Предмет и задачи истории психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:36, доклад

Краткое описание

История психологии - предмет развития научного знания о механизмах, фактах, закономерностях психической жизни.В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. За всю историю развития психологических знаний науки известны три определения предмета психологии: как о душе, о сознании, о поведении

Прикрепленные файлы: 1 файл

shpory_po_ist-psih.doc

— 516.00 Кб (Скачать документ)

В основе физической теории Р. Декарта лежит идея о тождестве  материи и протяжения. «Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно вещь твердая, тяжелая, окрашенная или иным каким образом возбуждающая наши чувства, но в том только, что оно – субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину». Телу свойственны также делимость, пространственная форма (фигура), перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом, скорость этого перемещения, которые суть некоторые модусы протяжения.

Сопоставление духовной и телесной субстанции привело Р. Декарта к выводу «о полнейшей разнице, существующей между духом и телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении – это душа, она «всецело и поистине раздельна с моим телом и может быть или существовать без него».

 

Понятие рефлекса у Р. Декарта

В вопросах физиологии, как  и природы в целом, Р. Декарт –  материалист. В объяснении влияния  нервов на движения мускулов и работу органов чувств использует понятие  о «животных духа». «Животные духи» это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи». Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за перераспределения духов между мышцами, что возможно потому, что «в каждом мускуле имеются небольшие отверстия, через которые эти «духи» могут перейти из одного в другой». От этого мускул, из которого они выходят, слабеет, а мускул, в который приходят больше духов, сокращается.

Движение мускулов осуществляется посредством работы нервов. Нервы  – это трубочки, в которых есть «сердцевина или внутреннее вещество. Оно тянется в виде тонких ниточек  от мозга, откуда берет свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединены». Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, направляющиеся к разным членам. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться – происходит движение.

Таким чисто телесным механизмом объясняются не все движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание, и вообще все отправления, общие для человека и животного. Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа. В то же время в рефлексе как механизме, совершенно независимом от психики, проявляется механистическая односторонность Р. Декарта.

Таким образом, в объяснении механизма взаимодействия души и  тела выступают глубокие противоречия философского учения Р. Декарта. С одной  стороны утверждается, что душа имеет  отличную и независимую от тела природу, с другой – тесно с ним связана; душа непротяженна и помещается в маленькой железе мозга.

Учение Р. Декарта о  душе и теле и об их субстанциональном  различии породили философскую психофизическую  проблему. Хотя различие духовного  и телесного признавалось и до Р. Декарта, четкого критерия дифференциации выделено не было. Единственным средством познания души, по Р. Декарту, является внутреннее сознание. Р. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении. Таким образом, психология Р. Декарта идеалистична. Дуализм Р. Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанной на нем психологической науки.

 

Психология  Б. Спинозы

Новое решение проблем, выдвинутых Р. Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). По оценке  
Г.В.Ф. Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Р. Декарта. Главное сочинение – «Этика».

Основная цель сочинения  – помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения, открытый путь к свободной жизни. Книга изложена геометрическим способом, в виде лемм и теорем. Все начинается с понятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Б. Спинозы и Р. Декарта.

В отличие от Р. Декарта  Б. Спиноза разрабатывает монистическое учение. Есть только одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. «Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же». Она в самой себе содержит необходимость существования.

Однако Б. Спиноза различает  собственно «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование –  это есть она или нет. Субстанция в отличие от конечных вещей содержит в себе существование, то есть ей свойственно существовать. Отсюда Б. Спиноза выводит следующие свойства субстанции:

  • она ничем ни производится, она не сотворена, существует в силу самой себя;
  • она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей;
  • в ней нет целей, она действует только по необходимости, то есть в соответствии с объективными закономерностями.

Субстанцию Б. Спиноза  называл Богом или природой. Понятие  «субстанция» у выступает как  выражающее бытие вне нас существующей природы. Для Бога в обычном смысле слова в системе Б. Спинозы не остается места, его философия материалистична.

Он выделяет бесконечное  количество атрибутов (свойств) субстанции. Для человека познаваемы только два  атрибута: протяжение и мышление. Под  атрибутом протяжения мы видим вещи как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом – протяжения. Так Б. Спиноза разрешил дуализм Р. Декарта.

