История становления и развития института расторжения брака в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование семейных отношений с принятием Семейного кодекса РФ(далее- СК РФ), вступившего в силу с 1 марта 1996 г. , приведено в соответствие с Конституцией, другими федеральными законами, и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ, дополнено положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых актов, ратифицированных Россией. Целью норм Семейного кодекса РФ является не только регулирование прав и обязанностей участников семейно-правовых отношений, но и предоставление гарантий защиты наиболее социально незащищенных лиц, и прежде всего прав ребенка.

Содержание

Ведение. 3
Глава 1. История становления и развития института расторжения брака в России и зарубежных странах 4
1.1. История зарождения и принципы правовой регламентации расторжения брака 4- 22
1.2. Формирование и развитие законодательства о разводе в дореволюционной России 23- 28
1.3. Формирование института расторжения брака в советский период 28- 37
Глава 2. Правовое регулирование расторжения брака в современном российском праве 37
2.1. Развод в системе оснований прекращения брака 38- 47
2.2. Расторжение брака в административном порядке 48- 53
2.3. Расторжение брака в судебном порядке 54- 66
2.4. Правовые последствия расторжения брака 66- 79
Заключение 80
Список использованных источников и литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

ОБЩАЯ.doc

— 494.00 Кб (Скачать документ)

Правом расторгать брак в одностороннем порядке обладает лишь супруг, оставшийся на свободе. Данное право рассматривается как своеобразная льгота, предоставленная законопослушному гражданину, вынужденно лишенному нормальных брачных отношений.

Расторжение брака в органах ЗАГС не допускается в случаях: если срок лишения свободы составляет три года или менее трех лет; приговор не вступил в законную силу; лицо является условно-досрочно освобожденным; освобождено от наказания в связи с болезнью; суд отсрочил наказание лицам, перечисленным в статье 82 Уголовного Кодекса РФ[56] (беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей); лицо наказывается ограничением свободы независимо от назначенного срока; лицо освобождено от наказания вследствие амнистии или помилования.

Перевод осужденного в колонию-поселение не препятствует расторжению с ним брака в административном порядке, поскольку колония-поселение относится к местам отбывания лишения свободы (статья 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).[57]

Наличие одного из указанных выше альтернативных юридических фактов должно быть подтверждено копией судебного решения (приговора). Орган ЗАГС в трехдневный срок извещает супруга, отбывающего наказание, либо опекуна недееспособного супруга или управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга (а в случае их отсутствия - орган опеки и попечительства) о поступившем заявлении и дате регистрации расторжения брака.

По данным регистрационной службы ЗАГС, к ним нередко обращаются граждане, имеющие несовершеннолетних детей, с заявлением о разводе, мотивируя свою просьбу отсутствием спора и обременительностью для них по разным обстоятельствам судебной бракоразводной процедуры.

Изложенные ситуативные модели распада брака требуют, как представляется, адекватных изменений закона. С этой целью можно предложить вариант изменения пункта 1 статьи 19 СК РФ, дополнив его нормой о праве на развод в органах ЗАГС по взаимному согласию также и супругов, имеющих несовершеннолетних детей, но заключивших соглашение по всем вопросам, касающимся интересов детей и нетрудоспособного нуждающегося в материальной помощи супруга. К заявлению о разводе супруги обязаны приложить текст соглашения, удостоверенного в нотариальном порядке. Тем более, что статьи 99-100 СК РФ предусматривают соглашение об алиментах, которое нотариус удостоверяет.

Судебная процедура рассмотрения споров родителей о воспитании детей предназначена для защиты особо охраняемого интереса. Однако формализм судебного разбирательства дел с его противоборством сторон, обусловленный принципом состязательности, причиняет подчас огромное, непоправимое зло. Этот фактор, как показывают наблюдения, обостряет конфликт еще больше, супруги переносят его на постразводную жизнь. Он, прежде всего, является источником несчастья детей. Обыденное поведение супругов, прошедших через горнило судебной тяжбы, подтверждает это умозаключение: родители продолжают конфликтовать - отец не платит алименты, мать лишает его возможности общаться с ребенком, принимать участие в его воспитании. Этот широко распространенный феномен является общеизвестным. Т.е. психологическая составляющая процедуры развода формирует посыл на конфронтацию. Если позволить супругам, имеющим несовершеннолетних детей, разводиться в органах ЗАГС при наличии на то согласия и при отсутствии споров по вопросам, касающимся детей, то это будет рациональным адекватным подходом[58].

