Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа
Регулирование семейных отношений с принятием Семейного кодекса РФ(далее- СК РФ), вступившего в силу с 1 марта 1996 г. , приведено в соответствие с Конституцией, другими федеральными законами, и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ, дополнено положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых актов, ратифицированных Россией. Целью норм Семейного кодекса РФ является не только регулирование прав и обязанностей участников семейно-правовых отношений, но и предоставление гарантий защиты наиболее социально незащищенных лиц, и прежде всего прав ребенка.
Ведение. 3
Глава 1. История становления и развития института расторжения брака в России и зарубежных странах 4
1.1. История зарождения и принципы правовой регламентации расторжения брака 4- 22
1.2. Формирование и развитие законодательства о разводе в дореволюционной России 23- 28
1.3. Формирование института расторжения брака в советский период 28- 37
Глава 2. Правовое регулирование расторжения брака в современном российском праве 37
2.1. Развод в системе оснований прекращения брака 38- 47
2.2. Расторжение брака в административном порядке 48- 53
2.3. Расторжение брака в судебном порядке 54- 66
2.4. Правовые последствия расторжения брака 66- 79
Заключение 80
Список использованных источников и литературы
В византийском законодательстве основания для развода были сформулированы в 117 новелле византийского императора Юстиниана в 542 году и сохранялись на всем протяжении византийской истории. В частности, различались 2 типа развода: cum damno и sine damno. Развод cum damno был связан с наказанием виновного супруга, a sine damno не содержал карающих санкций. Основаниями для развода cum damno были: злой умысел против царя, покушение одного супруга на жизнь другого, прелюбодеяние, уничтожение утробного плода и др. К прелюбодеянию приравнивались также проступки, порочившие, с точки зрения греко-римской церкви, женщину: посещение без ведома мужа конских скачек, театральных представлений, боя зверей.
Причинами развода sine damno служили неспособность мужа к супружескому сожитию, отсутствие по неизвестным причинам, пленение, принятие монашеского обета, а также посвящение в сан епископа.
Поскольку русский быт во многом отличался от византийского уклада жизни, не все нормы бракоразводного права, свойственные ему, прижились на Руси. Отсутствие в повседневной жизни публичности, затворничество женщин вплоть до петровских реформ, исключало и ее участие в тех ситуациях, которые могли бы опорочить ее и повлечь развод.
В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей, приспособленных к специфике русского быта. Его новая редакция получила название Кормчей книги. Этот сборник законов допускал развод по многим основаниям. Помимо уже упоминавшихся ранее, поводом к разводу могло послужить поведение одного из супругов, делавшее несносной жизнь другого: воровство у мужа, либо бесплодие жены. Однако это последнее обстоятельство в литературе трактуется неоднозначно. Бесплодие жены не рассматривалось церковью в качестве одобряемого основания к разводу. Нет единого мнения и относительно такого основания к разводу как семейная кража. Хозяйственная непорядочность супруга считалась одним из поводов к разводу. Наряду с этим, в списке Соловецкой Кормчей 1493 г. за кражу женой имущества мужа предусматривалась казнь жены, но не развод с нею.[29] В литературе высказано также мнение о возможности развода в Древней Руси вследствие разногласий мужа и жены, поскольку «сама церковь поддавалась влиянию бытовых условий и допускала в свое учение и практику судов по семейным делам, такие нормы и воззрения, которые соответствовали народным обычаям и понятиям».[30]
Таким образом, древнерусское бракоразводное право возникло вместе с венчальным браком и основывалось на византийской традиции. По нормам раннехристианской церкви развод разрешался только в случае супружеской измены. Разводившиеся по другой причине, не имели права вступать в новый брак. Но и в случае супружеской измены мог разводиться и имел право вступать в новый брак только муж. Он сохранял это право также в случае, если его оставляла жена. А жене предписывалось терпеть неверного мужа, и если же она уходила от него, то лишалась возможности повторного замужества.
Влияние византийского права на возможность и форму разводов по взаимному согласию в Древнерусском и централизованном Московском государствах является бесспорным. Разводы по взаимному согласию, как правило, совершались в народных массах и опирались на практику обычного права вопреки праву церковному. Практика развода по согласию супругов заключалась в составлении специального разводного письма, в котором оговаривались условия развода, удостоверенного приходским священником. Только в 1730 г. последовал Указ, запрещавший священникам подписывать такие разводные акты под угрозой большого штрафа и лишения священства.
