Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:40, аттестационная работа

Краткое описание

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Содержание

Введение. 3 стр.
Глава 1. Определение правовой природы документарной ценной бумаги. 6 стр.
1.1. Определение понятия ценной бумаги. 6 стр.
1.2. Некоторые вопросы, касающиеся классификации ценных бумаг. 13 стр.
1.3. Признаки ценной бумаги как объекта вещного права.20 стр.
1.4. Признаки ценной бумаги как объекта обязательственного права. 26 стр.
Глава 2. Определение правовой природы бездокументарной ценной бумаги. 34 стр.
2.1. Несовершенное законодательство – основа всех проблем в правовом регулировании бездокументарной ценной бумаги. 34 стр.
2.2. Бездокументарная ценная бумага как объект вещных прав. «Парадокс права на право». 41 стр.
2.3. Трансформация признаков бездокументарной ценной бумаги как объекта обязательственного права. 50 стр.
Глава 3. Проблемы, связанные с удостоверением и переходом прав на ценные бумаги. 57 стр.
3.1. Удостоверение прав на бумаги по сертификату. 57 стр.
3.2. Удостоверение прав на бумаги по записи в реестре. 61 стр.
3.3. Удостоверение прав на бумаги по записи на счете депо. 68 стр.
3.4. Проблемы, возникающие при переходе прав на ценную бумагу и переходе прав по ценной бумаге. 74 стр.
Заключение. 83 стр.
Библиография. 89 стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг.doc

— 433.00 Кб (Скачать документ)

* Dunfee T.W. et al. Modern Business Law and the Regulatory Environment. 3-d ed. – New York: McGraw-Hill, 1996. P. 756. 

** Ласк Г. Гражданское право  США.– М., Изд. иностр. лит-ры, 1961. С. 425.

*** Шершеневич Г.Ф. Указ. Учебник  торгового права. С. 144.

      В результате становится  ясно, что авторы ФЗ РФ «О  рынке ценных бумаг» сертификат  эмиссионной ценной бумаги ошибочно  понимают примерно так же, как  в американском праве понимается  акция (stock certificate) – удостоверение права на определенное количество паев акционерного капитала (share of stock), а ценную бумагу понимают аналогично share of stock в американском праве, то есть как право. Конечно, в англо-американской системе права такой подход к институту ценных бумаг, логически вытекающий из всех его других институтов и конструкций, не противоречит им и полностью оправдан. Но для российского права необходимо учитывать уже существующее в ГК РФ понятие ценной бумаги, и не нужно пытаться подвергнуть его ревизии, как это делается в неоднократно называвшемся законе, который, кстати, не должен противоречить ГК РФ. Наоборот, более логичным и последовательным представляется тот путь, при котором формулировки и понятия ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» строились бы на основе, содержащейся в соответствующих статьях (ст. 142 – 149) ГК РФ.   

      Таким образом, одной из следующих  отмеченных в настоящей работе  проблем правового регулирования  рынка ценных бумаг, помимо  прочих, можно назвать чисто механическое  смешение понятий российского  и американского права в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг». И это ведет к тому, что даже так называемая документарная форма выпуска ценных бумаг в том смысле,  в каком она понимается в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», не соответствует понятию ценной бумаги по ст. 142 ГК РФ.

2.  Ценная бумага является строго формальным документом. Это второй признак ценной бумаги как объекта вещного права. Ценная бумага – это строго формальный документ, то есть запись, выполненная на бумажном носителе и имеющая строго определенную форму и определенные реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из реквизитов или нарушение установленной формы влечет за собой недействительность ценной бумаги.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     3.   Ценная бумага неразрывно связана с удостоверенным ею правом. Л. Р. Юлдашбаева по этому поводу заявляет: «Документ неразрывно связан с воплощенным в нем правом, поскольку реализовать это право или передать его другому лицу можно только путем соответствующего использования документа»*. Иначе говоря, передача или использование документа равносильны использованию или передаче закрепленного им права. М. М. Агарков утверждал: «В отношении целого ряда бумаг (вексель, чек, акция и т. д.) предъявление бумаги необходимо для осуществления выраженного в ней права. Такие документы называются ценными бумагами. Поэтому, право на бумагу и право из бумаги нормально имеет одну и ту же судьбу»**.

      Другие авторы  подчеркивают, что связь удостоверенных бумагой на предъявителя прав с лицом является косвенной, непрямой. Например, В. М. Хвостов считал, что предъявительские бумаги – пример непрямой связи субъективного права или обязанности с лицом, где вещь является посредствующим звеном, при помощи которого право или обязанность связываются с субъектом.***

      Проблема  определения такой косвенной  связи лица с правом имеет  место тогда, когда права в  первую очередь тесно связаны  с каким-либо другим правом  или с фактическим положением и всегда принадлежат тому лицу, к которому переходит это другое право или кто оказывается в соответствующем фактическом положении. То есть право в этом случае не может быть оторвано от другого права, с которым оно было первоначально связано. Примерами таких случаев могут служить: реальный сервитут, который не может быть оторван от господствующего земельного участка; или право требования по бумаге на предъявителя – от собственности на нее.

