Наркомания, как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Произошедшие в России в начале 90-х гг. XX века существенные социальные, экономические, политические изменения сопровождались обострением и возникновением большого количества социальных проблем, одной из которых выступает рост различных форм девиантного поведения. Среди наиболее опасных социальных явлений выделяется массовое распространение в стране наркомании, прежде всего среди молодежи. В то же время, поскольку будущее любого общества связано с данной социально-демографической группой населения, решение задачи успешной социальной адаптации молодежи имеет важное значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….……………….3

ГЛАВА 1. Наркомания в современной России: теоретико-методологические основы анализа
Наркомания как социальное явление, основные аспекты исследования проблемы……………………………………………10
1.2. Наркомания в современной России: основные тенденции………18 - 38

ГЛАВА 2. Основные направления предупреждения и борьбы с наркоманией как с социальным явлением

2. 1.Определение стратегии предупреждения наркомании……………39 - 53
2.2. Наркомания в современной России: основные тенденции………53 - 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………76 - 79

Прикрепленные файлы: 1 файл

наркомания как социальное явление.doc

— 461.00 Кб (Скачать документ)

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

ГЛАВА 1. НАРКОМАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА

 

1.1.  Наркомания как социальное явление,  основные аспекты исследования проблемы

 

Согласно  определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), наркотик — это вещество, удовлетворяющее 3-м критериям:

1. медицинский - это вещество должно оказывать специфическое воздействие на центральную нервную систему;

2.. социальный — большие масштабы употребления и социально значимые последствия;

3. юридический - данное вещество в установленном законом порядке признано наркотическим. К наркотическим веществам относятся:

а) ингалянты, б) галлюциногены; в) стимуляторы; г) препараты конопли; д) опиаты2.

Данные критерии отражают основные положения наиболее значимых, на наш взгляд, для определения феномена наркомании аспектов ее исследования - медицинского (закономерности развития болезни), правового (юридический статус наркотиков и действий с ними) и социологического (снижение «качества» индивида как члена социума).

Согласно  ВОЗ, в медицине под наркоманией  понимается особое заболевание, проявляющееся в неудержимом влечении человека к употреблению наркотических веществ, повышении толерантности (переносимости) к наркотику, абстинентном синдроме (болезненных ощущениях) при прекращении его употребления. Однако термин «наркомания» - частный по отношению к более общему термину - «наркотизм», характеризирующему употребление различных (а не только признанных наркотическими) наркогенных веществ, то есть веществ, способных оказывать специфическое воздействие на ЦНС. Несмотря на различие в химическим строении, характере воздействия, веществам данного класса присуща одна общая черта - способность вызывать опьянение, эйфорию.

В результате воздействия наркогенных веществ человек теряет ориентацию - во времени и пространстве, социальной среде,   так как эти вещества способны проецировать положительные ощущения и переживания, эйфорию вне связи с реальностью. В этом случае подобное состояние становится самоцелью; поведение человека асоциально или антисоциально. В ходе развития того или иного вида наркотизма формируется особая система ценностных ориентации, базирующаяся на эффекте определенного вещества.

Наряду с  опьянением, не менее значимым моментом в развитии наркотизма является то состояние организма и психики человека, которое характеризуется непреодолимым влечением к тому или иному веществу. Это состояние - зависимость, выражающая то главное, что определяет наркомана как наркомана и одновременно употребление наркогенных веществ как проблему общества. Человек, регулярно употребляющий наркогенные вещества, со временем утрачивает качество суверенной личности  и страсть к зелью полностью управляет им.

Преступность  и наркомания - тесно связанные  явления. Например, сегодня одной из наиболее освещаемых выступает тема наркобизнеса. В то же время, по мнению Т.Боголюбовой, неоднократно отмечено, что среди выявленных сбытчиков наркотиков преобладают не организованные преступные группы, а одиночки. Практически все лица, употребляющие наркотики, участвуют в незаконных сделках с ними (обмен, продажа)3.

Пристрастие к наркотикам заставляет наркомана  практически постоянно пребывать в поиске новой дозы вещества, что зачастую вынуждает его преступать закон. Наркоманы совершают грабежи, квартирные кражи и т.п. При этом наркотики отличаются различной криминогенностью. Например, преступления с насилием над личностью свойственны злоупотребляющим гашишем, кокаином4.

Кроме того, наркомания является серьезным фактором рецидивности преступлений. Многие наркоманы и в местах лишения свободы имеют доступ к наркотикам, «втягивая» других заключенных. В результате часть преступников привыкает к наркотикам именно в местах заключения5.

