Роль НБКР в оздорвлении банковской системы КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

В данной работе сделана попытка более подробно рассмотреть вопросы реализации денежно-кредитной политики в Кыргызстане, раскрыть тенденции изменения спроса на деньги, каким образом осуществляются контрольные и регулирующие функции, т.е. с помощью каких механизмов осуществляется разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов, норм и контроль за ними. Данная дипломная работа построена следующим образом: в первой главе рассматривается каким образом Национальный банк осуществляет регулирование денежно-кредитной системы страны. Также на опыте зарубежных финансово-кредитных систем можно посмотреть закономерности их развития, установить направленность воздействующих на них внешних факторов, увидеть отличительные их стороны.

Содержание

Введение
Глава 1. НБКР – главное звено банковской системы Кыргызской Республики
1.1. Роль НБКР в регулировании денежно-кредитной системы Кыргызстана.
1.2. Зарубежный опыт деятельности Центральных банков в оздоровлении банковской системы.
Глава 2. Анализ состояния банковской системы Кыргызской Республики за 2000-2002 годы
2.1. Анализ деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики за 2000 –2002 годы
2.2. Практика осуществления надзора за коммерческими банками, в соответствии с законодательством КР.
Глава 3. Основные направления реформирования банковской системы Кыргызской Республики
3.1. Мероприятия НБКР по оздоровлению банковской системы КР
3.2. Совершенствование банковского законодательства КР
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 1.92 Мб (Скачать документ)

Другая ошибка местных банков состоит в неосмотрительном кредитовании создания новой недвижимости. Думая, что спрос на нее будет продолжать расти, банки выбрасывали деньги на грандиозные строительные проекты, часто затеваемые по прихоти политиков. Однако спрос и цены на недвижимость резко упали, что создало дополнительные трудности для крупнейших институтов, в портфелях которых кредиты на эти проекты составляют от 10% до 35%.

Еще одна проблема - неверная оценка азиатскими банкирами стабильности обменных курсов национальных валют. При этом не учитывалась возможная девальвация валюты: они уверовали, что смогут вечно получать прибыль, занимая доллары и вкладывая их в активы в местной валюте. После девальвации заемщики возвращали полученные кредиты в обесценившейся национальной валюте, и банки были вынуждены оплачивать свои долларовые обязательства из собственного кармана. По данным Банка международных расчетов, на конец 1996 года зарубежные обязательства Таиланда сроком менее двух лет составляли 120% его инвалютных резервов, Индонезии и Южной Кореи - 200%.

Последствия произошедшего кризиса еще раз подтверждают мнение, что привлекаемый краткосрочный международный капитал не привносит новой технологии, не совершенствует управление национальными институтами и не обеспечивает надежное финансирование дефицитов текущих платежных балансов. Для управления притоком такого капитала заемщики должны создавать огромные резервы.

Исключительно важную роль в развитии экономического кризиса сыграло и поведение инвесторов. Сначала они вели себя так, как будто восточно-азиатские экономические системы абсолютно неуязвимы, а затем пришли в состояние стадной паники, как будто в этих же самых экономиках нет и светлого места. Чистый приток частного капитала в Индонезию, Южную Корею, Малайзию, Филиппины, Таиланд подскочил с 48 млрд долларов в 1944 году до 93 млрд в 1996 году, чтобы затем упасть до минус 12 млрд в 1997 году. Бегство капитала привело к валютному кризису и массовым банкротствам в частном секторе. В связи с расплывчатыми гарантиями частных вкладчиков также имели место массовые изъятия вкладов из банков.

