Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:20, лекция
Квалификация преступлений - один из видов правоприменительной деятельности, которой постоянно занимаются работники судов и правоохранительных органов. Ее значение трудно переоценить. Правильность выбора и применения нормы закона в каждом случае влияет не только на судьбу конкретного человека, но и на правильное толкование, а следовательно, и осуществление таких принципов уголовного права, как законность, ответственность только за виновно совершенное деяние, гуманизм, справедливость.
В других случаях уголовная
Глава 3. КВАЛИФИКАЦИЯ С УЧЕТОМ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§ 1. Понятие, виды и квалификация единичных преступлений
Правильность квалификации при совершении одним и тем же субъектом нескольких преступлений зависит от точности отнесения деяния к единичному (единому) преступлению либо к нескольким самостоятельным деяниям - множественности. Следовательно, прежде всего надо дать определения единого (единичного) преступления и множественности преступных деяний.
Рассмотрим понятие "единичное
преступление". С точки зрения
юридической формы это
------------------------------
<1> См. подробнее: Кудрявцев В.Н.
Общая теория квалификации
Сложные единичные преступления имеют
особенности, которые иногда приводят
к отождествлению их с несколькими
преступлениями и, как результат, к
ошибкам в квалификации. К сложным
единичным преступлениям
К составам с усложненной объективной стороной по УК РФ 1996 г. относятся преступления, в которых совершается два деяния либо одно деяние влечет за собой не менее двух последствий, названных непосредственно в одной статье.
К первому виду деяний - с усложненной объективной стороной - относится, например, ст. 127.1 УК "Торговля людьми", по которой преступление считается оконченным лишь при осуществлении двух взаимосвязанных преступных действий - купли и продажи человека. Выполнение только первого из них образует покушение на преступление и подлежит квалификации по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 127 УК.
Ко второму виду относится деяние,
повлекшее два и более
Во многих случаях первое из последствий наступает сразу за совершенным деянием и при квалификации относится к части первой конкретной статьи УК, а отдаленное выступает в качестве квалифицирующего признака и фиксируется в части второй или третьей этой же статьи, предусматривающей ответственность за преступления с квалифицированным либо особо квалифицированным составом. Примером состава с такой усложненной объективной стороной может служить ст. 111 УК, в которой умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - ближайшее последствие - влечет ответственность по части первой данной статьи, а второе, отдаленное последствие - смерть потерпевшего от того же действия - по части четвертой. Аналогично следует рассматривать и ст. 143 УК "Нарушение правил охраны труда", в которой в качестве ближайшего последствия по части первой статьи выступает тяжкий вред здоровью человека, а отдаленного - по части второй - смерть потерпевшего.
Можно сделать вывод, что усложнением
объективной стороны
В теории уголовного права единичные преступления с усложненной субъективной стороной принято называть деяниями с двойной формой вины. В УК этому вопросу посвящена ст. 27. Не вдаваясь повторно в рассмотрение особенностей таких преступлений, скажем лишь, что составы с двойной формой вины также относятся к сложным единичным преступлениям. Двойная форма вины может устанавливаться как по материальным, так и по формальным составам, где простой состав статьи конструируется как формальный, а квалифицированный (особо квалифицированный) - как материальный. Несмотря на различное психическое отношение к близкому и отдаленному последствиям, квалификация идет по одной статье УК, а именно по той ее части, где зафиксировано, что умышленно совершенные действия причиняют тяжкие последствия и влекут более строгое наказание (ст. 27 УК).
Единичное (единое) преступление с альтернативным составом образуется за счет перечисления в диспозиции статьи Особенной части УК ряда действий, каждое из которых является самостоятельным оконченным составом преступления. В то же время и последовательное совершение нескольких или всех действий, названных в альтернативной диспозиции, также образует один простой состав (единичное преступление). Примером составов с альтернативной диспозицией можно назвать ч. 2 ст. 228 УК "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов", ст. 222 УК "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных, частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" и др.
К числу единичных преступлений относятся также продолжаемые и длящиеся преступления. Продолжаемые преступления складываются из ряда составляющих единое целое юридически тождественных преступных действий, каждое из которых образует оконченное самостоятельное преступление. Особенность такого рода преступлений состоит в том, что каждое из составляющих их действий является звеном в общей цепи преступления, охватывается единым конкретизированным либо неконкретизированным умыслом. Отдельные эпизоды продолжаемого преступления совершаются в течение более или менее длительного времени, отчего их иногда принимают за совокупность преступлений. В пользу продолжаемого единого преступления говорят следующие аргументы: охват всех совершенных действий единством умысла, возникшего до выполнения первого из задуманных действий; причинение вреда одному объекту; совершение преступлений в одной и той же обстановке за сравнительно небольшой промежуток времени. Примером продолжаемого преступления с наличием названных признаков могут служить преступления, предусмотренные ст. 160 УК "Присвоение или растрата", где началом является первый эпизод из числа совершаемых лицом, которому имущество было вверено с определенной целью, окончанием - момент совершения последнего преступного акта из числа тождественных. Указанные особенности обязывают правоприменителей квалифицировать продолжаемое преступление по части первой одной статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за совершение единичного преступления.