Развод (роспуст) в древнерусском обществе формировался как альтернатива концепции о заключении брака на всю жизнь и на принципе его нерасторжимости. Брак мог быть расторгнут только в исключительных случаях после судебного разбирательства церковным органом. Устранение противоречий между супругами церковь искала на пути усмирения природных страстей (Устав князя Владимира синодальной редакции). В эпоху Устава князя Ярослава (XI в.) перечень поводов к разводу в церковной практике был широк: прелюбодеяние, болезнь одного из супругов. Самовольный развод преследовался церковью. Развод по взаимному согласию практиковался и в случае пострижения одного из супругов в монастырь. Широкому спектру причин для развода способствовала также и его процедура. Для этого требовалось только разрешение духовного отца.
Институт развода, сформировавшийся в период Древней и Московской Руси, в порядке преемства впоследствии (XVIII - XIX вв.) стал составной частью семейного права Российской Империи. Дальнейшая эволюция отечественного бракоразводного права тесно связана с преобразованиями Петра I. Его радикальная реформа в области церковного управления предопределила всю последующую историю брачного, и отчасти всего церковного права. Манифестом от 25 января 1712 года был учрежден святой Синод, в компетенцию которого вошло высшее духовное управление и рассмотрение бракоразводных дел «знатных персон». На основании Указа от 13 декабря 1744 года каждый развод происходил по Высочайшему усмотрению, т.е. с соизволения государей. Синод при этом безропотно повиновался повелениям свыше.
Бракоразводный процесс «незнатных» категорий населения осуществлялся судами духовных консисторий. Решение выносилось на основании формальной оценки доказательств: судьи решающее значение придавали не убедительности представленных доказательств, а их наличию в определенном законом объеме или их отсутствию. Дела о разводах смешанных браков (между лицами православного и неправославного вероисповедания) подлежали суду того исповедания, священником которого был совершен брак. Вплоть до Октябрьской революции российское законодательство, имевшее в своей основе религиозные правила, характеризовалось этим подходом.
Прочность института брака и, как следствие, негативное отношение к разводу в мире, в целом, и в дореволюционной России, в частности, укреплялись и поддерживались объединенными усилиями церкви и государства, социальными и национальными запретами, общественным мнением и предрассудками. Единичные факты разводов рассматривались как исключение из общего, незыблемого правила о нерушимости брака.[31]
К началу XIX века в России скопилось настолько большое количество разрозненных законодательных актов, что появилась настоятельная потребность в его упорядочении. Работа по его систематизации была поручена специально созданной комиссии под началом "выдающегося российского юриста М.М. Сперанского. В результате широкомасштабных многолетних работ, не знающих аналогов в мировой кодификационной практике[32], в 1832 году был подготовлен Свод законов Российской империи, введенный специальным манифестом Николая I в действие с 1 января 1835 года. В части 1 тома X этого Свода были размещены положения о делах гражданских и семейных, которые в целом, несмотря на последующие модификации Свода законов, сохранили правила о разводе. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось церковью.
1. Проведенные исследования позволяют констатировать, что историко-правовые исследования зарождения и развития российского бракоразводного законодательства соотносятся с научно обоснованной хронологической периодизацией становления государственности на территории нашей страны: обычное право языческих славянских племен сменилось правовыми предписаниями христианской Византии, с течением времени адаптированными к самобытному укладу общественной жизни' Древней Руси.
2. Основные нормативные акты Централизованного русского Московского государства (судебники 1497 г. и 1550 г., Соборное уложение 1649 г.) в той или иной мере стали вкладом в процесс формирования института развода.
3. Переход к абсолютной монархии, реформы Петра I, характеризуется усилением роли светского законодательства в сфере семейно-брачного права. Эта тенденция стала содержанием целой серии его Указов, в которых нашли свое отражение политические и экономические задачи, направленные на преобразование общественного устройства России.
4. Последующим значимым событием в законотворчестве Российской Империи стала систематизация национального права, предпринятая в первой половине XIX века, связанная с именем М.М. Сперанского. В томе X свода законов Российской Империи 1832 года в завершенном виде был представлен институт развода, который с небольшими изменениями функционировал до Октябрьской революции 1917 г.
1.3. Формирование института расторжения брака в Советский период
Вплоть до Октябрьской революции российское семейное законодательство оставалось прерогативой церкви, которая всеми имевшимися в ее распоряжении мерами поддерживала концепцию нерасторжимости брака, не желая считаться с условиями нового времени.
