Предмет философии техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:34, курс лекций

Краткое описание

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В конце XIX века российский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог XIX века» (1898 г.). Его работы были опубликованы также на немецком языке.

Прикрепленные файлы: 1 файл

фил техники.docx

— 212.71 Кб (Скачать документ)

Карл Митчем ( 15,32- 53), прослеживают две явно выраженных традиции. Исторически первая - инженерная философия техники, которая рассматривает технику в субъективном аспекте ее возникновения и указывает что является ее субъектом, деятельным носителем. Эта традиция представляет собой попытку техников и инженеров выработать некоторую философию своей сферы деятельности. Первое выражение этой традиции восходит к Ньютону, к его натуральной философии и к "механической философии" Р. Бойля. Шотландец Э.Юр выдвинул другой термин-словосочетание "философия производства"(1835 г.). Через 40 лет после Э.Юра выражение "философия техники" использовал Э.Капп в своей теории органопроекции: "в орудии человек систематически воспроизводит самого себя", поэтому "собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа - изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки - чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно. К этой традиции принадлежат и труды П.Энгельмейера, А. Дюбуа-Реймана, Э.Чиммера, Союза немецких инженеров.

 

Инженерная философия  техники дает анализ техники как  бы изнутри, интерпретацию технического бытия человека в прагматическом мире. Именно это техническое бытие  является для этой традиции главным  для понимания других типов человеческого  мышления и действия. Вникая во различные детали техники и технические процессы инженерная философия техники вольно или невольно отодвигает на второй план изучение связей техники с другими аспектами человеческого бытия.

 

Вторая традиция выражена в гуманитарной философии техники, которая рассматривает технику  в объективном аспекте ее возникновения  и представляет собой совокупность усилий ученых, литераторов, религии  и философии (т.е. гуманитарных сфер сознания). Она пытается осмысливать  технику в гуманитарном аспекте, в ее связи со всем спектром человечески  духовных ценностей и действий, отдавать предпочтение гуманитарному началу перед техническим. Эта традиция зарождается уже в романтическом движении, в "Рассуждении о науках и искусстве" Жан Жака Руссо, находит свое продолжение в философии экзистенциализма и близких к ним философов - А.Бергсона, К. Ясперса, Г.Марселя, Г.Маркузе. Особенно ярко эта традиция представлена работами Л.Мэмфорда в его мифе о машине, первого профессионального философа, обратившегося к проблематике философии техники, Хосе Ортеге-и-Гассета, М. Хайдеггера, Ж.Эллюля. При этом особо подчеркивается значимость человеческой интерпретации - его способности творческого отношения к миру. Так, утверждая, что человек не "делающее", а "мыслящее "существо, Мэмфорд пишет:"Если бы внезапно исчезли все механические (технические) изобретения последних пяти тысячилетий, это было бы катострофической потерей для жизни. И все же человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации..., то все, что мы имеем на белом свете, угасло бы и исчезло быстрее, чем фантазии Просперо, и человек очутился бы в более беспомощном и диком состоянии,чем любое другое животное: он был бы близок к параличу" ( 15, 32). Ортега также обращает внимание на то, что человеческая природа есть некий сырой материал, из которого та или иная личность должна что-то творить для себя и техника может рассматриваться как известный вид человеческого проектирования.


Гуманитарный подход или  то, что называют также и герменевтической философией техники, стремится, напротив, раскрыть значение техники — ее связи с транстехническим: с искусством и литературой, этикой и политикой, а также с религией. Таким образом, эти подходы стремятся сделать знание о нетехническом более прочным. Само слово «герменевтика» появилось в этом контексте благодаря той главной роли, которую интерпретация, как не регулируемая правилами, интуитивная и словесно не выражаемая деятельность, играет во всех гуманитарных науках. Герменевтика может быть описана скорее как попытка достичь разумного понимания, а не стремление дать логическое объяснение: она, как таковая, направлена на исследование вопросов, к ней индифферентных или внешних, несущественных. На начальной стадии для герменевтической, или интерпретационной, деятельности характерно наличие перманентных коллективных и личностных элементов, являющихся исторически обусловленными и, следовательно, функционально присущими миру интерсубъективного взаимопонимания. Существование гуманитарной философии техники ограничено хрупкими рамками жизненного мира, что отличает ее от доминирующего присутствия, столь характерного для существования утилитарных артефактов и практики логических манипуляций.

 

8. Техника и искусство в современности.