Если же задуманное продолжаемое преступление выходит за рамки части первой конкретной статьи УК, то соответственно оно должно быть квалифицировано как оконченное по части второй или третьей с указанием на конкретный квалифицирующий признак, вменяемый виновному (например, крупный или особо крупный размер хищения по ст. 158 - 161 УК). Однако и в этом случае в соответствии с понятием продолжаемого преступления, данным в теории уголовного права и судебной практике, совершенное деяние следует считать единичным, подлежащим квалификации по одной статье УК, ибо оно (деяние) в целом было задумано до совершения первого из ряда тождественных действий и лишь осуществлялось по частям, достигнув к моменту прекращения характеристик, указанных в статье УК в качестве квалифицирующих признаков <1>.
------------------------------
<1> См.: Об условиях применения
давности и амнистии к
Вместе с тем, если в процессе расследования будет доказано, что юридически тождественные действия виновный совершал хотя одним и тем же способом, но по вновь возникающему каждый раз умыслу, налицо совокупность преступлений, требующая отдельной квалификации каждого эпизода (ст. 17 УК).
Можно, таким образом, отграничить единичное продолжаемое преступление от совокупности как вида множественности деяний по характерным только для него обязательным признакам:
лицо совершает ряд юридически тождественных действий;
каждое из этих действий само по себе содержит оконченный состав преступления со всеми его признаками;
все действия совершаются по единому заранее возникшему умыслу, направленному на причинение вреда (ущерба) одному и тому же объекту;
все совершаемые деяния по объективным и субъективным признакам, связанным между собой, представляют одно (единое) преступление, которое принято называть продолжаемым.
Так, при мошенничестве лицо по умыслу, возникшему заранее, незаконно систематически получает социальные выплаты на основании поддельных документов, представленных в отдел пенсионного фонда до начала получения первой суммы. В зависимости от размера ущерба, причиненного таким способом, действия виновного следует квалифицировать по соответствующей части ст. 159 УК как оконченное единичное продолжаемое преступление, поскольку объективные признаки (способ) и субъективные (умысел, возникший заранее) соответствуют понятию "продолжаемое преступление". Исключение из данного понятия хотя бы одного из поименованных признаков разрушает само понятие. Так, если названный получатель социальных выплат меняет источник финансирования (например, переезжает в другой регион), там встает на учет в отделе пенсионного фонда и вновь начинает незаконно получать социальные выплаты, цепь признаков продолжаемого преступления, относящихся к субъективной стороне деяния, прерывается. В этом случае у него возникает новый умысел на хищение средств из пенсионного фонда, который он и осуществляет, ежемесячно получая денежные средства по поддельным документам, т.е. совершая юридически тождественные действия. В данном случае квалификация должна проводиться по правилам о совокупности преступлении с соответствующим назначением наказания по ст. 69 УК.
Следует уточнить, что судебная практика
обоснованно относит к
Способ хищения - обман - ложное обещание коммерческой организацией получения высоких процентов по вкладам. Необходимо доказать, что умысел на завладение денежными вкладами названным способом возник до начала выполнения объективной стороны состава преступления. Он осуществляется неоднократными тождественными действиями, составляющими в целом единое продолжаемое преступление.
Факт причинения ущерба от этих действий
многим потерпевшим может влиять
на определение степени
Квалификация преступления должна быть по ч. 1, 2 или 3 ст. 159 УК в соответствии с общим размером ущерба, причиненного многим потерпевшим. В рамках названного общего ущерба должны быть дифференцированы его размеры в отношении каждого из потерпевших <1>.
------------------------------
<1> См.: О судебной практике
по делам о мошенничестве,
Рассматривая далее
В последнем случае возникают сомнения в понимании и квалификации продолжаемых преступлений, выполняемых, как уже было сказано, путем неоднократного совершения тождественных действий, каждое из которых представляет собой оконченное преступление, подлежащее уголовной ответственности. Поясним это простейшим примером.
Лицо, намереваясь сбыть десять поддельных денежных купюр, к моменту задержания успевает сбыть шесть. При личном досмотре работники милиции обнаруживают у него еще четыре купюры. Надо ли данное преступление считать оконченным? Или здесь имеет место сочетание оконченного деяния (сбыт шести купюр) и покушения на него (обнаруженные четыре купюры)? А если это покушение, то при определении крупного размера надо учесть все количество купюр или только те из них, которые оказались нереализованными вследствие задержания, но образуют квалифицирующий признак - крупный размер?