Позиция церкви и государства по проблеме прекращения брака подвергалась научной оценке в многочисленных трудах дореволюционных цивилистов. Часть из них, рассматривая брак, прежде всего как нравственный союз, имеющий целью полное физическое и духовное общение; невозможность же его достижения превращает брак в тяжкое бремя для супругов, а, следовательно, и необходимость его расторжения. Он должен быть расторгнут, если утрачена эта основа. Некоторые сторонники отстаивали необходимость хотя бы либерализации законодательства о разводе. По их мнению, брак, будучи свободным по своей сути союзом, не должен превращаться в принудительное учреждение, источник нравственной заразы. Автор одной из первых монографий, посвященных исследованию развода в России писал: «Ни одно законодательство не должно «настолько насиловать жизнь» так, что бы ... любой ценой добиваться совместного сожительства». Ратуя за свободу развода для случаев взаимного согласия супругов, как не имеющих несовершеннолетних детей, так и для тех из них, у кого они были, эти авторы справедливо считали, что мирная жизнь с одним из родителей здоровее для душевного развития детей, чем пребывание с обоими в травмирующей обстановке неприязненных отношений родителей. Одним из доводов сохранения брака родителей во что бы то ни стало, было мнение о разводе родителей как о факторе, подвергающем риску защиту и благополучное воспитание детей. Этот аргумент содержался, в частности, в Энциклике Папы Римского от 10 февраля 1880 года. Резко критиковал идею свободы развода «...У кого нет мысли законного брака, у того, в силу неотразимой логики, нет и семьи, и нет государства, и не остается места Богу и религии».
Новая эпоха в истории института развода началась с Октябрьской революции 1917 г. Большевики, став у власти, внесли кардинальные изменения в сложившийся институт развода, действовавший много столетий на территории Российского государства. С принятием первых же нормативных актов Советской власти наступила новая эра в бракоразводном законодательстве России: был провозглашен принцип свободы развода.
В первых нормативных актах (двух Декретах ВЦИК и СНК РСФСР 1917 года и первом советском семейном кодексе 1918 года) был реализован тезис В.И. Ленина о максимальном упрощении процедуры развода как действенной предпосылки раскрепощения женщины, который стал главным обоснованием нового законодательства о разводе. Этим законодательством свобода брака и развода были возведены в культ.
Декрет от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния»[33], лишил церковь прерогативы ведения семейных дел.
Согласно Декрету от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака»[34], брак мог быть расторгнут по желанию обоих или даже одного из супругов без каких-либо условий религиозного или иного характера.
Эти Декреты и Кодекс законов РСФСР 1918 г. «Об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве»[35] (далее- КЗАГС) предусматривали гражданский характер брака и свободу развода. Права и обязанности супругов обеспечивались только после регистрации брака в отделе записи актов гражданского состояния. Объявлялась свобода брака и развода. Процедура расторжения брака существенно упростилась. Для развода через суд достаточно было заявления одного из супругов. При разводе через ЗАГС нужна была обоюдная просьба. "Тем самым, в Советской республике официально закреплялся развод по требованию. Данные Декреты и КЗАГС принято считать прогрессивными, ориентированными на демократизацию семейных отношений[36].
Семейное право советского периода базировалось на принципах свободы брака и свободы развода, ограждения семейных отношений от влияния церкви, единобрачия, равенства супругов и преимущественной защиты детей. После введения в действие Кодекса 1918 года, модифицированные идеологические установки построения нового общества обусловили принятие следующего семейного «Кодекса о браке, семье и опеке»[37] (далее- КЗОБСО РСФСР), который начал действовать с 1 января 1927 года. На основании его положений брак расторгался исключительно в органах ЗАГС. Таким образом, в России были заложены основы законодательства о разводе по взаимному согласию супругов или одностороннему заявлению одного из них без выяснения причин развода.
Между тем, рост числа абортов, внебрачной рождаемости, разводов, массовый неплатеж алиментов на содержание детей требовали новых подходов к регулированию отношений в сфере брака и семьи - мер для охраны материнства и детства для укрепления семьи.
Перечисленные негативные социальные явления обусловили принятие 27 июня 1936 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усиления уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»[38] которое, как говорилось в, нем, в «целях борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям» ввело, некоторые сдерживающие положения, выразившиеся в необходимости личного участия обоих супругов при регистрации - расторжения брака и уплате пошлины.[39]