Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 10:30, дипломная работа
Целью дипломной работы являются научный анализ, теоретическое и методологическое изучение проблемы квалификации деяний, совершенных организованной группой. Изучение данной проблемы осуществляется через осмысление понятия организованной группы как формы соучастия, её объективных и субъективных признаков, соотношения и разграничения с другими формами соучастия.
Суд, оценивая совместную деятельность осужденных как совершение преступлений в составе организованной группы указал в приговоре: «О совершении разбойных нападений и краж подсудимыми организованной группой, в частности свидетельствует устойчивость связей между ними, предварительная подготовка к совершению преступлений, распределение ролей подсудимыми, а также отработанные методы совершения преступления».
Устойчивость как признак организованной группы, вызывает самое большое количество критики специалистов в области уголовного права.
Вероятно, при определении устойчивости основной акцент следует делать не на длительности существования связей членов организованной группы, хотя и этот момент является не последним, а на стойком характере этой связи.
Свой взгляд на признак устойчивости предложили подразделения МВД СССР, в 1989г. разработавшие и направившие на места указания по составлению статистической отчетности о результатах борьбы с организованными преступными группами. В этих указаниях имелось следующее предписание: «К признакам организованной преступной группы следует относить устойчивость функционирования, корыстную направленность, внутригрупповое распределение ролей (иерархию) и планирование преступлений».20
В
орфографическом словаре
Следовательно, устойчивую группу следует понимать как объединение лиц, имеющих постоянную, твердую установку на совершение одного или нескольких преступлений. Проявляется эта установка в предварительном планировании преступлений, в подготовке средств реализации преступного умысла, в подборе и вербовке соучастников, в распределении ролей между участниками группы.
Да и сам термин «организованная» (образованный от позднелатинского organizo - сообщаю стройный вид, устраиваю) означает внутреннюю упорядоченность, согласованность, определенную иерархичность.22
Причем, организованная группа может быть создана и для совершения одного, но сложного преступления. Если же брать во внимание все ту же цель, то невозможно будет отграничить организованную группу от преступной организации (преступного сообщества), для которых совершение преступлений является фактически их профессиональной деятельностью, и отними у них цель совершать преступления, пропадет всякий смысл их существования.
Таким образом, определение организованной группы через признак устойчивости в настоящее время не является совершенным.
Предложенный анализ объективных признаков, характеризующих организованную группу, позволяет заменить признак «устойчивости», вызывающий вполне обоснованную горячую полемику, признаком предварительной сорганизованности. Этот признак не нов, но время подтвердило целесообразность его выдвижения наукой и практикой.
Представляется целесообразным проанализировать признак сорганизованности для того, чтобы доказать его право на существование.
Р.
Р. Галиакбаров характеризует
Универсальность признака сорганизованности заключается в том, что он включает в себя и элементы признака устойчивости. Хотя некоторые исследователи, напротив, устойчивость раскрывают через признак сорганизованности.
Некоторые авторы, раскрывая содержание признака сорганизованности, полагает, что сорганизованность выражается в ряде действий: подготовке двумя или более лицами плана совершения преступления, предварительном распределении ролей, приспособлении средств для совершения преступления, устранении возможных препятствий, предварительной подготовке условий для сокрытия и сбыта похищенного, следов преступления или' самих преступников и т.д.
Так что же следует понимать под признаком, именуемым предварительной сорганизованностью.
Толковый
словарь под «
Приставка
«с», с помощью которой образовано
существительное «
Семантика этих слов дает представление о том, что сорганизованность -это универсальный признак организованной группы, поскольку он проявляется в конкретной деятельности ее участников, направленной на подготовку и совершение преступления.
Нам представляется, что под сорганизованностью следует понимать объединение двух или более лиц с целью совместной преступной деятельности, проявляющейся в выработке плана преступления (преступлений), подготовке средств и отработке методов для его (их) проведения и сокрытия следов, определении круга участников и распределении между ними ролей.
Определение организованной группы через признак устойчивости, по мнению ряда практических работников, лишило ее (организованную группу) такого признака как предварительный сговор.
Определив в законе организованную группу через признак сорганизованности, законодатель избавил бы судей и следователей от ненужной страховки на случай переквалификации действий виновных вышестоящими инстанциями, поскольку этот признак включает в себя предварительную деятельность соучастников, направленную на подготовку преступления.
Таким
образом, констатируя, что основным
отличительным признаком
1.3 Субъективные признаки организованной группы.
Рассматривая организованную группу как одну из форм соучастия, естественно будет утверждать, что деятельность организованной группы является умышленной. Для организованной группы, как и вообще для соучастия, законодательством установлена единственная форма вины - умысел, и тем самым рамки организованной группы ограничены сознательно совершаемыми деяниями и умышленно причиняемыми последствиями.
