Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:53, курсовая работа
С принятием Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»1, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 37-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации»2 нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре снабжения электрической энергии был придан субсидиарный по отношению к специальному законодательству характер. В результате этого существенные изменения претерпела иерархия правовых актов, регулирующих договорные отношения по снабжению электрической энергией. Наивысшей юридической силой стали обладать нормы Федерального закона и иных законов, принимаемых в рассматриваемой сфере. Затем следуют положения подзаконных правовых актов, и, наконец, нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения применяются к отношениям по снабжению электрической энергией, «если законом или иными правовыми актами не установлено иное» (п. 4 ст. 539 ГК РФ).
Введение 3
I ГЛАВА. Общая характеристика договора снабжения
электрической энергией 8
II ГЛАВА. Основные элементы договора снабжения
электрической энергией 12
2.1. Предмет договора 12
2.2. Субъектный состав договора снабжения электрической
энергией 17
2.2.1. Стороны договора снабжения электрической энергией 17
- Энергоснабжающая организация, как сторона договора
снабжения электрической энергией 18
- Абонент, как сторона договора снабжения электрической энергией 26
- Субабонент, как участник договора снабжения электрической
энергией 35
2.2.2. Разграничение оборота электрической энергии
на оптовом и розничном рынках 36
- Оборот электрической энергии на оптовом рынке 37
- Оборот электрической энергии на розничном рынке 38
2.3. Форма договора снабжения электрической энергией 41
2.4. Содержание договора снабжения электрической энергией 42
- Количество электроэнергии 42
- Качество электроэнергии 44
III ГЛАВА. Расторжение и изменение договора
снабжения электрической энергией .
Перерыв в подаче, ограничение или прекращение подачи
электрической энергии 46
IY ГЛАВА. Тарифы на электроэнергию и порядок расчетов 52
Y ГЛАВА. Ответственность по договору снабжения
электрической энергией.
Судебная практика по спорам в сфере электроэнергетики 56
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Иной точки зрения придерживается С.М. Корнеев, утверждающий, что "нет оснований трактовать договор энергоснабжения как договор поставки, поскольку оба названных договора представляют собой виды купли-продажи. В случае признания договора энергоснабжения разновидностью договора поставки он стал бы "разновидностью разновидности", что противоречило бы не только теории договорного права, но и элементарной логике. Оба названных договора на равных основаниях соотносятся с куплей-продажей как обобщенной категорией"16. Корнеев С.М. замечает, что "при определении юридической природы договора энергоснабжения наиболее важно показать, какие общие положения о договоре купли-продажи распространяют на него свое действие и какие не могут к нему применяться"17. Однако согласно п. 5 ст. 454 правила § 1 главы 30 применяются к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд и др.), если иное не предусматривается правилами Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, договор энергоснабжения является видом договора купли-продажи, и как самостоятельный договор обособлен от поставки. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 1996 г. № 8291/95 отмечено, что к правоотношениям сторон на отпуск электроэнергии не могут применяться нормы о договоре поставки18.
Как отмечает В.В. Витрянский, следуя законодательному определению договора энергоснабжения (ст. 539 ГК), далеко не все договоры в сфере электроэнергетики «могут быть признаны договорами энергоснабжения или его разновидностями. Таковыми являются лишь договоры, заключаемые энергоснабжающими организациями с потребителями (абонентами) либо последними с субабонентами»19.
До последнего времени отношения по снабжению электрической энергией являлись центральным (или основным) предметом регулирования норм § 6 гл. 30 ГК. На это указывал С.М. Корнеев, когда писал, что «употребляя понятие «энергоснабжение», закон имеет в виду главным образом снабжение электрической энергией»20. Анализ легального определения договора энергоснабжения, а также норм п. 3 ст. 539 и 548 ГК позволяет сделать вывод о том, что правила о договоре энергоснабжения направлены в первую очередь на регулирование отношений по снабжению электрической энергией.
Таким образом, на сегодняшний день нет однозначного толкования договора энергоснабжения, а соответственно и договора снабжения электрической энергией. Однако наибольшее распространение получила точка зрения о том, что договор энергоснабжения является договором купли-продажи.
