официальной документации. В них запечатлены эпизоды повседневного и делового общения с русскими, воспроизводились бытовавшие формы поведенческих реакций на присутствие иноземцев. Ряд иностранных авторов пытаются дать общую оценку отношений русских людей к иноземцам [28,с. 43]. Все эти сведения дополняют информацию делопроизводственных источников. Это позволяет судить о специфике правового статуса и реального положения «немцев» в рассматриваемый период времени.

В работе З. Ножниковой [32] собраны записки западных послов, побывавших в России в XV–XVII в., которые производят большое впечатление. Повествование в ней ведется от лица имперского посла, прообразом которого послужили крупнейшие западные дипломаты того времени. Она содержит мнение многих послов, мореплавателей о России, ее правительстве, экономике, менталитете.

Одним из интересных и ценных иностранных  сочинений является хроника Конрада Буссова  [2]. Охватывая весь период «Смутного состояния Русского государства», Хроника К. Буссова, единственная из всех сочинений иностранцев, содержит описание событий, начиная со времени правления Бориса Годунова и вплоть до освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского. При этом на протяжении всего описываемого периода Боссов почти все время находился в самом центре событий и, таким образом, выступает в своем сочинении как непосредственный наблюдатель и очевидец важнейших событий.

Долгие годы пребывания в России и знание русского языка (отражением этого является широкое употребление Буксовым русских слов и выражений, сохраненных при переводе в настоящем издании) сделали его исключительно осведомленным человеком во всех областях жизни русского общества, и это придает больший интерес его сочинению.

Большое значение имеет книга Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» [6]. Это один из интереснейших источников по истории изучения истории, быта, нравов России XVII в.

Внимания заслуживает книга барона Августина Мейерберга [7], в которой описывается его путешествие в Россию в 1627 г. Сведения, предоставленные Мейербергом, отличаются большой точностью. В нем отражены географические сведения, информация о знаменитых иностранных деятелях, отличившихся деятельностью в Московии. В записях К. де Бруина [4], Ф. В. Берхгольца [2],И. Г. Корба [7], радушно принятых царским двором, наблюдается доброжелательность к москвичам, что повлияло на изображение ими жизни западноевропейцев в Немецкой слободе. Однако и у них есть нелицеприятное изложение отдельных фактов внутриполитической жизни России. И. Г. Корб, давая точные и объективные характеристики Петру I и его окружению, отмечая положительные стороны деятельности царя, в то же время показывает картину жестоких пыток и казней стрельцов, личного участия в них монарха, отрубившего головы 84 стрельцам. Это подрывало образ положительного царя за рубежом и шло в разрез с основной задачей российских дипломатов – «обереганием» государевой чести. Результатом их усилий стало то, что сочинение И. Г. Корба долгое время в России не издавалось.

К использованным источникам относятся документы  приказного делопроизводства, опубликованные в различных изданиях. Ценность этих источников для данного исследования определяется возможностью рассмотреть  реальные события, происходившие с  выходцами из Западной Европы в России. Источники содержат информацию о  взаимоотношениях «немцев» с властями и администрацией Московского государства, освещают различные стороны профессиональной деятельности, жизни и быта иностранцев, в том числе их контакты с русскими людьми [14, с. 63–65].

