Доверительное управление наследственным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

Институт доверительного управления имуществом является малоисследованным в отечественной доктрине права. Тем не менее, он становится все популярнее среди лиц, желающих сберечь и приумножить свои накопления. Данная статья направлена на освещение проблемных вопросов, связанных, в частности, с порядком заключения договора доверительного управления, применением норм потребительского законодательства, ответственности доверительного управляющего по договору. Также автор затрагивает тему соотношения доверительного управления и траста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие доверительного управления и основания возникновения 4
1.1. Институт доверительного управления за рубежом 5
1.2. Доверительное управление в законодательстве России 14
Глава 2. Договор доверительного управления и его элементы 28
2.1 Субъекты договора доверительного управления 28
2.2 Содержание договора доверительного управления 47
2.3 Особенности заключения и исполнения договора доверительного управления 65
Глава 3 - Доверительное управление наследственным имуществом 73
3.1 Правовая охрана наследственного имущества в законодательстве Российской Федерации. 73
3.1 Совершенствование законодательства в сфере доверительного управления 82
Заключение 87
Список использованной литературы 89

Прикрепленные файлы: 1 файл

д.упр все.doc

— 220.81 Кб (Скачать документ)

Как следует из п.1 ст. 1020 ГК РФ, регламентирующей права и обязанности доверительного управляющего, он обязан осуществлять в пределах, предусмотренных законом и договором, правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению в отношении переданного ему имущества. Когда предметом договора выступают имущественные права, обязанность управляющего состоит в совершении действий, составляющих содержание этих прав, что отражает взаимозависимость между предметом договора и содержанием правоотношения. Предмет договора доверительного управления имуществом предопределяет характер и виды действий, совершаемых управляющим, а, следовательно, и содержание обязанности по надлежащему исполнению договора в каждом конкретном правоотношении. Так, исполняя обязанность по доверительному управлению денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, управляющий должен совершать сделки по приобретению и продаже ценных бумаг для получения прибыли. В то время как обязанность доверительного управляющего зданием состоит в совершении им действий по ремонту, сдаче в аренду помещений здания, оплате необходимых платежей за его содержание. Доверительное управление предприятием предполагает исполнение управляющим обязанности по осуществлению своевременных расчетов с кредиторами, налоговыми органами, контроль за непрерывностью производственного процесса. Следовательно, предмет договора обуславливает состав действий, которые, в свою очередь, осуществляются в соответствии с принадлежащими управляющему субъективными правами и возложенными на него обязанностями. Таким образом, предмет исследуемого договора предопределяет содержание правоотношения. Поэтому законодатель в нормах ст. 1016 ГК РФ установил, что состав имущества, передаваемого в доверительное управление, является существенным условием договора, без которого он не может считаться заключенным. Действительно, если бы в договоре стороны не определили, какое имущество передается в управление, не ясен был бы характер действий, которые должны совершаться управляющим во исполнение своих обязанностей. Следовательно, не удалось бы установить содержание обязанности управляющего по договору.24

Вместе с тем при управлении любым имуществом обязанность управляющего непосредственно состоит в совершении фактических и юридических действий, совершаемых им для обеспечения эффективного управления имуществом. Поэтому в договоре не может содержаться обязанность управляющего по совершению конкретного перечня действий, поскольку это противоречит сущности обязательства: осуществление доверительным управляющим в пределах, предусмотренных законом и договором, правомочий собственника в отношении переданного в управление имущества. Пределы и круг возможных действий управляющего ограничиваются законом и договором. Так, правомочия управляющего в договоре с органом опеки и попечительства существенно ограничены по сравнению с правомочиями по обычному договору доверительного управления. Согласно п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ управляющий не вправе совершать без предварительного разрешения органа опеки и попечительства любые сделки, влекущие за собой уменьшение имущества подопечного. Однако в необходимых случаях этот запрет может быть снят прямым указанием договора доверительного управления имуществом, и для отчуждения какого-либо имущества управляющему специального разрешения не потребуется.

В силу п.1 ст. 1020 ГК РФ какие-либо действия по распоряжению недвижимостью управляющий совершает, если в договоре указываются случаи, когда это возможно. Учредитель управления может исключить или ограничить отдельные правомочия управляющего в договоре или определить пределы их осуществления. Так, управляющий предприятием может быть ограничен договором в праве совершать сделки с имуществом предприятия на сумму свыше определенного предела без письменного согласия учредителя управления.