Достаточно привести пример 3-х летней Лизы, отец которой француз и мать россиянка «выведших» на международную орбиту свой конфликт. Эта семейная пара рассталась в прошлом году. Ирина увезла свою дочь в Москву, по мнению бывшего мужа, она украла у него ребенка — это было похищение номер 1. Затем Господин Андре выкрал ребенка, и во французском суде оформил опекунство над Лизой. В марте Ирина Беленькая якобы организовала нападение на бывшего мужа. Жана-Мишеля избили, а его дочь исчезла. Это похищение номер три вызвало большой международный резонанс и пристальное внимание общественности к огрехам брачного законодательства. Ирину Беленькую вместе с Лизой задержали на украино-венгерской границе. И сейчас решается вопрос о ее экстрадиции во Францию. Трехлетнюю девочку вернули отцу. Этот спор является типичной моделью в любом современном государстве, правовая система которого провозглашает равенство прав родителей по воспитанию несовершеннолетних детей. Узаконенный судебный порядок разрешения споров родителей о воспитании детей связан с тяжелейшими эмоциями, создающими неблагоприятную жизненную среду для несовершеннолетних.

Представляется поэтому плодотворным опыт правового регулирования расторжения брака, например, в Дании и Норвегии, в которых супруги обладают правом на развод в административном порядке даже при наличии у них общих несовершеннолетних детей.

Психологический аспект этой модели межличностных отношений представляется доминирующим фактором, определяющим не только степень конфликта, но и характер взаимоотношений бывших супругов не переставших быть отцом или матерью своим детям и после развода. В ситуации, возникающей в процессе реализации намерения супругов развестись с позиции конфликтологии складываются очень сложные и трудноустранимые негативные установки у каждого из участников.

Условие о предоставлении удостоверенного нотариусом соглашения позволяет сохранить контроль государства за соблюдением интересов детей посредством участия нотариуса, который удостоверяет только бесспорные факты, психологически исключает провоцирование вражды и соответствует поддержанию сотрудничества между родителями, проживающими раздельно, во благо детей. Удостоверение соглашения супругов по всем вопросам послеразводных отношений позволит, во-первых, исключить из событий, связанных с расторжением брака травмирующий аспект, во-вторых, интересы детей будут также под контролем государства.

На основании изложенного, можно сделать выводы:

Судебная процедура предусматривает наличие в ней конфликтующих сторон. В этой связи, представляется целесообразным ввести в СК РФ норму о возможности развода в административном порядке и супругов, имеющих несовершеннолетних детей, исходя именно из их интереса.

Обязательным требованием должно быть соглашение супругов по всем правовым последствиям (вопросы, связанные с определением места проживания детей, порядке общения с ними отдельно проживающего родителя, уплатой алиментов на несовершеннолетних детей и на супруга, имеющего по закону право на их получение), связанным с прекращением брака. К заявлению о разводе супруги обязаны приложить текст соглашения, удостоверенного в нотариальном порядке.

В случае, когда оба супруга находятся в местах лишения свободы, правом на развод они могут воспользоваться на общих основаниях.

2.3. Расторжение брака в судебном порядке. Вопросы, разрешаемые судом в бракоразводном процессе

 

Впервые, как уже отмечалось, судебная процедура расторжения брака получила свое закрепление в Декрете «О расторжении брака»[59]. При рассмотрении дела суд вызывал обоих супругов или их поверенных.

Убедившись в действительности просьбы о расторжении брака, исходящей от одного или обоих супругов, судья единолично выносил определение о расторжении брака и выдавал свидетельство о разводе.

Одновременно с постановлением о расторжении брака суд должен был определить с кем из родителей остаются несовершеннолетние дети, кто из супругов и в каком размере должен нести расходы по содержанию и воспитанию детей. Решался также вопрос о том, обязан ли муж и в каком размере предоставлять содержание жене. Причины и мотивы расторжения брака судом не выяснялись.

В российском законодательстве сложилась устойчивая традиция, согласно которой процессуальный порядок разбирательства семейных дел, регулируется в гражданском процессуальном и в семейном законодательстве.

Семейный кодекс РФ характеризуется наличием большого числа норм, определяющих порядок судопроизводства по семейно-правовым спорам. Процессуальные нормы в СК РФ не составляют специального раздела, а содержатся практически во всех разделах этого Кодекса и рассчитаны на применение при разбирательстве конкретных категорий семейных дел, например о расторжении брака.

Новеллой СК РФ 1996 г. является производство о расторжении брака по взаимному согласию наряду с классическим исковым производством, в котором рассматриваются спорные случаи. Первая технология ориентирована на «констатацию смерти брака», однако под судебным контролем, в случае не достижения согласия в реализации права на расторжение брака, вторая - обусловлена традиционным и понятным желанием государства и общества защитить интересы ребенка. Поэтому, с одной стороны, процессуальная форма упрощена (заявление подается супругами, примирительная процедура не применяется, в существо брачного конфликта суд не вникает), с другой - введена дополнительная защитная технология - суд обязан определиться с судьбой детей, проживающих в неполной семье.

