Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 15:55, статья
Еще в древние времена, с появлением частной собственности возникает и получает большое распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. Такой договор вошел в употребление еще до того, как появились деньги, и представлял собой непосредственный обмен вещи на вещь, т.е. мену (permutatio). Это соответствовало общим экономическим условиям общества, только переходившего от натурального хозяйства к меновому.
Практический смысл, а вместе с ним и значение специальных правил, регулирующих договор на отчуждение недвижимости, предопределены тем, что объекты недвижимости, как правило, неотрывны от места их нахождения, а договоры их продажи, равно как и мены, могут совершаться и в любом другом месте. Участникам имущественного оборота при заключении подобного рода сделок необходимо точно знать правовое положение приобретаемого конкретного объекта, и в частности: не обременено ли данное имущество правами третьих лиц; является ли продавец здания, сооружения, иного объекта недвижимости собственником соответствующего земельного участка и т.п. Все это непосредственно влияет на решение вопроса о возможности приобретения имущества. Эта цель достигается путем введения обязательной государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с недвижимым имуществом.
Правила о государственной регистрации договора купли-продажи отдельных видов недвижимого имущества в равной степени применимы и к договорам мены.
Действующее законодательство предусматривает
обязательную государственную регистрацию
договоров продажи жилых
Особенностью государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, приобретенные по договору мены, является то, что такая регистрация может быть осуществлена лишь после исполнения обеими сторонами договора мены обязательств по передаче друг другу обмениваемых объектов недвижимости (ст. 570 ГК).
В юридической литературе высказывались
противоположные точки зрения по
вопросу о том, могут ли признаваться
объектами мены имущественные права.
Так, Б.Я. Полонский исключает
Иного мнения придерживается Т.В. Богачева, которая пишет: «Делая отсылку по вопросам правового регулирования договора мены к договору купли-продажи, ГК РФ в то же время не содержит запрета на обмен имущественных прав. Поэтому имущественные права также могут быть
1 См.: Гражданское право России: Часть вторая. Обязательственное право: курс лекций /Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 161.
2 См.: Гражданское право: Ч. II. Полутом I / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1999. С. 337.
предметом договора мены»1. Не отрицает возможности мены имущественных прав и И.В. Елисеев: «Из содержания главы 31 ГК РФ невозможно усмотреть прямого запрета договоров мены имущественных прав. Пункт 2 ст. 567 ГК РФ по вопросам регулирования мены отсылает к правилам о купле-продаже, если таковое не противоречит ст.567-571 ГК и существу мены. Эта отсылка относится и к п. 4 ст. 454 ГК, включающему в предмет купли-продажи имущественные права. Сама по себе мена имущественных прав не противоречит природе договора мены, и его заключение следует считать возможным.... Отсюда можно сделать вывод и о допустимости мены вещи на имущественное право»2.
Представляется, что имущественные права не могут признаваться отдельными самостоятельными объектами договора мены. Аргументами в пользу этого рассуждения могли бы служить следующие доводы.
Во - первых, по договору мены каждая из сторон передает один товар в обмен на другой в собственность другой стороне. В составе имущества предприятия находится имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности, права требования и долги (дебиторская и кредиторская задолженность), а также права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность). Права требования и долги, а также интеллектуальная собственность в соответствии с ГК РФ не могут принадлежать предприятию на праве собственности, а следовательно они не могут стать объектом договора мены. Не может рассматриваться в качестве договора мены договор, по которому одна сторона передает другой стороне товар в обмен на уступку имущественного права.
Во-вторых, объектами мены являются товары. В соответствии с п.1 ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота (ст. 129 ГК РФ). Имущественные права -самостоятельные объекты гражданских прав, не относящиеся к категории вещей, следовательно, имущественные права не могут признаваться товаром по договору купли-продажи, а стало быть, и обмениваемыми товарами по
1 См.: Гражданское право: Учебник/ Под ред. СП. Гришаева. М., 1998. С.230.
2 См.: Гражданское право: Учебник. Ч. II. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 114.
договору мены.
В-третьих, положения о договоре
купли-продажи могут
В-четвертых, неисполнение договора мены одной из сторон влечет такое последствие, как наделение ее добросовестного контрагента, исполнившего свое обязательство по передаче другой стороне обмениваемого имущества, правом требовать возврата переданного имущества. Однако указанное последствие никак не может следовать из норм, регулирующих договор купли-продажи (в том числе имущественных прав), поскольку противоречит его сути. Такое последствие введено только специальным правилом, относящимся к договору мены (статьи 570, 571 ГК РФ).
Судебно-арбитражная практика даёт однозначный ответ на данный вопрос. Показательным примером может служить следующее дело.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о взыскании разницы в стоимости переданной последнему медицинской техники и полученных семян подсолнечника, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик против иска возражал, ссылаясь на то, что сторонами заключен договор мены, поэтому исковые требования, заявленные истцом, неправомерны.