Среди распоряжений власти интерес представляют указы  по конкретным делам о выездах  иноземцев, о приеме на службу, отпуске  их из России. Ценными источниками  являются челобитные иностранцев –  разного рода просьбы о принятии на службу, о выплате жалования, повышении  в чине, отпуске на родину, жалобы на должностных лиц, русских людей  и иноземцев. Челобитные русских  князей, как коллективные, так и  индивидуальные с жалобами на иноземцев, также представляют значительный интерес. Рассматривая эти документы, можно  попытаться выяснить, в каких областях сталкивались интересы иноземцев и  русских людей, какие аспекты  деятельности «немцев» вызвали недовольство русских людей [39, с. 132]. Важным аспектом является и реакция на эти просьбы русских властей. Документы, возникшие в приказном делопроизводстве в процессе разбора дел по челобитным иностранцев, часто включают в себя выписки об имевших место прецедентах и принятых ранее решениях. В ряде случаев решение дела сопровождается обширной перепиской между различными учреждениями. Иногда в делах по челобитным встречаются и ссылки на указы, текст которых в другом виде не сохранился. Немало интересных сведений содержит судебно-следственная документация по уголовным преступлениям, совершенным как против «немцев», так и самими «немцами». Материалом для анализа может служить мотивы и характер совершенных деяний, а также документы, возникшие в ходе расследования.

 

 

1.2. Историографический  обзор вопроса

 

Проблема  положения иностранцев в России относится к наиболее значимым для  исторической  науки. Помимо изучения политических, культурных, экономических связей внимание ученых вызывают вопросы, связные с сопоставлением путей развития, форм и характера взаимоотношений России и Запада. В XVII в. значительно возрастает количество контактов Московского государства с Западом. Услуги выходцев из Западной Европы оказались незаменимы во многих областях.

Первой  работой, в которой статус иноземцев  на Руси послужил предметом глубокого  исторического исследования, следует считать труд Андреевского «О правах иностранцев в России до вступления Иоанна III на престол Великого княжества московского» [10]. Автор рассматривал вопросы о подсудности иноземцев, правах на приезд в Россию, на свободу веры и богослужения, а также права владения и собственности. В отдельных главах и разделах работы автор анализировал правовое положение служилых иностранцев, иноземцев духовного звания, купцов, ремесленников и врачей. В своем исследовании И. Л. Андреевский опирается на памятники древнерусского права, договоры русских князей с иностранными государствами, летописные источники и записки иностранцев. Работа И. Андреевского является единственным опытом комплексного исследования правового статуса иностранцев в России. Историки позднейшего времени, изучая положение иноземцев в России, рассматривали либо права отдельных категорий, либо отдельное право для всех категорий.

Большой вклад в изучение юридического статуса  иностранцев в Московском государстве  внес историк права, профессор одесского  университета А. С. Мулюкин. Его первый труд, посвященный иностранцам «Приезд иноземцев в Московское государств [34]. Из истории русского права XVI–XVII вв.» Предметом его исследования являлась специфика политики властей по отношению к праву на въезд представителей основных категорий иноземцев: служилых людей, купцов, священников, ремесленников, влияние политического, экономического, национального и конфессионального факторов, изменения правил въезда иноземцев. Историк считал, что возможность установления свободного въезда иностранцев в Московское государство имела шанс только во времена правления Ивана IV, вплоть до петровских преобразований русское правительство допускало иностранцев в пределы своей страны, руководствуясь собственными интересами, т.е. потребностью в военных или технических кадрах, развитием промышленности или торговли [35, с. 136]. В своем втором обширном исследовании «Очерки по истории юридического положения иностранных купцов в Московском государстве» [35] Автор рассматривает существовавшие в XVI–XVII вв. правила торговли иностранцев, как развивающийся комплекс мер, направленных на сохранение за Россией роль посредника в торговле между Западом и Востоком. Они стремились обеспечить монополию казны в продаже за границу наиболее прибыльных товаров, а также защиту интересов национального купечества на внутреннем рынке. Также автор уделяет внимание правовому регулированию вопросов, связанных с практической деятельностью иностранных купцов: использование русских людей в качестве комиссионеров и торговых агентов, найм прислуги и рабочей силы, взыскание долгов, приобретение и владение недвижимостью.

А. С. Мулюкин исследовал право служилых иноземцев на владение поместьями и провел сопоставительный анализ с юридическим статусом земель, переданных в распоряжение западноевропейских заводчиков. В работах автора впервые получили освещение многие правовые аспекты пребывания в России выходцев из Западной Европы, в научный оборот было введено значительное число важных источников, заложен фундамент изучения правового статуса иностранцев в Московском государстве.