С судебная практика должна конкретизировать обстоятельства, при которых дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи становятся невозможными, а руководящие судебные органы - направлять дела для опубликования практики и разъяснения пленумами Верховных судов.

Разбирательство в суде каждой категории гражданских дел, в том числе о расторжении брака, связано с определенной спецификой, возникающей вследствие воздействия на процессуальную форму социально-правовых факторов.

Поскольку дела о расторжении брака относятся к делам искового производства, они рассматриваются по общим его правилам, предусмотренным процессуальным законодательством по гражданским делам, но с некоторыми установленными законом изъятиями, с учетом их особенностей, которые имеют большое практическое значение в правоприменительной деятельности[60].

Законодатель вынужден учитывать объективные факторы -специфическую природу отдельных категорий разрешаемых судами дел. Так, в частности, специфика семейных отношений - их личный сугубо интимный характер проявляется как ключевой фактор не только в материальном семейном праве, но также и в гражданском процессе. Поэтому существуют два вида предписаний: общие правила рассмотрения споров и специальные.

Процессуальные правила, включенные в СК РФ, по сфере применения относятся к специальным, поскольку ориентированы на конкретные категории дел[61]. Их роль велика, поскольку они призваны специализировать процессуальную форму защиты семейных прав, сделать ее более эффективной с учетом специфики брачно-семейных правоотношений.

Общие основания расторжения брака в судебном порядке содержатся в статье 21 СК РФ. К ним закон относит наличие общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 19 СК РФ, отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака, в случае уклонения супруга от расторжения брака в органах ЗАГС.

По общему правилу территориальной подсудности (статья 28 ГПКРФ) иск о расторжении брака подается по месту жительства ответчика.

Однако альтернативная подсудность (подсудность по выбору истца), установленная статьей 29 ГПК РФ, и существующая наряду с общей территориальной подсудностью по делам о расторжении брака, допускает предъявление иска также в суд по месту жительства истца в случаях, если при истце находится несовершеннолетний ребенок или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным ( пункт 4 статья 29 ГПК РФ).

Указанное льготное правило судопроизводства, облегчающее процессуальную деятельность истцов-граждан, нуждающихся в правовой защите, отражает высокую социальную ценность защиты семьи государством.

Однако наличие обстоятельств, позволяющих истцу по делу о расторжении брака обращаться в суд по своему месту жительства, должно быть подтверждено соответствующими документами, на основе анализа которых мировой судья делает вывод о возможности принятия иска к своему производству.

Современное российское гражданское процессуальное законодательство внесло коррективы в определение подсудности дел о расторжении брака. Как следует из содержания статей 23 и 24 ГПК РФ, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях, в первой инстанции рассматривает мировой судья, а во всех других случаях — районный суд.

Спор о детях - комплексная категория, включающая различные виды споров: о том, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака; об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от детей; о взыскании алиментов на содержание детей и др. Разрешение данных споров между супругами осуществляется под контролем районного суда.

Однако в практической деятельности возникает сложность для мирового судьи при принятии заявления о разводе супругов, имеющих несовершеннолетних детей, если наличие или отсутствие спора между ними может быть определено только в ходе судебного заседания[62]. Данные обстоятельства вызывают разногласия между районными и мировыми судьями о применении правил родовой подсудности по делам о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей.

Сложности возникают при расторжении брака с лицами, место жительства которых неизвестно. Иск о расторжении брака с лицом, место проживания которого неизвестно, может быть также предъявлен по последнему известному месту жительства ответчика.

В литературе отмечалось, что с заявлением о расторжении брака могут обратиться как оба супруга, так и один из них. Теоретически, истцом должен являться инициатор возбуждения дела о разводе. Нелепой выглядит ситуация, когда оба супруга согласны на расторжение брака, их отношения характеризует отсутствие спора, между тем, закон обязывает выступать одного из них в качестве «ответчика», что само по себе приводит к конфликту интересов и вызывает к жизни тупиковую процессуальную ситуацию[63].

В ГПК Германии, например, содержится специальный раздел (Шестая книга), куда включены необходимые предписания о предпосылках по судопроизводству по спорам, вытекающим из семейных правоотношений, по делам об установлении правоотношений между родителями и детьми, алиментных правоотношениях. Следует отметить, что по Гражданскому процессуальному уложению ФРГ в отношении разводящихся супругов не применяются термины «истец» и «ответчик», их именуют «заявитель» и «ответчик по заявлению» (§ 622 (3)), чтобы атмосферу конфликта супругов психологически сгладить.

Информация о работе История становления и развития института расторжения брака в России и зарубежных странах