Учитывая уровень психического отношения лиц, действовавших в составе организованной группы, насыщенность этого отношения компонентами интеллектуально-волевого свойства, следует говорить о том, что деяния, совершаемые организованной группой, характеризуются только прямым умыслом. Прямой умысел, характерный для деятельности организованной группы, предполагает:
а) осознание
участниками организованной группы общественной
опасности совершаемых группой действий;
б) предвидение
возможности или неизбежности наступления
об-
щественно опасных последствий этой деятельности;
в) желания
наступления этих последствий как результата
этой
совместной деятельности.
Содержание умысла определяет квалификацию преступных действий участников организованной группы. Его можно раскрыть через субъективные признаки, характеризующие организованную группу. К таковым субъективным признакам следует отнести:
Прежде
чем перейти к анализу
Большинство криминалистов считают, что соучастие возможно только в умышленных преступлениях, а другие же связывают его и с неосторожной виной.
Придерживаясь позиции большинства, хочется подчеркнуть, что именно умысел объединяет людей в организованную группу, имеющую желание совершать преступления (или преступление). Умышленный характер деятельности всех членов организованной группы по отношению к совершаемому преступлению, исключает возможность соучастия в неосторожных преступлениях и так называемого неосторожного соучастия в умышленных преступлениях.
Содержание интеллектуального момента умысла участников организованной группы составляет их взаимная осведомленность о совместном совершении преступления и предвидение возможности или неизбежности преступного результата от этой совместной деятельности.
Член организованной группы должен сознавать совершение другими членами организованной группы не любых общественно опасных деяний, а определенного преступления или определенного круга преступлений. Осознание каждым членом организованной группы характера действий других членов организованной группы и предвидение их последствий составляют одну из особенностей интеллектуального момента умысла при совершении преступлений организованной группой.
Взаимная
осведомленность
Сознание совместности представляет собой осведомленность соучастника о том, что к его усилиям, направленным на совершение преступления, присоединяются усилия хотя бы одного члена организованной группы. Обязательное знание о присоединившейся деятельности хотя бы одного вовсе не означает знания всех, участвующих в преступлении лиц.
В ходе предварительного расследования, а затем судебного следствия орган расследования и суд будут выяснять отношение виновного к тому объединению лиц, в составе которого он действовал, его (виновного) оценка этого объединения с точки зрения материальных сил, возможностей заниматься преступной деятельностью, оценку его вклада в общее преступное дело. А юридическую оценку форме соучастия будут давать органы предварительного расследования и суд. Не доказав того факта, что лицо сознавало, что оно совершило преступление (преступления) в составе устойчивой группы лиц, заранее объединившихся для его (их) совершения, нельзя квалифицировать действия этого лица с применением такого квалифицирующего признака как организованная группа.
Изученные уголовные дела свидетельствуют, что члены организованных групп знают об участии в преступлении других лиц. Однако следует допустить, что с увеличением числа членов организованной группы усложняются связи между ними. Из боязни разоблачения всей группы ее организаторы и активные участники стремятся сохранить в тайне часть сообщников. В таких случаях остальные соучастники при совершении преступления должны знать не всех участников группы, а хотя бы одного.
Говоря о взаимной осведомленности членов организованной группы, нельзя не остановиться на вопросе о необходимости таковой между членами организованной группы и другими соучастниками.
Учение о соучастии обусловило появление научных споров о характере субъективной связи между соучастниками преступления. Этот вопрос тесно связан с проблемой квалификации, а поэтому подлежит обсуждению.
Сторонники двусторонней связи полагают, что соучастники преступления должны знать о преступной деятельности исполнителя и желать действовать совместно с ним, а исполнитель должен знать о преступной деятельности всех соучастников и стремиться действовать с ними.
По мнению сторонников односторонней связи, исполнитель может не знать о присоединившейся деятельности подстрекателя и пособника.
Я полагаю, что участники организованной группы могут не знать о деятельности подстрекателя или пособника, главное, чтобы последние знали, что своими действиями они способствуют совершению преступления организованной группой. Именно от осознания этой зависимости будет зависеть квалификация действий соучастников.
Для организованной группы не достаточно только совместных действий. Необходимо установить, что эти совместные действия были умышленными, охватывались сознанием и волей виновных. Законодательная характеристика субъективной стороны организованной группы не позволяет относить к этой форме преступной деятельности случаи, когда виновные фактически взаимодействуют при совершении преступления, но не сознают этого взаимодействия. Если виновный не был осведомлен о совершении преступного деяния совместно с организованной группой, то его действия не подлежат квалификации по признаку совершения деяния организованной группой.