II ГЛАВА. Основные элементы договора снабжения электрической энергией
В целях квалификации договора снабжения электроэнергией необходимо рассмотреть его основные элементы.
2.1. Предмет договора
Проблеме предмета правоотношений
(в том числе
Обращает на себя внимание очевидное отличие предметов договора энергоснабжения и договора снабжения электроэнергией.
Из нескольких подходов к предмету договора энергоснабжения наиболее правильным представляется тот, в соответствии с которым предмет договора энергоснабжения составляют как действия (например, деятельность энергоснабжающей организации по передаче энергии потребителю), так и объект этих действий — энергия21. По мнению В.В. Витрянского, предметом договора энергоснабжения «в первую очередь являются действия энергоснабжающей организации по подаче энергии через присоединенную сеть на энергоустановку абонента, а также действия абонента по принятию и оплате энергии». Саму энергию В.В. Витрянский называет «объектом второго рода»22.
Однако к договору
снабжения электроэнергией
Исходя из этого в качестве предмета (объекта) договора снабжения электроэнергией можно рассматривать только саму электроэнергию.
Следует обратить внимание на то, что электрическая энергия является объектом обязательств по реализации и передаче электроэнергии, оформляющих единый процесс электроснабжения. Их тесная взаимосвязь состоит в том, что обязанности энергосбытовой организации перед потребителем могут быть исполнены лишь в результате исполнения договора оказания услуг по ее передаче.
В доктрине существуют различные подходы к определению правовой природы электроэнергии. Достаточно часто предпринимаются попытки приписать электроэнергии вещную природу. Например, И.В. Елисеев предлагает рассматривать электроэнергию как «движимую, простую, делимую, потребляемую вещь, определяемую родовыми признаками»24. Однако с таким подходом трудно согласиться в силу того, что электроэнергия обладает целым рядом существенных особенностей, отличающих ее от других предметов материального мира, обладающих вещной природой.
Д.В. Мурзин пытается подогнать
электрическую энергию под
Другие ученые, напротив, полагают, что электроэнергия не является вещью27. По мнению С.М. Корнеева, электроэнергия — это свойство материи, которое раскрывается как способность производить полезную работу, но не тождественное материи28.
Электрическая энергия не может и не должна отождествляться с энергоресурсами (газ, нефть, нефтепродукты, вода и другие продукты). Так, в ст. 1 Федерального закона от 13.03.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении»29 энергетический ресурс определяется как носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе.
Для разрешения вопроса о юридическом критерии определения электроэнергии необходимо обратиться к физической характеристике данного явления. Прежде всего отметим наиболее важные физические особенности электроэнергии, значимые с точки зрения права.
• Существование электроэнергии проявляется в ее потреблении, в той полезной работе, которую она способна производить,
• Существование, передача, использование, учет электроэнергии невозможны без применения специального оборудования, приборов, средств безопасности.
• Электроэнергия имеет целевое назначение, поскольку конечной целью приобретения электроэнергии является ее потребление.
• Электроэнергия не может определяться индивидуальными признаками.
• Вся производимая электроэнергия немедленно потребляется, не может накапливаться или храниться в значительных количествах, что нехарактерно для вещей в обычном гражданско-правовом понимании.
• Электроэнергия легко транспортируется по электросетям на значительные расстояния.
Полезная работа, совершаемая электрической энергией, связывается в физике с действием электромагнитного поля. Электромагнитное поле поддается измерению и представляет собой совокупность материальных частиц — электронов, находящихся в непрерывном движении. Одновременно электрон является материальным носителем наименьшей массы и наименьшего электрического заряда в природе. Таким образом, электроэнергия в принципе материальна: она не может существовать вне материального источника (носителя) и представляет собой совокупность электронов, перемещающихся по своему носителю. Поэтому электроэнергию можно определить как объект материального мира, материю, пребывающую в постоянном движении.
Определение электроэнергии в качестве характеристики или свойства материи (т.е. других предметов материального мира) едва ли соответствует запросам современного имущественного оборота. Как представляется, электроэнергия является самостоятельным материальным объектом, что позволяет рассматривать ее как объект имущественного оборота, по своей природе отличный от вещей.
