Современные формы и технологии регионального лоббизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 05:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что за последние несколько лет в сфере взаимодействия институтов государственной власти и бизнеса произошел заметный сдвиг – уход проблематики «бизнес и власть» на региональный и местный уровень. На сегодняшний день региональные средства массовой информации уделяют отношениям власти и бизнеса гораздо больше внимания, чем СМИ федеральные. Они информируют читателей о своих региональных организациях и делах в регионе.
Такому сдвигу в первую очередь способствовала усилившаяся активность среднего и малого бизнеса в субъектах РФ, а также заинтересованность крупных корпораций в лоббировании своих интересов на региональном уровне. Тем самым увеличилось число представителей регионального бизнеса в законодательных и исполнительных органах государственной власти федерального уровня и субъектов Федерации.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Деева Дарья. Окончательный вариант диплома.doc

— 1.66 Мб (Скачать документ)

Второе мнение весьма скептическое. Как отмечают некоторые эксперты, слабость многих ассоциаций, в первую очередь отраслевых, в том, что они пытаются объединить конкурентов. Реальным объединяющим фактором для них может служить не общий интерес, а общий противник - монополист или власть, инициирующая невыгодные законы. После победы над противником конкуренты возвращаются к борьбе друг с другом. Ярким примером того, что в лидирующих отраслях далеко не всегда появляются действенные ассоциации, служит Иваново. В текстильной, ведущей для области отрасли, наблюдается жесткая конкуренция. Несколько попыток создать ассоциацию в этой сфере не дали никакого действенного результата: предприниматели этой сферы продолжают отстаивать свои интересы в индивидуальном порядке. Ассоциации, не имеющие отраслевой специализации, также обладают рядом слабостей. Как правило, крупные бизнесмены или бизнес-группы стремятся захватить управление в них и получить, таким образом, право говорить от лица всех предпринимателей, что позволяет им оказывать давление на должностных лиц и изолировать конкурентов. Кроме того, ассоциации подчас создаются для решения формальных задач, не выполняя в действительности каких-либо интегративных функций по отношению к региональному бизнесу. Так, членство в ассоциации позволяет предпринимателю участвовать в заключении трехсторонних соглашений (работодатель - профсоюзы- власть), и кроме этой возможности его больше ничего не привлекает. Другой пример – когда руководителями ассоциации оказываются лояльные губернатору предприниматели, отстаивающие интересы областной администрации, а не бизнеса в целом.

Другими успешными региональными лоббистами являются местные холдинги, которые объединяют торговую и/или производственную группу предприятий. Так, практически в каждом регионе можно найти местную сеть розничной торговли продуктами питания. Сфера торговли развивается быстро, отличаясь от производства малыми сроками окупаемости и сравнительно небольшими объемами капиталовложений.

В отличие от малого бизнеса, холдинги успешно развивают свой бизнес в новых условиях, а наличие значительных финансовых средств предоставляет им больший выбор лоббистских инструментов. Главы холдингов, как правило, являются депутатами городских или областных законодательных собраний (ЗС), и в отличие от малого бизнеса они обладают достаточным влиянием и средствами для продвижения своих экономических и политических интересов. Также в их распоряжении нередко находятся СМИ – телевидение и печатные издания, то есть инструменты косвенного лоббирования. Они позволяют формировать общественное мнение и через него воздействовать на власть и конкурентов.

Конкуренция холдингов подчас принимает форму борьбы за избирателей. В таком случае инструментами лоббизма становятся акции социальной направленности: благотворительность, благоустройство городских территорий и другие действия, относящиеся к категории социальной ответственности бизнеса.

Отдельные крупные производственные предприятия также способны эффективно отстаивать свои интересы в регионах. Однако в отличие от времен СССР, когда практически все главы крупных производственных предприятий обладали значительным влиянием, представляя как само производство, так и работающих на нем людей, сегодня лишь несколько таких директоров являются местной элитой, что позволяет им тесно контактировать с властью при обсуждении возникающих проблем.

Отдельного внимания заслуживает такой субъект регионального лоббизма как корпорации федерального уровня, которые для решения своих локальных задач вынуждены выстраивать отношения с властями в регионах. Круг проблем, вокруг которых строится лоббистская деятельность, определяется профилем компании.

Так, в РАО «ЕЭС» основная задача взаимодействия с местными властями – подготовка проектов тарифов на электроэнергию для утверждения в Федеральной службе по тарифам. Основные задачи, стоящие в регионах перед ОАО «Российские Железные Дороги» («РЖД»), связаны с возмещением убытков компании от пассажирских перевозок, на которые она тратит 60 млрд. рублей в год. Поэтому лоббизм происходит в данном направлении. Можно перечислить еще множество крупных игроков, имеющих интересы в регионах, но зачастую данные компании предпочитают основные усилия сосредотачивать на лоббировании в федеральной власти.