      Имущественное  право держателя ценной бумаги, в силу такой неразрывной связи ценной бумаги с удостоверенным ею правом, может быть осуществлено  только  при предъявлении подлинника документа. Этот вывод


* Юлдашбаева Л.Р. Правовое  регулирование оборота эмиссионных  ценных бумаг (акций, облигаций).- М., «Статут», 1999. С. 18-19.   

** Агарков М.М. Указ. Соч. С. 175, 178.

***Хвостов В.М. Система римского  права. Учебник.– М.,«Спарк»,1996. С.61.

содержится и основывается на постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 2262/96 от 2 октября 1996 г. В деле имелась только копия депозитного сертификата. Суд нижестоящей инстанции сделал ошибочный вывод о том, что данный депозитный сертификат подтверждает прием денег от вкладчика по депозитному договору. При этом, не располагая данными о том, что владелец сертификата – истец – обращался в банк с подлинником ценной бумаги, а банк отказался произвести платеж. Названные обстоятельства послужили основанием для отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение.*

      Таковы, пожалуй, основные проблемы, встречающиеся при характеристике вышеупомянутых признаков ценной бумаги (документарная форма, строго формальный характер, неразрывная связь ценной бумаги с удостоверенным ею правом) как объекта вещного права. Относятся они, в основном, к ее, так называемому, «корпусу», содержащему в себе имущественные права. Не менее интересным и содержательным является вопрос определения признаков ценной бумаги как объекта обязательственного права, имеющий проблем не меньше, а значение едва ли не большее, чем вопрос о том, что она представляет собой как объект вещного права. Как раз характеристике этого вопроса и будет посвящен следующий параграф настоящей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


* Закон. 1997. № 6. С. 106-107.

    1.  Признаки ценной бумаги как объекта                обязательственного права.

      Можно  назвать следующие, логично вытекающие  из соответствующих положений  ГК РФ, признаки ценной бумаги  как объекта обязательственного  права:

1.   Ценная  бумага удостоверяет имущественные  права  (ст. 142 ГК РФ). Поэтому, во-первых, можно сказать, что содержанием ценной бумаги – объекта вещного права – являются имущественные права. А, во-вторых, при этом, нужно помнить о  существовании понимания имущественных прав в широком и узком смысле слова. Именно из-за различного толкования этих прав возникает ряд проблем и дискуссионных вопросов, требующих более пристального внимания.  

      Р. Саватье,  например, логично определял имущественные  права в узком смысле как  права, которые могут быть выражены  в денежной оценке.* П. 2 ст. 34 Федерального  закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в редакции от 7 августа 2001 г.)**, отражает именно такое понимание имущественных прав. В частности здесь указывается, что оплата ценных бумаг акционерного общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.

      Некоторые  экономические издания придерживаются  такой же точки зрения.*** Так,  учебник Российской экономической  академии им. Г. В. Плеханова  «Рынок ценных бумаг» сообщает: «В форме ценной бумаги могут фиксироваться любые общественно значимые права, если они имеют экономическую (денежную) оценку»****.


* Саватье Р. Теория обязательств. – М., «Прогресс», 1972. С. 38.

** Федеральный закон: Выпуск 74. Об  акционерных обществах. – М., ИНФРА-М, 2002. С. 29-30.

*** Бердникова Т.Б. Рынок ценных  бумаг и биржевое дело. Учебное  пособие. – М., ИНФРА-М, 2002. С. 9-12.

**** Рынок ценных бумаг. Под  ред. В.А. Галанова. – М., 1998. С.10.

      Другой  точки зрения, отражающей понимание имущественного права в широком смысле слова, придерживается, например, Л. Эннекцерус. Он понимает имущественные права, как права, служащие в первую очередь для удовлетворения целого комплекса потребностей лица. И утверждает, что существуют многочисленные требования, направленные на исполнение и не представляющие какой-либо имущественной ценности, и поэтому неверно, по его мнению, ограничивать имущественные права только правами, которые допускают сведение их только к денежной ценности (меновой или потребительской).* Согласно этому положению он включает в состав имущественных прав и вещные права, и права на нематериальные блага, обязательственное и наследственное право, право владения, иногда также преобразующие права (например, право принятия договора), и такие правоотношения, как членство или участие в обособленном имуществе.**

      Такой  автор, как В. С. Ем, в свою  очередь, полагает, что имущественные  правоотношения имеют своим объектом  материальные блага (имущество)  и отражают либо принадлежность имущества определенному лицу (правоотношения собственности, хозяйственного, оперативного управления и т. п.), либо переход имущества (по договору, в порядке наследования, возмещения вреда).***

      Очередная  проблема  возникает при попытке  сделать вывод о том, какого – широкого или узкого – понимания имущественных прав придерживается законодатель, характеризуя ценную бумагу в ст. 142 ГК РФ. Точного указания на то или иное понимание имущественных прав статья просто не содержит. И только путем анализа законодательства можно понять, что имущественные права, удостоверенные ценной бумагой, не могут сводиться только к правам, которые имеют денежную оценку (узкое значение).


