Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:31, курсовая работа
С середины ХХ столетия международные валютные отношения получают новый импульс развития. Интернационализация и глобализация мировой экономики способствуют развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений между странами. Проблемы устойчивости валют, допустимых границ их колебаний по отношению друг к другу и резервным валютам становятся важнейшими проблемами мирового хозяйственного развития. Создание эффективного валютного механизма для бесперебойного осуществления мировых хозяйственных связей становится центральной задачей мировой финансовой системы.
Введение
Глава I. Национальные и мировая валютные системы, их развитие.
1.1. Золотой стандарт. Фиксированные курсы.
1.2. Золотовалютный стандарт (Бреттон-Вудская валютная система).
1.3. Система плавающих курсов.
1.4. Рождение евро.
1.5. Европейский экономический союз.
1.6. Цели создания валютного союза.
1.7. Перспективы функционирования Евро.
1.8. Перспективы евро в Российской Федерации.
Глава II. Валютные курсы, их виды. Конвертируемость.
2.1. Валюты и их виды.
2.2. Конвертируемость валюты.
2.3. Валютный рынок.
2.4. Валютные курсы.
2.5. Динамика валютных курсов.
2.6. Определение обменного курса на свободном рынке.
2.7. Процентные ставки и обменные курсы: краткосрочная перспектива.
2.8. Среднесрочная перспектива: экономическая деятельность и обменные курсы.
2.9. Теория паритета покупательной способности: долгосрочная перспектива.
2.10. Факторы, определяющие валютные курсы.
2.11. Рыночное определение обменных курсов: обобщение.
2.12. Фиксированные обменные курсы и платежный баланс.
2.13. Определение платежного баланса на практике.
2.14. Коллективные валюты и счетные единицы.
2.15. Механизмы корректировки при фиксированных обменных курсах.
2.16. Почему делаются попытки фиксировать обменные курсы?
2.17. Роль МВФ.
2.18. Волатильный доллар.
Заключение.
Список литературы.
ВЫВОД: При фиксированных обменных курсах кредитно-денежная политика должна быть направлена преимущественно на поддержание установленного обменного курса. Поэтому она не может использоваться для управления совокупным спросом.
Золотой стандарт привел к еще одному серьезному затруднению: мировая торговля оказалась в большой зависимости от разведанных запасов золота. Крупные золотые прииски означали более высокие цены и динамичное создание благоприятных экономических условий, что достигалось при помощи стандартных механизмов кредитно-денежной политики. Когда же предложение золота не успевало за ростом мировой экономики, ценам в долгосрочном плане приходилось снижаться, а безработица в краткосрочной перспективе повышалась.
1.2. Золотовалютный стандарт (Бреттон-Вудская валютная система).
Золотой стандарт неоднократно сталкивался с большими затруднениями и в конце концов в ходе финансового хаоса Великой депрессии 1930-х и Второй мировой войны окончательно рухнул. Но без него мир испытал новые трудности, в частности, столкнулся с серьезным спадом международной торговли.
В 1944 г., когда война уже приближалась к завершению, представители ведущих промышленных стран собрались в одном из отелей в американском городке Бреттон Вуде, штат Нью-Хемпшир. Их целью было установление стабильной денежной среды, позволявшей восстановить мировую торговлю. Из-за того, что в то время Соединенные Штаты располагали львиной долей мировых резервов, участники естественным образом обратились к доллару как к фундаменту, на котором будет построен новый международный экономический порядок.
Планы реконструкции международной валютной системы начали разрабатываться еще во время Второй мировой войны, а принципы действия ее нового механизма были определены на валютнофинансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.
Бреттон-Вудская валютная система - мировая валютная система, при которой доллар США, а также в значительно меньшем объеме английский фунт стерлингов осуществляли резервные функции наряду с золотом и для этих целей разменивались на него, цена золота была неизменной и составляла 35 долл. за тройскую унцию (т.е. за 31,1 г.), валютные курсы были фиксированы, а все регулирование валютных отношений между странами (кроме социалистических) осуществлялось через Международный валютный фонд (МВФ).
Бреттон-Вудсское соглашение восстановило фиксированные обменные курсы, привязанные к свободной конвертируемости доллара США на золото. По его условиям Соединенные Штаты приняли на себя обязательство покупать и продавать золото, чтобы поддерживать цену на него равной $35 за унцию, которую президент Франклин Рузвельт установил в 1933 г. Другие страны, подписавшие соглашение, большинство из которых на тот момент практически не имели золота, в свою очередь согласились покупать и продавать доллары, чтобы поддерживать обменные курсы своих валют на согласованном уровне. Таким образом, все валюты косвенно оказались привязаны к золоту. Скажем, владелец французских франков мог обменять их на доллары приблизительно по курсу 5 франков за доллар, а затем обменять доллар на золото по цене $35 за унцию. При таком подходе стоимость франка была зафиксирована и равнялась 170 франкам за унцию золота (5 франков за доллар умножить на $35 за унцию).
