Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:40, аттестационная работа

Краткое описание

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Содержание

Введение. 3 стр.
Глава 1. Определение правовой природы документарной ценной бумаги. 6 стр.
1.1. Определение понятия ценной бумаги. 6 стр.
1.2. Некоторые вопросы, касающиеся классификации ценных бумаг. 13 стр.
1.3. Признаки ценной бумаги как объекта вещного права.20 стр.
1.4. Признаки ценной бумаги как объекта обязательственного права. 26 стр.
Глава 2. Определение правовой природы бездокументарной ценной бумаги. 34 стр.
2.1. Несовершенное законодательство – основа всех проблем в правовом регулировании бездокументарной ценной бумаги. 34 стр.
2.2. Бездокументарная ценная бумага как объект вещных прав. «Парадокс права на право». 41 стр.
2.3. Трансформация признаков бездокументарной ценной бумаги как объекта обязательственного права. 50 стр.
Глава 3. Проблемы, связанные с удостоверением и переходом прав на ценные бумаги. 57 стр.
3.1. Удостоверение прав на бумаги по сертификату. 57 стр.
3.2. Удостоверение прав на бумаги по записи в реестре. 61 стр.
3.3. Удостоверение прав на бумаги по записи на счете депо. 68 стр.
3.4. Проблемы, возникающие при переходе прав на ценную бумагу и переходе прав по ценной бумаге. 74 стр.
Заключение. 83 стр.
Библиография. 89 стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг.doc

— 433.00 Кб (Скачать документ)

 

3.3. Удостоверение прав  на бумаги по записи на счете  депо.

      Выше были рассмотрены  проблемы связанные со способами удостоверения прав на эмиссионные ценные бумаги (сертификат и запись в реестре), которые носят первичный характер. Применяются они в тех случаях, когда бумаги не переданы в депозитарий.

      Согласно ст. 28 ФЗ  РФ «О рынке ценных бумаг»  права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы удостоверяются сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии), а права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска в случае учета прав на эти бумаги в депозитарии – записями по счетам депо в депозитариях. Это автоматически означает, что права на такие ценные бумаги уже не подтверждаются ни сертификатом, ни записью по лицевому счету в системе ведения реестра, а подтверждаются только записью по счету депо, открытому в депозитарии, независимо от формы ценной бумаги.

      Надо сказать,  что ФКЦБ РФ провозглашена  задача построения единой учетной  системы для документарных и  бездокументарных ценных бумаг,  которая сможет сделать возможной иммобилизацию и дематериализацию всех эмиссионных ценных бумаг.* В принципе, введение депозитарной деятельности, скорее всего, и служит этой цели. Ведь это значительно сближает между собой правовой режим как документарных ценных бумаг, так и бездокументарных ценных бумаг.

      Ст. 7 ФЗ РФ «О  рынке ценных бумаг» устанавливает:  «Депозитарной деятельностью признается  оказание услуг по хранению  сертификатов ценных бумаг и  (или) учету и переходу прав  на ценные бумаги». Кроме того, в этой же статье сказано, что договор между депозитарием и депонентом, регулирующий   их   отношения   в   процессе   депозитарной    деятельности,


*См. «Положения о депозитарной  деятельности в РФ», утвержденные  ФКЦБ РФ 16 октября 1997 г. №36 // Вестник  ФКЦБ России. 1997. 5 ноября. №8.

именуется депозитарным договором (договором  о счете депо). Заключение депозитарного  договора не влечет за собой перехода к депозитарию права собственности  на ценные бумаги депонента, и депозитарий  не имеет права распоряжаться  ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме тех, которые осуществляются по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором.

      В обозначенной  теме параграфа, помимо сказанного, следует рассмотреть еще несколько проблем, требующих дополнительного разъяснения. Одна из них связана со ст. 7 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», согласно которой депозитарий имеет право регистрироваться в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или у другого депозитария в качестве номинального держателя в соответствии с депозитарным договором. На самом же деле по всему видно, что депозитарий не просто имеет право, а должен, обязан это сделать, для того чтобы совершаемые депозитарием записи о правах на ценные бумаги могли удостоверять права на бумаги. В «Положении о депозитарной деятельности в РФ» определено, что права на именные ценные бумаги, переданные в депозитарий, уже не удостоверяются записями в реестре владельцев именных ценных бумаг, поскольку в реестре держателем всех бумаг указан номинальный держатель – депозитарий.* То есть получается, что и ответственность перед владельцами ценных бумаг за неисполнение обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо, теперь уже должен нести не держатель реестра, а депозитарий. Соответственно, думается, что и за утрату бумаг, депозитарий, так же как и реестродержатель, должен нести ответственность на началах риска и независимо от наличия вины.

