Исследование психоэмоционального состояния лиц с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 07:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности психоэмоционального состояния лиц с нарушениями зрения.

Опираясь на выдвинутые цель и гипотезу исследования, были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать психологическую литературу по изучаемой проблеме;
Изучить психоэмоциональное состояние как психологический феномен;
Рассмотреть нарушения зрения как форму дефицитарного развития;
Проанализировать развитие эмоциональной сферы лиц с нарушениями зрения;
Провести эмпирическое исследование с целью проверки гипотезы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
1. Психоэмоциональное состояние как психологический феномен.
2. Нарушение зрения как форма дефицитарного развития.
3. Развитие эмоциональной сферы лиц с нарушениями зрения.
ГЛАВА II . МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
1. Методы и методики исследования психоэмоциональных состояний.
2. Методы и методики исследования психоэмоционального состояния лиц с нарушением зрения.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

3.1. Общая характеристика обследованного контингента.
3.2. Анализ и обсуждение полученных результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 334.92 Кб (Скачать документ)

     Совершенно  очевидно, что частичная, а тем  более полная потеря зрения  влечет за собой наиболее серьезные  и зачастую ничем невозместимые  потери в области чувственного  отражения. Влияние сокращения  чувственного опыта на психическую  жизнь отмечалось многими психологами.  С.Л. Рубинштейн писал, по этому  поводу следующее: «Ни из какого  описания, как бы ярко оно ни  было, слепой не познает красочности  мира, а глухой - музыкальности его  звучания так, как если бы  он их непосредственно принял; никакой психологический трактат  не заменит самому не испытавшему  любви, увлечения борьбы и радости  творчества, того, что он испытал  бы, если бы сам их пережил».[39,С. 5]    Невозможность или существенные ограничения получения зрительных стимулов влечет за собой отклонения в психическом развитии, которые, в современной психологической литературе обозначаются как депривационное поражение. “Психическая депривация является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени”. [25, С.19]

   Авторы приведенного определения указывают, что такими потребностями являются перцептивная потребность, то есть потребность в определенном количестве и качестве внешних раздражителей (стимулов), потребность в социальных связях с родителями, сверстниками и т.д., обеспечивающих интеграцию личности, и, наконец, потребности в наличии условий для учения и последующей самореализации, овладении определенными общественными ролями.

     Исходя из  сказанного, следует считать, что  нарушения зрения влекут за  собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. При этом следует также иметь в виду, что при врожденной или рано приобретенной слепоте дети оказываются лишенными не только зрительных стимулов - у них резко сокращается стимуляция других модальностей в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, ограниченной мобильностью, бедностью социальных связей и отношений. Все это влечет за собой заметные и весьма разнообразные сдвиги в поведении, соматическом состоянии, достаточно часто при слепоте и слабовидении наблюдаются нервно-психические нарушения.

К эмоциональной сфере традиционно  относят не только эмоции как таковые, но и настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические  процессы и состояния человека. Любые  проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоционально-волевая сфера психики  людей с нарушениями зрения  является наименее исследованной, что  связано главным образом с  трудностями объективного изучения эмоции, чувств и воли. Эмоции и чувства как специфическое отражение внешнего мира, проявляющееся в субъективном отношении человека к действительности, зависят от того, насколько полно, точно, всесторонне отражается окружающий мир и что именно является объектом отражения.

  Эмоциональные состояния  имеют субъективный характер. Однако  они всегда детерминируются внешними  воздействиями. Нарушения зрения  вызывает болезненную реакцию  личности в виде повышенной  раздражительности, неадекватности  поведения, безразличия к окружающему,  инертности и т.п. Однако в  процессе компенсации дефектов  психического развития, возникающих  в результате утраты зрения, патологические  изменения в эмоциональной сфере  исчезают. Человек сознательно овладевает  и управляет своим настроением.