Как видно, проблема наркомании и проблема преступности неотделимы друг от друга. Однако, если данный тезис по существу является аксиоматичным, то трактовка собственно наркомании как преступления является в высшей степени спорной. Деятельность преступников прямо направлена на ущемление интересов других людей и общества в целом. Употребление наркотиков не имеет какого- либо преступного умысла, целью является опьянение, эйфория6. Понимание наркомании в области права выражается в уголовных законодательствах многих стран, в том числе и России, где, по мнению Н. Храмова, действующий УК «... по сути представляет собой набор репрессивных мер по отношению к наркоманам».

Возникающий в этой связи вопрос о правомерности  уголовного преследования больных людей (как наркоманы рассматриваются с точки зрения медицины) отражает всю сложность проблемы. Представляется, что здесь противоправной можно считать только деятельность лиц, занимающихся сбытом наркотиков исключительно в корыстных целях (то есть она не детерминирована их собственной наркозависимостью).

Собственно  употребление наркогенных веществ рассматривается в 2-х видах:

  • употребление наркогенных веществ как социально разрешаемое 
    действие,   обусловленное медицинскими показаниями и осуществляемое по 
    предписанию врача (например, для анестезии в хирургических операциях);
  • злоупотребление наркогенными веществами - необусловленные 
    объективной   необходимостью   действия,    направленные   на   получение специфических ощущений, вызываемых этими веществами. Следовательно, можно сказать, что в социальном плане наркотизм - это совокупность явлений, основывающихся на злоупотреблении наркогенными веществами.

Как социальному  явлению, наркотизму присуща определенная массовость. Обычно они образуют группы, объединенные лишь общей заботой о добывании зелья. Кроме того, в научной литературе существует термин «прозелитизм», суть которого в том, что наркоманы вовлекают в употребление наркотиков здоровых людей; один наркоман способен «заразить» за год 6-10 человек7. Поэтому небиологически детерминированная массовость наркотизма - очень важный критерий, отсекающий отдельные случаи развития пристрастия к наркогенным веществам в результате, например, лечения с применением данных веществ - то есть явления, носящего сугубо медицинский характер.

Именно с  указанных выше позиций наркотизм  в целом и наркомания в частности рассматриваются в социологическом аспекте как разновидности девиантного поведения - то есть поведения, отклоняющегося от принятых в обществе норм.

Однако нарушение  процесса социализации может быть связано  не только с конкретными условиями его протекания, но и (на более широком уровне) с характером самих социальных норм. Результаты социализации индивида в семье могут существенно дополняться или преобразовываться по мере включения во все более широкий круг социальных отношений. Э.Дюркгейм, рассматривая такой вид девиации, как самоубийство, среди нескольких его типов особо выделял анемическое самоубийство, связанное с ситуацией аномии, то есть безнормности8. Жизненный опыт людей более или менее соответствует ожиданиям, обусловленным социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных перемен в обществе индивид теряет способность адаптации. Его жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в нормах, в результате чего он не имеет надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Однако данные теории не объясняют, почему в сходных  условиях для одних индивидов реакцией на аномию является девиантный тип социальной адаптации, а для других - нормативный. При этом, однако, опять же не ясно, почему одни люди усваивают девиантные нормы и ценности, а другие - нет. Например, отечественные ученые отмечают, что значительное число подростков из неблагополучных семей, имеющих пронаркотическое микросоциальное окружение, тем не менее не употребляют наркотики.

Так, внимание к наркотикам как к таковым, их воздействию и его правовым последствиям часто уводит от понимания того, с какими целями люди обращаются к ним. Известно, что человек по своей природе тяготеет к положительно окрашенным ощущениям. Стремление к удовольствию и одновременно к избеганию неудовольствия является естественным для поведения человека. Все же наркогенные вещества обладают свойством вызывать вне связи с реальностью положительные ощущения, которые в повседневной жизни могут встречаться не часто. При отсутствии реальных возможностей достичь их человек зачастую и пытается произвольно изменить9 с этой целью свое сознание. Анализ многочисленной литературы по выяснению мотивов употребления наркотиков позволяет выделить наиболее часто указываемые:

- употребление наркотиков в целях удовлетворения потребности в 
релаксации,      в   целях   изменения   эмоционального   состояния   (тревоги, 
депрессии, апатии);

- в целях получения удовольствия (гедонический);

- для   повышения   самооценки   при   нереализации   потребности   в 
достижении цели;

  • употребление наркотиков из любопытства;
  • наркотики как средство общения и коммуникации;
  • в      целях      гиперактивации,       то      есть       стимулирования работоспособности, попытки раскрытия некого «творческого потенциала»;

- для устранения абстинентного синдрома путем принятия очередной 
дозы наркотика10. 