Специфичным субъектом регионального лоббизма является Русская православная церковь (РПЦ). Лоббизм со стороны РПЦ осуществляется в экономической (безвозмездная передача земель во владение епархии, выделение денег на реконструкцию храмов и т.д.), социальной (выделение денег на строительство и реконструкцию приютов, домов престарелых и т.д.) и непосредственно религиозной (например, возвращение из Ватикана копии Иконы Казанской Божьей Матери) плоскостях. Церковь в регионах активно привлекает спонсоров под свои нужды, тем самым выступая партнером бизнеса. Достаточно хорошо отработана схема конвертации денег на нужды РПЦ в создание позитивного образа предпринимателей в региональных СМИ. Как, например, это было в Смоленске, где «отмечая грандиозность воздвигаемого храма, бывший митрополит Кирилл (нынешний патриарх) высказал свою искреннюю признательность за помощь и сердечное участие директору Смоленской АЭС А.Ю.Петрову»32.

Основным актором продвижения социальных интересов являются региональные отделения Общественной палаты при Президенте РФ. Несмотря на негативное отношение к данному институту, зачастую он становится единственным реально действующим субъектом лоббизма, способным эффективно представить интересы отдельных групп населения.

Роль палаты наиболее заметна в регионах с большим количеством льготников (например, Тульская область, где к этой группе относится 2/3 населения), т.к. невнимание к этой группе населения может вызвать волнения в регионе. Поэтому в Тульской области был принят весьма затратный закон «Об оказании социальной помощи инвалидам».

Стоит также отметить роль Пенсионного фонда России, который может оказывать большое влияние на состояние дел в регионах с большим числом льготных категорий граждан (в большинстве случаев пенсионеров), урезая или, наоборот, увеличивая финансирование, тем самым регулируя степень социальной напряженности в субъектах РФ.

Региональные интересы активно лоббируют и различные профсоюзные организации. Особое значение такие организации приобрели после наступления мирового финансового кризиса в 2008 году, который привел к массовым увольнениям, сокращению зарплаты, а также другим обстоятельствам, негативно сказывающимся на работниках различных организаций. Одним из крупнейших защитников интересов работодателей является Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР), имеющая свои представительства во всех регионах нашей страны. На сайте организации в разделе «Профсоюз помог!»33 можно получить информацию об успешных примерах ее региональной лоббистской деятельности: «Правовые инспекторы Федерации профсоюзов Курганской области отстояли незаконно уволенных работников», «Профсоюзы Мордовии предотвратили несчастный случай на производстве», «Правовая инспекция Федерации профсоюзов Архангельской области отстояла в суде права работников ОАО «Архангельский траловый флот» на выплату премии» и другие. По мнению Павла Толстых, «лидер ФНПР Михаил Шмаков является очень опытным лоббистом. В 90-х годах он скооперировался с коммунистами. Когда политический тренд стал меняться, он так же удачно скооперировался с управлением по внутренней политике администрации президента и работает под его началом»34. Активно лоббирует интересы работников регионов и объединение профсоюзов «Соцпроф», созданное в 1989 году.

К основным формам регионального лоббизма относятся:

  • Информационные контакты (письменные, устные, электронные и др.). Информация передается как прямо (непосредственно адресату), так и косвенно (через СМИ);
  • Давление, осуществляющееся при помощи проведения митингов и демонстраций, шантажа и угроз;
  • Обмен (сделка), в процессе которого лоббисты предлагают органам государственной власти различные материальные блага.

Среди «цивилизованных» технологий, используемых при лоббировании интересов регионов, можно выделить следующие:

  • Выступления в профильных комитетах представительного органа;
  • Составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента;
  • Формирование «группы поддержки» (grass-roots lobbying): использование инициатив значительной массы людей (групп поддержки) по отношению к политическим стейкхолдерам (чиновникам или депутатам) с требованием поддержать определенное предложение, выгодное лоббисту35;
  • Совместная разработка бизнесом и властью программ развития регионов;
  • Организация круглых столов, обсуждений и научно-практических конференций по интересующим вопросам;
  • Предоставление экспертной информации, проведение исследований и другая аналитическая работа;
  • Внедрение агентов влияния в органы государственной власти;
  • Взносы в избирательные фонды депутатов всех уровней;
  • Применение PR-технологий, использование СМИ для воздействия на общественное мнение;
  • Другие.

Но, несмотря на достаточно обширный список «цивилизованных» технологии продвижения интересов, в российских регионах применяются «серые» и криминальные способы лоббирования, такие как:

  • Подкуп должностных лиц (коррупция);
  • «Коридорный» лоббизм;
  • «Телефонное право»;
  • Слив компромата;
  • Психологическое давление (угрозы, шантаж);
  • Распространение различных слухов в СМИ;
  • Другие.