. В античности понятия т. и искусства совпадали, но сейчас это не так. По мнению Х. Бека, на современном уровне знания отличают строительную технику от строительного искусства, технику живописи от искусства живописи и т.д. Если общее в них заключается в том, что постоянно существующее естественно заданное изменяется или же формируется согласно определенной цели, то отличающее их друг от друга относится к принципиальному смыслу поставленных целей. Если мы имеем в виду искусство, то цель здесь явно заключается в выражении или образном отражении определенного идейного содержания; в технике же речь идет главным образом о пользовании природой. Искусство, таким образом, является как бы раскрытием глубинной сущности действительности, при этом одна из задач искусства - выразить эту сущность в наглядной форме. Причем результаты художественной деятельности заведомо субъективны: выражая в произведении искусства скрытую сущность действительности, художник делает это опосредованно, преломляя через призму собственного мироощущения, осуществляя тем самым не только процесс познания, но и самопознания. С позиций Ф.т. техническая деятельность направлена не только на постижение действительности, но и на ее преобразование в соответствии с нуждами человечества. Техника стремится господствовать над природой, сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей, а это требует знания и понимания процессов, происходящих в природе. Поэтому в отличие от искусства мерой техники является полезность.

 

9. Эрнст Капп - основоположник философии  техники.

Рождение философии техники  обычно связывают с именем Эрнста Каппа, который написал труд «Основные  черты философии техники» (1877), переизданный в ФРГ спустя столетие, и чаще всего отсчет ведется именно с  этого времени.

Эрнст Капп (1808-1896) был первым, кто совершил смелый шаг – в  заголовке своей работы он соединил вместе два ранее казавшиеся несовместимыми понятия «философия» и «техника». В центре его книги «Основные  черты философии техники» лежит  принцип «органопроекции»: человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

 

По Каппу, орудия и оружие суть продолжения (проекции) человеческих органов. (Эта идея не принадлежит  Каппу, она высказывалась многими: от Аристотеля до Эмерсона; но Капп впервые дал ей систематическую разработку). Итак, немецкий философ пишет о бессознательном воспроизведении человеком самого себя в орудиях. Бессознательным идеалом изобретения является человеческий орган, силу которого необходимо увеличить. Форма орудия исходит из формы соответствующего органа. Примеры: железная дорога – кровообращение, телеграф – нервная система, и др.

 

Человек не только бессознательно воспроизводит свои органы, но и  познает затем сам себя, исходя из этих искусственных созданий. До Каппа никто не применял такого рода теории к технике. Эта концепция – одна из первых в ряду версий технологической антропологии. В чем же суть основных идей Э. Каппа? Основаниями его философии техники являются «антропологический критерий» и «принцип органопроекции».

 

 Формулируя свой антропологический  критерий, Капп подчеркивает: каковы бы ни были предметы мышления, то, что мысль находит в результате всех своих исканий, всегда есть человек. Поэтому содержанием науки в исследовательском процессе вообще является ничто иное, как возвращающийся к себе человек. Капп считает, что именно в словах древнегреческого мыслителя Протагора – «Человек есть мера всех вещей» – был впервые сформулирован антропологический критерий и сформировано ядро человеческого знания и деятельности. Именно благодаря тому, что человек мыслит себя в природе и из природы, а не над ней и вне ее, мышление человека становится согласованием его физиологической организации с космическими условиями.

 

 Осмысливая понятие  внешнего мира человека, Капп  замечает, что для него недостаточно  слова «природа» в обычном  понимании. К внешнему миру, окружающему  человека, принадлежит также множество  вещей, которые являются его  созданием. Будучи искусственными  произведениями, в отличие от  естественных продуктов природы,  они образуют содержание мира  культуры. Капп проводит четкое  разграничение «естественного»  и «искусственного»: то, что вне  человека, состоит из созданий  природы и созданий человека.

 

 Этот исходящий от  человека внешний мир является, с точки зрения Каппа, реальным  продолжением его организма, перенесением  вовне, воплощением в материи,  объективированием своих представлений, т.е. части самого себя, нечто от своего собственного «Я». Это – отображение вовне, как в зеркале, внутреннего мира человека. Но созданный человеком искусственный мир становится затем средством самопознания в акте обратного перенесения отображения из внешнего мира во внутренний. В том числе и таким способом человек познает процессы и законы своей бессознательной жизни. Короче говоря,  «механизм», бессознательно созданный по органическому образцу, сам служит для объяснения и понимания «организма». В этом и состоит суть принципа органической проекции Эрнста Каппа.