* Эннекцерус Л. Курс  германского гражданского права.  Т.1. Полутом.1. – М., Изд. иностранной литературы, 1949. С. 262.  

** Эннекцерус Л. Указ. Соч. Т.1. Полутом.2. С. 58.

*** Ем В.С. Понятие,  содержание и виды гражданских  правоотношений // Гражданское право:  В 2 т. Т.1: Учебник. Отв. Ред.  Е.А.Суханов. – М., БЕК, 1998. С. 101.

      Вероятно, из-за этой неясности в ст. 2 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» эмиссионная ценная бумага определена как бумага, закрепляющая совокупность имущественных и неимущественных прав. Но это определение не соответствует ГК РФ, так как ГК РФ не упоминает о закреплении ценной бумагой еще и неимущественных прав. Возникает путаница, в которой трудно разобраться, и вопрос, в каком же значении авторы ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» понимают употребленное в ст. 142 ГК РФ понятие «имущественные права»?

      По всему  видно, что для авторов ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» акция является примером ценной бумаги, удостоверяющей как имущественные, так и неимущественные права. Ст. 2 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», помимо прочего, устанавливает: «Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации».

      Ясно, что  право акционера на участие  в управлении акционерным обществом не может быть выражено в денежной оценке, и не может представлять собой ценность, поддающуюся учету в деньгах. А значит, по всей видимости, напрямую не является имущественным правом в его узком значении. Это право лишь направлено на реализацию имущественных прав акционера – таких, как право на получение дивидендов и право на получение части имущества акционерного общества при его ликвидации. То есть, оно дает возможность акционеру наиболее полно реализовать имущественные права, и в этом смысле может представляться ему имеющими какую-то стоимость, но само по себе право на участие в управлении акционерным обществом не может представлять самостоятельной стоимости.

      Кроме того, согласно  п. 1 ст. 142 ГК РФ с передачей  ценной бумаги все удостоверяемые ею права должны переходить в совокупности. Все это означает, что право участия вне совокупности не подлежит обращению, а денежную оценку имеет именно совокупность прав.

      Слова  Л. Р. Юлдашбаевой по этому  поводу подтверждают вышесказанное: «Право акционера на участие в управлении акционерным обществом является имущественным правом в широком значении понятия «имущественные права». Следовательно, решение вопроса о том, входит ли право акционера на участие в управлении акционерным обществом в состав имущественных прав, названных в ст. 142 ГК РФ, или нет, зависит от того, в каком – широком или узком – значении употреблено здесь понятие «имущественных прав»*.

      Во избежание  же неточностей и различных  толкований понятия «имущественные права», целесообразным представляется внести в ч. 1 п. 1 ст. 142 ГК РФ некоторое изменение, добавив после слов «имущественные права» слова «и связанные с ними неимущественные права». В результате должна получиться следующая более предпочтительная формулировка: «Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права «и связанные с ними неимущественные права»…».  Это позволит употреблять понятие «имущественные права» в узком значении, отграничивать их от других неимущественных прав, а значит  четко понимать характер прав, закрепленных ценной бумагой.

      При  этом необходимо внести дополнения  и в ст. 2 ФЗ РФ «О рынке  ценных бумаг», добавив в определение  эмиссионной ценной бумаги после слов «закрепляет совокупность имущественных» слова «и связанных с ними». Тогда соответствующая часть формулировки будет звучать следующим образом: «… закрепляет совокупность имущественных «и связанных с ними» неимущественных прав…». Без такого уточнения можно неверно решить, что ценная бумага способна удостоверять или имущественные или неимущественные права по отдельности.

      Кроме  того, представляется, что необходимо  отличать корпоративные права  от обязательственных прав. Ведь  само по себе предоставляемое акцией


* Юлдашбаева Л.Р. Указ. Соч. С. 23.            

право на участие в  управлении акционерным обществом  доктрина не относит к обязательственным  правам. Однако, как справедливо  подчеркивал Р. Саватье, акция не ограничивается только обязательственными требованиями, давая своему держателю помимо прочего право участвовать в жизни товарищества.* А, по мнению М. М. Агаркова, право членства составляет существенную часть содержания акции: «Современная хозяйственная жизнь требует мобилизации не только обязательственных, но и других правоотношений. Право участия в акционерном обществе, некоторые вещные права, будучи выражены в ценных бумагах, делаются более оборотоспособными»**. Л. Эннекцерус применительно к германскому праву также выделял в отдельную категорию право членства, удостоверяемое акцией: «Связанное с ценной бумагой право может быть обязательственным правом (например, банкноты, векселя), залоговым правом (ипотечная запись), правом членства (акции и паи)»***.

Информация о работе Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг