Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:20, лекция
Квалификация преступлений - один из видов правоприменительной деятельности, которой постоянно занимаются работники судов и правоохранительных органов. Ее значение трудно переоценить. Правильность выбора и применения нормы закона в каждом случае влияет не только на судьбу конкретного человека, но и на правильное толкование, а следовательно, и осуществление таких принципов уголовного права, как законность, ответственность только за виновно совершенное деяние, гуманизм, справедливость.
В статьях Особенной части УК нет деления неосторожной формы вины на виды, и это побуждает отдельных правоприменителей не искать разграничений между легкомыслием и небрежностью. В то же время законодатель называет оба вида при характеристике неосторожной формы вины (ст. 26 УК), и уже это обязывает правоохранительные органы и суд устанавливать вид неосторожной формы вины по конкретному уголовному делу. Кроме того, судебная практика показывает, что действия, совершаемые с преступным легкомыслием, представляют большую общественную опасность, чем те, в которых видна преступная небрежность. И поскольку установление вида неосторожной вины влияет на назначение наказания, необходимо иметь в виду признаки, дающие возможность их разграничивать. Разграничение, как и в предыдущих случаях, проводится по содержанию интеллектуального и волевого моментов:
по интеллектуальному: при легкомыслии лицо сознает общественно опасный характер совершаемых действий, тогда как при небрежности такое осознание отсутствует. Более четко граница между этими видами неосторожной вины просматривается по характеру предвидения возможных последствий. Так, при легкомыслии субъект предвидит абстрактную возможность наступления последствий; при небрежности - нет;
по волевому: при легкомыслии лицо не желает наступления преступных последствий, самонадеянно рассчитывая предотвратить их с помощью реальных сил. При небрежности виновный не предвидит наступления последствий, хотя должен был и мог (судя по всем обстоятельствам) их предвидеть. Упрек такому субъекту законодатель адресует потому, что он не предпринимает волевых усилий к недопущению последствий своих неправомерных действий.
Преступную небрежность как вид неосторожной вины необходимо также отграничивать от невиновного причинения вреда. Практическая значимость такого отграничения состоит не столько в квалификации деяния, сколько в решении вопроса о возбуждении уголовного дела против лица, объективно причинившего вред объекту уголовно-правовой охраны при отсутствии вины.
Случай (казус) в праве характеризуется
полным отсутствием и объективного,
и субъективного критериев
К числу признаков субъективной стороны, влияющих на квалификацию преступления, относится и двойная форма вины (ст. 27 УК).
Двойная форма вины представляет собой соединение в составе преступления двух ее различных форм, из которых одна характеризует психическое отношение лица к непосредственному, а вторая - к отдаленному общественно опасному последствию.
Необходимость теоретического обоснования
и законодательного воплощения двойной
формы вины возникла в связи с
тем, что в уголовном
Длительное время проблема двойной формы вины обсуждалась лишь на теоретическом уровне, и только в УК 1996 г. это понятие было закреплено в следующей редакции: "Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно" (ст. 27 УК). Действующий уголовный закон содержит около тридцати составов с двойной формой вины, и уже это обстоятельство обязывает правоприменителей не допускать ошибок в квалификации таких преступлений. Итак, составы преступлений с двойной формой вины конструирует законодатель, а не суд или другие правоприменяющие органы. Задача последних состоит в правильном их анализе и вменении.
Названные составы относятся к единичным преступлениям с усложненной субъективной стороной. Отсюда и квалификация преступлений с двойной формой вины идет по одной статье УК за совершение умышленного преступления с квалифицирующим признаком в виде наступления дополнительных последствий по неосторожности.
