Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:28, реферат
Альфред Адлер со своим открытием «комплекса неполноценности» заложил теоретические основы для понятия дезадаптированной личности. Он полагал, что все дети глубоко переживают чувство неполноценности из-за малых физических размеров и недостатка сил и возможностей по сравнению со взрослыми. Особенно это касается детей часто болеющих, имеющих те или иные отклонения, физические недостатки. У ребёнка возникает стремление к компенсации своего недостатка.
Дезадаптированные дети обычно имеют все те черты характера, которые имеет человек, ушедший в болезнь, то есть изоляцию от среды. Их дезадаптация носит форму протеста против нормальных форм социальной активности, они не в состоянии вернуть себе утраченное самоуважение и чувствуют безнадёжность в достижении необходимого уровня престижа. Их кооперативные чувства подавлены и порой трансформированы в прямо противоположные негативные чувства.
ВВЕДЕНИЕ стр 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ. стр 8
1.2. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ стр 15
1.3. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ стр 20
1.4.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА КАК ФАКТОР ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ стр 23
Глава 2. СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ КАК НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ
2.1. СООТНОШЕНИЕ НАСИЛИЯ И ЭТАПОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. стр 31
2.2.МЕХАНИЗМЫ И ИСТОКИ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ стр 34
2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕРТВЫ стр 40
Глава 3.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ. стр 45
3.1. БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ стр 45
3.2. ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ, ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ВСЛЕДСТВИЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ. стр 59
3.5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ТЕРПЯЩИМИ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ стр 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр 63
В схематическом виде процесс дезадаптации развёртывается по принципу «замкнутого порочного круга» ( Е. Олкинуора 1983 год), где пусковым механизмом является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем немалое значение имеют и те особенности, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности. Патогенность тех или иных факторов, как отмечал Мясищев (1960 г.), определяются не только объективным характером травмирующей ситуации, но и субъективным отношением к ней личности, поэтому процесс дезадаптации в большей степени зависит от мотивационной структуры, эмоциональных и интеллектуальных особенностей индивида. По мнению И. Г. Беспалько (1981 г.), каждый человек со свойственным ему «конституционным соматотипом» живёт в своём, свойственном ему «стрессовом фоне» социальной среды, проявляя как избирательную чувствительность, так и определённые формы реагирования на них. Дезадаптация усугубляет имеющиеся у человека отклонения, что ведёт к ещё большей дезадаптации и дальнейшим отклонениям в развитии. Таким образом, клинико-психологический подход к изучению проблем дезадаптации и её проявлений ориентирует на исследование факторов и ситуаций повышенного риска в формировании всевозможных патологических изменений, выделением наиболее уязвимых по отношению к неблагоприятным воздействиям контингентов среди населения – так называемых групп риска.
Т. В. Дорожовец обнаружила три дезадаптивных стиля:
-аккомодационный
- ассимиляционный
-незрелый
Аккомодационный стиль отражает стремление ребёнка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.
Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребёнка подчинить социальную среду своим потребностям.
В случае незрелого
стиля приспособления, связанного с
психологической незрелостью
Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей приспособления ведёт к школьной дезадаптации.
Обучение в школе требует определённого уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:
- Показатель интеллектуального развития – несёт в себе информацию об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребёнка.
- Показатель эмоционального развития – отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребёнка.
- Показатель сформированности коммуникативных навыков.
- Уровень зрелости ребёнка.
Результаты исследований Г. М. Чуткиной показали, что исходя из перечисленных показателей, можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе:
- Высокий уровень адаптации.
Учащийся положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, решает усложнённые задачи, прилежен, внимательно слушает учителя, выполняет поручения, проявляет интерес к самостоятельной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.
- Средний уровень адаптации.
Ученик положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных эмоций, понимает учебный материал, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при указании взрослого, сосредоточен на том, что ему интересно, поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
- Низкий уровень адаптации.
Ученик отрицательно относится к школе, жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, нарушает дисциплину, к урокам готовится нерегулярно, пассивен, близких друзей не имеет.
Фактически, третья стадия – это уже дезадаптация.
Многие зарубежные и отечественные психологи утверждают, что термин «школьная дезадаптация» или школьная неприспособленность представляет собой любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения. К. Ловелл (1973 г.) перечисляет симптомы, которые автор рассматривает как критерии дезадаптации, особенно если они проявляются в различных комбинациях и довольно постоянно. В их числе агрессия по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решения, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, лживость, заметная уединённость, чрезмерная угрюмость и недовольство, заниженная самооценка, побеги из дома, из школы, тики, энурез, запоры, поносы, прерывистый почерк, говорение с самим собой.