М. Ф. Владимирский-Буданов в своей работе «Обзор истории русского права» [13] отмечал, что в Московском государстве XVII в. терпели ограничения некоторые права иноверцев и иностранных купцов.

Одной из последних работ является работа Т. А. Тесленко «Правовой статус иностранцев в России» [43]. Основное внимание исследователя сосредоточено на зарождении правового регулирования вопросов пребывания иностранцев в России, его начальным пунктом исследователь полагает Новоторговый устав 1667 г.

С. М. Соловьев, являясь по своему мировоззрению западником, в своих трудах отмечал позитивную роль «немцев» в преобразовательной деятельности правительства Петра I, подчеркивал неразрывность и преемственность исторического развития России на протяжении веков [41]. Ученый приводит огромное количество впервые исследуемых, разнообразных по содержанию источников, что дает ему возможность строго придерживаться принципа историзма в освещении и анализе становления и развития иноземных слобод и их роли в проведении петровских реформ; выявить причины, побудившие правительство обратиться к широкой помощи «немцев»; определить место и значение Немецкой слободы после смерти Петра Великого, при его правопреемниках, проявлявших знаки почтения к выбору предшественником определенного места для устройства новой царской резиденции в Москве.

В работах  В. О. Ключевского [19] особое внимание уделяется установлению причины и сути западного влияния на Московское государство. Это явление В. О. Ключевский объясняет тем, что в XVII в. Россия оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в. Он предельно точно определил последовательность фактов проявления западного влияния. Московское правительство стало обращаться к «немцам» за содействием в удовлетворении наиболее актуальных материальных потребностей, касавшихся обороны страны, военного дела, в чем особенно сильно чувствовалась отсталость. С постепенным переходом русской армии к регулярному строю в стране начинает развиваться производство средств вооружения, затем техники для заводов по обработке металла; началось строительство морского флота; стали привлекать западноевропейских специалистов как для работы, так и для обучения русских людей мастерству. Усиленный спрос привлек в Москву множество иноземных техников, офицеров, медиков, купцов, мастеров. Новую немецкую слободу В. О. Ключевский называет «уголком Западной Европы» на восточной окраине Москвы.

Первым  специальным исследованием, посвященным  Немецкой слободе принадлежит историку В. В. Нечаеву. В работе «Иноземческие слободы в Москве XVI–XVII вв.» [28] он рассказывает об обстоятельствах возникновения слободы в XVI в., ее гибели в Смутное время и возрождения в XVII в. автором изложены общие сведения о национальном составе и роде занятий иноземцев (по переписи 1665 г.). Большая часть работы посвящена рассказу о внутренней жизни западноевропейской общины, ее церквях и школах, а также нравах обитателей слободы. По мнению В. В. Нечаева Немецкая слобода оказывала существенное культурное влияние на московские верхи в XVII в.

Интерес к деятельности военно-служилых иноземцев и их положению в Московском государстве XVII в. сохраняется и на современном этапе, о чем свидетельствует работа А. Л. Лебедева «Служилые иноземцы в России XVII в.» [21]. Автор анализирует процедуру принятия иностранцев на государеву службу, отмечая в ней как черты, общие для большинства европейских стран, так и характерные лишь для России. Историк подробно рассматривает особенности материального положения иноземцев и возможности их карьерного роста в вооруженных силах Московского государства, обобщает введенные в научный оборот сведения о численности иноземцев Лебедев [27] впервые исследует важный вопрос связанный с непосредственной деятельностью военных иностранцев – организация обучения русских людей в полках «иноземного строя». По мнению исследователя, властям московского государства удалось создать механизм, позволявший с максимальной эффективностью и наименьшими затратами использовать знания и навыки и служилых иноземцев.

Информация о работе Иностранцы в России в 17 веке