Анализируемые составы надо отграничивать от такой внешне на них похожей разновидности множественности, как идеальная совокупность преступлений. Оба преступления совершаются одним действием. Разграничение проводится по объективной и субъективной сторонам. В преступлении с двойной формой вины совершается одно умышленное действие, от которого последовательно наступают два последствия. Ближайшее является желаемым или сознательно допускаемым, а отдаленное относится к разряду нежелаемых. Это последствие, к достижению которого виновный не стремился, наступает как результат дальнейшего развития действия, умышленно совершенного субъектом. Вменение отдаленного последствия в вину субъекту возможно в том случае, когда он хотя бы абстрактно предвидел возможность наступления дополнительного вреда потерпевшему либо не предвидел этого, но, судя по применяемым орудиям, средствам и другим обстоятельствам совершения преступления, должен был и мог предвидеть. При идеальной совокупности также совершается одно преступное действие, однако оно сразу (одновременно, а не последовательно) вызывает наступление двух и более преступных последствий. Следует отметить, что в преступлениях с двойной формой и при идеальной совокупности вред может причиняться однородным (например, в ч. 1 ст. 111 - здоровью, а в ч. 4 ст. 111 - жизни) либо разнородным объектам (умышленный поджог дома в целях лишения жизни его владельца посягает на разнородные объекты - право собственности и жизнь человека - ст. 167 и 105 УК). Квалификация при идеальной совокупности в отличие от составов с двойной формой вины всегда идет по двум статьям УК.
Анализ норм Особенной части Уголовного кодекса позволяет выделить два вида составов с двойной формой вины.
1. Материальный состав с двумя
последствиями (ближайшими и
2. Преступления с формальным
составом. Его общие признаки: основной
состав таких преступлений
Здесь формальный состав, указанный в ч. 1 ст. 126, переходит в материальный. Последствия в виде смерти, причиненной по неосторожности, входят в число обязательных признаков особо квалифицированного состава преступления. Налицо формальный состав с двойной формой вины. В целом же похищение человека (ст. 126 УК) является умышленным преступлением, что отразится на назначении и сроках отбывания наказания, погашения судимости и т.д.
Последствия, наступающие от совершения квалифицированных видов преступлений с формальным составом, в законе конструируются двумя способами. В некоторых статьях УК они прямо называются, например смерть человека по неосторожности при захвате заложника (ч. 3 ст. 206 УК). В других случаях законодатель использует оценочные понятия, такие, как тяжкий вред (ч. 3 ст. 123 - незаконное производство аборта); иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 128 - незаконное помещение в психиатрический стационар) и др. Употребление различных терминов не должно вызывать затруднений при квалификации деяний. Суть двойной формы вины в них наглядно представлена: умысел по отношению к самому деянию и неосторожность - к последствиям, образующим квалифицированный вид преступления с формальным составом. Чаще всего последствиями, усугубляющими общественную опасность деяния, названными в основном составе, являются смерть человека либо иные тяжкие последствия, наступившие по неосторожности. Таким образом, из содержания конкретной статьи УК следуют установление наличия двойной формы вины и необходимость квалификации таких действий по правилам о едином сложном преступлении с формальным составом.
Квалификация преступления помимо учета всего сказанного требует от правоприменителя неукоснительного соблюдения принципа субъективного вменения, т.е. ответственности за вину. Отвечать за свои действия лицо может лишь в тех пределах, которые охватывались его сознанием и волей. Невиновное причинение вреда освобождает субъекта от уголовной ответственности, а ошибки, допускаемые им в процессе совершения преступления, подлежат учету и соответствующему реагированию. Самостоятельному рассмотрению при анализе субъективной стороны подлежит вопрос о влиянии ошибки на квалификацию преступления.
Оговоримся сразу, что в законе нет специальных норм, регламентирующих вопросы квалификации деяний, совершенных при наличии ошибок субъекта. Однако теория уголовного права, продолжая разрабатывать и углублять понятие субъективного вменения, уделяет большое внимание установлению ошибок, их классификации, определению правовых последствий. Научные исследования насчитывают до 40 возможных юридических и фактических ошибок, хотя многие из них представляют чисто теоретический интерес и для нужд судебной практики значения не имеют <1>. Для квалификации преступлений достаточно остановиться на общем понятии ошибок, некоторых их видах и значимости отдельных из них для судебной практики.