Возвращаясь
к вопросу о проявлениях
Вместе с тем, как показывает практика, а также данные специальных исследований (Г. Б. Шаумаров, Б. И. Алмазов), педагог способен лишь констатировать факт неуспеваемости школьника, однако в большинстве случаев он не может правильно определить её истинных причин, если ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетенции. И хотя в этой связи и у учителя, и у неуспевающего ребёнка возникает немало серьёзных проблем, порождаемых, прежде всего, неадекватностью педагогических воздействий и формирующимся на их основе взаимным чувством неприязни и открытой конфронтации, вряд ли было бы корректно упрекать педагога в подобной диагностической несостоятельности. Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.
С. А. Беличева выделила ряд факторов, способных стать причинами школьной неуспеваемости. Среди них:
1. Социально-педагогическая запущенность (П. П. Блонский, И. В. Дубровина, Т. В. Фомичёва, Е. Е. Кравцова)
2. Длительная и массивная психиче
3. Эмоциональные расстройства (Л. С. Славина, А. И. Захаров, Я. Стреляу)
Каждый из этих факторов имеет сложноорганизованную структуру и потому нуждается в тщательном анализе, который мог бы позволить оценить истинную меру его деструктивных или тормозящих влияний на процесс развития конкретного ребёнка.
1.2ПРОБЛЕМАСОЦИАЛЬНО-
Английские психологи Хевитт и Дженкинс выделяют две большие категории дезадаптированных детей:
- Дети с так называемыми «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех
- общественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;
- Дети с несоциализироанным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и своей семьёй, имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности и мстительности.
П. Скотт, уточняя
данную классификацию показал, что
категорию социализированных
И. В. Дубровина называет вторую группу детей «группой риска» с точки зрения возможности совершения ими правонарушения, так как их поведение выходит за рамки социальной нормы, они плохо поддаются, активно сопротивляются воздействиям со стороны.
М.М. Кравцова говорит о том, что в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одинокие. Одних устраивает второстепенная роль, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания со знаком минус – становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята – явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.
Исследуя проблему отверженности, М.М. Кравцова пишет, что такие дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные реакции.
Отвергаемые дети не умеют управлять своими чувствами, сдерживать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл поступков. Исследователь даёт портретную галерею детей – изгоев:
Ещё Януш Корчак писал, что дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелёгкой судьбе своего подопечного, жалеют его и берут под своё покровительство, обрекая на одиночество и оскорбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения.
Американский психолог В. Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом незащищённости ребёнка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться таким образом отвечают агрессией. Ребёнок же не умеет общаться иным способом и часто даже рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.
Ребёнок, избравший подобную тактику, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьёз и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.
Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.
Такой ребёнок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет.
Чаще агрессивный ребёнок становится инициатором групповой травли или издевается над жертвой в одиночку при попустительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребёнок будет пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать. Остановимся на психологических особенностях преследователя и жертвы, склонных к агрессивному поведению.
Агрессор – нападающий. Ребёнок почти всегда испытывает трудности в общении с семьёй и другими детьми. Он изначально отличается от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Ему свойственно невнимание к чувствам окружающих. Агрессивными часто бывают дети, наделённые лидерскими чертами, бунтующие против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.
Эмоциональная неудовлетворённость заставляет детей искать «утешение» в причинении боли другим – они мучают животных, издеваются над детьми, оскорбляют их словесно и действиями. И тем самым обретают внутреннее равновесие. Жертвами таких детей становятся те из сверстников, кто слабее их и не умеет за себя постоять. Иногда, встретив серьёзный отпор со стороны намеченной жертвы, агрессор может отступить. Серьёзное отставание в учёбе так же может быть как следствием, так и причиной агрессивности ребёнка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, имеют низкий уровень грамотности. Сам факт неуспеваемости в обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которые могут перерасти в протест, агрессивное поведение, желание самоутвердиться за счёт более успкшных в учёбе сверстников.
Отвергаемый агрессор. Ребёнок не умеет отстаивать интересы в споре, не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывается от игры, неудачи надолго выбивают его из колеи. Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище.
Информация о работе Дезадаптация детей младшего школьного возраста как следствие семейного насилия