     Нарушения зрения  затрудняют или делают невозможным  удовлетворение ряда насущных  потребностей. В результате возникает  эмоциональное напряжение - следствие  блокирования цели более или  менее непреодолимым препятствием. Подобные состояния в психологии  называют фрустранией. Невозможность реализовать сиюминутную потребность из-за наличия какого-либо препятствия практически дезорентирует сознание и деятельность, создает неблагоприятный эмоциональный фон. 

       Нарушения зрения  оказывают влияние на диапазон  избирательного отношения аномального  ребенка к окружающей действительности, сужая его в зависимости от  глубины патологии. Однако интересы  к определенным видам деятельности, успешно осуществляющейся без  зрительного контроля, оказываются  такими же глубокими, устойчивыми  и действенными, как и у нормально  видящих людей. Таким образом,  содержательная сторона психики  при развивающем обучении оказывается  независимой от дефектов зрения.

Следовательно, между зрячими и  слепыми людьми, а тем более  между зрячими и слабовидящими  людьми различия могут наблюдаться  только в динамике становления различных  свойств личности.

      Но все-таки, в  тифлопедагогической литературе  отмечаются определенные отличия  психического развития слабовидящего  человека  от  зрячего. В общих чертах они сводятся к тому, что ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии.

         Очень многое  в отношении слабого зрения  зависит от социальных условий,  от влияния наследственности, от  собственных усилий, от работы  над самим собой"

        Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие.  
       Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормальновидящих сверстников, возникающее в возрасте 4 - 5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание в ограничении в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.  
Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом. Первые более ранимы особенно по шкале самооценки, при этом слабовидящие дети показали большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми. 

    В развитии эмоций и чувств у лиц с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой  более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни. 
Для слепых свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными свойствами.  
    Распространенно мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. 

Однако речь их достаточно интонационно и выразительна. Слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность.  
Также отмечаются отличительные особенности слепых понимать эмоциональные состояния, улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника». 
        Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности. В первую очередь это связанно с оценкой своей внешности.  
При этом самооценка незрячим именно этого фактора зависит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берется свое собственное представление о себе, построение исходя из оценки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих. 
Изменение в самооценки связанно с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники.  
Особенно остро этот кризис переживается в подростковом возрасте, происходит обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что дети начинают осознавать свой зрительный дефект. 
 
     Многие исследователи отмечали, что слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности.  Подобные выводы обычно делались в ходе исследований поздно ослепших людей, тяжело переживающих утрату зрения, но распространялись также и на слепорожденных и рано ослепших людей.  
      Современные тифлопсихологи изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу, что в свою очередь способствует благоприятной и легкой интеграции людей с нарушениями в общество нормально видящих.

Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями является на сегодняшний день одной из актуальных проблем как в области теоретических исследования, так и общественной жизни. Социальная интеграция становится одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере. С одной стороны, повышенный интерес ученых и представителей различных социальных институтов к данной проблеме обусловлен ростом количества людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, незрячие и слабовидящие люди представляют собой достаточно многочисленную категорию людей. По данным ВОЗ, в мире насчитывается около 200 млн. слепых и слабовидящих людей, в России каждый второй житель имеет проблемы со зрением - в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих. С другой стороны, повышенное внимание исследователей к проблеме интеграции людей с ограниченными возможностями связано с происходящими в обществе  социокультурными трансформациями, процессами гуманизации социальных отношений, ростом приоритетности в обществе проблем социально-антропологического порядка. Центральным понятием нового подхода к общественному устройству становится социальная интеграция, цель которой – создание "общества для всех", в котором каждый индивидуум, со своими правами и обязанностями, играет активную роль. При этом одной из важнейших задач социальной интеграции является обеспечение защиты и полной интеграции обездоленных и уязвимых групп населения в жизнь общества на основе всеобщего и равного доступа к образованию, информации, новым информационным технологиям..        Отсутствие благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных людей, ограничение их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует вопросы их личностного развития, образования, доступности ресурсов окружающего мира, что должно способствовать оптимизации и нормализации жизнедеятельности, социальной адаптации и интеграции, «включения» их в общество (Егорова Т.В., 2002; Зайцев Д.В.,2003). 