Как следовало из материалов дела,
сторонами заключен договор, по которому
предприятие обязалось
Поскольку стоимость семян подсолнечника была ниже стоимости медицинской техники, истец полагал, что он вправе заявить указанные требования.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал, посчитав спорную сделку договором мены, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 567 ГК РФ к договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам главы о мене и существу мены. Поскольку обмен имущественных прав на товары ни тому, ни другому не противоречит, то согласно п. 4 ст. 454 Кодекса положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 ГК РФ о купле-продаже, применяются к продаже имущественных прав.
К имуществу ст. 128 ГК РФ относит как собственно вещи, так и имущественные права, которые в силу п.1 ст. 209 Кодекса могут принадлежать собственнику на праве владения, пользования и распоряжения.
Так как сама по себе передача имущественных прав не противоречит природе договора мены, имущественные права могут обмениваться на товары.
Поскольку заключенный сторонами договор мены не содержит условия о неравноценности обмениваемых товаров, разница в ценах исходя из ст. 568 Кодекса оплачиваться не должна.
Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, дело направил на новое рассмотрение по следующим основаниям.
К объектам гражданских прав в соответствии со ст. 128 ГК РФ относятся вещи, иное имущество (товар), в том числе имущественные права. Понятие «имущество» является собирательным. Имущественные права как объект гражданских прав обладают определенными особенностями, которые должны учитываться сторонами при совершении сделок. Они не являются товаром в том смысле, который придает этому понятию Кодекс.
Как следует из ст. 567 ГК РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
В соответствии со ст. 454 Кодекса положения,
предусмотренные параграфом 1 главы
30, применяются к продаже
Указанная статья не распространяется автоматически на случаи, когда предметом договора мены являются имущественные права.
Уступка права требования не может быть предметом договора мены, поскольку в этом случае невозможен переход права собственности, как того требует данный договор, и не может быть соблюдено его условие о передаче одного товара в обмен на другой.
Кроме того, сторона, передавшая право требования, отвечает только за действительность этого требования, а не за его исполнение должником.
Фактически сторонами заключен смешанный договор, поэтому спорные отношения должны решаться судом с учетом содержащихся в нем правил и существа сложившихся между его участниками правоотношений (п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 24.09.2002 г. № 69).
Содержание обязательства, вытекающего из договора мены, определяется предметом этого договора, а именно тем, что каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. Распределение прав и обязанностей между участниками договора мены определяется в соответствии с нормами о договоре купли-продажи (не противоречащими специальным правилам о договоре мены и существу мены, а поэтому применяемыми к этому договору) с учетом того, что каждая из сторон такого договора признается продавцом товара, который она обязуется передать, и одновременно покупателем товара, который она обязуется принять в обмен от контрагента (п.2 ст. 567 ГК РФ).
В рамках исполнения основной обязанности по договору мены (передача обмениваемого товара в собственность контрагента) каждая из сторон обязана обеспечить передачу соответствующего товара в срок, установленный договором, а если такой срок договором не установлен - в соответствии с правилами об исполнении бессрочного обязательства (ст. 314 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором мены, вместе с товаром должны быть переданы принадлежности передаваемой вещи, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законодательством и договором, одновременно с передачей вещи.
По общему правилу датой исполнения обязательства при передаче товара определяется момент перехода риска случайной гибели или случайной порчи товара. Однако, в отличие от договора купли-продажи, исполнение обязательства по передаче товара еще не влечет перехода права собственности на товар к контрагенту. Для этого требуется, чтобы и другая сторона выполнила свою обязанность по передаче товара в обмен на полученный ею товар.
Вопрос о моменте перехода рисков
случайной гибели или повреждения
обмениваемых товаров достаточно сложен
и главой 31 ГК РФ специально не урегулирован.
С одной стороны, ст.211 ГК связывает
несение риска случайной гибели
вещи с наличием права собственности
на эту вещь, если иное не предусмотрено
законом или договором. С другой
стороны, ст.459 ГК, которая и является
таким законным правилом, приурочивает
переход риска к моменту
Если объектом мены являются товары, определяемые родовыми признаками, при исполнении договора мены важное значение имеет количество подлежащих передаче товаров, которое должно определяться в договоре в соответствующих единицах измерения или денежном выражении. Допускается также возможность согласования сторонами в договоре лишь порядка определения количества товаров (п.1 ст.465 ГК РФ), что имеет важное значение, поскольку количество товаров относится к существенным условиям договора мены, не определяемым с помощью диапозитивных норм. Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным (п. 2 ст. 465 ГК РФ). В соответствии с п.2 ст. 567 ГК РФ указанные правила, несомненно, применяются и к договору мены.