В п. 1 ст. 1021 ГК РФ закреплен принцип личного исполнения обязательства по доверительному управлению имуществом. Как уже отмечалось, личное исполнение обязательства управляющим свидетельствует о фидуциарном характере правоотношений. Ведь учредитель управления, избирая кандидатуру управляющего, рассчитывает именно на качества управляющего, которые свидетельствуют о том, что цель договора будет достигнута. В виде исключения из общего правила, управляющий вправе возложить исполнение обязанностей на третье лицо в случаях, указанных в п.2 ст. 1021 ГК РФ: когда такая возможность прямо предусмотрена договором или письменным согласием учредителя управления, либо когда вынужден к этому силой обстоятельств для обеспечения интересов учредителя управления или выгодоприобретателя и не имеет возможности при этом получить указания учредителя в разумный срок. При этом управляющий избирает поверенного, за действия которого управляющий отвечает как за свои собственные. Поскольку в законодательстве используется термин «поверенный», представляется обоснованным мнение, что управляющий должен заключить с поверенным договор поручения с выдачей доверенности, а не субдоговор, которым обычно оформляется возложение обязанностей на третье лицо.25

Исполняя свои обязанности по договору, доверительный управляющий должен действовать в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя. Какие же действия следует считать совершенными доверительным управляющим в интересах указанных лиц?

Доверительное управление имуществом в интересах собственника или иного указанного им лица предполагает соблюдение конфиденциальности информации, полученной управляющим в связи с исполнением своих обязательств. Разглашение информации третьим лицам может привести к неблагоприятным последствиям для учредителя управления, в частности, к возникновению убытков, что, несомненно не отвечает интересам собственника переданного в управление имущества.

Чтобы приступить непосредственно к управлению имуществом, доверительный управляющий обязан обособить вверенное ему имущество от собственного имущества и от имущества других лиц. Таким образом имущество выделяется для участия в гражданском обороте без создания на его базе юридического лица, но с приданием особого правового режима, хотя и без передачи прав собственности на имущество. В порядке исключения, допускается возможность объединения денежных средств и ценных бумаг, переданных в управление разными лицами, что обуславливается особенностью этих предметов доверительного управления, для которых имеет определяющее значение не их вещественная форма - бумажный носитель прав, а совокупность прав, удостоверенных ценной бумагой, или количество денежных знаком на денежной купюре.

Помимо обязанности по надлежащему управлению имуществом на управляющего возложены законом самостоятельные обязанности, которые реализуются вне зависимости от характера совершаемых им действий и особенностей переданного в управление имущества. Обязанностью управляющего является обособление имущества, согласно п.1 ст. 1018 ГК РФ, что предполагает отражение его на отдельном балансе и ведение по нему самостоятельного учета с отражением всех операций с имуществом. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, управляющий обязан открыть отдельный банковский счет.

Согласно п. 4 ст. 1020 ГК РФ в обязанности доверительного управляющего входит предоставление учредителю управления и выгодоприобретателю отчета о своей деятельности. Как следует из смысла приведенной нормы, она не позволяет по усмотрению сторон освободить управляющего от такой обязанности. Управляющий обязан отчитываться в любом случае. Соглашения об обратном являются, по нашему мнению, ничтожными. В тех случаях, когда порядок и сроки предоставления отчета не предусмотрены договором, управомоченные лица вправе потребовать отчета в любое время, а управляющий обязан его представить в семидневный срок, что основывается на общих правилах п. 2 ст. 314 ГК РФ. Каким должно быть содержание предоставляемой отчетности, когда указания на это в договоре отсутствуют? Соглашаясь с мнением Т.М. Медведевой, мы полагаем, что с учетом обычаев делового оборота управляющий обязан предоставлять учредителю управления и выгодоприобретателю бухгалтерскую отчетность за соответствующие отчетные периоды. Именно проанализировав содержание этих документов можно определить экономический эффект, достигнутый управляющим при выполнении своих обязанностей.26

Доверительный управляющий обязуется передавать выгоды от управления имуществом учредителю управления или выгодоприобретателю. Обязан ли управляющий это делать в период действия договора либо после его прекращения? По общему правилу п. 2 ст. 1020 ГК РФ права, приобретенные доверительным управляющим в результате действия по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в управление имущества. Иными словами, полученные управляющим в период действия договора плоды и доходы от управления имуществом поступают в пользование управляющего, а не передаются учредителю управления, хотя собственником указанных выгод согласно п. 1 ст.218 ГК РФ является учредитель управления. Иной порядок может устанавливаться договором. Вместе с тем выражается мнение, что доходы от имущества, находящегося в доверительном управлении, должны поступать в распоряжение учредителя управления. В качестве аргумента приводятся нормы ст. 136 ГК, согласно которым поступления (плоды, продукция, доходы), полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Действительно, собственником доходов от доверительного управления выступает учредитель управления, если иное не предусмотрено договором. Однако такая позиция не соответствует общему положению, сформулированному в п. 2. ст. 1020 ГК РФ о том, что права, приобретенных в связи с доверительным управлением имуществом, включаются в состав переданного в управление имущества. Таким образом, управляющий обязан передать доходы от управления имуществом учредителю управления или указанному им лицу после прекращения договора, если иной порядок не установлен сторонами.