      Кроме того, важно отметить, что сама депозитарная деятельность и деятельность по ведению реестра между собой очень похожи. Например, хранение  бездокументарных   ценных   бумаг   в  силу  их  нематериальности


* Указ. «Положения о депозитарной  деятельности в РФ». Параграфы 2.3, 2.4. 

реально не осуществляется, по таким  бумагам в депозитарии производится только учет прав, а реестродержателем  как раз та же самая функция  и осуществляется. Возникает вопрос, а нужна ли вообще депозитарная деятельность в таких случаях. Все это наводит на мысль о дублировании одной и той же деятельности в некоторых ситуациях..

      Д. В. Мурзин, к  примеру, считает, что при бездокументарной  форме выпуска ценных бумаг  депозитарий как таковой не  нужен – его заменяет реестр. Мнение это он основывает на том, что любые операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав (п. 2 ст. 149 ГК РФ), права же закреплены в реестре, поэтому лицо, совершающее записи прав, может совершать их только в реестре и может быть только реестродержателем.*    

      Действительно, даже  в том случае, когда бумаги  переданы на хранение депозитарию,  учет прав на них продолжает  вестись одновременно и реестродержателем,  который указывает в реестре  наличие прав на бумаги у депозитария как номинального держателя. Депозитарий же осуществляет удостоверение прав на бумаги и учет операций по переходу прав только по тем бумагам, которые переданы ему на хранение. А так как в депозитарий на хранение должны передаваться все бумаги одного выпуска, то вполне справедливо возникает ощущение дублирования депозитарием функций держателя реестра.

      Думается, что именно для устранения  этого «дуализма» лиц, осуществляющих  фиксацию прав по бездокументарным  ценным бумагам, депозитарий в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» признается номинальным держателем. Сама фигура номинального держателя вообще является достаточно невнятной. О ней говорится только в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», а в ГК РФ ее нет. Наверное, авторы ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» хотели    обозначить    фигуру    доверительного    собственника,   к    которой    


* Мурзин Д.В. Указ. Соч. С. 127.

наиболее близок номинальный  держатель, но сделано это достаточно непоследовательно. Так, например, во «Во  временном положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг», утвержденном постановлением ФКЦБ РФ от 12 июля 1995 г. № 3, в числе зарегистрированных лиц доверительный управляющий упомянут не был.* А уже в постоянном «Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» от 2 октября 1997 г № 27 (в редакции от 20 апреля 1998г.)**, которое выше уже упоминалось, фигура доверительного управляющего появилась. Однако наряду с ней здесь осталась и фигура номинального держателя.

      Так  вот, «Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» номинальным держателем называет «профессионального участника рынка ценных бумаг, который является держателем ценных бумаг от своего имени, но в интересах другого лица, не являясь владельцем этих ценных бумаг», а доверительным управляющим, согласно названному Положению, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (профессиональный участник рынка ценных бумаг), осуществляющие доверительное управление ценными бумагами, переданными им во владение на определенный срок и принадлежащими другому лицу, в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц.

      Надо  сказать, что сегодня институт  доверительной собственности в  этом отношении отвергнут, и  поэтому уже нет необходимости  оставлять в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» и подзаконных нормативных актах фигуру номинального держателя. Существование этой фигуры не основано на обязательственных правоотношениях. Представляется, что депозитарий вполне может регистрироваться в реестре сам по себе, то есть как депозитарий, а не как не соответствующий российскому гражданскому праву пресловутый номинальный держатель.

      Кроме   того,  несмотря  на большое   сходство между собой, все   же сферы  


* Российская газета. 1995. 18 августа. № 160.

** Указ. Вестник ФКЦБ России. 1997. №7; 1998. №1; 1998. №2.

 

действия реестродержателя и депозитария необходимо разграничивать достаточно четко. Думается, что основная задача депозитария должна состоять в ответственном сохранении ценных бумаг, а также снижении возможных  рисков, неизбежных при их физической передаче от продавца к покупателю.

      В России  с недавнего времени, принимаются  меры к созданию централизованной  депозитарной системы, что, по  идее, должно снизить количество  проблем возникающих при перерегистрации  прав собственности на ценные бумаги и при проведении расчетов по сделкам с ними. К действиям, направленным как раз на достижение названных целей можно, например, отнести появление Указа Президента РФ от 28 мая 1997 г. № 529, согласно которому депозитарному хранению в соответствующих организациях, имеющих лицензию ФКЦБ РФ на осуществление депозитарно-хранительской деятельности, подлежат акции РАО «Газпром», приобретенные как иностранными, так и российскими покупателями. А сделки с акциями, не переданными на хранение, признаются ничтожными по ст. 168 ГК РФ.

      Рассмотрев, таким образом, основные проблемы  связанные с удостоверением прав  на эмиссионные ценные бумаги  по записи на счете депо, можно  сделать следующие выводы.

