Правовой статус военнослужащих в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время, как и ранее, вопрос о правовом статусе военнослужащих его реализации является одним из важнейших теоретических и практических вопросов, стоящих перед военными юристами. Связано это в первую очередь с тем, что в Российской Федерации произошли значительные политические, социальные, экономические изменения, коренным образом обновилось законодательство, сложилась определенная практика его применения, в том числе и судебная. Демократические процессы, происходящие ныне в Российской Федерации, затронули

Содержание

Введение__________________________________________________________1
1 Понятие военной службы в России______________ ______________________1
1.1 Исторический обзор военной службы__________________________________ 1
1.2 Принципы военной службы в Росии____________________________________1
1.3 ___________________________________________________________________1

2 Понятие, сущность военнослужащих в России____________________________ 1
2.1 Нормативно-правовое регулирование прав и обязанностей военнослужащих 1
2.2 правовой статус отдельных категорий военнослужащих (женщин)__________ 1
2.3 Система правовых гарантий социальной защиты военнослужащих в России__ 1

3 Проблемы административно-правового статуса военнослужащих_________1
3.1 Ответственность__________________________________________________1
3.2 Судебно-арбитражная практика защиты прав военнослужащих___________1
3.3 ________________________________________________________________ 1

Заключение _________________________________________________________1
Список использованной литературы_____________________________________1

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом правовой статус военнослужащих в росии.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

109

Статус военнослужащих - одна из важнейших политико-юридических  категорий, которая неразрывно связана  с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

В этой связи весьма интересным представляется историко-правовой анализ этой проблемы. В XVIII - XIX веках в российской и зарубежной юриспруденции нормы  военного законодательства традиционно  обособлялись от норм общего законодательства. Нормы Конституции США 1787г., Французской Декларации прав человека и граждан 1789г. не содержали особенностей закрепления правового положения военнослужащих. Демократические правовые институты и законность как общий принцип государственности считались чуждыми армии, поскольку армия будто бы имеет особую природу, отличную от природы государства, и поскольку в основе ее организации лежат беспрекословная дисциплина и повиновение приказам, а в основе действий - военная необходимость, несовместимая с общепринятыми началами и принципами законности.

Российские и зарубежные юристы XVIII - XIX столетий, ссылаясь на специфику  военной организации, на особое положение  армии в механизме государства, ее исключительность и ее функции, единодушно утверждали, что общепризнанные правовые начала и принципы статуса гражданина не могут в полной мере найти применения в Вооруженных Силах или должны быть ограничены.

Известный российский юрист  профессор Александровской военно-юридической  академии A.M. Добровольский в своей книге "Особенности положения военнослужащих в области публичного права" писал, что правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, чем у других граждан. На это положение оказывает воздействие особая природа военной службы. Определяющим моментом здесь являются: во-первых, особый публично - правовой характер армии, как организации, предназначенной для вооруженной борьбы; во-вторых, особенность взаимных отношений и составляющих ее элементов (дисциплина, воинский правопорядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновением ее единым духом, и, в-третьих, существо военной службы, как службы государственной. A.M. Добровольский показывает, что особенности положения военнослужащих в области публичного права могут заключаться и в том, что в известных случаях нормы общего права в отношении их не получают применения или же для них (в силу особенностей их служебного положения) создаются специальные нормы. Как в том, так и в другом случае их права могут подвергнуться ограничениям или же, наоборот, военнослужащие в этом отношении могут быть поставлены в привилегированное, по сравнению с другими гражданами, положение. Именно в

ПО 

этих границах вопросы, касающиеся юридического положения в государстве военнослужащих являются предметом исследования военного права. Военное право должно выяснить логическую необходимость установления для военнослужащих тех или других специальных норм, указать пределы и область их применения.

Указывая на то, что деятельность армии и флота проявляется обычно за рамками внутригосударственной правовой системы, российские и зарубежные государствоведы исключали так называемое военное право из сферы норм государственного, административного и уголовного права. Вместе с тем, говоря о необходимости предоставления военнослужащим части общегражданских прав и провозгласив лозунг о политической нейтральности армии, российские и зарубежные юристы истолковывали его в духе необходимости ограничения прав военнослужащих.

A.M. Добровольский доказывал,  что необходимость ограничения  военнослужащих в политических  правах проистекает "из принципов  охраны общественных интересов... и устранения армии от политической  роли в государстве; и из  принципа охраны специальных  интересов армии, охраны в ней дисциплины и воинского правопорядка"1. Особый характер отношений, существующих в армии, обязанность подчиненных повиноваться начальникам создает, по мнению A.M. Добровольского, такие условия, при которых возможно самое широкое давление при выборах на подчиненных со стороны начальников. При наличии этого давления, возможно, что подчиненный или подаст голос согласно мнению и приказу своего начальника, и тогда этот голос никакого значения не имеет, т.к. он не является выражением свободной воли; или же подчиненный подаст голос вопреки приказу своего начальника, тогда им нарушается основной принцип военного быта - военная дисциплина.