        Проблемы адаптации людей с глубокими нарушениями зрения в тифлопсихологии преимущественно рассматриваются в контексте теории компенсации и социальной реабилитации инвалидов по зрению.

       В исследованиях, посвященных проблеме адаптации, представлены различные подходы: гомеостатический, в русле, которого адаптация рассматривается как свойство живой саморегулирующейся системы, обеспечивающее устойчивость к условиям внешней среды, и как процесс достижения равновесия организма с внутренней и внешней средой, а также как динамическое состояние, проявляющееся в устойчивом уровне активности и взаимосвязи функциональных систем, наступившее в результате приспособления; комплексный, в рамках которого акцент делается на понимание адаптации не только как процесса приспособления, но и как результата взаимодействия в системе «человек-среда» - преобразования среды и самого себя, и системно-структурный подход, в котором подчеркивается иерархическое строение процесса адаптации, в котором выделяются взаимосвязанные между собой низшие и высшие уровни адаптации.  
Личностный подход позволяет рассматривать адаптацию в различных условиях существования, прежде всего как актуализацию внутренних ресурсов личности во взаимодействии с окружающим миром и самим собой  
Изучение личностных аспектов социальной адаптации слепых и слабовидящих показывает необходимость использования интегративного подхода, включающего в себя рассмотрение адаптирующейся личности на основании синтеза различных областей человекознания: психофизиологии, общей и коррекционной психологии, социологии, философии, социальной психологии и других наук. Данный подход предполагает, что личность в ходе адаптации выступает как активный субъект этого процесса. Интегративный подход к изучению социальной адаптации инвалидов по зрению является наиболее перспективным в русле нашего исследования. Адаптация слепых и слабовидящих в соответствии с идеями интегративного подхода, понимается нами как процесс восстановления равновесия человека с предметной и социальной средой, приспособление к деятельности, общению, себе самому, жизни в целом, проявление личностной активности в условиях, обусловленных наличием глубоких нарушений зрения. В результате процесса адаптации образуется новая, более сложная система (взаимодействия личности с окружающей предметной и социальной средой), которая приобретает новые качества. Адаптированность личности инвалидов по зрению обусловливает процесс их социальной интеграции. 

     Социально - психологическая  адаптация людей с нарушениями  зрения в настоящее время является  одной из важнейших проблем  тифлопсихологии. Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства, (чаще всего таковым является специальная школа или интернат), слабовидящие  лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь.

     Цели и задачи специальных  школ зачастую сужаются до  интенсификации интеллектуального  развития и формирования тех  знаний и представлений, которые  позволяют успешно сдать экзамены  и поступить в другие учебные  заведения. По свидетельству специалистов  выпускники средних специальных  учебных учреждений закрытого  типа испытывают большое количество  психологических трудностей и  проблем, связанных с их интеграцией  в общество здоровых людей.  Понятие интеграции в тифлопсихологии предполагает процесс вхождения человека с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми. Закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от внешнего мира ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются не только затруднения при ориентировке в пространстве, адекватном осознании дефекта зрения, налаживании коммуникативных связей выпускников специальных школ-интернатов, но и неосведомленность общества о реальных возможностях и психологических особенностях детей с нарушениями зрения.

      А.В.Петровский, определяя развитие личности в изменяющейся социальной среде, пишет: "В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности". [33, С. 393- 397]

        Первая фаза  становления личности, в соответствии  с концепцией А.В.Петровского, предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности, и обозначается как фаза адаптации.

Вторая фаза, обозначающаяся как  фаза индивидуализации, обусловлена "обостряющимся  противоречием между достигнутым  результатом адаптации - тем, что  он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенной на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации".

Третья фаза обозначается А.В.Петровским как фаза интеграции. "В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществлять значимые "вклады" в жизнь группы".

Информация о работе Исследование психоэмоционального состояния лиц с нарушениями зрения