Дезадаптация детей младшего школьного возраста как следствие семейного насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:28, реферат

Краткое описание

Альфред Адлер со своим открытием «комплекса неполноценности» заложил теоретические основы для понятия дезадаптированной личности. Он полагал, что все дети глубоко переживают чувство неполноценности из-за малых физических размеров и недостатка сил и возможностей по сравнению со взрослыми. Особенно это касается детей часто болеющих, имеющих те или иные отклонения, физические недостатки. У ребёнка возникает стремление к компенсации своего недостатка.
Дезадаптированные дети обычно имеют все те черты характера, которые имеет человек, ушедший в болезнь, то есть изоляцию от среды. Их дезадаптация носит форму протеста против нормальных форм социальной активности, они не в состоянии вернуть себе утраченное самоуважение и чувствуют безнадёжность в достижении необходимого уровня престижа. Их кооперативные чувства подавлены и порой трансформированы в прямо противоположные негативные чувства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ. стр 8
1.2. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ стр 15
1.3. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ стр 20
1.4.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА КАК ФАКТОР ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ стр 23

Глава 2. СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ КАК НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ
2.1. СООТНОШЕНИЕ НАСИЛИЯ И ЭТАПОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. стр 31
2.2.МЕХАНИЗМЫ И ИСТОКИ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ стр 34
2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕРТВЫ стр 40

Глава 3.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ. стр 45
3.1. БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ стр 45
3.2. ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ, ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ВСЛЕДСТВИЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ. стр 59
3.5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ТЕРПЯЩИМИ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ стр 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр 63

Прикрепленные файлы: 1 файл

насилие.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

Очень важно  рассматривать последствия насилия, пережитого ребёнком, учитывая его  возрастные особенности. В разные периоды  жизни реакция на травму может  проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста, являются:

- Для детей  до 3-х лет – страхи, спутанность  чувств, нарушение сна, потеря  аппетита, агрессия, страх перед  чужими людьми, сексуальные игры.

- Для дошкольников  – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности, в поведении – агрессия, отстранённость, регрессия, сексуальные игры, мастурбация.

  - Для детей  младшего школьного возраста  – амбивалентность чувства по  отношению ко взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру, в поведении замечается отстранённость от людей, нарушение сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение грязного тела, сексуальные действия с другими детьми.

- Для детей  9-13 лет – то же, что и у  детей младшего школьного возраста, а так же депрессия, чувство  потери ощущений, противоречивое  поведение.

- Для подростков 13-18 лет – стыд, вина, недоверие.  амбивалентные чувства по отношению  ко взрослым, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности, попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность поведения.

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных зависимостей –алкоголь, наркотики. Отмечается нарушение сексуальных отношений с партнёром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 СООТНОШЕНИЕ НАСИЛИЯ И ЭТАПОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.

 

 

Вопрос о  соотношении насилия и этапов личностного развития – это спорный, далёкий от разрешения вопрос. Поскольку каждый человек так или иначе сталкивается с насилием  в той или иной форме, означает ли это, что все мы тотально страдаем от дезадаптации?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Вопрос о том, будет ли насилие переживаться как травма в дальнейшем, решается в зависимости от индивидуальных особенностей, условий, в которых протекает жизнь человека, характера воздействий и многих других факторов. Вопрос о влиянии насилия на личностное развитие ребёнка – это прежде всего вопрос о времени, то есть о возрасте, на который попадает насилие.

Ряд исследований, основывающихся на сведениях, поступающих  из кризисных центров, даёт возможность  представить, какой возрастной период является наиболее виктимным.

Дошкольный, младший подростковый возраст являются «периодами риска» в отношении сексуального насилия. К 15-17 годам вероятность  риска снижается в 4 раза, к 18 годам  – в 10 раз.

Прежде всего, оба этих периода являются кризисными в развитии ребёнка (Л.С. Выготский), причём с 14 до 16 лет – это два основных кризиса, характеризующихся формированием ряда новообразований. Как отмечал Л. С. Выготский, для кризисов развития характерны «резкие сдвиги и переломы в личности», когда за чрезвычайно короткий срок ребёнок меняется весь в целом. Не вызывает сомнений, что переживание кризиса, формирование новообразований дисгармонирует личность ребёнка, делает его сензитивным, хрупким. Кроме того, жестокое обращение в этот период окажут более губительное воздействие, чем в период относительной эмоционально-личностной стабильности.

С дошкольного  возраста по подростковый включительно в жизни ребёнка начинается новая  эра, знаменующаяся изменениями  телесного облика и постепенным  выдвижением на первый план категории общения. Можно сказать, что с 5-6 летнего возраста ребёнок становится яркой фигурой как внутри семьи, так и вне её. В этот период он особенно нуждается во внимании и одобрении взрослого, и это внимание не всегда носит безобидный характер.