К этим рассуждениям он добавляет  так же то, что предвыборная агитация в Вооруженных Силах якобы "деморализует" войска; предвыборная борьба вызывает нежелательную рознь и пристрастие .среды командного состава; офицерский состав отвлекается от своих прямых обязанностей, чем наносится вред военному делу; депутат - плохой офицер, так как привыкает к рассуждениям в парламенте и самостоятельности; офицеры и солдаты не могут вместе заседать в парламенте, поскольку "подрывается дисциплина и роняется авторитет начальника", ведение в войсках политической пропаганды может послужить дестабилизирующим фактором2.

1 См.. Добровольский А.М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права Спб . 1913 с. 3-4

2 См там же 

111

Соображения такого же порядка  высказывал и A.M. Градовский1. Точку  зрения A.M. Добровольского поддерживал  и другой российский теоретик военного права А. Греков: "Армия всегда должна быть вне партий и над ними, подобно той верховной правящей воле, последней опорой, для которой она служит... В моменты народных волнений, революций, мятежей, когда колеблются все нравственные принципы и все устои мирной жизни общества теряют свое привычное понимание, противиться насильственному посягательству на государство может лишь его вооруженная сила"2.

 

По законам российского  военного законодательства конца XIX начала XX веков военнослужащим российской армии было запрещено: входить в состав и принимать участие в каких бы то ни было союзах, группах, организациях, партиях и т.п., образуемых с политической целью, а так же присутствовать на различного рода политических собраниях, печатать без разрешения и предварительной цензуры начальства литературные произведения. По избирательным законам Российской Империи все военнослужащие были лишены активного и пассивного избирательного права. Во Франции по законам 2 декабря 1852 г. и 30 ноября 1875г. с поправками в 1889г. военнослужащие, за исключением маршалов, генералов и старших офицеров генштаба, так же не имели избирательных прав. Военнослужащим кайзеровской Германии было запрещено заниматься политической деятельностью, они были лишены избирательных прав.

Российские и западноевропейские ученые писали также об ограничениях военнослужащих в области частного права. Однако A.M. Добровольский отмечал, что военно-служебные отношения, налагая на военнослужащих известные обязанности, вместе с тем предоставляют им некоторые субъективные права, вы гекающие из служебного положения, а именно:

1) право на защиту  чести и достоинства личности  при исполнении служебных обязанностей;

2) право на содержание;

3) право на возмещение  расходов, производимых в интересах  службы;

4) право на почетные преимущества, выражающиеся в награждении деньгами, землями, подарками.

Российскими учеными  начала XX столетия была сделана первая попытка сбалансировать права и  обязанности военнослужащих. Установление для военнослужащих определенных льгот  и привилегий сообра-

' См Градовский AM Государственное  право важнейших европейских  держав Спб, 

1895 с 319

2 Греков А Н Правовое  положение армии в государстве  Спб , 1908 с 9, 86

112

зовывается с тем обстоятельством, что в силу их служебного положения  осуществление принадлежащих им гражданских прав является затруднительным или фактически невозможным. Поскольку в этих случаях нормы общего права не могут быть применимы, то для возможности осуществления военнослужащими своих гражданских прав государство было призвано создать для них специальный закон, в котором кроме ограничений присутствовали и соответствующие привилегии. По такому пути пошли большинство современных государств Европы, приняв специальные законы о статусе военнослужащих (Закон о правовом положении военнослужащих ФРГ 1956 г. в редакции 19751 г.; Закон об общем статусе военнослужащих Французской Республики 1972 г.2)

Учитывая особый характер исполнения обязанностей военной службы, Международные  пакты о правах человека 1966 г. предусмотрели  возможность ограничения некоторых прав в отношении военнослужащих.

Например, в ст. 8 Международного пакта  об экономических, социальных и культурных правах говориться о праве на создание профессиональных союзов и участие  в их деятельности, однако в п. 2 этой статьи отмечается, что она не препятствует введению законных ограничений пользоваться этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.

Международный пакт о гражданских  и политических правах в п. 3 ст.8 провозглашает, что никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду, однако здесь же сказано, что термином "принудительный или обязательный труд" в настоящем пункте не охватывается какая бы то ни было служба военного характера.