Для реализации Бреттон-Вудсской системы в 1944 г. был учрежден Международный Валютный Фонд (МВФ), о котором так часто говорят в последнее время. Используя средства, предоставленные в качестве взносов странами-участницами, МВФ получил полномочия предоставлять займы странам, резервы которых в значительной степени снизились. Вариант корректировки обменных курсов рассматривался в качестве последнего из возможных "рубежей обороны", так как считалось, что основу для мировой торговли составляют фиксированные обменные курсы.
В целом, Бреттон-Вудсская система унаследовала недостатки любой системы с фиксированными обменными курсами. Изменение обменных курсов разрешалось только в случае наступления «фундаментального неравновесия» платежного баланса страны, так как в то время специалисты были убеждены, что только относительно фиксированные обменные курсы позволяют создать стабильный экономический климат, необходимый для восстановления мировой торговли.
Разумеется, участники, собравшиеся в Бреттон Вудсе, не определили точно, что является «фундаментальным неравновесием», да и не могли этого сделать.
По мере того как система развивалась, под этим термином стали понимать хронический дефицит платежного баланса в крупных размерах. Страны, оказавшиеся в подобном положении, получали разрешение девальвировать свою валюту относительно доллара. Поэтому эта система не была в полной мере системой жестких фиксированных обменных курсов, а скорее системой с курсами, которые были «фиксированными до момента объявления об их последующем изменении». Так как МВФ санкционировал девальвации только после продолжительного периода дефицитов платежного баланса, в результате которых резервы страны истощались, такие девальвации можно было с достаточно высокой точностью прогнозировать. К тому же, как правило, эти девальвации были крупными. Поэтому спекулянты своевременно выявляли появляющиеся возможности для получения прибыли и целенаправленно «атаковали» слабые валюты, прибегая к волнам продаж. Эта проблема заставила многих экономистов усомниться, может ли система фиксированных обменных курсов на самом деле создать стабильный климат для мировой торговли, как это предполагалось. Была ли система, где курсы оставались постоянными в течение длительного времени, а затем изменялись на большую величину, действительно более побудительной для международной торговли, чем вариант, при котором валюты с завышенной стоимостью постепенно обесценивались, как это происходит при применении системы с плавающими курсами?
Вторая проблема возникла из-за асимметричности, упомянуrой в предыдущем параграфе: страны с дефицитами были вынуждены прибегать к девальвации, в то время как страны с профицитом могли сопротивляться ревальвации. Поскольку стоимость доллара США была фиксированной в золотом исчислении, Соединенные Штаты были единственной страной в мире, которая не имела возможности девальвировать свою валюту. Поэтому единственным вариантом, при котором обменные курсы между долларом и иностранными валютами могли быть изменены в этом случае, становилась ситуация, когда страны с профицитом баланса ревальвировали свои валюты относительно доллара. Впрочем, такое происходило не часто, и поэтому валюта США стала иметь завышенную стоимость, а в стране хронически наблюдался дефицит платежного баланса.
Для нормального функционирования золотовалютного стандарта требовалось постоянное увеличение резервов в соответствии с потребностями расширения экономических и соответственно платежных отношений в условиях роста мировой экономики и поддержание оптимального соотношения между золотыми и валютными (долларовыми) резервами, с тем чтобы цена на золото была равновесной. Невыполнение этих условий закономерно должно было вести к краху Бреттон-Вудской системы. Недостаток резервных средств (долларов, фунтов стерлингов, золота) вел к торможению мировой торговли, а избыток - к дестабилизации системы фиксированных валютных курсов.
Кроме того, более высокие темпы прироста валютных резервов по сравнению с темпами прироста золотого компонента резервов рано или поздно поставили бы под сомнение способность США сохранять конвертируемость своей валюты в золото по установленной официальной цене. В условиях новой валютной системы закономерно начался рост валютного компонента в резервах центральных банков. К концу 60-х гг. американский доллар практически монополизировал сферу международных расчетов, что нашло свое отражение в росте его доли в золотовалютных резеpвах всех стран с 9% в 1950 г. до 75% в 1970 г.
К тому же в результате относительного
снижения конкурентоспособности
В конце концов, завышенный доллар разрушил Бреттон-Вудсскую систему. К августу 1971 г. истощение резервов США и накопление огромных иностранных долгов заставило президента Ричарда Никсона покончить с фиксированными обменными курсами, и он объявил, что Соединенные Штаты больше не будут покупать или продавать золото по $35 за унцию. После ряда неудачных попыток восстановить фиксированные обменные курсы в 1973 г. Бреттон-Вудсская система перестала действовать.
1.3. Система плавающих курсов.