В качестве примера  можно привести подростковый наркотизм. Отмечено, что он носит изначально групповой характер: до 85% употребляющих наркотики подростков впервые пробуют их в компании сверстников11. Групповое времяпрепровождение - характерный признак подросткового возраста, что обусловлено потребностью в освобождении от контроля взрослых, независимости и самоутверждении, новой информации, новой форме межличностных отношений, невозможных в семье. Подобным группам присущ жесткий конформизм - некритическое восприятие групповых ценностей и норм, И если в группе кто-то начинает злоупотреблять наркотиками, то зачастую это становится нормой поведения и основной формой досуга.

Еще одной особенностью подросткового возраста является ярко выраженная любознательность, познавательная направленность личности, часто принимающая асоциальный характер. Американский психолог М.Цукерман описал общий паттерн поведения, связанный с поиском впечатлений и стремлением к риску ради них: поиск физического риска, поиск нового опыта (достигаемого также и через употребление наркотиков), неприятие скуки12.

В связи с  этим ряд отечественных исследователей считает, что во многих случаях девиантное поведение подростков обусловлено поиском впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей, низкой стрессоустойчивости,   тревожности13.

Рассмотренные поведенческие реакции определяются тем, что в подростковом возрасте индивид должен справиться с большим  количеством задач развития, взросления: создание собственной шкалы ценностей, осознание своей индивидуальности, становление устойчивого представления о себе («Я-концепция»), определение будущей профессии. Вследствие такой функциональной «нагруженности» этот период характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, повышенной тревожностью, проблемами с самооценкой. Поэтому нередко у подростка возникает стремление к объединению с себе подобными, и в том числе к совместному экспериментированию с наркотиками - как способам преодоления состояния угнетенности, подавленности14. Следовательно, подростковый наркотизм может быть рассмотрен как проявление дисфункциональности в решении специфических задач взросления - формирования «Я-концепции», самоутверждения, принятия ответственности за свое поведение и т.п.

В этом свете  наркомания является своеобразным выражением неупорядоченности личности и неприспособленности ее к окружающему миру15. Наркотизация же приобретает характер неадекватной адаптации к нему.

На основании  всего вышесказанного можно дать следующее определение наркомании как социального явления. Наркомания — это имеющее биосоциальную природу явление, заключающееся в массовом злоупотреблении веществами, в установленном законом порядке признанными наркотическими и способными вызывать состояние опьянения и зависимость, что порождает опасные последствия как для индивида, так и для общества.

Таким образом, обобщая весь представленный выше материал, можно сделать следующие выводы. Наркомания как социальное явление, то есть явление, имеющее небиологически детерминированную массовость, обладает биосоциальной природой: она основывается на свойстве наркотиков удовлетворять объективную потребность человека в положительных ощущениях и переживаниях при невозможности реализации значимых в этом отнопхении потребностей. Поэтому, рассмотренные аспекты проблемы сами по себе не дают, на наш взгляд, адекватного представления о данном явлении. Так, наркомания - это не только болезнь, поскольку массовое «заражение» ею невозможно объяснить лишь биологическими факторами. Не является она и преступлением, поскольку, как правило, наркотизация не имеет никакого преступного умысла на ущемление интересов государства и общества; совершение наркоманами различных противоправных действий определяется развитием пристрастия к наркотикам.

В то же время  наркомания - это и не просто отклонение от социальной нормы. Ни одна из перечисленных теорий в отдельности не находит некой совокупности факторов,   убедительно ее объясняющих,   и с

этих позиций  нельзя сказать, почему в сходных условиях одни люди обращаются к наркотическим веществам, а другие - нет.

Подобная  ситуация методологической неопределенности в исследовании наркомании как общественного явления имеет далеко идущие последствия, так как может приводить (и, как правило, приводит) -К узковедомственному ее видению. По нащему мнению, данная ситуация может быть преодолена на основе комплексного подхода к рассматриваемому явлению. Болезненное пристрастие к наркотикам и развитие опасных социальных, правовых последствий базируются на злоупотреблении наркотиками с целью получения неопределяемых реальностью положительных ощущений и переживаний. В этом свете наркотизация - это своего рода социально значимая для индивида, носящая адаптивный характер деятельность по искусственному приведению своего сознания. в гармонию с действительностью. Наркомания - это не просто индивидуальная патология или же отклонение от поведенческой нормы, а результат способной вызывать у индивида патологические реакции дезорганизации системы его отношений с окружающей социальной средой. Риск формирования наркомании значительно возрастает, когда эти дезорганизованные отношения накладываются на определенные психофизиологические особенности личности (например, акцентуации характера), с той или иной направленностью «канализирующие» ее энергетический потенциал.

Информация о работе Наркомания, как социальное явление