По истечении срока действия договора доверительного управления имуществом управляющий, в соответствии с п. 4 ст. 1024 ГК РФ обязан передать имущество учредителю управления, если иное не предусмотрено договором. Представляется, что имущество должно возвращаться учредителю управления с соблюдением того же порядка, в котором оно передавалось управляющему.

Обязанности доверительного управляющего по осуществлению управления доверенным ему имуществом имеют не только «внутреннюю» направленность, когда речь идет о взаимодействии с учредителем управления и выгодоприобретателем, но и «внешнюю» - когда управляющий вступает в правоотношения с третьими лицами по поводу имущества, переданного в доверительное управление. В соответствии с предусмотренными в п. 3 ст. 1012 ГК РФ требованиями, в сделках с третьими лицами, заключаемых в отношении переданного в управление имущества, управляющий должен действовать от своего имени, указывая при этом, что действует в качестве такого управляющего. Взаимодействие с третьими лицами не ограничивается только сделками, поэтому и при осуществлении иных действий в отношениях с третьими лицами указывал свой статус путем проставления, согласно п. 3 ст. 1012 ГК РФ, пометки «Д.У.» в письменных документах, а также информирования другой стороны при совершении действий, не требующих письменного оформления. Указывая на свой статус, управляющий должен действовать в пределах предоставленных ему законом и договором полномочий, а также с соблюдением установленных для него ограничений. Рассматриваемая обязанность является следствием особого правового статуса доверительного управляющего, который признается титульным владельцем переданного в управление имущества. Управляющий действует от своего имени, осуществляя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, поэтому с точки зрения третьих лиц его положение равносильно статусу собственника. Поэтому, чтобы не вводить в заблуждение третьих лиц относительного того, кто является собственником имущества, а не нарушать положений ст. 19, п.1 ст. 48 ГК РФ, согласно которым лицо должно выступать в гражданском обороте от своего имени, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, управляющий обязан указывать на свой статус.

Как следует из содержания ст. 1023 ГК РФ, доверительному управляющему учредителем управления возмещаются необходимые расходы, произведенные им при управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества. Согласно положениям п.2 ст. 1020 ГК РФ обязанности, возникшие в результате действий доверительного управляющего по управлению имуществом, исполняются за счет этого имущества. Это означает, что на доверительного управляющего законом возложена обязанность нести расходы, связанные с управлением имуществом. Учитывая, что собственник возлагает на доверительного управляющего обязанность осуществлять владение, пользование и распоряжение имуществом с включением в состав последнего всех доходов, то представляется закономерным, что управляющий должен непосредственно нести и расходы, связанные с доверительным управлением имуществом. Иной подход не соответствовал бы экономическим интересам собственника, который, передав заботы по управлению имуществом третьему лицу, в то же время вынужден был бы нести бремя затрат в связи с управлением этим имуществом.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ, нормы гражданского законодательства не применяются к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, если иное не предусмотрено законодательством. Поэтому обязанность управляющего оплачивать налоги не может устанавливаться нормами Гражданского кодекса РФ. В этой связи доводы авторов, обосновывающих обязанность управляющего уплачивать налоги нормами п. 3 ст. 1022 ГК РФ, являются, на наш взгляд, несостоятельными. Чтобы определить, должен ли управляющий перечислять в бюджет налоги, необходимо обратиться к нормам законодательства о налогах. Анализ содержания ст. 17 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что обязанность уплачивать налоги может возлагаться на налогоплательщиков только Налоговым кодексом РФ. Вместе с тем, в нормах Налогового кодекса РФ не содержится обязанности доверительного управляющего уплачивать налоги, связанные с доверительным управлением имуществом. Исключение составляет уплата доверительным управляющим согласно п. 8 ст. 214.1, Налогового кодекса РФ налогов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. Доверительный управляющий не наделен Налоговым кодексом РФ статусом налогового агента, то есть лица, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов2. Следовательно, по общему правилу, доверительный управляющий не обязан уплачивать налоги, связанные с доверительным управлением имуществом. Такая позиция нашла отражение в судебной практике. Так, в п. 7 Постановления Высшего Арбитражного суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» предусматривается, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ .

Таким образом, управляющий не обязан уплачивать налоги, связанные с доверительным управлением имуществом, если иное не установлено договором и соответствующей доверенностью. В этой связи на доверительного управляющего не может возлагаться ответственность за налоговые нарушения по оплате налогов с дохода от деятельности по доверительному управлению имуществом. Такой вывод следует из п. 7 указанного постановления Высшего Арбитражного суда № 5 от 28 февраля 2001 г., в котором устанавливается, что субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. При решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах действия его представителя расцениваются как действия самого налогоплательщика. Последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами гражданского законодательства.

Информация о работе Доверительное управление наследственным имуществом