Азиатский кризис не был локальным и, видимо, не мог быть таким: многие европейские банки, испытывающие на своих рынках жесткую конкуренцию, увлеклись экспансионнисткой кредитной политикой на динамичном азиатском рынке. Международные кредиторы были убеждены в том, что им помогут тем или иным способом вернуть деньги. По данным Банка международных расчетов, в 1996 году европейские банки наращивали на азиатском рынке свою активность, причем германские банки обошли своих конкурентов из Франции, Англии и США. Они заняли место японских банков, которые, напротив, сокращали свою активность в регионе. В результате, в концу 1997 года требования крупных европейских банков на развивающихся рынках Азии в 9 раз превысили их требования к Мексике накануне случившегося в декабре 1994 года финансового краха. У семи из 26 ведущих международных европейских банков кредитный портфель в пяти наиболее сильно затронутых финансовым кризисом азиатских странах  (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины и Южная Корея) и в Гонконге превысил размеры их собственного капитала Так, например, кредиты германских Дрезднер Банка  и Коммерцбанка, выданные ими только Южной Корее, составляли около 20% собственного капитала этих банков.

Таким образом, международные кредиторы сделали крупные ставки, а японские даже поставили на карту весь капитал. Международные банки продолжали вливать деньги в экономику Индонезии, Южной Кореи, Малайзии, Филиппин и Таиланда до третьего квартала 1997 года. Затем они стали спешно ретироваться. Их поведение по отдельности нельзя назвать иррациональным, но, тем не менее, оно вызвало панику  и создало проблемы для всех, в том числе и для самих кредиторов. Размер понесенных убытков очень велик: некоторым крупным европейским банкам для их покрытия потребовалось использовать до четверти своих резервных отчислений.

Учитывая глобальный характер последствий азиатского кризиса, страны - лидеры мировой экономики и МВФ предприняли существенные усилия по его купированию. Без их финансовой помощи успешное преодоление кризиса было бы невозможно. Оказывая помощь, западные страны обеспечили открытие местного банковского рынка для собственных кредитных учреждений. И это является логичным и взаимовыгодным результатом сотрудничества. Латиноамериканский опыт показал, что когда иностранные кредитные институты пришли в регион, привлеченные приватизацией банков и либерализацией доступа нерезидентов к участию в их капитале, они принесли помимо капитала современные технологии и высокие стандарты кредитной политики и качества услуг. Как и в Латинской Америке, в Азии перед местными банками был поставлен выбор - или подниматься до этих стандартов, или уступить свое место на рынке.

Помимо открытия внутреннего рынка для инобанков, странам региона неизбежно придется стимулировать консолидацию банковского сектора. Самые плохие банки должны быть ликвидированы, однако закрытие слишком большого числа банков скорее подорвет доверие к финансовому сектору, чем восстановит его. Оптимальным было решение поднять нормативы собственного капитала и тем самым заставить слабые институты либо слиться с конкурентами, либо исчезнуть. Но этот путь вызывает жесткое сопротивление владельцев азиатских банков, что вынуждены учитывать правительства стран Азии.

Для решения общих проблем в конце 1997 года страны - члены АСЕАН договорились о создании особого ведомства для отслеживания экономического положения в регионе. Деятельность этого органа направляется и финансируется Азиатским банком развития в Маниле при участии представительства Международного валютного фонда в Токио. Созданная структура призвана координировать макроэкономическую политику стран - участниц и оказывать необходимое воздействие на страны, уклоняющиеся от выполнения согласованных мер. По мнению наблюдателей, создание подобного органа может изменить подход даже к таким явлениям, как коррупция или фаворитизм, широкое распространение которых в одной стране может стоить миллиарды долларов в другой. Последним шагом в этом направлении стала разработка плана введения в регионе единой валюты типа евро, что поможет снизить зависимость государств Юго-Восточной Азии от доллара, сохранить их валютные резервы и нейтрализовать валютные спекуляции. Несмотря на скептическое отношение многих аналитиков к возможности практического воплощения этого плана, идея нашла поддержку среди руководителей стран региона.

Итак, финансовый кризис в Азии подтвердил ряд известных, но часто игнорируемых экономических постулатов, важнейшим из которых является прямая зависимость между подверженностью кризису, тяжестью его последствий “долговым навесом”. Нельзя совмещать плохо регулируемые и чрезмерно обеспеченные всевозможными гарантиями финансовые рынки с чрезмерной либерализацией доступа к международным  кредитам. Кроме того, любой стране, позволяющей своим компаниям брать крупные займы на международных рынках, нужен эффективный закон о банкротстве.