Общими чертами  всех возрастных кризисов, по Л.С. Выготскому, являются непокорность и непослушание. Глубокие изменения в личности, характере  и поведении ребёнка, актуализирует  стремление взрослого перевоспитать, переделать, исправить.

Другие возрастные периоды являются менее опасными для непосредственного насилия. Вероятно, это происходит в силу большей стабильности как раннего детского возраста, так и юношеского. Ранний детский возраст характеризуется наличием симбиотической связи с матерью, необходимой для выживания. Юношеский возраст характеризуется возрастанием самостоятельности, независимости, способности защитить себя в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, можно говорить о сензитивных  периодах к насилию в жизни  ребёнка. Эти периоды являются опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения, тяжких телесных наказаний, психологического насилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2..МЕХАНИЗМЫ

И ИСТОКИ РАЗВИТИЯ НАСИЛИЯ.

 

Домашнее  насилие может выглядеть ситуативным, случайным, результатом несдержанности, яркой вспышки в ответ на провокацию жертвы. Именно так его и предпочитают объяснять насильники. Тем не менее в подобных случаях существует определённая повторяющаяся динамика развития ситуации, которая называется «циклом насилия». При этом с каждым новым витком выраженность проявления насилия возрастает.

Типичным  фактором риска развития подобного  сценария является формирование со-зависимости, то есть нездоровой привязанности друг к другу. Партнёры переживают яркие  чувства, противопоставляют себя всему миру, иногда даже враждебно относятся к нему и к остальным представителям своего  или противоположного пола. Кроме них двоих им никто не нужен, не интересен. Тем самым подготавливается изоляция будущей жертвы.

Цикл запущен. На его первой стадии потенциальный насильник создаёт ситуацию, в которой у будущей жертвы не останется иного выбора, кроме поведения, оправдывающего насилие над собой. Потенциальный насильник устанавливает огромное количество всё новых и новых иррациональных правил поведения для будущей жертвы. В результате происходит рост напряжения и «справедливого»раздражения с его стороны. Раз за разом насильник создаёт ситуации, когда жертва не справляется с выполнением своих обещаний, обеспечивая завязку своего сценария насилия

Вторая стадия – взрыв – представляет собой  высвобождение агрессии, насилие  по отношению к жертве. Таким образом  насильник удерживает свою власть и  право на контроль в доме.

На третьей  стадии насильник раскаивается, просит прощения, обещает, что никогда такого больше не повторится, приносит цветы, подарки, носит жертву на руках. Жертва прощает, чувствует себя счастливой и полна надежд. Тем не менее раскаяние насильника не является искренним, а продиктовано скорее страхом разоблачения и нежелательных последствий – обращением жертвы за помощью, её уход и т. д. Насильник часто говорит, что не смог совладать со своим характером, был пьян.

На следующей  стадии – рационализации – насильник  находит для себя оправдания и  псевдообъяснеия своей вспышки, поскольку для него невыносимо долго испытывать чувство вины. Он говорит жертве, что во всём виновата именно она. Таким образом, насильник уходит от какой бы то ни было моральной ответственности и даёт сам себе разрешение на эскалацию насилия.

Тем не менее, некоторое время он продолжает вести себя без насилия, или даже лучше, чем обычно.

При возврате ко второй стадии насильник часто  находится в плохом настроении, придирается  по мелочам, проявляет грубость, может  пить или принимать наркотики, критикует  жертву, демонстрирует её несостоятельность и зависимость от него. События неотвратимо движутся по кругу насилия.

СТРАТЕГИЯ НАСИЛЬНИКА Насильник проявляет немалую изобретательность, чтобы удержать жертву. Она ему нужна, чтобы удовлетворить свою потребность в разрядке напряжения, агрессии, причём довольно безопасным для насильника способом, безнаказанно.

Типичные  приёмы и методы насильника следующие:

1.ИЗОЛЯЦИЯ.

Насильник блокирует  возможности жертвы в поиске внешних  взаимоотношений. Он отделяет жертву от внешней поддержки, способствует росту зависимости от него.

2.МОНОПОЛИЯ  НА ВОСПРИЯТИЕ.

Насильник контролирует информацию, которая поступает к  жертве, использует подавляющий, доминирующий стиль общения с жертвой. Восприятие жертвы фокусируется на отслеживании признаков возможного гнева насильника.

3.ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ  НЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

Насильник наказывает жертву за любое неповиновение, способствует росту послушания и уменьшению сопротивления  жертвы, вырабатывает у жертвы привычку к послушанию, способствует росту  вины у жертвы

4.ДЕМОНСТРАЦИЯ  ВСЕМОГУЩЕСТВА.