 

 

§2. Корпоративный лоббизм в регионах: процессы и институты

 

Несмотря на высокий удельный вес использования различных технологий теневого лоббизма в России, жесткий контроль со стороны государства, совершенствование законодательной базы и некоторые другие факторы вызвали стремление у крупных корпораций осуществлять лоббирование своих интересов цивилизованными способами. Поэтому появилась новая модель взаимоотношений власти и корпораций – система Government Relations (GR). Под GR-деятельностью следует понимать одно из направлений коммуникативного менеджмента, основная цель которого заключается в согласовании собственных интересов бизнеса с интересами органов государственной власти различного уровня для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития. GR наиболее востребован в транснациональных компаниях, крупных отраслевых и государственных корпорациях, имеющих разветвленную региональную сеть. В таких компаниях обычно существуют специальные структурные подразделения по работе с органами государственной власти или GR-департаменты. В России компании с GR-департаментами в основном встречаются в нефтегазовой, металлургической и телекоммуникационной отраслях. Наиболее массивные и разветвленные GR-подразделения имеют международные компании, переносящие в Россию западный опыт лоббирования интересов, и российские государственные монополии, контактирующие с множеством региональных властей и попросту имеющие «раздутый» штат. Низкую долю компаний, имеющих GR-подразделения, демонстрируют банковская36, строительная37 и медийная38 отрасли. Не чувствуют особой необходимости в GR-департаментах компании, сосредоточившие свою производственную деятельность в небольшом числе регионов (например, производитель удобрений «Сильвинит», угольные компании СУЭК и «Распадская», алмазодобывающая «АЛРОСА» и др).

Задача подобных департаментов состоит в выстраивании отношений с внешними и внутренними стейкхолдерами (stakeholders – «заинтересованные лица»). К внешним стейкхолдерам относятся: СМИ, органы государственной власти, общественные организации и структуры гражданского общества, а также инвесторы и местные сообщества. К внутренним стейкхолдерам относятся: сотрудники компании, действующий на предприятии профсоюз, акционеры и совет директоров.

Довольно часто GR-департаменты российских компаний делятся на отдел по взаимодействию с федеральными органами власти и отдел по взаимодействию с региональными органами власти. Это доказывает, что корпорации помимо лоббизма на федеральном уровне занимаются и региональным лоббированием своих интересов. Например, департамент по работе с органами государственной власти одной из крупнейших российских нефтяных компаний «Роснефть» включает в себя управление по работе с региональными органами власти. В «Газпроме» GR-ом вообще занимается департамент по работе с регионами Российской Федерации, возглавляемый Виктором Илюшиным (25 человек, структурно разделены на четыре подразделения; основное направление активности, обеспечивающее интересы монополии, – газификация регионов). Следует отметить, что лоббистская деятельность таких региональных вертикально-интегрированных компании как Татнефть (занимает 6-е место в России по добыче нефти) и Башнефть (5-е место) в Центре вообще практически незаметна, а замкнута лишь на уровень администраций субъектов Федерации. Секцию по региональной политике (взаимодействие с региональными исполнительными и представительными органами государственной власти, муниципальными образованиями, территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств) имеет также работающая в России зарубежная компания British American Tobacco.

Деятельностью по связям с органами государственной власти в российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» занимается начальник департамента общественных связей Александр Василенко. Управление ведет также вопросы PR. Структурным подразделением департамента, занимающимся GR, является отдел по связям с государственными и региональными органами управления, возглавляемый Максимом Тарарашкиным. Отдел состоит из 20 человек, и его годовой бюджет составляет около 67 млн. рублей. Выстраивание взаимоотношений с органами региональной власти у «ЛУКОЙЛа»  происходит по-разному. В отношении стратегических регионов используется принцип «губернатор – лучший джиарщик». Традиционно сильное влияние «ЛУКОЙЛ» всегда оказывал на бывших губернатора Ханты-Мансийский автономный округа Александра Филипенко, главу республики Коми Владимира Торлопова, а бывший глава администрации Волгоградской области Николай Максюта может в определенном смысле считаться ставленником «ЛУКОЙЛа». В 2010 году во всех перечисленных субъектах главы сменились, однако, нефтяная корпорация уже активно взаимодействует с новыми представителями региональной власти. В регионах, где «ЛУКОЙЛ» не имеет прямых интересов, он осуществляет GR через сеть облнефтепродуктов и собственную распределительную сеть «ЛУКОЙЛ». Кроме того, «ЛУКОЙЛ» стремится проводить своих депутатов влияния в региональные законодательные собрания.

Информация о работе Современные формы и технологии регионального лоббизма