В программе по оздоровлению банковской системы могут иметь место меры по обеспечению хотя бы на минимальном уровне системы кредитования экономики. Например, в Мексике в апреле 1995 года правительство ввело программу реальной учетной единицы с тем, чтобы защитить должников от реального роста процентных ставок по кредитам  и обеспечить для кредитов реальный доход по кредитам. Реальная учетная единица представляла собой индекс потребительских цен (UDI), включающий цены в 48 городах на 313 потребительских товаров. Его значение ежедневно рассчитывается и корректируется Банком Мексики на основе 10-дневного запаздывающего значения индекса. Начальное значение UDI было зафиксировано на уровне 1,0 по состоянию на 4 апреля 1995 года. Значение процентной ставки по UDI складывается из трех компонентов: 4% (стоимость рефинансирования) плюс 5% (покрытие кредитного риска) плюс 3%(покрытие административных расходов банка). При этом 4% ежеквартально выплачиваются в образуемый банком транс-фонд и передаются правительству.3% выплачиваются в транс-фонд и передаются коммерческим банкам, несущим риск по кредитным соглашениям и обслуживающим кредитный портфель. Остальной компонент ставки, определяемый рыночными условиями, должен покрывать кредитные риски.

Программа позволяла банкам и их клиентам перезаключать кредитные соглашения и увеличивать их срок до 12 лет. Эти кредиты передавались в транс-фонд, финансируемый за счет резервов против сомнительной задолженности коммерческих банков. Правительство являлось главным источником средств, предоставляемых банком и реальных учетных единицах. В свою очередь, оно занимало эти средства у коммерческих банков. Банки должны поддерживать уровень провизий по переоценке портфеля задолженности, находящегося в транс-фонде UDI и нести риск неплатежеспособности клиентов.

В июне 1995 года была принята программа по защите индивидуальных заемщиков коммерческих банков по потребительскому и ипотечному кредиту, кредитных карточек, а также мелких компаний по коммерческим кредитам. В рамках соглашения, подписанного между правительством и коммерческими банками, получившего название “Соглашение по немедленной поддержке банковских заемщиков” ( ADI), на один год вводился потолок по оплате процентов. Кроме того, соглашение позволяло заключать договора о реструктуризации  задолженности до того, как банки могли бы воспользоваться своим правом взыскания задолженности по ссудам через суд и конфискацию имущества. Соглашение позволило реструктуризировать более чем 75 задолжников коммерческих банков. Они получили субсидии в виде снижения процентных ставок и задержки процедуры взыскания задолженности. Стоимость этой субсидии была примерно поровну распределена между банками и правительством.

Программы UDI и ADI помогли поддержать ликвидность банков и предотвратить волну банкротств. Вместе с тем они не позволили решить проблему реструктуризации задолженности крупных заемщиков, чему помимо прочего, препятствовали неадекватные правовые нормы и процедуры, регулирующие процесс банкротства. В декабре 1995 г было основано Координационное ведомство по урегулированию конфликтов между банками и фирмами (Coordinating Unit for Bank Enterprise Agreements UCABE) для разработки соглашений по реструктуризации задолженности крупнейших должников коммерческих банков. В число подобных должников входили фирмы с задолженностью от 150 до 500 млн. долл. и на них приходилось от 8 до 10% общей суммы задолженности по кредитам. Несмотря на сложности, с помощью этого ведомства был заключен ряд крупных соглашений о реструктуризации задолженности.

Примеры других стран показывают, как и в чем была выражена поддержка государства для оздоровления банковского сектора. Этот дает нам право выбора в решении пути дальнейшего развития, в частности, как отдельно банковской системы, так и экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ состояния банковской системы Кыргызской Республики за 2000-2002 годы

 

2.1. Анализ деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики за 1999-2002 годы.

 

Учитывая важную роль, которую играют банки в экономике любой страны и необходимость защиты интересов вкладчиков, система коммерческих банков является объектом тщательного контроля и надзора со стороны государства.

В целях своевременного предотвращения и определения проблем в банках и принятия соответствующих корректирующих мер деятельность органов надзора должна обеспечивать непрерывную оценку работы коммерческих банков. 