      Во-первых, сертификат и запись в реестре являются первичными способами удостоверения прав на эмиссионные ценные бумаги.

      Во-вторых, несмотря на то, что ст. 28 ФЗ  РФ «О рынке ценных бумаг»  устанавливает, что если эмиссионные  ценные бумаги переданы на  хранение в депозитарий (при  документарной форме) или учет прав на них передан депозитарию (при бездокументарной форме), то удостоверение прав на них, производится сертификатом и записью по счету депо (при документарной форме) или же только записью по счету депо (при бездокументарной форме), на самом деле удостоверение прав на эмиссионные ценные бумаги, независимо от их формы, происходит только с помощью записи по счету депо, поскольку сертификат вообще не выдается депозитарием, пока бумаги находятся на централизованном хранении. В этом отношении, снова представляется необходимой доработка и совершенствование законодательства регулирующего рынок эмиссионных ценных бумаг.

      В-третьих,  было отмечено, что депозитарий  (ст. 7 ФЗ РФ «О рынке ценных  бумаг) не просто имеет право  на основании соглашений с другими депозитариями регистрироваться  в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или у другого депозитария в качестве так называемого номинального держателя, а на самом деле он просто обязан делать это.

      Кроме  того, отмечалась, например, проблема дублирования в некоторых случаях депозитарием функций реестродержателя. Говорилось также о неясности и ненужности в современном российском законодательстве об эмиссионных ценных бумагах таких понятий как «номинальный держатель» и «доверительный управляющий». Важно, помимо прочего, еще отметить, что, так же как и реестродержатель, депозитарий должен нести ответственность перед владельцем (депонентом) за утрату бумаг на началах риска, независимо от наличия вины.            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы, возникающие при переходе прав на ценную бумагу и переходе прав по ценной бумаге.

      Порядок перехода  прав на эмиссионные ценные  бумаги, можно сказать, вытекает  из порядка удостоверения прав  на документарные и бездокументарные  эмиссионные ценные бумаги. Что касается документарных ценных бумаг, то права на нее переходят следующим образом.

      Право на предъявительскую  документарную бумагу переходит  к приобретателю в момент передачи  сертификата приобретателю - если  сертификат находится у его  владельца, или же в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя - если сертификаты этих бумаг хранятся в депозитарии и (или) учет прав на них осуществляется в депозитарии.

      Право на именную  документарную бумагу переходит  к приобретателю с момента передачи ему сертификата ценной бумаги после внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя в реестре или (в случае учета прав на ценные бумаги и депонирования сертификатов ценных бумаг в депозитарии) с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя.

      Право же на  именную бездокуметарную ценную  бумагу переходит к ее приобретателю  с момента внесения приходной  записи по счету депо приобретателя  - если учет прав на ценные  бумаги осуществляется депозитарием, или же с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя - если учет прав на ценные бумаги осуществляется в системе ведения реестра.

      Кроме того, как  уже указывалось выше, надо помнить,  что в случае передачи документарной  ценой бумаги для действительности ее передачи необходимо наличие одновременно двух факторов: 1) передача сертификата; 2) внесение приходной записи по лицевому счету приобретателя.                                                        Надо сказать, что вопросы о моменте возникновения права собственности на ценные бумаги не раз рассматривался различными судебными инстанциями. Например, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ был рассмотрен вопрос о моменте возникновения права собственности на акции в постановлении по конкретному делу (№ 821/96 от 18 июня 1996 г.)*. Суть дела состояла  в следующем. Специализированный чековый инвестиционный фонд «Возрождение» приобрел на чековом аукционе некоторое количество обыкновенных именных акций, которые потом продал ИЧТПП «Россия». ИЧТПП «Россия», в свою очередь, продало акции АООТ «Иркутскмебель». Причем оба договора были зарегистрированы в Иркутском фондовом агентстве в один день. СЧИФ «Возрождение» направило реестродержателю передаточное распоряжение о передаче акций ИЧТПП «Россия». Последнее также направило реестродержателю передаточное распоряжение о передаче акций АООТ «Иркутскмебель». Таким образом, возникла ситуация, когда первый продавец еще не оформил передаточное распоряжение, а покупатель акций уже успел продать их другому лицу. Возник вопрос о правомерности таких действий покупателя. Мог ли он требовать внесения изменений в реестр? Реестродержатель решил, что нет, и отказал ему во внесении изменений в реестр, сославшись на то, что ИЧТПП «Россия» не является собственником акций. Тогда АООТ «Иркутскмебель» обратилось в арбитражный суд с иском к держателю реестра об обжаловании отказа совершить запись о переходе акций к истцу.

      Арбитражный суд  отказал в иске. Постановлением  апелляционной инстанции решение  было отменено, а иск удовлетворен. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ оставил без изменения постановление апелляционной инстанции.

Информация о работе Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг