Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:59, контрольная работа
Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенными формами ведения предпринимательской деятельности с использованием конструкции юридического лица, в связи с чем подобные товарищества и общества наряду с прочими коммерческими организациями нередко именуются юридическими лицами торгового права (в противоположность организациям гражданского права, включающим в себя преимущественно некоммерческие организации). Концептуальным моментом отечественной системы законодательства о юридических лицах является требование наличия у коммерческой организации основного капитала (уставного (складочного) капитала, фонда и проч.), который, по замыслу законодателя, является минимальной имущественной основой деятельности юридического лица торгового права, гарантирующей интересы его кредиторов.
4) Общественное объединение – основанное на членстве объединение граждан, созданное ими с целью совместного удовлетворения своих нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.
Ст. 117 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях» именуют аналогичную организационно-правовую форму как «общественные и религиозные организации (объединения)».
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Отсюда видно, что общественная организация является одной из разновидностей общественного объединения, поэтому отождествление этих понятий с точки зрения формальной логики является неоправданным. Что касается общественного фонда и общественного учреждения, то они вообще не являются разновидностями общественных объединений, поскольку в них отсутствует главный признак последних – отношения членства. Эти разновидности некоммерческих организаций относятся соответственно к организационно-правовым формам фонда (ст. 118-119 ГК РФ) и учреждения (ст. 120 ГК РФ). Поэтому нормы об общественном фонде и общественном учреждении следует исключить из Федерального закона «Об общественных объединениях», как противоречащие ГК РФ.
Религиозные объединения
в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального
закона «О свободе совести и о
религиозных объединениях»
Таким образом, с точки зрения законодательной техники предпочтительным выглядит выделение в ГК РФ в качестве унифицированной организационно-правовой формы некоммерческой организации родовой конструкции общественного объединения. В свою очередь, в рамках этой унифицированной организационно-правовой формы следует выделить такие разновидности некоммерческих организаций как религиозные объединения (религиозные организации и группы), общественные организации, общественные движения, политические партии, органы общественной самодеятельности.
При этом следует обратить
внимание на некорректность некоторых
норм Федерального закона «Об общественных
объединениях» в отношении
Между тем одним из конститутивных
признаков организационно-
Исходя из изложенного, необходимо предусмотреть законом наличие членства в таких разновидностях общественных объединений, как общественное движение и орган общественной самодеятельности.
5) Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социально-культурные, благотворительные, образовательные и иные общественно полезные цели.
Приведенное определение фонда закреплено в п. 1 ст. 118 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и должно быть сохранено в законодательстве. Главным признаком этой унифицированной организационно-правовой формы, отличающим ее от перечисленных выше, является отсутствие отношений членства.
Примером данной организационно-правовой формы являются благотворительные фонды (ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Негосударственные пенсионные фонды, причисляемые действующим законодательством к некоммерческим организациям, как уже отмечалось выше, являются по своей природе организациями коммерческими и не имеют ничего общего с рассматриваемой организационно-правовой формой фонда.
Требует разрешения проблема прав учредителей фонда в отношении последнего, проявляющаяся, в частности, в том, что в законодательстве отсутствует возможность изменения состава попечительского совета фонда после его создания (тогда как в условиях многолетнего существования фонда это может оказаться необходимым), и совершенно не урегулирована процедура формирования его исполнительных органов. Логичным было бы поставить решение этих вопросов в зависимость от воли учредителей и наиболее крупных жертвователей фонда, однако отсутствие отношений членства в условиях действующего законодательства исключает какие-либо инструменты влияния учредителей на управление фондом после того, как он уже создан и функционирует.
Возможными путями решения проблемы являются либо допущение членских отношений в фонде, либо, что более предпочтительно, разведение на законодательном уровне собственно членских отношений и отношений по поводу учреждения фонда путем детального урегулирования последних. Второй путь состоит в установлении возможности передачи прав учредителя фонда другим лицам, которые, тем не менее, не будут подпадать под категорию членства; законодательном урегулировании процедуры формирования исполнительных органов фонда независимым органом, формируемым из наиболее почетных представителей общества, назначать которых, в свою очередь, вправе учредители фонда, и т. д.59
6) Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Данное определение закреплено в п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В ГК РФ указанная организационно-правовая форма отсутствует.
Автономная некоммерческая организация отличается от фонда специфической целью деятельности (направленность на оказание различных видов услуг), а от учреждения – тем, что она является собственником своего имущества. Важным признаком автономной некоммерческой организации является правило о том, что ее учредители вправе пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Общеполезный характер деятельности автономной некоммерческой организации исключает адресное установление каких-либо преимуществ в отношении ее учредителей60.
В форме автономной некоммерческой организации могут создаваться учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в различных областях общественно полезной деятельности61. На практике данная организационно-правовая форма получила очень широкое распространение, что свидетельствует о ее жизнеспособности и востребованности. Поэтому данную конструкцию следует сохранить в законодательстве с закреплением ее в ГК РФ в качестве унифицированной формы некоммерческих организаций.
7) Учреждение – не имеющая членства организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Приведенное определение учреждения содержится в п. 1 ст. 120 ГК РФ и п. 1 ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Конструкция учреждения должна быть сохранена в законодательстве в виде унифицированной организационно-правовой формы, закрепленной ГК РФ.
В качестве главного отличия этой организационно-правовой формы от всех вышеперечисленных выступает то обстоятельство, что имущество учреждения не принадлежит ему на праве собственности, а закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 1 ст. 120, ст. 296 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Другим ее существенным признаком является неограниченная субсидиарная ответственность собственника-учредителя по обязательствам созданного им учреждения при недостаточности для этого денежных средств, находящихся в распоряжении последнего (п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Учреждениями по своей организационно-правовой форме являются органы государственной и муниципальной власти и управления, организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т. п.). Учреждения могут быть публичными (государственными и муниципальными), собственниками имущества которых являются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование, и частными – создаваемыми гражданами или юридическими лицами.
Требует четкого законодательного разрешения вопрос о том, возможно ли создание учреждения не одним, а несколькими собственниками-учредителями. В частности, Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ)62 допускается наличие нескольких учредителей у образовательного учреждения. Представляется, что допущение такой возможности противоречит как унитарной природе учреждения, так и конструкции ограниченного вещного права оперативного управления, предусмотренной ст. 296 ГК РФ. Противоречивость законодательной регламентации статуса учреждения в этом отношении следует устранить.
Подлежит разрешению также проблема природы права учреждения на доходы, полученные от разрешенной ему в соответствии с учредительными документами деятельности, приносящей такие доходы, и на приобретенное за счет этих доходов имущество, которые согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ «поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе».
В принципе не укладывается ни в одну из перечисленных унифицированных форм некоммерческих организаций, предлагаемых к закреплению в § 5 главы 4 ГК РФ, такая организация, как Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»63 получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Не укладывается ни в одну из вышеуказанных
унифицированных
Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости введения в российское законодательство категории юридического лица публичного права (публичного юридического лица), существующей в большинстве развитых правопорядков. Эта категория должна охватить собой все юридические лица, действующие от имени и в интересах публично-правовых образований (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований) – то есть, прежде всего, органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные организации, создаваемые публично-правовыми образованиями в тех или иных целях, наделенные властными полномочиями. Такие юридические лица должны обладать строго целевой правоспособностью, возможность осуществления ими предпринимательской или иной приносящей доходы деятельности должна быть полностью исключена, кроме случаев, когда это прямо входит в их компетенцию64.
1 Федеральный закон от 07.08.01 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» // СЗ РФ 2001 №33 (ч. I), ст. 3423.
2 Исключение составляют лишь случаи, когда в учредительных документах хозяйственного товарищества или хозяйственного общества содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный (складочный) капитал учредителем (участником) передавались права владения и (или) пользования соответствующим имуществом. Во всех иных случаях условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять внесенное им в качестве вклада имущество в натуре при выходе из состава хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена законом. – п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 6/8) // Вестник ВАС РФ 1996 №9. См. также п.18 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.04.97 №13) // Вестник ВАС РФ 1997 № 7.