В ст. 22 этого же Пакта, провозглашающей право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать политические объединения и профсоюзы, записано, что настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или  нравственности населения могут  быть введены и иные ограничения, в частности, свободы передвижения, права на свободное выражение  своего мнения и т.п.

В отечественной военно-юридической  литературе долгое время господствовал  тезис о политическом и гражданском  полноправии военнослужащих. Впервые  вопрос о том, что военная службы объективно вы-

' Gesetz uber die Rechtstellung der Soldanen (Soldatengesetz) tn der Fassung der Bekamtmachimg Vom 19August 1975 BGBL Is 2273

1 Loi portant sur statut general des rmhtaires 13 juillet 1972 Journal Officiel 1972, 14tjuillet, p 7430

113

зывает ограничения  некоторых прав военнослужащего  как гражданина, был поставлен Н В. Артамоновым в 1983 г. на страницах журнала "Советское государство и право" .

Н.В. Артамонов в своих  работах пришел к важному общетеоретическому выводу о существовании специального статуса военнослужащих, рассмотрел его структуру: общую (относящуюся к статусу гражданина вообще), специальную (совокупность общих военно-служебных прав и обязанностей), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих), и, наконец, единоличную, включающую в себя особенности положения конкретного военнослужащего2.

Н.В. Артамонов, Г.В. Орлов (авторы инициативного проекта закона о статусе военнослужащих России) выступили с позиции возможности  ограничения конституционных прав военнослужащих. В их проекте впервые обосновался принцип: военнослужащие пользуются общегражданскими правами и свободами с ограничениями, обусловленными особенностями военной службы и установленные законом о статусе. Что же касается материального обеспечения и льгот, установленных для военнослужащих и их семей, то они призваны компенсировать тяготы и лишения военной службы, а так же обусловленные ею ограничения прав. В результате взаимодействия прав и обязанностей военнослужащих и как следствие установленного соотношения правоограничений и преимуществ должен достигаться примерно тот же баланс прав и обязанностей, который имеют и другие категории граждан России3.

По мнению Н.В. Артамонова, правовой статус военнослужащих состоит  из общей (общегражданской) и военно-служебной частей, причем эти части диалектический взаимодействуют. Под статусом военнослужащих понимается юридически гарантированное положение их в обществе, определяемое совокупностью предусмотренных как общим, прежде всего Конституцией, так и специальным военным законодательством прав и свобод, обязанностей и ответственности данной категории граждан.

Точку зрения о наличии  специального статуса военнослужащих мы находим и у зарубежных ученых. Так, немецкий юрист Конрад Хессе  прямо указывает на понятие и  своеобразие "особых отношений властвования" (особый статус). "Это понятие, - пишет он, - широко применяемое в настоящее время, означает и показывает взаимосвязь между лич-

' См Артамонов НВ  Правовой статус военнослужащих  в СССР//Сов государство и 

право 1983 №5

2 Артамонов Н В Правовой  статус советских военнослужащих  и его обеспечение М, 

1984 с 14-15

3 См , Сов государство  и право 1991 - № 11

114

ностью и государством, которая и основывается на особых обязанностях, выходящих за рамки  обычных прав и обязанностей гражданина в государстве, причем это проявляется и в особых правах, например, в отношениях государства и чиновников, солдат и учащихся государственных школ". Такие отношения необходимы для жизни общества в целом. И далее К. Хессе пишет, что эти "особые отношения" должны регулироваться отдельными актами, но сам их порядок определяется не в сфере, лежащей вне конституции, а, наоборот, находит свое подтверждение именно в конституции. Исходя из указанных существенных особенностей отношений, невозможно определить единый особый статус, а лишь - множество различных отношений особого статуса, общность которых заключается в модификации гражданского статуса.

Отношения, регулируемые особым статусом, и нормы, в которых  они находят свое правовое содержание, не смогли бы выполнить свои задачи в жизни общества, если бы общий, определяемый общегражданскими правами, конституционно - статус личности полностью сохранялся в содержании особого статуса. Так, было бы несовместимо с обязанностями чиновников и военнослужащих запрещение разглашения служебных сведений, если бы при этом они могли ссылаться на право свободы выражения мнения. Из этих посылок К. Хессе делает вывод, что в вопросе о границах прав специального статуса военнослужащих все имеющиеся ограничения должны базироваться на законе настолько, насколько это закреплено или, по крайней мере, предусмотрено в нормах конституции1.

Это наглядно представлено в ст. 17-а п. 2 Основного Закона ФРГ, в которой для военнослужащих или лиц, состоящих на службе, заменяющей военную, может быть установлено ограничение на пользование конституционными правом во время их службы (выражать и распространять свои убеждения письменно, устно, и путем изображений) .

Информация о работе Правовой статус военнослужащих в России