------------------------------
<1> См. подробнее: Учебник уголовного права. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1996. С. 146 - 150.
Итак, ошибкой в уголовном праве считается неправильное представление лица, совершающего преступление, о действительных юридических и фактических обстоятельствах совершаемого деяния. Все ошибки принято делить на юридические и фактические.
Юридическая ошибка - это заблуждение лица по поводу наказуемости или ненаказуемости совершаемых им действий (бездействия) и их юридических последствий. Выделяется обычно три вида юридических ошибок. Первый вид - так называемые мнимые преступления. Суть этой ошибки состоит в том, что субъект, совершая какое-то действие (бездействие), считает, что оно преступно, в то время как уголовный закон его таковым не признает. При втором виде ошибок лицо не считает свои действия преступными, тогда как закон устанавливает за них наказание, ибо они содержат все признаки преступления. (Например, высказывание в неприличной форме своего мнения о поведении потерпевшей, ведущей безнравственный образ жизни, образует состав преступления, предусмотренный ст. 130 УК, - оскорбление.) Третий вид юридических ошибок - неправильное представление лица о квалификации его деяния, виде и размере наказания. Общее правило, относящееся ко всем названным видам ошибок, сводится к тому, что юридические ошибки лица, совершающего какие-либо деяния, не влияют на решение вопроса об уголовной ответственности и квалификации его действий. Эти вопросы решают судьи и работники правоохранительных органов в соответствии с законом и в пределах служебной компетенции.
Фактическая ошибка есть заблуждение (неправильное представление) лица, совершающего преступление, об объекте и предмете посягательства, направленности действий, развитии причинной связи, способах и средствах совершения преступления. Данный вид ошибок может повлиять на квалификацию преступления и потому подлежит более обстоятельному рассмотрению.
Ошибка в объекте состоит в заблуждении лица, совершающего посягательство, относительно самого существования, социальной и юридической сущности тех общественных отношений, которым он намеревается причинить вред. Так, стреляя в труп человека, виновный принимает его за живого и не сознает, что объекта посягательства - жизни человека - нет.
Разновидностью ошибки в объекте является ситуация, когда лицо, намереваясь (с прямым конкретизированным умыслом) причинить вред одному объекту, фактически причиняет вред другому. Примером может служить убийство обычного гражданина (ст. 105), где объектом является жизнь, при намерении совершить посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), где объектом выступают основы конституционного строя РФ и безопасность государства, а само посягательство на жизнь названного лица является лишь способом причинения вреда основному объекту.
Фактические ошибки такого рода влекут уголовную ответственность, однако квалификация преступления с учетом направленности умысла виновного и недостижения намеченной цели должна даваться со ссылкой на ст. 30 УК как за неоконченное преступление. Разновидность ошибки в объекте касается незнания тех относящихся к потерпевшему обстоятельств, которые изменяют социальную и юридическую оценку объекта в законе. Например, беременность потерпевшей при умышленном убийстве или несовершеннолетие при изнасиловании повышают общественную опасность названных преступлений и включены в соответствующие статьи УК в качестве квалифицирующих признаков. Эта разновидность ошибки влияет на квалификацию двояким способом. Если субъект не знает о наличии указанных обстоятельств, касающихся потерпевшего, хотя в действительности они существуют, его действия квалифицируются как простой состав преступления. Если же виновный ошибочно предполагает наличие названных отягчающих обстоятельств, а фактически они отсутствуют, то совершенное деяние должно быть квалифицировано как покушение на преступление с названными квалифицирующими признаками <1>. Таким образом, при ошибках в объекте учитываются и влияют на квалификацию деяния направленность умысла лица, с одной стороны, и фактически причиненный ущерб объекту - с другой.
------------------------------