В имущественном обороте электроэнергия выступает как объект прав (ст. 128 ГК РФ). В статике оборота электроэнергии последняя выступает как объект вещных прав, а при ее реализации — как объект обязательственных прав. В связи с этим представляется необходимым присоединиться к мнению В.А. Белова, который предлагает относить электрическую энергию к «иному имуществу» в рамках приводимого в ст. 128 ГК РФ перечня видов объектов гражданских прав30. Исходя из чего электроэнергия рассматривается как особого рода имущество, обладающее характеристиками товара.
Не все авторы разделяют данную точку зрения. М.Г. Розенберг утверждает, что «во многих правовых системах электроэнергия не рассматривается как товар, и ее продажа имеет свои особенности»31.
Справедливость такого подхода подтверждает и анализ законодательства: в определении договора купли-продажи (ст. 454 ГК) речь идет о передаче в собственность вещи (товара), соответственно можно сделать вывод о том, что объект договора энергоснабжения следует считать товаром. В ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» электрическая энергия называется «особым товаром». С.М. Корнеев указывал, что «электроэнергия является предметом экономического оборота, предметом гражданских сделок»32.
Большинство исследователей
также относят договор
По справедливому замечанию Г.Ф. Шершеневича, «цель договора купли-продажи состоит в перенесении права собственности на покупщика»36. Поскольку, как было показано, договор снабжения электроэнергией является разновидностью договора купли-продажи, юридическим выражением экономических отношений по реализации электроэнергии становится передача права собственности на электроэнергию. Невещная природа электроэнергии не создает теоретического противоречия при определении электроэнергии в качестве объекта права собственности, поскольку к объектам прав в ст. 128 ГК РФ относятся не только вещи.
Рассмотрение электроэнергии в качестве объекта права собственности позволяет урегулировать принципиально важный вопрос о моменте перехода права собственности, а также связанных с ним рисков случайной гибели (утраты, ухудшения качества) этого имущества. В специальной литературе принято считать, что переход прав собственности на электроэнергию переходит на границах балансовой принадлежности покупателей и продавцов.
2.2. Субъектный состав договора снабжения электрической энергией.
2.2.1. Стороны договора снабжения электрической энергией.
На первый взгляд кажется, что по вопросу определения сторон договора энергоснабжения не должно возникать особых проблем, поскольку указанный договор является двухсторонним и круг его субъектов в общей форме четко назван в Гражданском кодексе РФ. Одна сторона в договоре - это энергоснабжающая организация, осуществляющая подачу энергии, а другая - абонент (потребитель), в качестве которого может выступать юридическое или физическое лицо, использующее энергию для промышленных или бытовых нужд. Однако и здесь правоприменитель сталкивается с рядом проблем.
- Энергоснабжающая
организация, как сторона
Прежде всего рассмотрим понятие энергоснабжающей организации.
Определение энергоснабжающей организации содержится в ст. 1 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию" 37 (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ), согласно которой энергоснабжающая организация - это хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
В связи с тем, что Федеральный закон «Об электроэнергетике» не называет в числе субъектов розничного рынка энергоснабжающие организации, можно сделать вывод о различиях в субъектном составе договора снабжения электрической энергией и договора энергоснабжения. О существовании этих различий свидетельствуют изменения, внесенные в п. 1 ст. 541, п. 1 ст. 542, п. 3 ст. 546 ГК РФ. Из норм указанных статей были исключены упоминания об энергоснабжающих организациях, поскольку в новых условиях субъекты, на которые возложены функции по реализации потребителям электроэнергии, как правило, не имеют возможности передавать им электроэнергию по присоединенной сети.
Таким образом, если в договоре энергоснабжения стороной, на которую возложено обеспечение потребителей электроэнергией, были энергоснабжающие организации, то в договоре снабжения электроэнергией эта обязанность возложена на реструктурированные организации, являющиеся субъектами розничного рынка. По смыслу гл. 7 ФЗ «Об электроэнергетике» реализацию потребителям произведенной или приобретенной электроэнергии будут осуществлять энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и производители электрической энергии (генерирующие компании), не имеющие права на участие в оптовом рынке (ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике»).