Особенности адаптации пожилого человека к проживанию в доме-интернате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
Выявление психологических механизмов совершенствования социально-психологической помощи лицам пожилого возраста в период адаптации к условиям проживания в домах-интернатах.
Задачи исследования
Рассмотреть место старости в возрастной периодизации психического развития и классификацию типов старости в отечественной и зарубежной литературе.
Изучить научные подходы к рассмотрению социально-психологической адаптации и определить особенности адаптации в пожилом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Периодизация пожилого возраста и классификация типов старости в отечественной и зарубежной литературе………………………..………………7
Анализ подходов к определению социально-психологической адаптации личности………………………………………………….………......14
Особенности адаптации в пожилом возрасте……………………………24
II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ К ПРОЖИВАНИЮ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ОБЩЕГО ТИПА
Дома-интернаты как одна из форм социально-психологической помощи пожилым и престарелым людям.………………………………………….....…31
Изменение психосоциального статуса пожилого человека в связи с переездом в дом-интернат……………………………………………….……...37
Психологическая помощь пожилым людям в адаптации к условиям проживания в домах-интернатах.…..……………………………………..……42
Показатели социально-психологической адаптированности лиц пожилого и старческого возраста к условиям проживания в домах-интернатах………………………………………….……………………….……46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….61

Прикрепленные файлы: 1 файл

СтаростьДиплом.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

Еще более удивителен тот факт, что постоянно увеличивается доля долгожителей, доживающих до 90-100 лет и более. Количество долгожителей в возрасте от 85 лет и старше в ряде стран, по переписям населения последних лет, варьирует от 12 до 68, а в возрасте 100 лет и более – от 0,5 до 1,1 на 10 000 человек населения. Предполагается, что в 2018 г. средний возраст в момент смерти будет 85,6 года.

Ситуация, в которой находятся старые люди, выражает неопределенность и двусмысленность человеческого существования более полно, чем другие возрасты жизни. Продолжая жить в этом мире, пожилые люди чувствуют, что больше не принадлежат к нему.

Распространенные в обществе стереотипы оказывают влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность15.

Можно выделить две модели удовлетворенности жизнью в старости. Одна проецируется на внутренние факторы, определяемые стремлениями и нуждами самого старика, другая – на внешние (среда, общение, социальная поддержка). Из этого следует, что благополучную старость нельзя вывести из конкретных факторов. Такие типичные ситуации старения, как конец профессиональной деятельности, сужения круга общения, одиночество, потребность в посторонней помощи, представляют собой последовательные этапы старения, определяемые уровнем физических и психических сил и возможностей.

Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях старения отражают индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни пожилого человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего, изменившегося мира16.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков в старости:

  1. старик-негативист, отрицающий у себя какие либо признаки старости и дряхлости;
  2. старик-экстраверт, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешнее влияние и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких людей, изменения положения в семье);
  3. интравертированный тип, остро переживающий процесс старения. Появляется тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом, малоподвижность, ослабление эмоций, стремление к покою17.

Разумеется, эти оценки приблизительны, как бы мы ни хотели подвести стариков под тот или иной тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:

  1. активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;
  2. старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью, характерна тем, что энергия стареющего человека направлена главным образом на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование, на все то, на что раньше не доставало времени;
  3. «женский» тип старения – в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;
  4. старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) – когда моральное удовлетворение и заполнение жизни даёт забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.

Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. Другой вариант негативного проявления старости – разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными18.

А.И. Анциферова выделяет два типа, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношением к миру и к себе, удовлетворенностью жизни. Представители первого типа спокойно, без особых эмоциональных нарушений переживают свое старение. Они отличается высокой активностью, которая связана с позитивной установкой на будущее. Нередко эти люди воспринимают установку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом установление дружеских контактов, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

У представителей второго типа развивается пассивное отношение к жизни, оно отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижается показатели теста интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тяжелое чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свой поздний возраст, не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми быстро дряхлеют19.

Основные проблемы старого человека – это проблемы определения своего места в обществе, адаптация к своей новой роли. Выход на пенсию, одиночество, близость смерти – этапы заключительного периода жизни, они определяют основные линии психической жизни пожилого человека. Конкретная ситуация, в которой оказывается пожилой человек в старости, уровень общения и личного благосостояния, национальные традиции лежат в основе индивидуальных особенностей поведения и переживаний старика, а также его способности к  адаптации на каждом из этапов старения.

 

2. Анализ подходов к определению  социально-психологической адаптации  личности

Понятие «адаптация» включает в себя процесс приспособления человека к окружающим условиям, а также результат этого процесса, т.е. состояние, в котором человек максимально приспособлен к окружающей среде. Такое состояние может достигаться несколькими принципиально разными путями, в связи с чем, выделяют разные типы адаптационной направленности:

Гомеостатический – достижение равновесия, спокойствия путем приспособления себя к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Очень яркий пример адаптации по данному типу – одиноко живущий «в гармонии с природой» отшельник.

Гедонистический – получение наслаждения, удовольствия путем приспособления среды к своим потребностям. Например, именно так адаптирован наркоман, все помыслы которого направлены на поиск наркотика для получения максимального наслаждения.

Прагматический – ориентация на получение максимальной пользы, как для себя, так и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Наиболее социально ориентированный тип адаптационной направленности.

У большинства людей в той или иной степени выражены все эти типы адаптационной направленности.

Понятие «социально-психологическая адаптация» является более узким, чем «адаптация» вообще, и подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, мотивами, интересами.

Адаптация в широком смысле не обязательно означает социально-психологическую адаптацию. Гармония между потребностями общества и отдельного человека достижима только тогда, когда собственные потребности и интересы сформированы у человека с ориентацией на требования общества.

Социально-психологическая адаптация – сложное явление, включающее комплекс показателей:

Возможность

выполнять социальные функции

успешно строить отношения с коллективом, семьей

Способность

к продуктивному обучению и труду

к самообслуживанию

к полноценному отдыху

Адекватность

в восприятии окружающей действительности

в восприятии самого себя

в отношениях с окружающими

Соответствие

между целями, действиями и реально достижимыми результатами

между самооценкой и оценкой окружающих

Изменчивость поведения

в соответствии с требованиями ситуации

в соответствии с ролевыми ожиданиями


 

Успешность адаптации зависит от следующих факторов:

- жизненные цели;

- ценностные ориентации;

- поведенческая активность;

- социальная среда.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей20. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко:

а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;

б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использовании собственно психологических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи.

Социально-психологическую адаптацию бихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-психологических, экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социально-психологической адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида.

Социально-психологическая адаптация – это также процесс, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального и психологического равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой.

Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс21, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Определение, даваемое интеракционистами «эффективной адаптации личности», содержит такие элементы, которые в бихевиористском определении отсутствуют. Такое название интеракционисты дают той разновидности адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества.

Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;

б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.

В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптация может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Это второе, более специфическое понимание социально-психологической адаптации личности представляет значительный интерес для нас, поскольку в нем содержится идея активности личности, творческом и целеустремленном, преобразующем характере ее социальной деятельности.

Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистскому подходу, являются следующие показатели:

а) адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;

б) психологическая адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном22, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены в, ставшей классической для психоаналитиков, работе Анны Фрейд23.

Информация о работе Особенности адаптации пожилого человека к проживанию в доме-интернате