Когда запасы долларов в международных резервах превысили золотой запас США в несколько раз, а другие страны начали требовать обмена долларовых резервов на золото, США прекратили размен американской валюты на золото в официальном порядке с 15 августа 1971 г. Западноевропейские страны отказались от обязательств по поддержке курса доллара, и началось "плавание" валют, что де-факто привело к отказу от всех основополагающих принципов системы золотовалютного стандарта.
Плавание валютных курсов имело ряд особенностей в связи с тем, что многие страны предпринимали определенные усилия по ограничению колебаний валютных курсов, что делало их плавание «грязным». Например, правительство Японии неоднократно воздействовало на курс иены в сторону его понижения, с тем, чтобы обеспечить японским экспортерам конкурентные преимущества на международных рынках. Страны Европейского сообщества делали попытки сократить пределы колебаний между курсами своих валют, создавая так называемую «змею в туннеле» в декабре 1971 г. Они установили максимальные рамки колебаний наиболее слабых и наиболее сильных валют стран-членов ЕС («туннель»), а также максимальные пределы колебаний для каждой пары валют («змея») и путем валютных интервенций пытались регулировать данную систему взаимных курсов валют.
В 1978 г. вступили в силу поправки к Уставу МВФ, которые зафиксировали изменения, происшедшие в мировой валютной системе. Суть их сводилась к следующему: а) отменяется официальная цена золота; б) официально закрепляется система плавающих курсов; в) повышаются требования к координации внутренней и внешней экономической политики стран - членов МВФ; г) декларируется намерение превратить СДР в основной резервный актив.
Хотя первые попытки регулирования плавания курсов нельзя было назвать удачными, в конечном счете, начала формироваться система управляемого плавания валютных курсов, при которой внешняя несбалансированность расчетов (платежного баланса) регулируется за счет как постепенного изменения валютных курсов, так и одновременного проведения внутренних макроэкономических преобразований. Валютная политика страны стала неотъемлемым элементом ее макроэкономической политики.
Соглашение стран – членов МВФ в Кингстоне в январе 1976 г. оформило следующие принципы четвертой валютной системы.
1) введен стандарт СДР вместо золотомонетного стандарта.
2) юридически завершена демонетаризация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.
3) странам предоставлено право выбора любого режим валютного курса.
4) МВФ, сохранившийся на обломках Бреттон-Вудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование.
Итоги функционирования СДР
свидетельствуют о том, что они
оказались далеки от мировых денег.
Более того, возникли проблемы эмиссии
и распределения, обеспечения, метода
определения курса и сферы
использования СДР. Вопреки замыслу
СДР не стали эталоном стоимости,
главным международным
Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран в марте 1973 г. не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих денег», с валютной спекуляцией.
Ямайская валютная реформа
не обеспечила валютной стабилизации.
Кредитные возможности МВФ, несмотря
на увеличение кредитов, остались скромными
по сравнению с огромными
1.4. Рождение евро.
Как уже отмечено выше, плавающие обменные курсы - это вовсе не панацея. Члены Европейского союза столкнулись с одной конкретной проблемой этого рода. В качестве составной части их долгосрочной цели - создания унифицированного рынка, напоминающего рынок Соединенных Штатов - они осознали необходимость в единой валюте для всех стран - членов денежного союза.
Процесс перехода к единой
валюте осуществлялся поэтапно,
более-менее в той
Электронные и чековые трансакции в 11 из 15 стран ЕС были деноминированы в евро и с января 1999 г. осуществляются в этой, а не в национальных валютах. Когдa к денежному союзу присоединилась Греция, число стран, перешедших на евро, выросло до 12, и в январе 2002 г. новые монеты и банкноты евро стали успешно циркулировать на общем европейском пространстве. К настоящему времени французские франки, немецкие марки, итальянские лиры и девять других национальных валют из обращения изъяты и скоро станут реликтами прошлого. Каждая из потребовавшихся трансформаций прошла на удивление ровно и без заметных сбоев.
Введение евро в обращение и изъятие других национальных валют - это огромный экономический эксперимент, гигантский шаг по сравнению с прежней системой просто фиксированных обменных курсов. Режим фиксированных обменных курсов может быть устранен в любое время решением того или иного правительства. К тому же финансовые спекулянты могут иногда нарушить фиксированные обменные курсы даже в том случае, если правительства хотят их сохранить. Европейский денежный союз был создан на основе международного договора и является более-менее неуязвимым для атак спекулянтов, потому что устранил обменные курсы среди стран-участниц. Как нет обменного курса между штатами Нью-Йорк и Нью-Джерси, так сейчас нет и обменного курса между Германией и Францией. Денежные союзы, конечно, могут столкнуться с другими проблемами, но нестабильности обменного курса среди них не будет.
Информация о работе Национальные и мировая валютные системы, их развитие