Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 05:16, курс лекций
1. Предмет и методы теории государства и права.
Теория государства и права – это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлении.
Теория государства и права изучает закономерности и случайности государственно-правовой действительности.
Теория государства и права ставит своей задачей изучение не всех, а только наиболее общих закономерностей функционирования государства и права, государство и право изучаются в единстве и взаимодействии, поскольку это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности.
Третий признак государства – налоги. Государственные налоги – это учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и заранее определенные сроки. Их существование обусловлено тем, что государство, выполняя общие дела. Нуждается в материальном обеспечении своей деятельности.
В учебнике В.К.Бабаева приведен еще один признак государства, помимо вышеуказанных:
легализованное принуждение (насилие) – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранным лицам и лицам без гражданства на территории государства.
В данном учебном пособии дается, также. Пространное толкование понятия суверенитета – одного из признаков государственной власти:
«Суверенитет государства внутри страны выражается в том, что власть в государстве распространяется на территорию всей страны, т.е. действует в пределах ее границ. Решение вышестоящих органов, т.е. управляющих органов в различных областях деятельности, являются обязательными на территории государства в соответствии с компетенцией данных органов. Никакая другая власть не действует в данном государстве, кроме ее собственной, т.е. в современном понимании, государство может прислушиваться к мнению международного сообщества, но никто не вправе навязывать словия и правила жизни в другом государстве. Только специальные государственные органы издают указы, законы, постановления, которые и являются общеобязательными внутри страны.
Основным критерием правового государства является разделение общей государственной легитимной власти на независимые ветви – исполнительную, законодательную и судебную. Законодательная власть действует как правило на основании выборности, имеет прямую взаимосвязь с другими ветвями власти, но независима. Законодательная власть в РФ осуществляется федеральным собранием, которое состоит из нижней палаты – Государственной Думы, и верхней – Совета федерации. Нижняя палата избирается путем прямого голосования по смешанной – мажоритарно-пропорциональной системе. Верхняя палата представляет субъекты РФ.
Законодательная власть заключается в том, что ее прерогативой является законотворческая деятельность.
Современная стадия развития компетенции российского парламента характеризуется постоянной работой палат, четко закрепленными его полномочиями при сохранении права принимать законы по тем вопросам, по
которым Федеральное Собрание сочтет необходимым. Ограничением здесь является лишь распределение предметов ведения между субъектами Федерации и самой Федерацией.
Основными полномочиями Федерального собрания являются законодательные. Будучи представительным органов власти, выражая волю большинства населения нашей страны, он определяет вектор развития, политики, обеспечивая их законодательной основой. Изменение политической обстановки, повышение роли гражданского общества отражаются на его деятельности и уже нельзя говорить о том, что общество, выдвинувшее депутатов и наделившее их полномочиями, не влияет на законодательный процесс.
Федеральное Собрание имеет также и контрольные полномочия - в частности, дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ и может объявить Правительству РФ вотум недоверия. С 2008 г. Федеральное собрание наделено также и контрольными функциями, осуществляемыми в отношении органов исполнительной власти. Однако при этом у парламента нет полномочий напрямую вмешиваться в деятельность иных органов государственной власти, в отличие от советского периода. В тоже время Федеральное Собрание независимо от других властных органов, за исключением Президента РФ, который в рамках механизма сдержек и противовесов имеет возможность распустить Государственную Думу в определенных Конституцией случаях. Эта возможность уравновешивается правом Федерального Собрания инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности.
Конституция РФ очерчивает основу компетенции Федерального Собрания, конкретизация же происходит на уровне законов и регламентов деятельности.
В соответствии с Конституцией, право законодательной инициативы принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также высшим инстанциям судебной власти, а именно Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
Таким образом, уже из общих, определенных в Конституции компетенций Федерального собрания и Судебной власти, определяются точки их взаимодействия и взаимного влияния. Судебная власть применяет законы, принятые федеральным собранием, обладает правом законодательной инициативы, которая в последствии путем прохождения определенных процедур в федеральном собрании, сожжет воплотиться в законодательный акт либо в изменение законодательного акта.