 

 Концепция органопроекции – первая попытка философской осмысления генезиса техники и ее «антропных» (т.е. «человекосоразмерных») начал. Попытки ответить на вопрос: что такое техника, и каков ее генезис – и в дальнейшем сохраняет свою эвристическую роль и составляет важный раздел в философии техники.

. Эрнст Капп (1808-1896)—немецкий философ, создатель термина ”философия техники”. В 1877 году выпустил книгу, где в названии были употреблены оба слова: и ф, и т. Формулируя свой антропологический критерий, Эрнст Капп подчеркивает: каковы бы ни были предметы мышления, то, что мысль находит в результате всех своих исканий, всегда есть человек. Поэтому содержанием науки в исследовательском процессе вообще является ничто иное, как возвращающийся к себе человек. Э. Капп проводит четкое разграничение "естественного" и "искусственного": то, что вне человека, состоит из созданий природы и созданий человека. Этот исходящий от человека внешний мир является, с точки зрения Каппа, реальным продолжением его организма, перенесением вовне, воплощением в материи, объективированием своих представлений, т.е. части самого себя, нечто от своего собственного "Я". Это - отображение вовне, как в зеркале, внутреннего мира человека. Формулирует свою философию техники, в которой орудия и оружие рассматриваются им как различные виды продолжения (“проекции“) человеческих органов. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа. Множество духовных творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки — чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно“. Капп не рассматривает все это как осознаваемый процесс. Во многих случаях только после появления самого факта становятся очевидными морфологические параллели. Именно на основе такого взгляда Капп рассматривает железные дороги как воплощение кровообращения, его наглядной формой, телеграф — как внешнюю форму и продолжение нервной системы. Его труд содержит также первую философскую рефлексию о новой науке — технической инженерии в виде анализа.

 

10. Основные идеи философии техники  П.К.Энгельмейера.

 

Философия техники – уже  установившееся название одного из важных направлений современной философской  науки, призванного исследовать  наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической  деятельности, проектирования, технических  наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношения человека и техники, техники и природы, этические, эстетические, глобальные и  другие проблемы современной техники  и технологии. Она зародилась в середине XIX в. в Германии как новая форма философской рефлексии техники и научно-технического прогресса. В числе первых ее представителей можно назвать Э. Каппа, Ф. Дессауэра, Э. Чиммера, Э. Дюбуа-Реймона и других. Большой вклад в развитие философии техники внесли такие философы, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, X. Ионас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и другие. В России пионером в философии техники был Петр Климентьевич Энгельмейер.

Для первых этапов развития философии техники были характерны два основных направления – технический  оптимизм и технический пессимизм. Характерная черта технического оптимизма – идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривалась как  единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального  прогресса. Технический пессимизм  характеризовался отрицанием, демонизацией и мистифицированием техники. Представители этого направления проклинали технику как врага человечества и причину всех его бед.

П.К. Энгельмейер подчеркивал необходимость социокультурного подхода к технике. Он отмечал, что для дикаря и в животном мире характерно пассивное биологическое приспособление к природной среде, а для культурного человека – активное технологическое приспособление. «Человек, благодаря своей технике, освободился от необходимости приспособлять свой организм к окружающим природным условиям», – говорил П. Энгельмейер в 1911 г. в выступлении на IV Международном философском конгрессе в Болонье.

В центре внимания философии  техники находятся проблемы смысла, сущности и понятия техники.

В 1913 г. во втором номере «Бюллетеней  Политехнического общества» П.К. Энгельмейер опубликовал краткий ответ на вопрос: «Что представляет собой философия техники». Он дает предельно краткое определение: «Это будет новая наука, которая выяснит роль техники как фактора культуры».

В статье «Успехи философии  техники», опубликованной в тех же Бюллетенях несколько позже, он выясняет, что проблема техники и культуры не может быть решена техническими науками, поскольку они остаются в границах техники. Для решения  же этой проблемы необходим несколько  отстраненный взгляд на технику, нужно  выйти за эти границы и «пройтись  по соседним областям науки, искусства, этики, права, политики и т.д. и везде  искать воздействия техники». Философия  техники, как новая, только нарождающаяся  наука о технике, выходит и  за пределы технологии, которая представляет собой определенную ступень обобщения  в технике. Так же как и технология в свое время вышла за пределы  элементарной техники, то есть ремесла. Являясь теорией культуры, философия  техники выделяет технику в один уровень с теорией познания, этикой и эстетикой, и, наконец, она развивается  в целое «техническое мировоззрение».

Информация о работе Предмет философии техники