В Кыргызской Республике в период с 01.01.1999 - по 01.01.2001 годы функционировало 22 коммерческих банка и РСК. За этот период банковская система пережила воздействия азиатского и российского финансовых кризисов 1998 года. В 2000 году были отозваны лицензии трех банков, двум из них позднее были возвращены лицензии, в одном был введен режим консервации. Тем не менее, банковская система в целом преодолела кризис. Об этом свидетельствуют результаты 2000 года по сравнению с 1999 годом. Размер оплаченного уставного капитала увеличился у большинства банков, активы возросли более чем на 600,0 млн. сом, собственный капитал банков увеличился более чем на 230,0 млн. сом. Банковская система Кыргызкой Республики по состоянию на 01.01.2001 года насчитывала 22 коммерческих банка и РСК с общим уплаченным капиталом 1171,2 млн. сомов, из них 355,4 млн. сомов или 30,3 процента с иностранной долей капитала в 11 коммерческих банках. В 2001 году наряду с такими позитивными изменениями, как увеличение уставного капитала ряда банков, отмечен появлением на финансовом рынке Кыргызстана нового Кыргызского Инвестиционного Кредитного Банка с уставным капиталом в размере 334,03 млн. сомов. Таким образом, по состоянию на 1.01.2002 года стало 23 коммерческих банка и РСК. За указанный период Национальным банком осуществлялись процессы специального администрирования четырех проблемных банков, а именно, ИАКБ “Акыл”, АКБ “Инсан”, АКБ “КыргызКрамдс-банк” (в марте 2003 года банку возвращена лицензия) и АКБ “Курулуш”, В ИАКБ “Иссык-Куль” был введен режим консервации. Таким образом, по состоянию на 01.01.2003 года стало 20 коммерческих банков.

Одним из инструментов банковского надзора является осуществление надзора за деятельностью банков путем изучения и анализа деятельности банков по предоставленным финансовым и другим отчетам (внешний надзор), а также путем проведения непосредственных проверок  в банках (инспекторские проверки).

Суть деятельности банковского надзора заключается в том, чтобы помочь банку в решении финансовых проблем, которые мешают нормальному функционированию в рамках законодательства. Тем самым принимаются интересы вкладчиков, и других клиентов банков.

Одним из главных задач органов банковского надзора за деятельностью банков является проведение анализа деятельности коммерческих банков и оценки их финансового состояния. Для обеспечения единого подхода при проведении такого анализа, Национальным банком разработано “Положение о рейтинговой системе оценки коммерческих банков”.

Цель системы - всесторонне отразить и универсальным образом оценить финансовое состояние банка, а также установить соответствие его действий банковскому законодательству, нормативным и инструктивным актам НБКР.

Таким образом, использование данной системы, которая учитывает все основные аспекты банковской деятельности, является одним из методов проведения анализа финансового состояния банка.

Оценка финансового состояния банка (при помощи данной рейтинговой системы) проводится по представленным в Управление банковского надзора периодическим регулятивным банковским отчетам или другой запрашиваемой у коммерческих банков информации.

Цель системы - всесторонне отразить и универсальным образом оценить финансовое состояние банка, а также установить соответствие его действий банковскому законодательству, нормативным и инструктивным актам НБКР.

Таким образом, использование данной системы, которая учитывает все основные аспекты банковской деятельности, является одним из методов проведения анализа финансового состояния банка.

Система основана на оценке количественных и качественных факторов, характеризующих финансовое состояние коммерческих банков. Рассматриваемые факторы включают:

Адекватность капитала - оценка размеров банковского капитала, с точки зрения его достаточности для защиты интересов кредиторов и вкладчиков;

Качество активов - система определяет возможность обеспечения возврата активов и внебалансовых обязательств,  а также влияние проблемных кредитов на общее финансовое состояние банка.

Прибыльность банка- способность банка получать прибыль (доходы) - система оценивает прибыльность (доходность) банка с точки зрения достаточности получаемых банком доходов (прибыли) для финансирования текущей и будущей деятельности, а также увеличения капитала.

Информация о работе Роль НБКР в оздорвлении банковской системы КР