 

Дж. Беркли как последователь  Д. Локка и его путь от эмпиризма  к ассоцианизму

Дж. Беркли (1685 – 1753) был непосредственным последователем  
Д. Локка. Для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). Считалось, пишет Дж. Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Однако нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом  
деле расстояния, то есть удаленность предмета от нас, и сам факт, что они находятся  
вне нас, величина предметов, положения предметов в пространстве относительно друг друга, – глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Д. Беркли называет осязанием. Зрение и осязание вступает в связь. Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Таким образом, то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как знаки ранее приобретенных через осязание идей.

Связь между зрением и осязанием посредством ассоциаций образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение. В этом заключается ее биологическая полезность. Сформулированная Д. Беркли теория была развита в эмпирической психологии XIX в., особенно А. Бэном, который подчеркивал роль мышечных ощущений в образовании зрительных представлений пространства.

 

Д. Юм и его представление  о человеческом познании как ассоциации идей

Англичанин Дэвид Юм (1711 – 1776) в философии последователь  
Дж. Беркли, в «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человеческом познании» (1748), развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Д. Локк, Д. Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:

1. Ассоциации случайные  и неправильные – ассоциации  по закону смежности в пространстве  или во времени.

2. Ассоциации естественные  и правильные – ассоциации  по закону сходства и причинности.  Эти ассоциации лежат в основе  научного мышления (причинно-следственные  отношения).

Знание отношений причинности  не является априорным и устанавливается  в опыте. И. Кант придерживался той же точки зрения: как можно перейти от чувственного опыта, который всегда имеет дело с частным случаем, к понятиям и отношениям, имеющим всеобщий и необходимый характер. Но он не согласился с решением Д. Юма и ввел наряду с опытным, априорное знание (абстрактное, всеобщее, закономерное).

 

Д. Гартли – автор первой законченной системы ассоциативной  психологии

Английский врач Дэвид  Гартли (1705 – 1757) также воспринял идеи  
Д. Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался также на труды И. Ньютона. В главном сочинении «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) Д. Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации); идеации (идеи ощущений, то есть повторение ощущений без предметов); аффективный тон (аффекции) – удовольствие, неудовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе физиологического механизма ассоциаций лежат вибрации, то есть материальные процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. В основе этих различий находится разнообразие наших идей.

В системе Д. Гартли нет  мышления как процесса. Рассматриваются  истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма  ассоциации. Новые мысли – это только комбинации старых простых идей или разложение сложных.

Д. Гартли дал естественное объяснение происхождения психических  явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение – «все они  выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга».

 

Подходы Г. Спенсера в оценке ассоцианистской психологии в XIX в.

Ряд новых моментов в  ассоциативной психологии вносит  
Герберт Спенсер (1820 – 1903). Он автор десятитомного труда «Синтетическая философия» (1862 – 1896), в состав которого входит и психология («Основания психологии» в 2х т., 9-ти частях). Взгляды  
Г. Спенсера представляют разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Это эволюционный ассоцианизм.

В работах Г. Спенсера происходит сближение  психологии с учением о биологической  эволюции. Он сформулировал общий  закон эволюции, который распространил  на всю Вселенную – неорганическую природу, надорганическую природу, то есть социальную жизнь (социология). Этот закон гласит: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, то есть характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, то есть  характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному. Этот закон продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Г. Спенсера – Г. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель. Однако, в отличие от них, основывается на данных других наук – геологии, биологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории.

Этот закон Г. Спенсер применяет  и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно  через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда – это не только сила, пускающая в ход по типу толчка внутриорганические процессы, но и способ видоизменять жизнедеятельность. И.М. Сеченов высоко оценил значение учения  
Г. Спенсера, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции».

Таким образом, исторически оценивая итоги развития ассоциативной психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее:

1. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания.

2. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса  приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма.

3. Ассоциативная психология имеет и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг) и в педагогике, где используются данные о роли повторения, о способах заучивания.

4. Вместе с тем, несмотря на неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании, и не открывало путей для его объективного исследования.

Информация о работе Предмет и задачи истории психологии