Насильник демонстрирует  свою власть и превосходство над  жертвой прямо или косвенно показывает, что сопротивление бесполезно, прямо  обвиняет жертву в том, что она  сама провоцирует его на применение насилия, способствует росту чувства вины у жертвы.

5.ПРОЩЕНИЕ  В СЛУЧАЙНОМ ПОРЯДКЕ.

Насильник время  от времени обеспечивает позитивное подкрепление. послушания, им создаётся  иллюзия свободного выбора, он приводит жертву в замешательство от своей  непредсказуемости.

  1. ДЕГРАДАЦИЯ И УНИЖЕНИЕ.

Насильник создаёт  у жертвы настрой на полное послушание, создаёт у жертвы впечатление, что  сопротивление насилию приведёт к более значительным повреждениям и неприятностям, снижению самоуважения.

  1. УГРОЗЫ.                                                                                   

Контролирующее  поведение насильника усугубляется. Он использует нарастающую тревогу, страх, ощущение безнадёжности у  жертвы.

  1. ИСТОЩЕНИЕ.

Продолжающееся  насилие ослабляет эмоциональные  и физические способности жертвы к сопротивлению. Насильник способствует развитию у жертвы всеобъемлющего чувства некомпетентности. Он загоняет жертву в хроническую депрессию, у нее возникают мысли о самоубийстве, химическая зависимость, ухудшается физическое здоровье.

 

Выделяют 3 основных компонента, необходимых для инициации домашнего насилия: насильник, жертва и кризис.

Под кризисом понимается какое-то неблагоприятное  событие, играющее роль пускового механизма  в жизни потенциального насильника. Оно лишает его возможности справляться  со своими желаниями и проблемами приемлемыми способами и переводит его в положение реального насильника. Фрустрация и тревога, таким образом, трансформируется в насилие. Подобным кризисом может послужить увольнение с работы, развод, болезнь, смерть в семье, иногда бывает достаточно намоченных ребенком штанов или разбитой тарелки.

Несомненно, алкоголизм или наркомания и другие виды неблагополучия одного или обоих  родителей являются факторами риска, способствующими проявлению домашнего  насилия. В то же время, вопреки существующим мифам, насильник вовсе не обязательно является опустившимся асоциальным типом. Хотя и существуют определенные наборы личностных черт и установок, провоцирующих трансформацию в насильника того или иного вида, но это вовсе не бросается в глаза, особенно тем, кто этими проблемами не занимается. Нередко домашние насильники – это уважаемые в обществе люди, обладающие высоким социальным статусом и пользующиеся уважением. Такие случаи представляют наибольшую сложность.

Насильниками  в семье могут быть не только мужчины (отец, отчим, дед, дядя и проч.), но и женщины, а также старшие (по отношению к младшим), что также затрудняет распознавания насилия.

 

Истоки  домашнего насилия. Иногда насилие в семье – продуманный рациональный способ избавиться от раздражающего или мешающего родственника, чтобы расширить вынужденное пространство чаще, пожалуй, имеет место комбинация рационального и иррационального, непонятные самому насильнику причины его поведения, хотя, конечно, сам он нередко рационализирует причины своих действий, объясняя их невыносимостью поведения жертвы: «Я не хотел, это она меня довела…».

Типичный  путь прихода к семейному насилию  как в качестве насильника, так  и в качестве жертвы происходит через  «домашнюю школу насилия», пройденную в детстве – несформированность социальных навыков, через неумение выразить свои чувства, приводящие к перенапряжению и взрыву по самому пустяковому поводу. Можно выделить различные патологические сценарии, способствующие попаданию человека в водоворот семейного насилия: это и созависимость, и «совершенная дочь алкоголика», и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОСТРАДАВШИХ ДЕТЕЙ.

 

Пережившие  насилие в большей степени  приводит к развитию устойчивых симптомов  возрастающего напряжения, таких, как проблемы со сном, раздражительность, трудность концентрации внимания. Эти признаки в большей степени характерны для детей, переживающих физические избиения и побои от взрослых. Дети рядом с агрессором постоянно находятся в готовности реагировать на потенциально-угрожающие ситуации. В результате хронического насилия детям всё труднее устанавливать и поддерживать контакты и успешно учиться. Расхождение параметров между уровнем притязаний и самооценкой приводит к показателю неудовлетворённости ребёнка самим собой. По мнению А.М. Прихожан, дети, пережившие насилие, имеют более низкий уровень притязаний в общении со сверстниками и самопринятии. Эти дети усвоили и приняли факт собственной «плохости» и не могут поверить в себя. Достоинство детей обесценено, мотивация общения, как ведущей деятельности для подросткового возраста, не удовлетворяется из-за переживаний одиночества и изолированности. Восприятие собственного тела искажено страхами и отвержением.

Информация о работе Дезадаптация детей младшего школьного возраста как следствие семейного насилия