Местное самоуправление является одной из составных частей демократического государства и развитого гражданского общества. В то же время именно местное самоуправление дает развитие демократическим институтам, давая возможность гражданам участвовать в жизнедеятельности государства.
Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в теории двойственной, государственно-общественной природы местного самоуправления. Важной особенностью местного самоуправления является реализация именно местных интересов, нужд, потребностей. В границах территориальных общностей местные интересы населения превалируют над глобальными, ведомственными или узкопрофессиональными. Местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.
В правовом обороте муниципальное образование выступает носителем субъективных прав и обязанностей, реализуемых им на началах самоопределения, свободы выбора вида и меры поведения в пределах своей правосубъектности. При этом рассмотрение муниципального образования в качестве носителя субъективных прав и обязанностей, сохраняя свою актуальность и значимость, отражает прикладное (функциональное) назначение данной категории, подчиненное его основной идее.
Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что слова «местный» и «муниципальный» и словосочетания с ними должны пониматься как тождественные. В нормативных актах чаще используется термин «местный».
Публично-властные правовые институты в местном самоуправлении можно подразделить на два вида. К первому относятся публично-властные правовые институты, имеющие властное содержание в силу включенности определенных вопросов местного значения в систему, реализующую государственные интересы (институт муниципального образования, институт местных финансов и др.). Кроме вышеуказанных, можно выделить другой вид муниципальных публично-правовых институтов, опосредующих в праве реализацию естественных (свободных) функций местного сообщества, т.е. функций, проистекающих из вопросов непосредственно местного значения, которые прямо не входят в круг государственных интересов. К таким институтам можно отнести институт главы муниципального образования и институт местного представительного органа. Таким образом, к органам власти следует отнести высшее должностное лицо местного самоуправления, представительный орган и орган осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
Баранов В.А. отмечает, что можно с достаточной степенью достоверности заключить, что, характеризуя правовое положение главы муниципального образования, правильнее будет рассматривать его как высшее выборное муниципальное должностное лицо, а не как орган муниципальной власти10.
По своему правовому положению представительный орган муниципального образования является очень специфическим субъектом правоотношений, так как в нем сочетаются признаки как полноправного субъекта имущественного оборота, так и субъекта специфических публично-правовых правоотношений, наделенного отдельными муниципально-властными полномочиями.
Разделение ветвей власти является одним из основополагающих признаков демократического правового государства. Начав свое движение по данному направлению, Россия, тем не менее, ввиду исторических, объективных и субъективных причин, не отказалась от построения демократии с поправками на реалии текущего развития.
Многие античные и средневековые учения отмечали, что деятельность государства неоднородна и включает в себя несколько ее видов: законодательную деятельность, исполнение законов или управление, а часто и правосудие. Отмечалось также, что различные органы государства специализируются на выполнении того или иного вида деятельности.
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
В России сторонниками разделения властей были М.М. Сперанский, А.П. Куницин, декабрист П.И. Пестель11. Однако идеи Монтескье о власти и формах правления рассматривались и воспринимались ими с учетом тогдашней действительности в Российской империи.
Так, в плане М.М. Сперанского все три власти рассматривались как проявление единой «державной власти». Он говорил, целесообразен тот образ правления, в котором сочетаются «правильное разделение дел» с единством управления и надлежащим подбором администраторов. При этом, М.М. Сперанский являлся сторонником сохранения сильной царской власти: император, по его мнению, есть «верховный законодатель, без коего никакой закон совершиться не может», «верховный отправитель правосудия», «верховное начало силы исполнительной».
Не смотря на то, что теория разделения властей была воспринята многими странами, конкретные формы ее реализации оказались весьма разнообразными. Как в теории, так и на практике не было и нет единообразного понимания сути принципа разделения властей.
В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.
Конституция Российской Федерации 1993 года фактически признала, что в современных условиях развития государственности более оправданным является такое решение вопроса, когда в основу организации управления делами государства положен принцип разделения властей.
Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
В статье 10 Конституции Российской Федерации сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом. Вместе с тем, если одна из трех ветвей не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. По мнению многих теоретиков, верховное положение должна занимать законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Кконцепция разделения властей адоптирована в разных государствах по разному. Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимоконтролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.
В настоящее время наблюдается активизация исполнительной власти, которая постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства.